Меню

Духовно нравственное здоровье населения

Общество

Начиная разговор о духовно-нравственном здоровье общества, нужно определить, что мы понимаем под этим термином. На наш взгляд, духовно-нравственное здоровье — это способность всего общества в целом и отдельных людей в частности формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим (христианским) представлениям о добре и зле.

Состояние духовно-нравственного здоровья общества можно назвать удовлетворительным, когда границы между этими двумя понятиями, по крайней мере, не размываются. Если же общество не только декларирует, но и выражает резкое неприятие проявлений зла в своей среде, то можно сказать, что его духовно-нравственное здоровье улучшается.

За последние годы в нашей стране многое изменилось, общество стало более неоднородным не только в части материального расслоения, но и в мировоззренческом отношении. Многие люди обретают свои духовные корни, имеют возможность исповедовать веру в Бога, которая наполняет смыслом и дает силы для исполнения свода нравственных правил. Наряду с этим идеология эгоизма, потребления и наслаждений, прямо или косвенно предлагаемая средствами массовой информации, приводит к разрушению нравственных устоев. Эксплуатация темы половых отношений нанесла непоправимый урон нравственному здоровью нашего современного общества: кризис семьи и, как следствие, снижение рождаемости — это плоды, которые наше общество начинает пожинать уже сейчас.

Что может влиять на улучшение духовно-нравственного климата в обществе? Важнейшим фактором здесь, на наш взгляд, является общественное мнение, с которым так или иначе соотносит человек свои поступки: если что-то считается плохим, стыдным, то для многих людей это будет весомым сдерживающим фактором, чтобы не совершать негативный поступок. Однако, конечно же, общественное мнение формируется хоть и самим обществом, но при непосредственном участии СМИ.

Также важнейшим фактором в деле формирования духовно-нравственного здоровья является четко выраженная позиция государственных органов власти, которым следует обозначить свое отношение к актуальным проблемам нравственности и жизни современного общества, а также пропаганда этой позиции в СМИ.

Сознавая огромную роль средств коммуникации и массовой информации в жизни современного общества, необходимо отметить ряд негативных моментов, связанных с их деятельностью:

Интернет. Ввиду своей общедоступности Интернет дает возможность любому человеку получить любую информацию, невзирая на ее специфику. Особенно опасными являются сайты, открывающие доступ к фото-, видеопродукции, пробуждающей низменные чувства. Неприемлемым является также использование в Интернете развратных изображений для косвенных целей — что часто используется в деле привлечения внимания к рекламе различных товаров и услуг.

Телевидение. На сегодняшний день телевидение продолжает являться самым массовым источником информации и средством формирования общественного мнения. Гипертрофированное наполнение телевизионного эфира передачами о развлечениях, роскошной жизни, девиантном поведении «звезд» и т.д., помимо того, что формирует социальный протест в людских массах, создает искаженное представление о действительности (потому что действительность не такова) и фактически рекламирует роскошную, вольготную жизнь. Если же человеку она недоступна, то он готов идти на преступления, чтобы его жизненный уровень соответствовал тому, что «показывают по телевизору».

Радио. Учитывая высокое доверие населения к той информации, которую оно получает из радиоисточников, а также принимая во внимание воспитательную функцию СМИ в деле формирования стереотипов поведения у населения, считаем важным недопущение в радиоэфире похабных, жаргонных, наглых и просто грубых форм ведения монолога или диалога ведущими. Также назревшей проблемой считаем чрезмерно большое количество современных музыкальных произведений, по-простому говоря, «попсы», далекой от задач пробуждения в слушателях культурного, положительно-эмоционального и духовно-нравственного подъема. И это все при почти полном отсутствии в эфире, как и в современной культурной жизни в целом, произведений, направленных на что-либо большее, чем развлечение.

Для улучшения духовно-нравственного здоровья считаем также необходимым препятствовать использованию безнравственных образов для рекламных и других целей на страницах печатных СМИ.

Современные СМИ ввиду отсутствия государственной информационной политики, по причине необходимости выживания за счет привлечения рекламодателей, что достигается увеличением количества зрителей, что, в свою очередь, опять же осуществляется через эксплуатирование человеческих пороков и страстей, — не могут способствовать формированию у молодежи адекватных представлений о современном мире.

Не ответив конкретно на вопрос «кто виноват?», потому что виновато общество в целом, мы подходим к вопросу «что же делать?»

Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и, не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики.

