Вариант 28
Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить.
На нашем пути может встречаться множетсво разных личностей, обладающих глубокими знаниями, способностью говорить и мыслить, способностью рассуждать и полемизировать, отрицать и возводить в культ — но очень трудно определить, кто из этих людей является по-настоящему мудрым.
В чем заключается мудрость? Над этим вопросом предлагает нам задуматься Б.М. Бим-Бад.
Анализируя проблему, автор приводит в пример ситуацию со своим знакомым-директором школы, который кичился тем, что в его учебном заведении дети без подготовки пишут сочинения на сложные, философские темы. Пишут без погружения в тему, без подробного её изучения, без аргументов – просто высказывают свое мнение. Профессор делает акцент на том, что подобное высказывание мыслей нельзя назвать мудростью – в таком мнении отсутствует интеллектуальная честность, отсутствует доля сомнения, отсутствует опора на сторонние мнения, а также аллюзии к творчеству известных мыслителей. Автор обращает наше внимание на то, что мудрость это не пустое высказывание мнения, это не знания, пусть даже и глубокие, в понятии «мудрость» нет места самонадеянности и самоуверенности.
Б.М. Бим-Бад считает, что мудрость заключается прежде всего в осторожности суждений, в умении при обосновании своего мнения опираться на знания, принимая к сведению множество факторов.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что мудрым можно назвать человека, который способен осознать свои ошибки, способен сомневаться в том, что он говорит. Мудрость воплощает в себе и знания, и умение высказывать своё мнение – но знания должны быть разносторонними, глубокими, связанными друг с другом цепью логики, а мнение должно опираться на опыт других людей, на множество факторов, на собственную интуицию и «отвращение к самообману».
Всем нам известны слова Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Это высказывание смело можно причислить к жизненным кредо всех мудрых людей, каким, конечно же, являлся и сам Сократ. В хрониках жизни этого философа написано о том, что он, несмотря на большое количество знаний, на собственное мнение, которое оставило отпечаток в истории, всю свою жизнь потратил на поиск истины. И даже в произведении Э. Радзинского «Беседы с Сократом» автор подчеркивает, что древнегреческий философ был подлинным мудрецом, т.к. он никогда не считал своё мнение истиной, т.к. он всегда подвергал сомнению собственные высказывания и знания.
Мудрым можно назвать и героя романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев был воплощением народной мудрости: с помощью него Пьер смог обрести новый взгляд на привычные ему вещи, уверенность, внутреннюю свободу, смог приобщиться к народному началу. Мудрость Платона Каратаева воплощена в его мягких, спокойных, размеренных движениях, не сходящей с лица улыбке, ласку и простоту в словах – и это в период войны. Герой буквально разговаривает пословицами, тем самым делая аллюзию к опыту своего народа, в его мировоззрении присутствует христианское милосердие, сострадание и любовь к людям, а также идея жизни по совести и справедливости. Платон Каратаев мудр потому, что не привязан к обыденным вещам и мыслям – он любит все и всех, готов принимать мысли и чувства любого человека и проецировать их на себя. Однако в итоге, исходя из опыта Пьера, все, кто когда-либо встречался с этим народным мудрецом, перенимали именно его философию жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что мудрость нельзя наработать постоянным чтением — знания не делают человека мудрым, мудрость нельзя изобразить, бездумно высказывая собственное мнение – наличие мыслей не является показателем мудрости. Мудрым человек становится тогда, когда он способен критически относиться ко всему, что он говорит и что делает, а также постоянно чему-то учиться.
Источник
«Мудрости надо учить» Борис Михайлович Бим-Бад (ЕГЭ по русскому)
Каждый из нас обладает множеством самых разнообразных и разнопрофильных знаний и не раз встречал слово «мудрость». А что оно означает? Есть ли вообще разница между знаниями и мудростью? Всегда ли человек, который много знает, является мудрым, или мудрость познается отдельно от знаний? Борис Михайлович Бим-Бад в тексте «Мудрости надо учить» поднимает проблему необходимости обучения мудрости и умению применять знания в реальной жизни.
Автор раскрывает проблему на примере своих размышлений, а также сравнивая мыслей двух личностей — поэта Александра Сергеевича Пушкина и литературного героя Буратино. Борис Михайлович напоминает читателю слова писателя, который в одном из писем рассказывал другу, что учится «удерживать вниманье долгих дум», так как любая мысль «требует долгого и мучительного спора с собой». Сказочный же герой был достаточно глуп, так как «мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие» и он не мог удержать свое внимание на чем-то определенном и потому не мог долго размышлять о чем-либо.
