Здоровье современных студентов: проблемы и пути решения
Определение необходимости дополнительного образования в области физического воспитания для повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, оптимизации психосоматических характеристик и эмоционально-афферентной сферы студентов.
Рубрика | Биология и естествознание |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.12.2017 |
Размер файла | 16,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Здоровье современных студентов: проблемы и пути решения
Ольховская Елена Борисовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Институт психолого-педагогического образования Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Россия
Автором проанализированы возможности физкультурно-спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи. В ходе эксперимента выявлена необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для повышения двигательной активности, улучшения физической подготовленности, оптимизации психосоматических характеристик и эмоционально-афферентной сферы студентов.
Ключевые слова: здоровье студентов вузов, физическое воспитание, спортивные игры, двигательная подготовленность, тревожность, сенсомоторные реакции
физический воспитание психосоматический образование
Интенсификация учебной деятельности в высших образовательных учреждениях, переход от традиционной организации учебного процесса к инновационным технологиям, повышают требования к уровню работоспособности, к состоянию как психического, так и физического здоровья студентов. Различные статистические исследования убедительно показывают, что количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 13 до 18 %. В связи с этим проблема здоровьесбережения студенческой молодежи сегодня является основополагающей в организации профессионально-образовательного процесса в вузах страны.
Одной из основных задач, решаемых физической культурой в образовательных учреждениях, является оздоровительная задача. Однако она остается мало реализуемой, так как урочные формы занятий способны удовлетворить двигательный режим студентов только на 22-25% [1, с. 34]. Снижение двигательной активности вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических систем организма. Таким образом, основополагающим моментом в оптимизации здоровья студенческой молодежи является увеличение двигательной активности и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и в частности к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью в свободное от учебы время.
Согласно учебному плану студенты организованно могут заниматься физической культурой только два раза в неделю, что составляет 13 — 15% от необходимой двигательной активности. Дополнительное использование средств физической культуры и спорта в объеме 9-14 часов в неделю или 2-2,5 часов ежедневно создает устойчивые предпосылки к укреплению как психического, так и физического здоровья студентов [1, 2].
Выделяют пять инновационных подходов к переосмыслению физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в учебных заведениях [3, с. 131]. Наиболее интересным на наш взгляд являются альтернативные традиционному уроку формы организации физической культуры в учебно-тренировочных группах за приделами академического расписания и в тренировочных режимах. При этом студенты имеют полную свободу выбора в соответствии с их уровнем здоровья и интересами. Данный выбор способствует формированию субъектных качеств, повышает мотивацию к занятиям, социальную активность и ответственность. В организации физического воспитания студентов РГППУ мы придерживались методологических принципов, предлагаемых В.К. Бальсевичем: необходимо учитывать индивидуальные способности студентов и уровень их физической подготовленности; использование в процессе физического воспитания современных технологий спортивной и оздоровительной тренировки; апробирование инновационных преобразований в экспериментальных группах.
Анкетирование первокурсников РГППУ каждый год показывает, что более 50% студентов при выборе для занятий спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм: футболу, волейболу, баскетбол, настольный теннис.
Данные виды спорта характеризуются выполнением физических упражнений в разнообразных вариантах и в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией, и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату двигательных действий.
Для выявления эффективности влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психофизическое здоровье студентов нами было проведено исследование, в котором участвовало две группы студентов: контрольная группа «ОФП», занимающихся по обычной программе и экспериментальная группа «Спортивные игры», в учебный процесс которых были включены дополнительные занятия спортивными играми в спортивных секциях.
На констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты: все студенты по своему психофизическому статусу, за исключением двигательной подготовленности, соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к данному возрасту. При этом студенты контрольной и экспериментальной группы в начале обучения (1 курс, 1 семестр) имеют практически одинаковые показатели физической подготовленности, сенсомоторных реакций и уровня тревожности.
Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психофизическое здоровье было проведено тестирование физической подготовленности студентов с помощью нормативной таблицы В.И. Лях. Полученные результаты убедительно показали, что у студентов экспериментальной группы «Спортивные игры», где помимо обязательных занятий физической культурой предусмотренных государственной программой студенты занимались еще и спортивными играми в спортивных секциях, исследуемые физические качества достоверно улучшились. В контрольной группе «ОФП», где отсутствовали факультативные занятия, все исследуемые качества оставались примерно на уровне исходных параметров. При этом двигательная активность студентов в этой группы составляла всего лишь 50-52% от нормативной, в то время как у студентов группы «Спортивные игры» двигательная активность почти удовлетворяет необходимый суточный двигательный режим.
Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психосаматические характеристики и эмоционально-афферентную сферу студентов мы исследовали уровень тревожности и сенсомоторные реакции студентов за день до сдачи экзамена в период летний сессии (6 семестр). Полученные данные приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1. Показатели уровня тревожности студентов (6 семестр, сессия)
Источник
Актуальность проблемы здоровье студентов
Здоровье непосредственно влияет на работоспособность и производительность труда, экономику страны, нравственный климат в обществе, воспитание молодого поколения, отражает образ и качество жизни. Важным профилактическим фактором в укреплении здоровья человека является здоровый образ жизни. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – всё это показатели общей культуры человека [1].
В последние время проблеме состояния здоровья студентов уделяется всё больше и больше внимания, так как в России 65 процентов студентов имеют хронические заболевания. Также ухудшение состояния здоровья населения приводит к существенным социально-экономическим потерям.
Анализируя состояние проблемы здоровья, в частности, студентов, видно, что система формирования здорового образа жизни существенно подорвана, а новая – только создается. Отсутствуют реальные социальные и экономические методики влияния на причины неблагоприятных сдвигов здоровья каждого человека и всей нации в целом. Ни для кого не секрет, что это одна из причин плохого отношения студентов к своему здоровью, к здоровому образу жизни, и это влечёт за собой негативные последствия.
Ухудшение здоровья студентов в период обучения в вузе в большей степени связано с неблагоприятным воздействием социально-гигиенических факторов среды и наследственно генетической предрасположенностью. Известно, что при поступлении в вуз у большей части студентов происходит изменение привычных жизненных стереотипов, смена места проживания, изменение условий самостоятельной работы, смена режима и качества питания. При этом большая часть студентов проживает в общежитиях.
В современном городе студенты тратят очень много времени на дорогу, учитывая то, что некоторая часть из них тратит на это около 2-х часов, а иногда и больше. Дополнительным фактором, отягощающим обучение в вузе, является постоянная необходимость совмещения учебы с работой. Часто, студенты заняты малоквалифицированным трудом: работают грузчиками, официантами, дворниками, охранниками, как правило, это происходит в вечернее или ночное время. Уже на первых курсах учебу с работой совмещают более 30 процентов юношей и 15 процентов девушек. Это приводит к значительному нарушению режима дня. Около трети студентов принимают горячую пищу только один раз в день.
По данным проведения исследования среди студентов различных вузов нашей страны, отмечен сильный рост негативных тенденций в гигиеническом поведении студентов. Количество курящих, употребляющих алкоголь и наркотики студентов достигло 72,8 %. Низкая физическая активность отмечается почти у 70 % студентов.
Многие проведённые исследования показывают, что среди студентов популярен западный стиль питания. Такой стиль питания однообразен, насыщен животными жирами и сахарами, большое количество бутербродов, которые запиваются газированными напитками, используется очень малое количество овощей, фруктов, плодов, круп, кореньев. Довольно часто студенты в перерывах между «парами» перекусывают, чем придется, это: жевательная резинка, конфеты, шоколад, газированная вода. Бывает, что некоторые «утоляют голод» выкурив сигарету.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что физическое здоровье среди студентов с каждым годом становится всё хуже и хуже. Все эти утверждения находят своё подтверждение при медицинском обследовании студентов. Правильно организованный процесс физического воспитания может стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности. Это происходит благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, познании, самоутверждении, самовоспитании [2].
