Меню

1 дайте определение понятия здоровье как его определила всемирная организация здравоохранения

Определение здоровья

«По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье: «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946г.). Опубликовано много исследований с критикой или коррекцией этих представлений существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определениях, что такое здоровье… «Девять ступеней к здоровью», статья «Как обычно понимают здоровье?» с. 22-23 (Москва Бином, 1997г.)…

… В 1984 году рабочая группа ВОЗ обсуждая «Концепции и принципы обеспечения здоровья», составила итоговый документ, в котором уже дана новая концепция здоровья как: «степени способности индивида или группы с одной стороны реализовывать свои стремления и удовлетворять потребности, с другой – изменять или кооперироваться со средой. Здоровье поэтому рассматривается как ресурс каждодневной жизни, а не цель жизни.»

«По определению, принятому в 1948 г. Всемирной организа­цией здравоохранения, здоровье — это состояние полного телес­ного, душевного и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней и повреждений.

В последние годы (девяностые) Институтом гигиены детей и подростков МЗ СССР предложено более конкретное определение здоровья. «Здоровье — отсутствие болезни и повреждения, гармоничное физическое развитие, нормальное функционирование органов и систем, высокая работоспособность, устойчивость к неблаго­приятным воздействиям и достаточная способность адаптиро­ваться к различным нагрузкам и условиям внешней среды» [Сердюковская Г.Н., 1979]. Были предложены для детей 5 групп здоровья, но по существу только 1-я группа характеризовала здоровых, а 2—5-я группы говорили о болезни. Это доказывает, что развитие отечественной педиатрической науки было направлено, главным образом, на изучение различных заболе­ваний и сейчас учение о многих, сложнейших проблемах пато­логии детского возраста, о заболеваниях, иногда исключитель­но редких, не определяющих общего уровня здоровья детского населения, ушло далеко вперед и мы знаем о каждом детском заболевании существенно больше, чем о здоровом ребенке в целом.»

(Детская спортивная медицина под редакцией С.Б.Тихвинского, С.В.Хрущева –М.: медицина. – 1991.-560с.)

«Здоровье следует рассматривать как процесс адаптации к социальной и внеш­ней среде. Это возможность адаптировать­ся в изменяющейся внешней среде, при­спосабливаться к росту и старению, к ле­чению при нарушениях, к страданиям и мирному ожиданию смерти» (Illich. I., 1977).

«Здоровье, по определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физиче­ского, душевного и социального благопо­лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Не следует пу­тать понятия «здоровье индивидуума» и «здоровье населения».

Здоровье индивидуума (человека) — это динамический процесс приспособле­ния к окружающей среде.

Анализируя здоровье индивидуума и его изменчивость под влиянием внешней среды и физического воспитания надо смотреть на адаптацию организма, его вы­носливость и его реакции.

Критериями оценки здоровья могут явиться: 1) уровень физической работо­способности и морфологического разви­тия на данном этапе; 2) наличие хрониче­ских заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность; 3) социальное благополучие, воз­можность приспосабливаться к меняю­щимся условиям жизни и сохранение оп­ределенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней сре­ды, реакции организма на воздействие внешней среды.

Следует отметить, что сильный внеш­ний раздражитель для детренированной клетки (организма) вводит ее в патологи­ческий режим, то есть в болезнь, а для тренированной — это нормальная интен­сивная работа. Какую клетку (или орган) мы считаем больной? Клетка больна, если она не справляется со своими функция­ми — осуществлять движение, выделять гормоны, продуцировать нервные им­пульсы и т.д.

Одной из возможных причин возник­новения патологии клетки (органа или функциональной системы) является детренированность (гиподинамия). Если клетка периодически не получала доста­точных нагрузок, она детренируется и на нормальный раздражитель дает понижен­ную реакцию. Если раздражитель превы­шает предел достигнутой тренированно­сти, клетка вступает в патологический ре­жим, при котором химические реакции идут не до конца, и в ней накапливаются продукты распада.

