Меню

10 задач по здоровью ребенка

Викторина «Азбука здоровья»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (341 кБ)

Цели: Формировать ЗОЖ. Воспитание убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  • Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Место проведения: классная комната.

Время проведения: 40 минут.

Возраст: 1-4 классы.

Участвуют 2 команды по 10 человек.

“Название” (до 3 баллов)

Придумать название командам, с учетом тематики данной викторины.

“Дай ответ” (по 2 балла за ответ)

1) Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, чеснок, липа).

2) В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).

3) Кто такие “моржи”? (Люди, купающиеся зимой в проруби).

4) Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).

5) Назовите зимние виды спорта?

6) Назовите летние виды спорта?

7) Можно ли давать свою расческу другим людям? (Нет, т.к. можно подхватить вшей, кожные заболевания).

8) Кто такие йоги? (Люди, занимающиеся гимнастикой, медитацией).

9) Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).

10) Сок этого растения используют вместо йода? (Чистотел).

11) Почему нельзя пить воду из реки или лужи? (В грязной воде находятся различные микробы, которые переносят опасные заболевания).

12) Почему нельзя гладить бездомных и чужих кошек и собак? (Можно подхватить блох, клещей, лишай).

3. “Угадай-ка” (по 2 балла за ответ)

Загадки о спорте и здоровье.

1) Его бьют, а он не плачет,
Веселее только скачет. (Мяч)

2) Два колеса подряд,
Их ногами вертят. (Велосипед)

3) Михаил играл в футбол
И забил в ворота . (гол).
4) Не пойму, ребята, кто вы?

Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в . (волейбол).

5) гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)

6) Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повымыла. (Зубная щетка)

7) Зубаст, а не кусается.
Как он называется? (Гребень, расческа)
8) Я несу в себе водицу.
Нам водица пригодится.
Можно мыться без хлопот,
Если есть . (водопровод).

4. Ответьте на вопросы: На слайде. Смотреть презентацию.

1. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов предпочтительнее употреблять в пищу? (сосиски, мясо, колбаса, сардельки)

2. Какой молочный продукт благоприятно действует на пищеварительный процесс? (сыр, кефир, мороженное, масло)

3. Какой из этих фруктов богат железом?. Его очень полезно употреблять при анемии. (апельсин, яблоко, груша, мандарин)

4. Какой фрукт полезно употреблять во время простуды? (слива, яблоко, лимон, банан)

5. В каком из этих овощей много фермента роста- каротина? (лук, огурец, картофель, морковь)

6. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов богат кальцием и полезен для укрепления костей, зубов? (масло, сметана, сыр, творог)

5. Конкурс “Анаграммы” На листочках

Нужно собрать слово, связанное со здоровьем. Кто быстрее?

6. Собери пословицу. На листочках.

ЧИСТОТА – ЛУЧШАЯ (КРАСОТА)

ЧИСТО ЖИТЬ — (ЗДОРОВЫМ БЫТЬ)

КТО АККУРАТЕН — (ТОТ ПРИЯТЕН)

ЗДОРОВЬЕ — (ДОРОЖЕ ВСЕГО)

НЕ ДУМАЙ БЫТЬ НАРЯДНЫМ,
А ДУМАЙ БЫТЬ (ОПРЯТНЫМ)

7. Конкурс “Загадки – помощники гигиены”

Соблюдение здорового образа жизни неразрывно связано с правилами гигиены. А в соблюдении правил гигиены нашими помощниками могут быть, кто вы узнаете, отгадав загадки и нарисовав отгадки.

1.Вафельное, полосатое,
Гладкое, лохматое,
Всегда по рукою,
Что это такое? (полотенце)

2. Волосистою головкой
В рот она влезает ловко
И считает зубы нам
По утрам. (зубная щётка)

3.Только ей судья кивнёт
По бревну скакать начнёт!
С длинной ленточкой попляшет
С брусьев ножками помашет
А потом попьёт воды
И ждёт оценок за труды. (гимнастка)

4.Есть лужайка в нашей школе
А на ней козлы и кони
Кувыркаемся мы тут
Ровно 45 минут
В школе кони и лужайка,
Что за чудо угадай-ка? (спортзал)