Считаем, что требование недопущения цензуры справедливо и должно исполняться. Однако этот пункт необходимо компенсировать реальной недопустимостью злоупотреблений свободой СМИ. Для того, чтобы был соответствующий юридический механизм, необходимо провести разработку, общественное обсуждение и принятие дополнений к статье 4 Закона о средствах массовой информации.

Также считаем, что контроль за информационными потоками на региональном уровне должны осуществлять представители департамента информационной политики администрации Тюменской области. Необходимо ввести практику аналитических обзоров и составления определенных рекомендаций к учредителям и издателям СМИ по улучшению духовно-нравственного климата в информационном пространстве.

В случае внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о СМИ контроль за его исполнением ложится на государственные органы, осуществляющие регистрацию СМИ и контроль за исполнением законодательства в Тюменской области.

Считаем также необходимым создание на федеральном уровне общественного совета по духовно-нравственному состоянию общества — например при общественной палате.

Считаем своевременным представителям журналистского сообщества, да и деятелям культуры тоже, самим выработать своеобразный «кодекс чести», в котором были бы закреплены правила деятельности СМИ, исключающие нанесение вреда общественной морали и нравственности. Принцип «Не навреди» давно известен и входит в свод правил представителей другой важнейшей профессии — профессии врачей.

Государственной власти же необходимо прежде всего отказаться от практики самоустранения в деле влияния на духовно-нравственное здоровье граждан страны, занимать твердую нравственную позицию, отстаивать ее, не изменять ее принципы в угоду каким бы то ни было международным документам.

В заключение хотелось бы сказать, что сфера духовности и нравственности — это не та область, где можно и нужно говорить, что спрос порождает предложение. Здесь не имеют права работать «законы рынка».

священник,
председатель издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии

Источник

Васильева О.С. Современные проблемы психологии и культуры здоровья

Тема 4. Социальное здоровье. Духовное здоровье.

Понятие о социальном здоровье

Социальное здоровье – это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Согласно классификации А.А. Ковалевой, можно выделить 5 групп социального здоровья: 1) социально здоровые – это идеал, к которому стремится наше общество. Это люди творческие, имеющие духовно-нравственные ценности и не склонные к девиантному поведению; 2) обыватели (социально-конформные) – это самая многочисленная группа, которая характеризуется склонностью к нарушению социальных норм в корыстных целях. Толерантны ко всему, что не касается личного; 3) социальные невротики – это люди, зацикленные на карьере. Вся их жизнь состоит из стремления к высокой должности. Склонны к алкоголю, наркотикам, что подрывает социальное здоровье личности; 4) социальные психопаты – это лица, имеющие «перевернутые» ценности, т.е. нарушенные социальные нормы они считают нормой в своей жизни. В эту группу входят мошенники и т.д.; 5) социальные идиоты – это люди, обладающие большими финансовыми ресурсами, однако они их не используют на решение проблем других людей и мира. Им присуща главная (порой единственная) цель – накопление денежных средств.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать: нравственность индивида и социальную адаптацию индивида.

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И. Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья, а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности».

Читайте также:  Основной признак здоровья максимальный уровень развития

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные — в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

— осознавать свободу воли или свободу выбора;

— испытывать чувство любви;

— осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

— осознавать различия между добром и злом;

— способность к самооценке;

— осознавать качества собственной воли;

— испытывать чувство веры;

— испытывать чувство достоинства;

— осознавать присущее ему чувство стыда;

— способность к прогнозированию событий и оценок;

— способность помнить события и связанные с ними переживания, чувство времени;

— способность понимания красоты и стремление к ней;

— способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

— способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

— чувство смешного, чувство юмора;

— способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

— способность испытывать горе (свое и чужое);

— способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Социализация и социальное здоровье личности

Формирование социального здоровья человека неразрывно связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это:

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе (социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формировании психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности.

Самооценка – важный регулятор поведения, который влияет на развитие личности и на эффективность деятельности. Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

И здесь уместно привести открытие, о котором доложил профессор Геттингенской клиники (Германия) Геральд Хютер, чей доклад вызвал большой резонанс на Всемирном конгрессе психиатров в мае 2014 г. в Петербурге. Сообщение об этом в свое время обсуждалось на научном форуме под заголовком «Ученые выявили факторы, способствующие восстановлению нервных клеток в любом возрасте». Другими словами, доказана ошибочность утверждения того, что нервные клетки не восстанавливаются.