Еще одна причина — недостаточное (плохое) питание. В крови не хватает энергетических или строительных мате­риалов (аминокислот, витаминов, микро­элементов, кислорода и пр.), и нарушается микроциркуляция (циркуляция крови).

Следующая причина — нарушение гормональной регуляции со стороны эн­докринной системы, накопление метабо­литов, микробных токсинов и др., кото­рые тормозят действие ферментов.

Кроме того, причиной могут стать пря­мые повреждения клеток (генов) из-за ра­диации, отравлений и др. Это самая тяже­лая патология.

Изменение внешней среды также ме­няет функцию клетки (органа, функциональной системы). Клетки многоклеточ­ного организма составляют органы (функ­циональные системы) пищеварения, раз­множения, движения, восприятия раздра­жений, регулирования и пр.

Особое внимание следует уделить ор­ганам регуляции (ЦНС), которые в про­цессе эволюции получили дальнейшее развитие, усовершенствование.

Условно можно выделить первую регу­лирующую систему (I PC) — кровеносную систему, кровь и лимфу; вторая регули­рующая система (II PC) — эндокринные железы; третья (III PC) — вегетативная нервная система; четвертая (IV PC) носит название анимальной нервной системы и отвечает главным образом за связи орга­низма с внешней средой. В IV PC пред­ставлены также «датчики» — рецепторы кожи, мышц, суставов и, в меньшей степе­ни, внутренних органов, доставляющих в сознание информацию о теле.

Читайте также:  Сходящееся косоглазие группа здоровья детей

В функциональном отношении все ре­гулирующие системы (PC) связаны между собой прямыми и обратными связями.

Следует отметить, что всякая схема живых организмов условна. Анатомиче­ски органы четко отделены, физиологиче­ски же они участвуют в совершенно раз­ных функциях.

Патология — это то, что происходит в органе (или организме), когда функция подсистемы серьезно нарушена.

Важным фактором в возникновении болезней является психика. Значение нервного фактора в возник­новении болезней к концу XX в. резко возросло, особенно в больших городах и у лю­дей, занимающихся умственным трудом. Поэтому есть все основания рассматри­вать «систему напряжения» как важней­шую по своему влиянию на здоровье и бо­лезни.

Болезнь организма — это взаимодейст­вие функций органов, которые сами меня­ются во времени, так как болезни свойст­венна динамика, нестабильность.

Первая фаза болезни характеризуется углублением изменений в клетках и орга­нах, снижением характеристик, так что обычные нагрузки (физические и психи­ческие) становятся слишком большими и ведут к нарастанию болезни.

В возникновении болезней виновата не сама по себе «система напряжения», а только ее «перетренировка» в результате интенсивной и чаще неприятной деятель­ности без должного отдыха.

Мышцы и система газообмена объеди­нены, так как они детренируются вместе из-за отсутствия достаточных нагрузок. В системе «питание» вред приносят два фак­тора: переедание и недоедание. В терморегуляции — отсутствие закалива­ния. Система соединительной ткани и им­мунитета не имеет прямой связи с психи­кой и поражается вторично: стрелки со знаком (-) идут к ней от всех других четы­рех систем.

В ряде болезней с левой стороны пере­числены поражения почти всех внутрен­них органов, которые названы инфекционно-аллергическими. Это означает, что в основе их лежит не только внешняя ин­фекция, но главным образом — не соот­ветствующая ей реакция иммунной систе­мы и соединительной ткани. В качестве «дополнительного входа» для органов, зависящих от физической работы, служит детренированность (это касается сердца, легких, суставов, мышц), а для других (пе­чени и в меньшей степени почек) — не­правильное (нерациональное) питание. Инфекция присутствует во всех этих бо­лезнях, и если у большинства людей они не развиваются, то лишь благодаря пра­вильному функционированию защитной системы.

