Анализ работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
Марина Медведева
Анализ работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни
Для любого педагога дошкольного образовательного учреждения основной задачей является охрана здоровья детей.
Решение данной задачи заключается в приобщении детей с раннего дошкольного возраста к нормам здорового образа жизни.
Прежде чем приступить к работе с детьми по данной теме, я изучила и проанализироваласледующую научно- методическую литературу:» От рождения до школы»- программа воспитания и обучения в детском саду, Ю. П. Климович » Учимся правильно питаться», Н. Н. Авдеева » Безопасность», Г. А. Ковалёва «Воспитывая маленького гражданина» и др., а также отдельные статьи из журналов» Дошкольное воспитание»,» Дошкольная педагогика»,» Педсовет» и др.
Для организации работы с детьми по формированию у них представлений о здоровом образе жизния поставила перед собой следующие задачи:
1 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2 Воспитание культурно- гигиенических навыков;
3 Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Основная цель работы, которую я поставила перед собой- это приобщение к нормам здорового образа жизни, обогащение представлений детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании. Я стараюсь, чтобы формирование начальных представлений о здоровом образе жизни (далее З О Ж)проходило через все виды деятельности: игровую, трудовую,совместную деятельность детей с воспитателем.
При этом я использую все доступные формы и методы.
Беседы:» Подружись с водой»,» Витамины»,» Что такое сердце»,» Для чего. ?»,» Кто больше знает о себе»,» Как мы дышим».
Уроки Пилюлькина и Айболита:» Чтобы не простудиться»,» Осторожно, лекарство!»,» Полезная и вредная пища»,» Чтобы наши помощники не болели».
Игры- тренинги, игровые ситуации такие как » Помогите Мишутке»,» Что болит у Незнайки?»,» Что случилось дорогой? У меня болит ой-ой!»
Развлечение на тему:» Чтобы замарашкою не слыть и чтоб всегда здоровым быть!»
Чтение художественной литературы,дидактические, настольные, сюжетно-ролевые игры.
Также я использую различные формыорганизации физической активности: утренняя гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, движения- подражания, массаж биологически активных зон, полоскание горла йодо-солевым раствором и другие закаливающие процедуры.
Успех моей работы зависит от тесного контакта с родителями. В работес родителями использую консультации:» Закаливание ребёнка в семье»,» Взаимоотношения ребёнка с родителями»,» Безопасность детей в наших руках«.
Беседы:» О профилактике детского травматизма»,» Внешний вид вашего ребёнка»,» Правила и режим дня в детском саду».
Провожу анкетирование,досуг на тему:» Отдыхаем всей семьёй»,круглый стол:» Мы и наши дети».
Большое внимание уделяю различным видам деятельности, которые направлены на приобретение детьми определённого навыка поведения, опыта. Ведь всё, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.
Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.
Источник
Анализ ЗОЖ
материал ( группа) на тему
Анализ здорового образа жизни воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_zozh_2015.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
(МАДОУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»)
ул. Лесная, д. 17а, г. Малая Вишера,
Новгородская область, 174260,
телефон: 8(81660) 33-467
Анализ современных оздоровительных технологий
в воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у воспитанников базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Все вышесказанное обуславливает необходимость изучения содержания психолого-педагогической работы по освоению программы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни направлено на достижение целей охраны здоровья воспитанников и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- содействовать укреплению здоровья;
- формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
- обогащать знания о здоровом образе жизни через различные виды деятельности, изменить уклад жизни с пользой для здоровья каждого;
- расширить и разнообразить взаимодействие МАДОУ «Золотой ключик» и родителей (законных представителей) по формированию здорового образа жизни.
Систему работы МАДОУ «Золотой ключик» по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни можно представить в виде модели, которая включает в себя взаимосвязанные разделы: материально-техническое оснащение оздоровительного процесса МАДОУ «Золотой ключик», оптимальную организацию режима дня, организация двигательной деятельности, организацию полноценного питания, профилактическую работу, систему закаливания, создание представлений о здоровом образе жизни, взаимодействие с семьями воспитанников, работу с педагогами, мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
1. Материально-техническое оснащение.