5.Двухметровая детина
Мяч к мячу, за ним второй
Ведь корзина – то с дырой! (баскетбол)

Читайте также:  Работы много здоровья мало

6.10 плюс один кого-то
Мяч хотят загнать в ворота
А 11 других
Не пустить стремятся их. (футбол)

7.Зелёный луг,
100 скамеек лишь вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ
На воротах этих
Рыбацкие сети. (стадион)

8.Лёд вокруг прозрачный, плоский
Две железные полоски
А над ними кто-то пляшет
Прыгает, руками машет. (фигурист)

9. Кто по снегу быстро мчится
Провалиться не боится? (лыжник)

10.Вроде ёжика на вид
Но не просит пищи
По одежде побежит
Она станет чище. (щётка)

Наша викторина закончилась. Жюри подсчитывает баллы.

Источник

Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни

Дата публикации: 11.01.2019 2019-01-11

Статья просмотрена: 3838 раз

Библиографическое описание:

Волкова, И. В. Ситуационные задачи для школьников 10–15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни / И. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55449/ (дата обращения: 07.06.2021).

В статье рассматривается возможность применения ситуационных задач для школьников 10–15 лет для отработки знаний по здоровому образу жизни, умений и владений на практике, что в дальнейшем должно мотивировать учеников вести здоровый образ жизни.

Ключевые слова: ситуационные задачи, профилактика, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии.

In article the possibility of application of situational tasks for school students of 10–15 years for working off of knowledge of a healthy lifestyle, abilities and possession in practice is considered that has to motivate further pupils to lead a healthy lifestyle.

Keywords: situational tasks, prevention, healthy lifestyle. health saving technologies.

В настоящее время одним из направлений современной средней общеобразовательной школы является реализация здоровьесберегающей учебно-воспитательной работы в школе. У государства существует потребность в здоровых гражданах, но реальное состояние здоровья детей школьного возраста постепенно снижается. Причинами ухудшения здоровья детей являются не только усложняющиеся учебные программы, негативное влияние школьной среды, сложная организация учебно-воспитательного процесса на здоровье учащихся, а также отсутствие в образовательных учреждениях целостной системы управления и развития здоровьесберегающей среды обучения, но и несоблюдение самими детьми и их родителями здорового образа жизни [1, 2, 3].

Здоровый образ жизни — это мышление и поведение человека, направленное на охрану и укрепление своего здоровья, а также привычки, которые благоприятно воздействуют на здоровье человека. Образ жизни формируется обществом или группой, в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Задачей учителя общеобразовательной школы в доступной форме актуализировать знания о здоровом образе жизни у учащихся, установить взаимосвязь здоровья человека с их образом жизни.

Современным методическим приёмом в обучении является использование ситуационных задач, которые направлены на решение практически значимых ситуаций.

Мы составили ряд ситуационных задач в виде последовательно развивающихся событий про ученика 3 «А» Вити П. Данные задачи можно использовать на мероприятиях, посвященных здоровому образу жизни, на уроках по окружающему миру, биологии, ОБЖ, а может быть данные задачи необходимо разместить в детских журналах.

Задачи составлены в соответствии со следующими критериями:

1) Ситуационная задача сформулирована в виде рассказа.

2) Для ситуационной задачи пообобраны темы, которые привлекают внимание школьников и вызывают неподдельный интерес учащихся.

3) Для ситуационной задачи выбраны современные случаи, произошедшие в жизни, поэтому ситуационные задачи актуальны.

4) Ситуационная задача вызывает чувство сопереживания главному действующему лицу Вите П. В задаче была представлена реальная ситуация, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и т. д.).

5) Ситуационные задачи учитывают возрастные особенности учащихся. Задачи созданы для учеников 10–15 лет. Проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, понятна ученику.

Внимательно прочитайте ситуационные задачи на тему «Помогите ученику «3а» класса Вите П. быть здоровым», подумайте, найдите ответы на вопросы:

Жил –был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Он учился в 3 «а» классе. Витя учился на 4 и 5, был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался со школы домой и нес в одной руке тяжёлый портфель, а во второй — пирожок с луком и яйцом, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу, и Витя ел их, возвращаясь домой. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Кот сидел под кустом и мыл лапу. Витя подошёл к коту и погладил его, взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 недели у Вити сильно заболел живот, и его тошнило. На лбу появилось большое пятно, которое сильно чесалось. Мама Вити вызвала врача. Врач выставил диагноз: «Хронический гастрит, обострение. Микроспория гладкой кожи (по-простому лишай) Нарушение осанки». Витя лечился дома 2 недели.