Факторами риска склероза явля­ются повышение холестерина, связанное с избыточным и неправильным питанием, гипертония, которая, видимо, вызвана стрессами, курением и гиподинамией (детренированностью).

Следует помнить, что переедание, фи­зическая детренированность, психиче­ские перенапряжения (стрессы) и отсутст­вие закаливания являются главными при­чинами болезней.» [Валеология профессор В.И.Дубровский Москва, 1999г.]

Источник

Всемирная организация здравоохранения о здоровом образе жизни

Здоровье человека в понимании ВОЗ — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Физическое здоровье определяется состоянием и функционированием организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.

Душевное здоровье определяется тем, насколько человек доволен собой и как успешно справляется со своими ежедневными функциями. Если человек душевно здоров, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Для поддержания душевного здоровья необходимо уделять достаточное время отдыху и увлечениям, иметь возможность получать новый опыт и делиться своими чувствами и переживаниями с другими людьми, которые могут его понять.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек умеет контактировать с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения в обществе, он уважает права людей, умеет оказывать помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

При таком понимании здоровья можно сказать, что основная цель школьного образования — научить детей быть здоровыми в течение всей жизни.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Образ жизни реализуется в четырех сферах: 1. Трудовой. 2. Общественной. 3.Семейно-бытовой. 4. Досуговой. Все составляющие образа жизни интегрированы между собой следующими элементами: 1. Межличностные связи. 2. Нравственные отношения в обществе, выступающие как регулятор поведения человека.

Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:

  • Психоэмоциональные перегрузки.
  • Недостаточную физическую активность.
  • Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела.
  • Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.
Читайте также:  Журнал здоровья сотрудников бланк

Эффективным мерами по предупреждению преждевременной смертности населения являются:

  • совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения;
  • создание эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);
  • создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях;
  • мотивирование работодателей к участию в охране здоровья работников;
  • профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;
  • мотивирование руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников.

Какова же роль самого человека? Всемирная организация здравоохранения подчеркивает, что не существует никакого «оптимального образа жизни», который должен быть всем предписан. Задачи государства — обеспечить гражданам свободный информированный выбор здорового образа жизни, сделать здоровый образ жизни доступным для каждого. Если эти задачи выполнены, на гражданина накладываются определенные обязательства для предупреждения расходов здравоохранения.

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, ПРИНЯТОЕ ВОЗ

• В 1946 г. Устав ВОЗ определил здоровье как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и других дефектов».

• В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием «социальной и экономической продуктивности индивида».

Были определены следующие задачи:

• превратить проблемы здравоохранения и условий жизни в аспект политического мировоззрения;

• обеспечить больным общедоступную медицинскую помощь;

• активизировать деятельность в области охраны здоровья;

• заняться профилактикой и контролем отдельных болезней.

Все это стало базой для разработки принципов Нового общественного здравоохранения :

• Новое общественное здравоохранение (НОЗ)– это комплексный подход к охране и укреплению здоровья отдельных людей и общества в целом.

• НОЗ предполагает координацию выполнения на государственном, региональном и местном уровнях государственных и неправительственных программ, основная цель которых – создание здоровых социальных и физических условий окружения и обеспечения условий для здорового образа жизни, питания населения.

• НОЗ использует различные средства для улучшения здоровья населения, включая все уровни государственных органов здравоохранения и смежных ведомств , средства массовой информации, группы лоббирования академических, профессиональных и потребительских интересов.

• В своей деятельности НОЗ для достижения намеченных целей применяет эффективное руководство и экономически целесообразное использование финансовых, человеческих и других ресурсов.

• Для оценки деятельности и планирования мероприятий по охране здоровья населения необходим постоянный мониторинг эпидемиологических, экономических и социальных аспектов состояния здоровья населения.

Критерии здоровья:

• Психосоматическое состояние человека;

• Субъективная или объективная оценка здоровья;

• Способность индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции в полном объеме.

• Здоровье определяется как состояние оптимального приспособления к требованиям окружающей среды, а болезнь- функциональная или органическая недостаточность приспособляемости.

