Анкета «Здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
АНКЕТА «Здоровый образ жизни»
Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни. Опрос проводится анонимно.
Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один или несколько вариантов ответов, которые, по Вашему мнению, правильны.
Ваш возраст (укажите полное число лет)_________
1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения
«здоровый образ жизни»
• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)
• соблюдение режима дня
• соблюдение правил гигиены
• умеренное употребление алкоголя
• отсутствие беспорядочной половой жизни
• занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы
2. Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»?
• регулярное посещение врача с целью профилактики
• доброжелательные отношения с другими людьми
• умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой
• интерес к информации о здоровом образе жизни
• широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби
• другое (укажите) ___________________________________________________
3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
• считаю, что это необходимо
• считаю, что это важно, но не главное в жизни
• эта проблема меня не волнует
4. Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что
• отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости
• отсутствие условий (укажите каких) ________________________________________
• другие причины (укажите, какие) __________________________________________
5. Дайте оценку состоянию вашего здоровья
6. Часто ли Вы посещаете врача?
• прохожу ежегодный медосмотр
7. Как часто Вы принимаете лекарственные препараты?
8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?
9. Занимаетесь ли Вы спортом?
• занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю)
10. Какими видами спорта Вы занимаетесь? (Укажите, какими именно)
11. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
• не менее 3-х раз в неделю
12. Курите ли Вы?
• курил(а), но бросил(а)
13. Если курите, то, сколько сигарет Вы выкуриваете в день
14. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
• если да, то сколько раз? Укажите______ раз
15. Часто ли Вы подвержены стрессам?
• время от времени
16. Отметьте причины, которые вызывают у Вас стресс:
• проблемы в коллективе
• проблемы в семье
• проблемы с учёбой
17. Есть ли у Вас какие-либо из указанных заболеваний?
18. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?
• на учебных занятиях
• из средств массовой информации
• из специальной литературы
• из других источников (укажите, каких)________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Номер материала: ДБ-433234
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Спортивные клубы появятся в каждой российской школе к 2024 году
Время чтения: 1 минута
Аккредитация российских вузов станет бессрочной с 1 марта 2022 года
Время чтения: 2 минуты
Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минздрав разрешит исследования «Спутника V» на детях с 12 лет
Время чтения: 1 минута
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ЗОЖ как альтернатива вредным привычкам
специалист в области арт-терапии
Цели занятия : воспитание ценностного отношения к ЗОЖ; возможности выбора между образом жизни, связанным с вредными либо полезными привычками; формирование негативного образа вредных привычек и осознанного отказа от их употребления, развитие морально-нравственных качеств детей и подростков.
Ход занятия. Приветствие. Вводное слово ведущего.
Что значит слово «альтернатива»? По словарю С.И.Ожегова, «Альтернатива – это необходимость выбора одного из двух возможных решений». Когда мы говорим о «Спорт – альтернатива вредным привычкам», получается, что речь идет о выборе между спортом и пагубными привычками. Самое главное в решении этой дилеммы – это мы. По мнению врачей-исследователей, 20% нашего здоровья зависит от наследственных факторов, 20% — от внешней среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а 50% — от самого человека и того образа жизни, который он ведет.
Здоровье – главная ценность человека. Его невозможно купить или обменять. Мы получаем его при рождении и можем лишь беречь и укреплять либо нанести ему непоправимый вред. Какой же выбор сделать?
Теоретическая часть. «Что такое вредные привычки?» Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Какие вредные привычки вы знаете? (заслушиваются ответы детей). К вредным привычкам относятся: курение, употребление алкоголя и наркотиков, переедание, малоподвижный образ жизни, увлечение компьютером или телевизором, чтение лежа или во время еды, сквернословие и др. Наибольшее негативное влияние имеют три вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.