Нейропластичность — потенциал перестройки мозговых структур — может снижаться под воздействием стресса, который ученые называют главным разрушителем нервной ткани, и увеличиваться, если человек может быть в гармонии с самим собой. Ученый рассказал об эксперименте, в ходе которого велись многолетние наблюдения за канадскими монахинями, чей возраст превышал 100 лет. Их мозг регулярно обследовали с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ).

Исследователи пришли к выводу, что «причиной сохранения у монахинь-долгожительниц потенциала восстановления мозговых структур является согласованность между ожиданиями и реальностью, устойчивая картина мира и активная деятельная позиция — молиться, чтобы изменить мир к лучшему» [3].

Г. Хютер уверен, что о том же самом говорит и эксперимент, проведенный в петербургском Физико-техническом институте им. Иоффе, в ходе которого было доказано, что «чем продуктивнее работает ученый, тем дольше он живет».

«Мы выяснили, — говорит профессор Хютер, — что сохранению восстановительного потенциала нервных клеток способствует четыре фактора — согласованность мечты и реальности, способность организовывать свою жизнь (активный организатор происходящего, а не пассивная жертва обстоятельств), понимание смысла жизни и прочность социальных связей — добрые отношения как можно с большим количеством людей». [3].

Он также рассказал, что в ходе эксперимента с помощью, например, МРТ, микродиализа (тонкий химический анализ) и электрофизиологических исследований ученые увидели, как стресс подавляет способность мозга к регенерации, а проблема, для которой человек нашел решение, приводит к восстановлению нервной ткани и ее проводимости. «Это происходит в любом возрасте, а не только в детском, но в разной степени. Процесс идет интенсивнее, если вам 20, и медленнее, если 70, но он идет!» — сообщил профессор Хютер.

Ученый считает, что сохранению нейро-пластичности способствует наличие друзей, общение с родными. «Маленькие дети так быстро учатся, потому что они делают от 50 до 100 открытий каждый день. В 85 лет, да и в любом другом возрасте, способность к обучению — это не вопрос технических возможностей мозга, а вопрос вкуса жизни», — резюмировал он.

В работе В. М. Карлышева, В. Е. Панькина (2018г.) предпринята попытка, определить ведущие факторы, влияющие на социальное благополучие студенческой молодёжи, и определяющие их критерии. Сравнительный анализ статистических данных показал, что наибольшая удовлетворённость, как у девушек, так и у юношей, является «удовлетворённость родителями», «родительской семьёй» (от 8,3 до 10 баллов), «родными» (от 7,6 до 9,4 балла) и «друзьями» (от 8 до 8,7 балла). Эти показатели можно принять за ведущие характеристики в формировании социального благополучия. Данные показатели служат основанием психологической защищённости и социальной адаптации студентов. У здоровых девушек и юношей выделяются дополнительно «удовлетворённость любимым» и «удовлетворённость жизнью», что свидетельствует о более качественной адаптации в жизни [1].

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Проблемы развития социального здоровья.

Античный постулат «в здоровом теле — здоровый дух» теряет свою убе­дительность, поскольку выясняется, что здоровый дух может обитать в боль­ном теле, а здоровое тело может быть носителем больного духа.

Как свидетельствуют данные В. И. Медведева и др. (2007), полученные в последние годы относительно психологических и физиологических прояв­лений процесса адаптации населения России к новым социально-экономиче­ским условиям жизнедеятельности, возможны некоррелированные процес­сы адаптации психики и физиологических систем. Очевидным является эффект «ножниц» — расхождение направленности изменений двух основных групп показателей состояния населения — субъективно-психологических параметры самочувствия и настроения людей) и психофизиологических (государственная статистика заболеваемости отдельными болезнями стрес­сового происхождения и болезнями другой этиологии): показано, что по со­вокупности субъективных оценок снижается количество людей, относящих­ся к классу психологически неадаптированных, но в то же время растет коли­чество психических расстройств и заболеваний, вызванных переживанием хронического стресса или гиперстресса и смертности от них — болезней орга­нов кровеносной системы и пищеварения.

Исследователи выдвигают на этот счет две гипотезы: первая заключает­ся в том, что, несмотря на наличие в жизни большинства населения стрессогенных факторов, психофизиологическая реакция на них уходит в подсозна­ние, а сознание строит иллюзорную картину жизни, человек как бы уходит от неприятных проблем; вторая — у граждан с доминированием достижительной мотивации существует большой риск развития стенокардии, инфаркта миокарда и других нарушений сердечной деятельности; и в том и в другом случаях наблюдается хорошо известный эффект конфликта между физио­логическими потребностями и потребностью в достижении сознательно принятой человеком цели.