Здоровье –это свобода от ограничения качества жизни вследствие снижения физической, психической, функциональной деятельности или вследствие боли.

Уровни здоровья:

Показатели оценки общественного здоровья:

Показатели оценки общественного здоровья:

• Отчисление валового национального продукта на здравоохранения

• Доступность первичной медицинской помощи

• Охват населения МП

• Уровень детской и материнской смертности

• Состояние питания детей

• Средняя продолжительность предстоящей жизни

• Гигиеническая грамотность населения

Индивидуальная оценка здоровья:

• Ресурсы здоровья -это морфофункциональные и психологические возможности организма изменять баланс здоровья в положительную сторону.

• Потенциал здоровья -это совокупность способностей индивидуума адекватно реагировать на внешние факторы.

• Баланс здоровья –это равновесие между потенциалом здоровья и действующими на него факторами

• Обычно выделяют 5 групп здоровья

Здоровье в системе общественных потребностей:

• Пирамида потребностей — это ранжированные по степени важности потребности в общей иерархии. В основании лежат физиологические потребности человека, на вершине- потребность людей в самовыражении, в самореализации и самоутверждении.

• Потребность в здоровье занимает приоритетное место: это основа существования человека. То есть здоровье -это мера жизни.

• Лишь по мере потери здоровья начинается осознание его, как главной жизненной ценности в системе человеческих потребностей.

• Различают насыщаемые и не насыщаемые потребности. К насыщаемым потребностям относится пища, к не насыщаемым -тяга к познанию.Потребность в здоровье является насыщаемой (до определенного возраста), в то же время качество методов и средств лечения не ограничены заранее заданным пределом.

• Потребность в здоровье бывает индивидуальной, семейной, групповой и общественной.

• Наибольшую значимость потребность в здоровье имеет в странах с развитой социально ориентированной рыночной экономикой. Здесь сама потребность в здоровье становится системообразующим фактором.

• Капитал-это сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе экономической деятельности.

• «Человеческий капитал»- это воплощенные в рабочей силе здоровье, образование, квалификация. В соответствии с этим, уровень здоровья определяет в значительной степени величину человеческого капитала.

• До 20 летнего возраста в среднем расходы на здоровье составляют до 200 тыс. долларов. К 40 годам расходы полностью компенсируются, к 60 годам доход составляет около 200 тыс. долларов. Это по минимуму.

Читайте также:  Желаю вас цвести расти копить крепить здоровье

• Согласно современным подсчетам денежный эквивалент человеческого капитала, необходимый для свободного развития человека составляет 1,5 млн долларов США.

Здоровье, как основа безопасности страны:

• В соответствие с этой концепцией обосновывается необходимость инвестиций в здоровье человека.

• Высокий уровень здоровья индивида, семьи, общества реализуется в создании большого социально-экономического потенциала нации. Здоровье нации влияет на количественную и качественную характеристику трудовых ресурсов, потенциал деятельности, ВВП и национальный доход.

• Недооценка роли здоровья чревата снижением рождаемости и продолжительности жизни, увеличением смертности, что сопровождается падением качества жизни и приводит к замедлению социально-экономического развития общества и снижению его места в мировом пространстве.

• Здоровье нации является не только целью, но и одним из условий современного экономического роста и безопасности страны.

• На охрану здоровья в развитых странах расходуется 9-10% от ВВП, развивающихся странах 2,5% ВВП. В США на одного жителя расходуется 2765 долларов в год, Франции 1850 дол, Германии 1511 дол.

• В России-159 долларов; около 4 % ВВП, из них около 50% за счет личных средств населения .

Взаимосвязь здоровья с уровнем и качеством жизни:

• Качество жизни — это обобщающая социально-экономическая категория, посредством которой оценивается качественный уровень потребления населением товаров и услуг, возможность удовлетворять духовные интеллектуальные, культурные потребности, а также здоровье, условия окружающей среды, душевный комфорт и др.