Читайте также:  Японский профессор кацудзо ниши золотые правила здоровья

Почему Витя заболел? Правильно ли Витя питается?

Как нужно правильно питаться школьникам?

Оцените поступок, который совершил Витя, покормив кота?

Какую опасность представляют бездомные животные?

Правильно ли носить школьный рюкзак в одной руке?

Почему нагрузка на позвоночник должна быть равномерной?

После выздоровления Витя опять начал ходить в школу. Он уже знал, что гладить бездомных животных и кушать на ходу вредно. Когда Витя приходил со школы он сразу же обедал. Потом наступало время отдыха. Витя ложился на диван и играл в игры на телефоне, так проходило 2–2,5 часа, а потом Витя ещё 2 часа слушал на полную громкость песни любимой музыкальной группы в наушниках, сидя за компьютером. И наконец, наступало время для выполнения домашнего задания. Через две недели после такого отдыха (игра на телефоне и прослушивание громкой музыки) Витя сел за чтение, но перед глазами стало всё расплываться. Витя побежал к бабушке и всё рассказал. Бабушка ответила Вите, что сегодня же они пойдут к врачу. Но Витя ничего не мог разобрать, что говорит ему бабушка и просил её говорить громче. На приёме у врача-офтальмолога выставлен диагноз: «Нарушение аккомодации» и назначено лечение. Врач сказал, что через 1 месяц после лечения зрение у Вити полностью восстановится, а ЛОР-врач предупредил Витю, что дальнейшее прослушивание громкой музыки приведёт к глухоте.

Почему у Вити начало портиться зрение? Сколько можно работать школьнику на компьютере в день? Как проводить профилактику нарушений зрения? Что такое аккомодация? Предложите, как Вите проводить свободное время? Почему прослушивание громкой музыки вредит слуховому аппарату?

У Вити наступили долгожданные осенние каникулы. Но Вите было грустно сидеть одному дома. Ему нечем было заняться. Ведь он уже знал, что длительно слушать громкую музыку, долго сидеть за компьютером это вредно, а друзей у Вити не было. Поэтому Витю отправили отдыхать в деревню к бабушке. Бабушка все каникулы усиленно кормила Витю пельменями, пирогами, тортами, жареным мясом, бутербродами с колбасой. Витя рад помочь бабушке воды с колонки принести, дрова нарубить, печь затопить, но бабушка все сама управляется. Вите не дает по хозяйству помогать, бережёт внука, да приговаривает: «Наработаешься ещё». После каникул мама повела Витю на плановый осмотр в поликлинику. Врач измерила Вите рост и вес, оказалось, что у Вити появился лишний вес. Врач посоветовал Вите больше двигаться, а лучше пойти на спортивную секцию. Мама Вити записала сына на секцию баскетбола и каратэ, которые проходили 3 раза в неделю. Через два месяца лишний вес ушёл, и у Вити появилось много новых друзей.

Почему у Вити появился лишний вес? Почему у Вити не было друзей?

Для чего в организме человека откладывается жир в жировых клетках?

Известно, что плодотворный труд укрепляет здоровье людей. Как Вы считаете, чем может Витя заняться в деревне у бабушки?

Наступило 19 января. День Крещения. На улице установилась безветренная зимняя погода с температурой воздуха минус 18 градусов Цельсия. Папа, мама и Витя собрались на купание в проруби. Витя уже с утра готовился к омовению в проруби. Взял с собой купальные очки и плавки, полотенце, сланцы. Это было первое в его жизни погружение, и Витя его ждал с большим восторгом. Вечером Витя и его родители приехали на озеро. Папа первый окунулся в студёной воде. Потом окунулась мама. Витя разделся, все волосы на его теле встали дыбом, появилась неконтролируемая дрожь, но Витя, собравшись с духом, прыгнул в воду. «Как холодно!», — прошептал Витя. И тут же по лестнице выбрался из воды. Мама укрыла Витю полотенцем, и Витя почувствовал тепло во всём теле. Утром у Вити поднялась температура 37,5 °С, заболело горло. Мама вызвала врача. Врач констатировал, что у Вити диагноз: «Острый фарингит», и добавил, что для Вити всё могло обойтись намного хуже, потому что Витя не закалялся раньше. Через 5 дней Витя выздоровел. Его мама и папа решили, что закаляться они и Витя начнут с поздней весны всей семьёй.