Читайте также:  Здоровье с умным домом

Общий обзор адаптационных концепций позволяет выделить три ос­новных аспекта адаптационной проблематики здоровья:

— экологический — здоровье как гармоничное сосуществование с природ­ным окружением, в согласии с биологической природой человека, природосообразность человеческого бытия, нарушение которого приводит к болез­ням и экологическим бедствиям;

— нормативный — здоровье как соответствие состояния и поведения ин­дивидуума социальным и культурным нормам, принятым в данном сообще­стве, способность адекватно усваивать эти нормы;

— коммуникативно-интерактивный — здоровье как полноценное обще­ние с человеческим окружением, адекватность и продуктивность социаль­ных отношений личности.

Таким образом, определение здоровья как способности организма адап­тироваться к условиям окружающей среды отводит теории адаптации од­но из ключевых мест в учении о здоровье и болезни. Знание фундаментальных закономерностей теории адаптации является необходимым для сохранения здоровья индивида в условиях постоянно изменяющейся окружающей сре­ды, поскольку резервные возможности организма должны быть достаточны для того, чтобы поддерживать основные жизненно важные константы в нор­мальных пределах.

Отношение к здоровью с позиции теории адаптации делает реальной проблему его прогнозирования. При этом имеет значение достаточно ран­нее выявление ухудшений общего состояния или работоспособности с та­ким временем упреждения, которое было бы достаточным для проведения соответствующих профилактических или корректирующих защитных ме­роприятий.

Многие жалуются на социальное нездоровье, так как считают, что моральные устои человечества пошатнулись, а люди всё меньше умеют приспосабливаться к экстремальным ситуациям. Но на самом деле это не так. В каждом веке были свои непризнанные гении, свои бунтари и личности, которые просто, как тогда всем казалось, не шли в ногу со своим временем. Но сейчас таких индивидуумов воспринимают если не как гениев, то хотя бы как ярких представителей своего столетия.

Рост националистических настроений, насилие и пассивное отношение действительно отравляют социальное здоровье, но эти проблемы были всегда, то заражая умы, то уходя в подполье. И если сейчас они обострились вместе с всеобщей ленью, равнодушием и стремлению к накоплению, то это лишь значит, что в скором будущем начнутся перемены, которые помогут их преодолеть.

Борьбу с этими негативными факторами, которые портят социальное здоровье, необходимо начинать с каждого человека по отдельности. Когда каждый из нас выберет свои идеалы и то, как он будет их добиваться – формируя здоровые связи с обществом, или же деградируя и выбирая добровольное изгнание из социума, – тогда и изменится ситуация в сфере социального здоровья.

Понятие духовного здоровья

Под Духовностью понимается, прежде всего, ориентация человека в своем существовании на идеалы абсолютного бытия, проявляющаяся в его конкретном существовании как свобода от витальной и социальной детерминации и ответственность за свои действия в свете абсолютного бытия, проявляющаяся в реальных поступках, прежде всего в ситуациях выбора и принятия решения (Летуновский В.В.).

Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации (А.И. Зеличенко) Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное и т.д. (Братусь Б.С.). Духовное как таковое начинается там, где возникает возможность свободного выбора человека. В конкретной жизненной ситуации Духовность всегда проявляется не благодаря чему бы то ни было, а вопреки.

Оригинальный подход к пониманию духовного здоровья личности был предложен Виктором Франклом. Основатель логотерапии В. Франкл полагал, что полноценное развитие и духовное здоровье человека тесно связаны с осмысленностью его существования, а стремление к обретению смысла выступает в качестве одного из центральных побудительных мотивов. Главным условием здоровья является «наполненная смыслом жизнь». Ибо «лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он может осуществить и себя, а без самоосуществления здоровье невозможно: в ситуациях смыслоутраты здоровое состояние тела и духа сменяется ощущением абсурдности существования, пустоты, «экзистенциальноrо вакуума». Франкл афористично заметил, что тот, кто считает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен (Франкл, 1990).

Духовное здоровье — это интегративная характеристика личности, обеспечивающая ее внутреннюю согласованность и саморегуляцию, успешную адаптацию и самореализацию в конкретных условиях социального существования. Эта характеристика включает аксиологический, инструментальный и мотивационный компоненты.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного Я человека и ценностями Я других людей. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на собственном внутреннем мире и своей роли во взаимоотношениях с другими людьми. Мотивационный: компонент определяет наличие у личности потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, осмысленно выбирает путь своего развития. Он полностью принимает ответственность за свое развитие и становится «автором собственной биографии».