— физкультурный зал оснащен необходимым спортивным оборудованием
— спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием.
— в каждой возрастной группе имеются спортивные уголки для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
2. Оптимальная организации режима дня.
Формирование у воспитанников навыков и привычек здорового образа жизни невозможно без соблюдения режима дня.
Правильно организованный, он, создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Ежедневная организации жизни и деятельности воспитанников осуществляется с учетом:
— соблюдения режимных моментов: время приёма пищи, укладывание на дневной сон; общей длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 — 12,5 часа, из которых 2,0 — 2,5 отводится дневному сну. Перед сном подвижные эмоциональные игры не проводятся.
— ежедневная продолжительность прогулки воспитанников в МАДОУ «Золотой ключик» определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий и составляет около 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой.
— оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
— организация режима дня воспитанников в соответствии с сезонными особенностями.
3. Организация двигательной деятельности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
— физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
— обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
— включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания :
— физические занятия в зале и на спортивной площадке;
— физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
— индивидуальная работа с воспитанниками;
— самостоятельная двигательная деятельность.
- Организация полноценного питания.
В МАДОУ «Золотой ключик» осуществляется работа:
— с сотрудниками по повышению качества, организации питания;
— с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье;
— с воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.
Для обеспечения преемственности питания родителей (законных представителей) информируют об ассортименте питания ребенка.
Питание воспитанников организуется на основе примерного 20 – дневного меню, с учётом возрастных физиологических норм суточной потребности в основных пищевых веществах. Нормы питания по основным продуктам выполняются, калорийность соответствует норме. Имеются технологические карты по которым готовят повара.
Питание четырёхразовое: завтрак, второй завтрак, обед, полдник. Ведутся журналы бракеража сырых, скоропортящихся продуктов, бракеража готовой кулинарной продукции, журнал «Здоровья», журнал температуры холодильных камер, С-витаминизации третьих блюд. Бракераж готовых блюд проводит бракеражная комиссия, с разрешения которой проводится отпуск блюд.
Дошкольное образовательное учреждение создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает: текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Принципы организации питания :
— выполнение режима питания;
— гигиена приёма пищи;
— ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
— эстетика организации питания (сервировка);
— индивидуальный подход к воспитанникам во время питания;
— расстановка правильно мебели.
Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Она должна включать в себя медицинские мероприятия:
- плановые медицинские осмотры
- антропометрические измерения
- профилактические прививки
- осмотр воспитанников специалистами для поступления в школу
- изоляции больного ребенка до прихода родителей
Педагоги организуют работу по рациональной организации двигательной деятельности детей.
Главное требование: «Не навреди!»
При организации закаливания реализованы основные гигиенические принципы — постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей воспитанников.
Закаливание воспитанников включает систему мероприятий:
— элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
— специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
7. Создание представлений о здоровом образе жизни .
- Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- Пропаганда ЗОЖ:
- — обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- — формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- — формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- — развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- — формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- — выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- ОБЖ
- — обучение воспитанников правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- — систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
- Индивидуальные беседы.
8. Взаимодействие с родителями (законными представителями).
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она в тесном сотрудничестве с семьей.
Взаимодействие МАДОУ «Золотой ключик» с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей включает в себя:
• информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
• информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с воспитанниками в дошкольном учреждении; Папки-передвижки «Питание ребёнка дошкольника».
• приобщение родителей (законными представителями) к участию в физкультурно-массовых мероприятиях МАДОУ «Золотой ключик» (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.) ;
• анкетирование, консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья воспитанников, построенная на следующих принципах :
— актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии (интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью) у них главная социальная роль;
— консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;
— обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
- Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
— диагностику знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни;
— выявление индивидуальных особенностей развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы.
Итогам обследования является проведение психолого-педагогического совещания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у воспитанников, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей.
Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь, май)
- Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Золотой ключик » подразделяются на итоговые и промежуточные .
- Промежуточная оценка проводится один раз в полугодие, итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу.
Анализ заболеваемости и посещаемости воспитанников
Источник