Существует несколько основных причин возникновения пагубных привычек у детей и подростков:
— потребность в признании,
— желание самоутвердиться, быть независимым;
— конфликты в семье;
— любопытство, интерес, желание испытать новые ощущения;
— желание быть похожими на взрослых, побыстрее повзрослеть самим;
— «за компанию» или под давлением друзей;
— стремление выглядеть «круто», не выделяться среди сверстников.
Среди всех причин, почему дети и подростки приобщаются к вредным привычкам, основными являются три: влияние сверстников, стремление выглядеть «круто», снять стресс «по-взрослому».
Альтернативой вредным привычкам являются полезные привычки, составляющие здоровый образ жизни. Что такое ЗОЖ и полезные привычки? Полезные привычки – это привычки, способствующие сохранению и укреплению здоровья. К полезным привычкам относятся: соблюдение режима дня, занятия спортом, умывание, чистка зубов, закаливание организма, отказ от курения и употребления алкоголя и пр. (Участникам занятия тоже предлагается назвать полезные привычки, которые они знают).
Здоровый образ жизни – это совокупность духовных ценностей и реальных видов деятельности, благоприятных для здоровья и удовлетворения потребностей человека. В понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие:
— отказ от вредных привычек,
— оптимальный двигательный режим,
— высоконравственное отношение к окружающим людям и обществу.
Практическая часть. Упражнение «Анаграммы». Выбирается пара игроков. Они получают карточки, на которых в произвольном порядке записаны буквы. Задача игроков – собрать из них слово, связанное с понятием здоровья.
Упражнение «Диалог». Выбираются желающие, получающие два комплекта карточек. На красных карточках написаны предложения, пропагандирующие склонность к пагубным привычкам, на зеленых – ответы на эти ситуации, но с точки зрения ЗОЖ. Задача игроков – выбрать карточки-альтернативы вредным привычкам.
— Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Выпей пива!
— Давай закурим? От одной сигареты ничего не будет! Или трусишь?
— А пойдем после школы клея понюхаем? Ощущения – супер!
— Хочешь уколоться вечером в компании? С одного укола ничего не будет да и наркотик легкий.
— Вчера всю ночь «сидел» в Интернете, лег спать только под утром. Играл, по разным сайтам лазал. Не хочешь присоединиться?
— Нет, мне это не надо, я хочу быть здоров!
— Нет, я не буду и тебе не советую!
— Спасибо, но у меня есть более интересные занятия!
— А давай лучше пойдем погуляем или во что-нибудь поиграем!
— Пойдем лучше ко мне в гости, выпьем чая с печеньем и посмотрим комедию!
Упражнение «Прищепки». Выбирается пара игроков и пара ведущих. Ведущие будут по очереди вытаскивать листочки с надписями, зачитывать их и прикреплять с помощью прищепок к первому или второму игроку в зависимости от того, вредная привычка записана на листочке или полезная.
— есть много сладкого;
— делать утреннюю гимнастику;
— много смотреть телевизор;
— проводить много времени на свежем воздухе;
— пить энергетические напитки;
— соблюдать режим дня;
— кататься на велосипеде;
— ругаться матом, обзываться или грубить.
(Цель данного упражнения – показать, что полезных привычек намного больше, главное, найти их и обозначить для себя).
Заключительная часть. Стихи о здоровом человеке.
Человек на свет родился,
Встал на ножки и пошел.
С ветром, солнцем подружился,
Чтоб дышалось хорошо.
Приучал себя к порядку:
Рано утром он вставал.
Бодро делал он зарядку,
Душ контрастный принимал.
Он к зубным врачам, представьте,
Не боясь совсем, пришел.
Он ведь чистил зубы пастой,
Чистил зубы порошком.
Человечек за обедом
Черный хлеб и кашу ел.
Вовсе не был привередой,
Не худел и не толстел.
Спать ложился в девять тридцать,
Очень быстро засыпал.
С интересом шел учиться
И пятерки получал.
Каждый день он бегал, прыгал,
Много плавал, в мяч играл.