Основная функция духовного здоровья — поддержание активного динамического баланса между личностью и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов. В качестве центральных характеристик духовно здорового человека можно назвать высокий уровень саморегуляции и способность к успешной адаптации как в благоприятных, так и в неблагоприятных условиях жизнедеятельности.

Критерии духовного здоровья

Любовь. О.С. Васильева считает, что основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение к миру, ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире (7). Осмысленность и наполненность бытия, осознанное, ответственное, творческое отноешение к своей жизни, понимание или попытки понять свой путь, свое предназначение. Вера в Бога, в природу, осмысленность Вселенной. Позитивное, радостное состояние человека (Радость – здоровье духа, как пишет Рерих в учении «Живой этики»). Критериями духовного здоровья, по мнению автора, могут служить оптимистический взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность в отношении с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов и нравственность. К критериям духовного здоровья относятся также уровень самоактуализации, ответственность за свою жизнь и здоровье, определенная иерархия ценностей.

На духовное здоровье влияют:

— повышение степени осознанности бытия человека;

— расширение его сознания за пределы человеческого тела, за пределы Я;

— формирование определенного мировоззрения, когда человек воспринимает себя как микрокосм, а свой жизненный путь – как часть высшего замысла, связывая его с жизнью всей Вселенной;

— стремление к самосовершенствованию;

— приоритет духовных потребностей;

— нахождение оптимального баланса между сиюминутным и вечным, материальным и духовным, земным и небесным.

Нельзя стремиться к духовному совершенству иначе, чем через совершенство в земных проявлениях, через совершенствование своего тела, своих отношений, своих качеств, осознание своего предназначения, своих высших ценностей и смыслов. Духовное здоровье, закладываясь от рождения, наивысших степеней развития достигает у взрослой, зрелой личности, сознательно работающей над своей душой.

Учение А. Маслоу о самоактуализации. Одним из признаков духовного здоровья, безусловно, можно считать способность личности к самоактуализации. Теория самоактуализации описывается восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации. Самоактуализация ‑ это постоянный процесс развития своего потенциала. Это означает использование своих способностей и разума и «работа ради того, чтобы делать хорошо то, что ты хочешь делать». Самоактуализация — это не «вещь», которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение.

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр. Процесс самоактуализации может быть ограничен: 1) негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивном поведении; 2) социальными влияниями и групповым давлением, которое часто действует против наших вкусов и суждений; 3) внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя. К традиционному психоаналитическому перечню помех самоактуализации Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Десакрализация — это обеднение собственной жизни посредством отказа относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. «Комплекс Ионы» — это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития.

Психологические потребности. Оригинальная теория потребностей Сальваторе Мадди (1971) выделяет три группы потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим относятся потребности в символизации, суждении и воображении. Мадди описывает 2 типа развития личности. Человек, у которого доминируют биологические и социальные потребности, воспринимает себя как воплощение биологических нужд и социальных ролей, отождествляет себя с ними и соответствующим образом себя ведет, плывя по течению, что Мадди обозначает как конформистский путь развития личности.

Когда у человека доминируют психологические потребности, он начинает иначе относиться к своему биологическому и социальному, строит образ будущего, он ставит цели, у него возникает временная перспектива, опора на культурные символы и т. д. Возникает тип человека, который сам строит свою жизнь. Можно сказать, что человек есть личность в той мере, в какой он преобразует свою индивидуальность.

Читайте также:  Служба по охране здоровья граждан это

Трансцендентность. Способность, характерная только для человека – направлять свои усилия на преодоление себя. Делание себя большим, чем ты есть, попытка все время повышать планку, описывается психологами как способность к трансценденции и также имеет прямое отношение к духовному здоровью. Амадео Джорджи пишет, что единственная, главная, универсальная характеристика человека, человеческой природы — это способность человека к трансценденции, что связано с его интенциональностью, то есть направленностью на что-то вне себя (Giorgi, 1992).

