Меню

4 группа здоровья это какие диагнозы

Группы здоровья для детей и взрослых. Что они обозначают и зачем нужны

При поступлении ребенка в детский сад, школу, санаторий или летний лагерь определяется группа здоровья. Есть такие группы и для взрослых. Что это за показатель, зачем нужен и на основании чего определяется?

👶 Что такое группа здоровья у ребенка

Группа здоровья – это оценочная категория и условный показатель физического и психического состояния детей и подростков до 17 лет включительно. От группы здоровья зависит, будет ли ребенок ограничен в спортивной или социальной деятельности.

Группа здоровья присваивается на медицинском освидетельствовании по результатам анализов и осмотров врачей. Целью распределения детей по группам стоит сохранение их здоровья и предоставление максимально комфортных условий для развития. Например, если в летнем лагере более проблемных и слабых детей отправят заниматься физкультурой вместе с более сильными и выносливыми, то для первых такие занятия принесут не пользу, а только вред.

Всего существует 5 групп здоровья детей. Порядок их присвоения регламентирован Приказом Минздрава от 30.12.2003 №621.

Как и кем определяется

Группу здоровья определяет медицинская комиссия, состоящая из врача-педиатра, невролога и иных узких специалистов по необходимости. Состояние здоровья ребенка оценивается на момент обследования. Заболевания, ранее перенесенные ребенком – даже в острой форме – не учитываются за исключением хронических.

Врачи дают комплексную оценку здоровья ребенка, учитывая следующие факторы:

  1. Наличие или отсутствие хронических заболеваний, функциональных нарушений и/или врожденных патологий.
  2. Уровень и гармоничность физического и психического развития, соответствие ребенка стандартам по возрастным параметрам.
  3. Способность организма сопротивляться заболеваниям (учитывается частота заболеваемости за последний год, в том числе обострение хронических болезней).
  4. Уровень работы внутренних органов, согласно результатам анализов (функциональное состояние организма).

Виды и характеристика

Присвоение группы здоровья происходит строго после врачебного осмотра, консультации узких и профильных специалистов по необходимости. Поэтому не нужно бояться назначения ребенку той или иной группы. Наоборот, при определении группы здоровья врач даст рекомендации о корректировке образа жизни для улучшения состояния ребенка, а если потребуется – пропишет лечение.

Группа здоровья Простуда и ОРЗ Физическое развитие Функциональные отклонения Хронические заболевания, патологии
Первая (I) Болезни нечастые (2-3 раза в год), протекают легко В норме, соответствует возрасту Отсутствуют Отсутствуют
Вторая (II) Болезни более 3-4 раз в год, частые и/или длительные Нормальное физическое развитие, возможен незначительный дефицит или избыток массы тела. Возможна незначительная задержка физического развития при отсутствии эндокринных заболеваний (низкий рост и т. п.) Незначительные функциональные изменения, хронические заболевания и выраженные нарушения отсутствуют. Возможна предрасположенность к хроническим или наследственным заболеваниям при наличии провоцирующего фактора. Возможна пониженная сопротивляемость к инфекциям Отсутствуют
Третья (III) Болезни более 4 раз в год, затяжные, с осложнениями и долгим периодом выздоровления Осложнения и/или последствия после травм, операций при компенсации функций органов, с возможностью обучения и труда. Возможно незначительное нервно-психическое отставание в развитии, дефицит или избыток веса I, II стадии Есть функциональные отклонения, которые не мешают обучаться и трудиться вместе со сверстниками В стадии ремиссии, с редкими обострениями. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы
Четвертая (IV) Частые обострения хронических заболеваний Возможны физические недостатки или последствия операций / травм при нарушении функций органов, необходимость поддерживающей терапии. Возможность приостановки обучения и снижения социальной активности Функции пораженных органов или систем организма изменены. Заболевания проявляется в выраженной форме В активной стадии или в состоянии нестойкой ремиссии с постоянными осложнениями. Функции органов и систем организма или сохранены, или компенсированы, или компенсированы частично
Пятая (V) Частые обострения хронических заболеваний с осложнениями Выраженные физические недостатки или нарушения в работе органов и систем организма. Дети-инвалиды. Серьезные ограничения для возможности ежедневного обучения, труда, выполнения повседневных дел. Возможно нервно-психическое отставание в развитии Ярко выраженные изменения пораженных органов и систем организма В тяжелой форме, приводящей к инвалидности, с редкими ремиссиями и частыми осложнениями / обострениями. Выраженная декомпенсация функций органов и систем организма. Заболевание характеризуется рецидивным течением, требует постоянного лечения и реабилитации
Читайте также:  Современное состояние здоровья за рубежом

Группа здоровья может изменяться по мере взросления ребенка. Если родители выполняют данные врачом рекомендации по лечению и реабилитации, и здоровье ребенка улучшается, ему могут присвоить более «легкую» группу.

Источник

Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.

Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:

  1. наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
  2. уровень функционального состояния основных систем организма;
  3. степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
  4. уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.

[1], [2], [3], [4]

Основные группы здоровья детей

В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:

  • 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
  • 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
  • 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
  • 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
  • 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Читайте также:  Пьем за здоровье детей

Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».

Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.

Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.

Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.

Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.

Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.

Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:

  • особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
  • социального анамнеза);
  • физическое развитие;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности;
  • функциональное состояние организма;
  • аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.

Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.

Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).

  • 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
  • 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
  • 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
  • о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Читайте также:  Сочинение здоровье моих родителей

Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.

  • Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
    • токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
    • угроза выкидыша;
    • экстрагенитальные заболевания у матери;
    • о профессиональные вредности у родителей;
    • отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
    • хирургические вмешательства;
    • вирусные заболевания во время беременности;
    • посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
  • Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
    • характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
    • пособие в родах;
    • оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
    • оценка по шкале Апгар;
    • крик ребёнка;
    • диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
    • срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
    • срок вакцинации БЦЖ;
    • время отпадения пуповины;
    • состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
    • состояние матери при выписке из родильного дома.
  • Поздний неонатальный период:
    • родовая травма;
    • асфиксия;
    • недоношенность;
    • гемолитическая болезнь новорождённого;
    • острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
    • поздний перевод на искусственное вскармливание;
    • пограничные состояния и их длительность.
  • Постнатальный период:
    • повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
    • наличие анемии;
    • расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
    • наличие диатезов.

Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.

Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.

  • полнота семьи;
  • возраст родителей;
  • образование и профессия родителей;
  • психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
  • наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
  • жилищно-бытовые условия;
  • материальная обеспеченность семьи;
  • санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.

Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.

В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.

Источник

Adblock
detector