Источник
Актуальные проблемы здоровья студентов
Общая тенденция динамики смертности населения Российской Федерации. Современное отношение граждан РФ к здоровью. Значение регулярных занятий физическими упражнениями для предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма.
Рубрика | Безопасность жизнедеятельности и охрана труда |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.07.2013 |
Размер файла | 16,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Актуальные проблемы здоровья студентов
здоровье студент смертность
Общая тенденция динамики смертности населения страны характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди которых около 80 % составляют мужчины. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем уровень смертности среди женщин, и в два — четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах. Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются на показателях ожидаемой продолжительности жизни населения страны, которая в настоящее время составляет 65,9 года (в 1992 году — 68,8 года). Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. При сохранении имеющегося на сегодня уровня смертности населения из числа россиян, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001г. № 1270-р г. Москва // Рос. газета. 2001. 16 окт. . В выступлениях президента РФ поставлена задача увеличения среднего уровня продолжительности жизни до 75 лет! По мнению Н.М. Римашевской, демографический кризис, который переживает Россия в последнее десятилетие, проявляется не только в процессе естественной убыли населения, в результате которой за истекшие семь лет страна потеряла 5 млн. чел. Более существенным является снижение качественных параметров российского населения. По данным ЮНДП, ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала) в России неумолимо падает. В 1992 г. он составлял 0,848, а в 1996 г. — уже 0,780, т.е. за четыре года упал на 10%. В основном за счет снижения показателя предстоящей жизни и ВВП на душу населения. По оценкам экспертов. 70% населения живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, тяжелых неврозов и психосоматических расстройств Римашевская Н.М. Социальные проблемы в условиях формирования рыночных отношений в России: «хотела как лучше, а получилось как всегда» // Экономические реформы в России и КНР: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 2000. С. 169. .
Практика недавних десятилетий свидетельствовала о том, что многие россияне относились к своему здоровью в первую очередь как к своеобразному общественному достоянию и, соответственно, были готовы приносить его в жертву общественным интересам, государству. Сегодня же формируется отношение к здоровью как к неприкасаемой частной собственности, но с которой сам владелец может обходиться, как заблагорассудится. Можно говорить о двойственном отношении к ценности здоровья — на словах она признается, но фактически уходит на второй план (осознанно или нет) после материальных благ. Охрана здоровья индивида и всего населения — часть культуры общества и его характеристика. Ценность здоровья очевидна, и развитие здравоохранения — естественный процесс эволюции. Но на данном этапе развития общества социальная политика государства неадекватна состоянию здоровья населения, уровень которого неудовлетворителен. Ситуация, сложившаяся в области здравоохранения и здоровья населения. Представляет угрозу успешному выживанию и активному развитию России. Каждое следующее поколение россиян рождается менее здоровым, а, возможно, вместе с тем, и менее жизнеспособным Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России // Социс. 1998. № 11, с. 122-123. .
Все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг. При этом речь идет не только и не столько о ставшей традиционной еще в советское время деятельности частных стоматологических клиник. Из разряда исключительного, частного становится обычным явлением оплата диагностических обследований, консультаций врачей-специалистов, восстановительного лечения. Платное лечение, по сути, носит по большей части вынужденно-принудительный характер. Экстенсивное расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, в результате чего многие россияне вынуждены отказываться от госпитализации, диагностики, амбулаторного лечения, стоматологии, не имея возможности оплачивать эти медицинские услуги.
За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они недоступны по причине их высокой стоимости. Данные московских социологов свидетельствуют, что 37% респондентов были вынуждены отказаться от покупки назначенных врачом лекарств из-за нехватки денежных средств. Введенные государством льготы на бесплатные лекарства или их приобретение по низким ценам, ввиду отсутствия финансового обеспечения этой акции социальной защиты, для большинства «льготников» оказались формальными. Реформа системы здравоохранения, перенос ответственности за состояние здоровья с государства на самих граждан повлияли на адаптационное поведение населения (в нашем случае на самосохранительное поведение)? Можно предположить, что на адаптационное поведение влияют особенности российской культуры в области отношения к здоровью. У части населения культура отношения к здоровью будет меняться, например, у людей достижительского типа: возможны большие расходы на поддержание здоровья, правильное и качественное питание, занятие спортом, полноценный отдых, так как здоровье будет рассматриваться в качестве необходимого ресурса в осуществлении вертикальной мобильности. Для некоторой части населения значимость здоровья должна повыситься. Для другой части, не имеющей материальных и психологических ресурсов, будет характерно деградационное поведение, в том числе по отношению к здоровью Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России // Социс. 1998. № 11, с 122. .