Набирал для жизни силы,
И не ныл, и не хворал.
Рефлексия занятия : как вы думаете, ребята, полезным ли был наш сегодняшний разговор? Понравилось ли вам наше занятие? Узнали ли вы на нем что-то новое для себя?
Источник
Научно-исследовательская работа СПОРТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ
«Самое главное – это здоровье» – как часто люди слышат эту фразу. Здоровый образ жизни помогает сохранить и укрепить его. Тем не менее, курение, алкоголь являются частью повседневной жизни. Особенно серьезный вред они причиняют молодому, формирующемуся организму. Альтернативой вредным привычкам может стать спорт.
Люди, регулярно занимающиеся спортом, более успешны в своей карьере, меньше подвержены болезням, стрессам и депрессиям, дольше живут и воспринимаются людьми как более счастливые. Умеренные физические нагрузки закаляют тело и помогают сохранить здоровье. В семьях, где родители ведут здоровый образ жизни дети растут активными, сами охотно занимаются в различных секциях, общаются с благополучным окружением. Спорт как альтернатива вредным привычкам особенно эффективен в детском и подростковом возрасте. Если разобраться, то причиной возникновения пагубных привычек в юном возрасте чаще всего становится окружение подростка, желание выглядеть крутым, не выделяться из компании, снискать уважение сверстников.
Для борьбы с вредными привычками необходимо не только активные занятия физической культурой и спортом, но и психическая здоровая внешняя среда. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Здесь ответ один – спорт, активные физические занятия. Именно увлечение спортом как раз и укрепляет силу воли. На занятиях мы закаляем свою силу воли, преодолевая лень и совершая личные рекорды. Занятие спортом повышает собственную самооценку. Развивает силу, гибкость, быстроту и выносливость. Систематически занимаясь, мы становимся дисциплинированнее. Ведь характер сможет поменять личность человека, сделать подростка сильнее, не только физически, но и психологически. Нет слабых в характере людей, нужно только развивать силу волю, и спорт в этом – отличный помощник. У каждого из нас есть выбор: прожигать свою жизнь впустую или быть успешным и здоровым. Мой выбор – это активные занятия спортом и здоровый образ жизни. Человек же с пагубными привычками зависим от того, что он употребляет. А его привычки приводят к плачевным последствиям: неизлечимым болезням, скорой смерти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная работа | 353 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
СПОРТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ
Чабан Олег Сергеевич, учащийся 9 класса, муниципального бюджетного общеобразовательной учреждения средней общеобразовательной школы№ 13
Сафонова Ольга Владимировна, учитель физической культуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 13
СПОРТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА
В данном исследовании акцентируется проблема по формированию и развитию здоровья подростков различной социальной среды.
- Здоровый образ жизни: понятие, структура…………………………………………………………………
1.2. Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни
1.3. Составляющие здорового образа жизни……………………..
- Исследование о состоянии здоровья среди подростков…..
2. Физическая культура и спорт как альтернатива вредным привычкам……………………………………………………………….
2.1. Спорт альтернатива пагубным привычкам………………….
2.2. Борьба с вредными привычками…………………………
2.3. Влияние оздоровительной физической культуры и спорта на отдельные системы организма……………………………………….
«Самое главное – это здоровье» – как часто люди слышат эту фразу. Здоровый образ жизни помогает сохранить и укрепить его. Тем не менее, курение, алкоголь являются частью повседневной жизни. Особенно серьезный вред они причиняют молодому, формирующемуся организму. Альтернативой вредным привычкам может стать спорт.
Люди, регулярно занимающиеся спортом, более успешны в своей карьере, меньше подвержены болезням, стрессам и депрессиям, дольше живут и воспринимаются людьми как более счастливые. Умеренные физические нагрузки закаляют тело и помогают сохранить здоровье. В семьях, где родители ведут здоровый образ жизни дети растут активными, сами охотно занимаются в различных секциях, общаются с благополучным окружением. Спорт как альтернатива вредным привычкам особенно эффективен в детском и подростковом возрасте. Если разобраться, то причиной возникновения пагубных привычек в юном возрасте чаще всего становится окружение подростка, желание выглядеть крутым, не выделяться из компании, снискать уважение сверстников.