Автор убеждён, что мудрость — высшее, что может познать человек, так как это больше, чем просто знание и информация.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Борис Михайлович считает, что нужно приучать к мудрости еще со школьной скамьи, так как умение принимать во внимание множество факторов, воздерживаться от недостаточно обоснованных утверждений, осторожно высказывать суждения непременно пригодится как в юношестве, так и во взрослой жизни. Писатель утверждает, что знания всегда отвечают лишь на вопрос «Почему?», а информация на «Что? Где? Когда? Как?».
Я согласен с автором, однако хочу дополнить, что во-первых мудрость всё-таки неразлучно связана со знаниями и информацией, которые являются для неё «материалами», а во-вторых я считаю, что отличие мудрости состоит не в объеме полученной информации, а умение её применять на деле: вовремя вспомнить нужную фразу, сделать преобразования в формуле, логически решить задачу. Без этих навыков знания являются бесполезными, ведь все научные открытия делаются не просто для познания чего-то нового, а для того, чтобы научится это применять и извлекать пользу для человечества.
Для доказательства своей позиции хочу привести следующие примеры из литературы.
В романе «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева главный герой Евгений Базаров был образованным человеком, медиком, многое знал и умел, однако почти всю жизнь провёл в комнате, лёжа на кровати. Он мог бы лечить людей, создавать новые лекарства или способы оказания помощи, однако Евгений примкнул к течению нигилизма — отрицанию всех человеческих принципов. Был ли он мудрым? Конечно, нет. Таким образом, мы делаем вывод, что наличие знаний не означает наличие мудрости, ведь очень важно уметь эти знания применять в жизни, а не просто хранить их в памяти.
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» одноимённая героиня обладала не сколько знаниями, сколько большим жизненным опытом: она поведала читателю много историй из личной жизни, в каждой из которых она старалась поступить по-правильному. Спустя много лет и десятки различных ситуаций Изергиль приобрела, так называемую, «жизненную мудрость», которую невозможно получить, обладая даже всеми знаниями и всей информацией. Также в этом произведении рассказывается история о Ларри — сыне женщины и орла. Имея огромные возможности, он всё же был эгоистом, слишком уверенным в своих силах, что никак нельзя назвать мудростью.
Таким образом, мы видим, что действительно знания и мудрость не являются одним и тем же понятиям, так как важно уметь не только накапливать знания, но и учится правильно, а также в нужный момент их применять. В ином же случае — они окажутся бесполезными, ведь нужно уметь извлекать выгоду из любой информации.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id87734
Источник
Проблема определения понятия мудрость..По Б.Бим-Баду
Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут быть ошибки.
Сочинение по тексту:
Борис Михайлович Бим-Бад – кандидат педагогических наук, а также старший научный сотрудник научно-исследовательского института общей педагогики рассуждает о проблеме определения понятия мудрость.
Автор пишет, что мудрость – это высшее, чего может достичь человек. Он говорит, что она нуждается в знаниях, но не сводится к ним. Если вдруг кто-то может знать о всех видах бабочек, но ничего не понимать в экологии и даже не интересоваться ей, этот «кто-то» упускает связь между миром и отдельно взятой бабочкой.
Б. Бим-Бад говорит, что мудрости нужно учить в школе, а если быть точнее, то приучивать – как к воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений и осторожности суждений. Он считает, что мудрость – это не просто знания, это что-то большее, это интуиция, а также отвращение к самообману.
Я согласен с позицией автора в том, что мудрость — это больше, чем просто знания.. Я считаю, что мудрость, это совокупность навыков, богатого опыта и способность здравомыслия.
Обратимся к произведению Льва Николаевича Толстого «Война и Мир». Мудрость Платона Каратаева помогла выжить Пьеру в плену. Платон научил его жить просто, ценить то, что имеешь: свет солнца, капли дождя. Не надо постоянно находиться в поисках счастья, надо жить и радоваться от того, что живешь.
Обратимся также к произведению А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
В заключение вспоминаются слова Бианта Приенского: «Из молодости в старость бери мудрость, ибо нет достояния надежнее». Древнегреческий мудрец хотел сказать, что у человека нет ничего надежнее его мудрости.
Текст Бориса Михайловича Бим-Бада:
(1)Высшее, чего может достичь человек, — это мудрость.