Сегодня нет необходимости доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний, повышения устойчивости и сопротивляемости организма. Повреждающее действие гипокинезии доказано многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями. Однако, когда речь заходит о влиянии на здоровье спорта, направленного на достижение высоких результатов, мнения исследователей далеко не столь однозначны, ибо гиперкинезия при определенных условиях также может оказаться небезразличной для здоровья, способствуя развитию перенапряжения, переходных и предпатологических состояний. Проблема здоровья имеет для спорта особое значение, ибо оно оказывает непосредственное влияние на сохранение правильной интегративной реакции организма на физические нагрузки, а тем самым на спортивную работоспособность и результаты.
Научный интерес проблемы выходит за пределы спорта, ведь спорт высших достижений — наилучшая модель изучения максимальных возможностей организма человека в экстремальных условиях. И не случайно именно исследования спортивных медиков, накапливая на большом материале данные о здоровье и морфофункциональных особенностях организма в процессе напряженной тренировки и соревнований, о диапазоне его функциональных резервов и возможностей, о переходных состояниях от здоровья к болезни и ранних признаках предпатологических состояний, внесли существенный вклад в становление науки о здоровом человеке и теории адаптации, в понимание физиологической нормы как оптимума жизнедеятельности в конкретных условиях, что весьма существенно для ряда отраслей теоретической, клинической и профилактической медицины и биологии.
Проблему можно изучать разными путями — сравнением состояния здоровья спортсменов и неспортсменов, изучением заболеваемости спортсменов, динамическими наблюдениями в процессе занятий спортом, изучением отдаленного их последствия, продолжительности жизни и причин смерти спортсменов. Литературные данные о частоте тех или иных заболеваний у спортсменов и их сравнение с таковыми у незанимающихся многочисленны, но весьма разноречивы, что обусловлено разной методикой сбора и анализа материала, различиями в квалификации, возрасте обследованных, условиях обследования. Не всегда приводится и степень выраженности заболевания, его влияние на состояние и работоспособность человека и пр.
Следует также учесть, что благодаря диспансеризации и постоянному врачебному контролю над студентами-спортсменами в процессе тренировки у них регистрируются даже малейшие признаки заболеваний, проявляющиеся главным образом в условиях больших физических нагрузок, которые у других категорий населения, как правило, не учитываются. Кроме того, сведения о заболеваемости населения чаще всего основываются на результатах обращаемости или однократных осмотров, что, как известно, далеко не отражает истинной картины здоровья. Многие авторы отмечают при этом преимущество спортсменов, в то время как другие утверждают обратное. Но при этом важно подчеркнуть, что почти все авторы отмечают различия в структуре заболеваний у населения и студентов-спортсменов, более высокий уровень компенсации у последних с достоверно меньшей продолжительностью потери трудоспособности. К сожалению практика наблюдений за студенческой молодежью последних двадцати лет доказывает, что с каждым годом все большее количество абитуриентов приходят в университеты с отклонениями в состоянии здоровья. На наш взгляд очень своевременное и гуманное решение приняли разработчики нового поколения Федерального государственного образовательного стандарта по отношению к физической культуре в вузах, выведя данную дисциплину из блока гуманитарно-социально-экономических дисциплин, тем самым дав возможность самим студентам определяться на компетентностном уровне, самостоятельно заниматься укреплением собственного здоровья во время учебы в вузе под руководством опытных тренеров-преподавателей.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Информатизация — сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Влияние информатизации на состояние здоровья учащихся. Создание автоматизированного пакета методик «Отношение студентов к своему здоровью».
Источник