Причиной раннего курения, употребления алкоголя и наркотиков может стать неустроенность досуга школьника, высокая психологическая нагрузка и стремление к самоутверждению. Именно спорт может изначально устранить негативные факторы развития ребенка. Активное занятие в спортивных кружках заполняет свободный досуг, не оставляя времени для общения с дворовой молодежью. Победы и спортивные достижения формируют здоровую самооценку, позволяя реализовать себя и приобрести уважение сверстников.
Правильный круг общения будет изначально формировать негативное отношение к вредным привычкам, прививая любовь к активному и здоровому образу жизни. В случае с подростками спорт, как альтернатива вредным привычкам, выступает в роли профилактики болезни. Даже если человек уже подвержен пагубному влиянию алкоголя, курения или наркотиков, то спорт сможет помочь ему в стремлении избавиться от них. Регулярные физические упражнения в некотором роде помогут скорректировать нанесенный здоровью вред. Занятие спортом является хорошей психологической разгрузкой, заменяя тем самым аналогичное действие курения и употребления алкоголя. Постепенная смена круга общения снизит число раздражающих факторов, мешающих избавиться от вредных привычек. Взрослому человеку спорт может лишь помочь в его стремлении изменить свой образ жизни. Как лекарство он будет действовать только в дополнении к силе воли самого человека.
В настоящее время наше общество страдает от пагубных привычек, таких как курение и алкоголя, употребление наркотических и психотропных средств.
Дело в том, что у некоторых ребят принято считать алкоголь и сигареты признаком взрослой жизни. У подростка, который попал в такое окружение, нет силы воли, чтобы противостоять уговорам своих так называемых приятелей.
Вредные привычки оказывают поистине колоссальный разрушающий эффект на организм человека. В ходе употребления табака и алкоголя происходят глубокие изменения личности, нарушаются важные биологические процессы в организме, возникают различного рода заболевания, а занятия физической культурой и спортом оказывают положительный эффект на человека, укрепляют его здоровье.
Для борьбы с вредными привычками необходимо не только активные занятия физической культурой и спортом, но и психическая здоровая внешняя среда. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.
Здесь ответ один – спорт, активные физические занятия. Именно увлечение спортом как раз и укрепляет силу воли. На занятиях мы закаляем свою силу воли, преодолевая лень и совершая личные рекорды. Занятие спортом повышает собственную самооценку. Развивает силу, гибкость, быстроту и выносливость. Систематически занимаясь, мы становимся дисциплинированнее. Ведь характер сможет поменять личность человека, сделать подростка сильнее, не только физически, но и психологически. Нет слабых в характере людей, нужно только развивать силу волю, и спорт в этом – отличный помощник. У каждого из нас есть выбор: прожигать свою жизнь впустую или быть успешным и здоровым. Мой выбор – это активные занятия спортом и здоровый образ жизни. Человек же с пагубными привычками зависим от того, что он употребляет. А его привычки приводят к плачевным последствиям: неизлечимым болезням, скорой смерти.
По данным известного ученого-академика Ю. П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов.
По данным Минздрава Российской Федерации из шести подростков, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии.
Гипотеза: чтобы быть здоровым, физически крепким, быть востребованным в обществе и не поддаться вредным привычкам, каждый должен заниматься спортом. Спорт – это не только увлечение, но и образ жизни подростка.
Цель данного исследования : доказать, что здоровый образ жизни, занятия спортом формирует, расширяет границы общения между людьми и помогает избавиться от вредных привычек.
Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.
Выявить состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.
Описать здоровый образ жизни и воздействие вредных привычек на здоровье подростка.
Определить главные направления здорового образа жизни человека.