• Совокупность условий жизни населения, соответствующих достигнутому социально-экономическому уровню развития определяет уровень жизни.

• Между уровнем жизни и здоровьем существует тесная взаимосвязь.

• Высокий уровень жизни позволяет поддерживать здоровье с использованием современных технологий.

• В то же время хорошее здоровье способствует высокой работоспособности и повышению уровня жизни.

• Поэтому, охрану и укрепление здоровья необходимо относить к одному из базовых способов повышения уровня жизни.

Комплекс условий для повышения уровня здоровья и жизни:

• Формирование безопасной и здоровой среды;

• Обеспечение здорового образа жизни.

• Создание более лучших здоровых условий для проживания, работы и отдыха.

• Возможность проведения активного досуга.

• Освоение новых оздоровительных технологий.

• Государственная и общественная поддержка здоровья.

• Формирование нового мировоззрения на здоровье как основной системообразующий фактор на всех уровнях общества

• Фактор здоровья все больше становится показателем достигнутого уровня качества жизни.

Индекс развития человека объединяет показатели:

• Национального дохода на душу населения

• Образовательного уровня взрослых.

• Ожидаемой продолжительности жизни.

• Формирование здоровья происходит под воздействием множества факторов и определяется образом жизни.

Факторы риска:

Потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического, социального характера, окружающей и производственной среды, повышающие вероятность развития заболевания, их прогрессирования и неблагоприятного исхода .

Группировка обусловливающих здоровье факторов риска:

Сферы влияния факторов Группы факторов риска Удельный вес (в %) ФР
Образ жизни Генетика биология человека Внешняя среда Здравоохранение Курение. Употребление алкоголя Несбалансированное питание. Стрессовые ситуации (дистрессы). Вредные условия труда. Гиподинамия Плохие материально-бытовые условия Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами Непрочность семей, одиночество Низкий культурный и образовательный уровень Высокий уровень урбанизации и пр. Предрасположенность к наследственным болезням Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням (наследственное предрасположение к заболеваниям)Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воздуха. Загрязнение канцерогенами и другими вредными веществами воды. Загрязнение почвы Резкая смена атмосферных процессов Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения Неэффективность профилактических мероприятий Низкое качество медицинской помощи Несвоевременность медицинской помощи 49-53 18-22 17-20 8-10

Образ жизни и здоровье:

• «Здоровый образ жизни (ЗОЖ)» можно определить как систему разнообразных типических форм поведения, которая формируется в конкретных микро и макро условиях, обладает внутренним единством и ориентацией на здоровье в рамках концепции качества жизни.

• Необходимо формировать моду на ЗОЖ, индивидуальную ответственность за собственное здоровье, здоровье детей и близких. Для формирования ЗОЖ необходимо необходима разработка его концептуальных основ.

• Революционный переход на ЗОЖ вряд ли целесообразен! Необходим поэтапный, научно обоснованный физиологический переход на ЗОЖ, не сопровождающийся насилием и стрессом!

Факторы, определяющие здоровый образ жизни:

  • качество окружающей среды
  • условия труда (санитарно-гигиенические и социально-психологические)
  • уровень доходов
  • жилищные условия
  • доступность приобретения продуктов питания, спортивных товаров
  • развитость инфраструктуры (транспорт, бытовое обслуживание, магазины, поликлиники, спортзалы, кинотеатры и др.)

Здоровый образ жизни:

А.Создание условий для развития здоровья:

  • рациональное питание
  • двигательная активность
  • рациональное использование внерабочего времени, организация досуга
  • рациональное отношение к здоровью
  • характер межличностных отношений

Б.Ограничение вредных привычек, (НЕ):

  • удовлетворенность местом проживания

содержанием труда, санитарно-гигиеническими и психологическими условия труда

возможностями отдыха и лечения

возможностями для занятий физкультурой и спортом;

о ценности здоровья в ряде других ценностей

Источник

Adblock
detector