Читайте также:  Технологии формирования культуры здоровья дошкольников

Почему у людей возникает дрожь на холоде? Можно ли незакалённому ребёнку купаться в проруби? Что такое закаливание? Правильно ли родители Вити выбрали время позднюю весну для начала закаливания? Какие виды закаливания Вы бы предложили Вите?

Наступила весна. На улице потеплело. Начал таять снег. Зажурчали ручьи. Почки на деревьях набухли почки. Природа начала просыпаться от холодной зимы. Витя был рад весне, но почему-то ему хотелось спать подольше утром, днём спать тоже хотелось, на уроках Витя подставлял кисть руки под голову специально, чтобы не заснуть за партой. К вечеру дремота проходила, и Витя выполнял домашнее задание с 21.00. по 23.30. Выполнив домашнее задание, Витя чистил зубы, умывался и ложился спать. Засыпал уже в начале следующего дня, к 00.30. Утром будильник звенел в 7.00, но Витя не мог проснуться. И поднимался к 7.30. Так прошла вторая неделя. Витя был всё такой же вялый. Мама повела Витю к врачу. Врач выставил диагноз: «Гиповитаминоз», назначил витамины и порекомендовал Вите вовремя ложиться спать в 21.30. Витя чётко выполнял все рекомендации врача, и через две недели Витя снова пришёл в норму.

Почему важен сон человеку? Какая продолжительность сна должна быть у школьника? Какие условия для сна должны быть созданы школьнику? Что такое гиповитаминоз? Какие продукты содержат витамины?

Поздней весной жильцы трехэтажного дома, где жил Витя, вышли на субботник. Витя и его соседи дружно прибирали территорию. Вдруг Витя увидел незнакомца на качели возле своего подъезда. Незнакомец сидел спиной к жильцам, и от него шли клубы дыма. Посидев две минуты, незнакомец кинул на дорожку выкуренную сигарету и вскоре опять закурил. Витя прибежал к незнакомцу и сообщил ему, что он только что подметал дорожки. Витя очутился в голубом дыме от сигареты, почувствовал запах табака и тут же начал сильно кашлять. Незнакомец вскоре исчез. Витя сел на лавочку, отдышался. Приступ кашля прошёл. Витя и соседи на общем собрании жильцов дома решили около детской площадки установят запрещающий знак «Курение на детской площадке запрещено!»

Почему курение вредно? Нарисуйте запрещающий знак «Курение на детской площадке запрещено!» Что такое пассивное курение? Почему люди начинают курить?

Однажды летним вечером у Вити заболел зуб. Всю ночь Витя промучился от зубной боли. Утром мама повела Витю к стоматологу. Врач долго лечил пульпит у Вити. После лечения врач дал Вите несколько советов по профилактике болезней зубов.

Что означает пульпит? Какие советы дал зубной врач Вите?

Таким образом, внедрение ситуационных задач в учебно-воспитательной процесс в школе о здоровом образе жизни являются важным методом в формировании мотивации у детей 10–15 лет к ведению здорового образа жизни.

1. Смирнова, Ю. В. Управление качеством образования на основе мониторинга здоровья учащихся / Ю. В. Смирнова, Д. З. Шибкова, О. А. Макунина// монография. — г.Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-Мастер», 2007. -364 с.

2. Шибкова, Д. З. Организация здоровьеформирующей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья»: монография / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. — 168 с.

3. Шибкова, Д. З. Особенности интегративного развития детей, проживающих в зонах экологического неблагополучия / Д. З. Шибкова, М. В. Семенова, А. А. Шибков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. — 2015. — № 1. — С. 68–77.

Источник

Adblock
detector