Провести анкетирование учащихся на предмет влияния вредных привычек на организм подростков.
Сделать выводы по результатам исследования.
Объект исследования : изучение вредных привычек и влияние занятий спортом на их преодоление.
Предмет исследования : влияние занятий спортом на сохранения и укрепления здоровья подростков.
Методы исследования : анкетный опрос, анализ документов, наблюдения, анализ литературы, тестирование, интерпретация данных, итоговый математический анализ.
План работы над исследованием:
1. Организационный этап: составление плана исследования, списка литературы.
2. Основной этап: поиск информации, систематизация полученных данных, написание исследования.
3. Заключительный этап: оформление результатов работы.
Доклад по исследованию был прослушан учениками 9-х классов МОУ средней общеобразовательной школы № 13. В конце доклада было проведено анкетирование, с целью, выяснить отношение ребят к вредным привычкам и влиянию спорта к их преодолению.
Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наша работа имеет смысл не только для меня, но и для моих одноклассников. Ребята заинтересовались этой темой и считают ее важной. Занятия различными видами спорт не позволят большинству ребят вступить на опасный путь.
1.1. Здоровый образ жизни: понятие, структура
Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.
Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.
Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов: Ю. А. Александровский, В. Х. Василенко, В. П. Казначеев, В. В. Николаева, В. М. Воробьев в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида» [1] .
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая
или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Учёные определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50%, зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%) (т.е. на независящие от человека причины). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.
Здоровый образ жизни – единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рационален, экономичен и желателен.
ЗОЖ – это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения. Поэтому формирование этого стиля у жизни населения – важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.
Здоровый образ жизни – понятие многоплановое, это активная деятельность людей, направленная на сохранение и укрепление здоровья как условие и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспектов образа жизни, на преодоление «факторов риска», возникновение и развитие заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни. В более узком и конкретном виде — максимально благоприятное для общественного и индивидуального здоровья проявления медицинской активности [2] .
Организация здорового образа жизни в соответствии с государственной программой усиления профилактики заболеваний и укрепления здоровья требует совместных усилий государственных, общественных объединений, медицинских учреждений и самого населения.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни — ЗОЖ.
Таким образом, здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
С позиции генетической природы данного человека и её соответствия условиям жизнедеятельности принято определять здоровый образ жизни как способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций. [3]
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, – основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются: специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; функциональное состояние и резервные возможности организма; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
Согласно заключению экспертов всемирной организации здравоохранения, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% – от наследственных факторов, на 20% – от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подростков), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.
Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, трех культур: культуры питания, культура движения, культура эмоций.
Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желательного и стабильного улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психологическую структуру человека. И еще Сократ говорил, что «тело не более отдельно и независимо от души»
Культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость.
Культура движения. Оздоровительным эффектом обладает только аэробные физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плаванье, катание на лыжах и т.д.) в природных условиях.
Культура эмоций. Отрицательные эмоции обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции сохраняют здоровье, способствуют успеху.
Сложившаяся система образования не способствует формированию ЗОЖ, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категорической форме, что вызывает у них положительные реакции. А взрослые и в том числе учителя редко придерживаются указанных правил.
Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.
Таким образом, здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.
1.2. Факторы и методы, определяющие здоровый образ жизни
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности.
Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального. Медиками, прежде всего к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Рассматриваются также психологические факторы, как результат действия биологических и социальных факторов [4] . Ю. П. Лисицын, рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на «психологическое загрязнение» (сильные эмоциональные переживания, стрессы) и генетические факторы [5]
Как уже отмечалось, в качестве одного из факторов здоровья можно рассматривать культуру. Согласно В.С. Семенову, культура выражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций [6]
О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). [7] И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [8]
Условия жизни и труд деятельности, а также характер и привычки человека формируют образ жизни каждого из нас. Для растущего и формирующегося организма школьников особое значение имеет соблюдение режима дня (правильный распорядок учебного труда и отдыха, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе и тому подобное). Таким образом, правильный образ жизни является фактором здоровья. А нездоровый образ жизни — фактором риска.
Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена следующая часть данной работы.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением человеком своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.
Важнейшей задачей сохранения и укрепления общественного здоровья является обеспечением гармоничного физического, духовного развития молодого поколения.
В целях сохранения здоровья детей и подростков, оберегания их от неблагоприятных воздействий среды и создание целенаправленных положительных влияний на растущий организм, осуществляется систематическое врачебное наблюдение за здоровьем молодого поколения и систематически за условиями воспитания и обучения. Эти функции выполняют лечебно-профилактическое и санитарно-противоэпидемическое службы здравоохранения.
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное — профилактика.
Эффективность формирования у подростков здорового образа жизни обусловлено тем, что жизненная позиция только вырабатывается, а все возрастающая самостоятельность делает обустроенным их восприятие окружающего мира, превращая юношу и девушку в пытливых исследователей, формирующих свое жизненное кредо. Здоровье играет определенную роль в жизни человека, особенно в молодом возрасте. Его уровень в значительной степени обуславливает возможность профессионального совершенствования, творческого роста, полноту восприятия, а значит и удовлетворенность жизнью.
Говоря о формировании установок на здоровый образ жизни молодого поколения вообще и о борьбе с вредными привычками в частности нельзя не сказать о школе. Ведь именно там, в течение многих лет молодежь не только учиться, обретает навыки общения с взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям. Таким образов, школа является важнейшим этапом, когда можно и нужно формировать правильное отношение к здоровому образу жизни. Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образ жизни большому контингенту детей разного возраста. Семья также как и школа является важной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечает за воссоздание, определяет образ жизни.
Рассмотрев установки, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем вывод, что молодое поколение наиболее восприимчиво различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни формировать, необходимо начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.
1.3. Составляющие здорового образа жизни
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.
Как считает С. В. Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. [9] Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.
Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное — профилактика.
Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае, школьники не должны его видеть курящим).
Употребление школьниками спиртных напитков — вещь, к сожалению очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди учащихся большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность.
Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день — единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.
Наркотическая эйфория вредна также и тем, что требует постоянного повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это состояние вновь и вновь, возникает потребность, во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения.
Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя — неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.
Что касается употребления наркотических веществ, то в последние годы их количество растет и это имеет место практически во всех регионах мира. Как известно, человек становится заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно пройти определенное время. А для того, чтобы стать наркоманом, то есть, чтобы возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2 раза его попробовать, что не происходит, что не происходит чаще всего, так как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток уже не в силах от него избавиться. Это обстоятельство широко используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно, хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы достать наркотик по любой цене.
В заключении следует подчеркнуть, что практически все наркотики, включая табак и алкоголь, в большинстве случаев используются для снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно стресс снимается при помощи оптимальной физической активности, и она может служить здоровой альтернативной курению, алкоголю и наркотикам.
- Исследование о состоянии здоровья среди подростков
Логика исследовательской работы обусловила проведение опроса респондентов. В анкетировании участвовало 101 обучающихся 9-х классов муниципального бюджетного общеобразовательной учреждения средней общеобразовательной школы№ 13, ученики спортшколы «Киокушинкай» и студенты 1-2 курсов нефтяного техникума города Сургута. На первом этапе поставлена цель: выявить привязанность подростков к пагубным пристрастиям: курению, алкоголю, наркотиков.
Проводился в январе 2017 года. Результаты подводились в феврале 2017 года. Поставлены следующие задачи:
- Выявить отношение учащихся к курению и алкоголю, наркотикам
- Определить отношение к спорту.
Исходя из этого, нами использовались следующие методы исследования: анкетирование, анализ результатов.
Анкета состоит из шести вопросов (с ответами «да»; «нет»)
Источник
➤ Adblockdetector