(2)Мудрости полагалось бы стать школьным предметом, ей надо учить. (3)Точнее, к мудрости надобно приучать — как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. Это больше, чем знания. (5)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (б)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты размышлений, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось очевидным.
(7)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним. (8)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (9)Даже не интересоваться ими. (10)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.
(11 )3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация — только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (12)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (13)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней — оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.
(14)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (15)Мнение — это всего лишь некоторое отношение к чему либо, а знание — это, повторю, понимание закономерности. (16)Важно не столько отстаивать свое мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (17)Стремление всячески поощрять безосновательно мнения как самоцель очень опасно для растущего человека.(18)Недостаточно мыслить самостоятельно – надо еще мыслить правильно.
(19)У меня есть знакомый, глубоко уважаемый мной директор школы. (20)Он с явной гордостью рассказал мне, что у него дети в школе без всякой подготовки пишут сочинения на самые сложные темы. (21)И привел примеры действительно очень сложных философских тем, требующих глубокого изучения, погружения в массу авторитетных источников, чтобы на их фоне иметь право сказать что-то свое. (22)Вместо этого, наоборот, дети поощрялись к высказыванию любых своих незрелых мыслей о глубинных, вечных вопросах бытия и отстаиванию этих «мыслей». (23)Я пытался ему возразить: а как же интеллектуальная честность? (24)Сомнение? (25)Установка на воздержание от суждения, если нет знаний о том, что и почему об этом думают другие? (26)Как может быть мнение без сомнения, ведь человек становится самоуверенным и самонадеянным! (27)Где страх перед ошибкой? (28)Но я обнаружил, что директору мои опасения непонятны…
Источник
Человеческая мудрость по тексту Бим-Бада (ЕГЭ по русскому)
Каждый из нас хотя бы раз слышал про кого-то, что тот — «мудрый человек». Обычно это выражение употребляют по отношению к пожилым людям, имеющим большой жизненный опыт.
Безусловно, она не появляется из ниоткуда, не приходит в качестве божественного дара — ей надо учиться. Конечно, делать это не так-то и просто, ведь она включает в себя множество умений.
Автор хочет донести до читателей, что не существует какого-то определенного свода правил, усвоив который можно стать так называемым «мудрым человеком». Помимо информации и умении ее находить люди должны еще и уметь мыслить, а это не всем под силу.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
«Недостаточно мыслить самостоятельно — надо ещё мыслить правильно». Бим-Бад порицает «легкие думы», короткие мысли, он настаивает на том, что достойные мусли рождаются лишь под влиянием внутренней борьбы, а появившись они требуют особых усилий, чтобы их «удержать».
Противопоставляя данные примеры, Борис Михайлович Бим-Бад наталкивает читателей на мысль о том, что, безусловно, мудрость необходима всем, но отнюдь не каждый обладает искренним стремлением и потенциалом, чтобы ее достичь.
Позиция автора выражена вполне убедительно. Писатель считает, что мудрость заключается как в обладании знаниями, так и в особом умении эти знания осмыслить и преобразовать во что-то большее-умении мыслить. Также Бим-Бад призывает людей отказаться от коротких, самодовольных дум и «встать на путь истинный».
Я полностью согласна с позицией автора. Мудрость невозможно измерить, лишь постараться понять и возвыситься до неё. К сожалению, людям, не умеющим свободно мыслить, сделать это вряд ли когда-нибудь удастся. Если человек не может отказаться от общественных стереотипов, навязанных, шаблонных мнений, он не в состоянии постичь истину. Именно с такой проблемой и столкнулась Руфь, главная героиня романа Джека Лондона «Мартин Иден». Девушка обладала огромным количеством знаний и умений, однако она не умела размышлять и смотреть в саму суть предмета. Вероятно, именно из-за неспособности критически мыслить, Руфь и потеряла своего возлюбленного. Она видела вещи не такими, какие они были на самом деле, а такими, какими их видели «высокопоставленные лица». Нежелание Руфи «уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум»» действительно заслуживает порицания. Безусловно, такой взгляд на мир нельзя назвать мудрым.
Итак, можно прийти к выводу, что, чтобы стать «мудрым человеком», необходимо приложить множество усилий, ведь мудрость не имеет границ. Многие люди считают, что жизненный опыт делает их мудрыми, но те, кто умеет мыслить критически, знают, что порой на это может не хватить и всей жизни.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id89477
Источник