В. Франкл замечает, что направленность на мир, а не на себя самого, — это основная характеристика человека, лежащая в основе его способности трансформировать любую ситуацию. Д.А. Леонтьев резюмирует: «Правильное определение человека было бы не homo sapiens, a homo transcendens — человек превосходящий, выходящий за пределы. В этом и заключается сущность человека. Есть и другая, «народная» формула человеческой способности к трансценденции — более простая и доступная. Это формула, которая в свое время выступала у нас как формула неодобрения: «Ему больше всех надо». На самом деле, это и есть формула человека». Тот, кому «больше всех надо», — это человек, который не довольствуется выживанием и адаптацией, который не довольствуется соответствием тем требованиям, которые ему выдвигают и удовлетворением тех прямых и непосредственных потребностей, которые у него возникают. Он выходит за пределы того, что ему дано — не только внешних требований и ожиданий, но и собственных потребностей.

А.И. Зеличенко выделяет 4 формы высших переживаний: творчество, любовь, религиозная жизнь, развитие. Творчество отражает непрогнозируемое изменение внутренних условий человека – появление некоего нового внутреннего содержания: изменения мыслей, ценностей, связанное с возникновением новых форм самовыражения Центральный момент творчества – появление внутреннего содержания, стремящегося обрести форму. Терапия творчеством, арт-терапия – одна из признанных современных форм преодоления психиатрических заболеваний.

А.И. Зеличенко предлагает различать любовь – корыстное чувство (свойственное любви притяжение в желание обладать, присвоить предмет любви — человека, явление, вещь, часть земли, знания, Бога, талант, красоту) и любовь – бескорыстное служение тем же явлениям. Она проявляется как сочувствие, сопереживание, очарование, любование красотой, стремление к заботе и поддержке. Жертвенность этого типа любви состоит в том, что делание добра другому требует ресурсов (сил, времени, денег и т.п.), которое можно было бы использовать «во благо себе». Но феномен духовности как раз и проявляется в том, что благо другого и благо себе здесь фактически отождествляются и предстают как некое новое благо качественно более высокого уровня – блага жизни в любви.

Большая часть высших переживаний, по А.И. Зеличенко, относится к явлениям религиозного сознания. Религия как система мировоззрения задает идеологию, оформляет картину мира, структурирует представления о добре и зле, позволяет получать ответы на неразрешимые вопросы, избавляет от страха смерти, придает силы в трудных ситуациях. В. Гюго говорил, что религия – это общение человека с Небом. И как любое общение, оно включает две фазы – слушание и говорение. Слушание ‑ состояние, в котором человек видит, слышит, чувствует, внимает Богу (озарения, откровения, сновидения, просветление). В результате таких контактов исчезают сомнения, укрепляется вера, человек получает поддержку. Говорением с богом являются молитва и практики служения. Молитвы о внутренних изменениях обладают психотерапевтическим потенциалом, т.к. являются формой самоубеждения, самоизменения своих качеств. Важно также и то, что религиозное мировоззрение априори обращает человека к более здоровому, аскетичному образу жизни. Отсутствие высших переживаний интерпретируется как оставленность Богом.

Самодетерминация. Д.А. Леонтьев вводит понятие личностного потенциала как базовой индивидуальной характеристики, стержня личности. Личностный потенциал, согласно Д. Леонтьеву, является интегральной характеристикой уровня личностной зрелости, а главным феноменом личностной зрелости и формой проявления личностного потенциала является феномен самодетерминации личности. Личностный потенциал отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ей усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала — это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями. Феноменологию, отражающую различные аспекты личностного потенциала, в разных подходах в зарубежной и отечественной психологии обозначали такими понятиями, как воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие, воля к смыслу и др.

Моральное сознание личности. Важнейшим критерием духовного здоровья является уровень развития морального сознания личности. В философской и психологической литературе обще­принято выделять три главных уровня развития мораль­ного сознания личности: 1) доморальный уровень, ког­да ребенок руководствуется своими эгоистическими по­буждениями, 2) уровень конвенциональной морали, для которого характерна ориентация на заданные извне нормы и требования, и, наконец, 3) уровень автономной морали, т. е. ориентации на интернализованную внут­реннюю систему принципов..

Теория морального развития, предло­женная американским психологом Л. Колбергом, развивает высказанную Ж. Пиаже и поддержанную Л.С. Выготским идею о том, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию. Л. Колберг выделяет в нем несколько фаз, со­ответствующих разным уровням морального сознания. Л. Колберг показывает, как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением. На когнитивном уровне по­казателями морального развития личности служит сте­пень осознанности и обобщенности ее суждений, на поведенческом — реальные поступки, последователь­ность поведения, способность противостоять искушени­ям, не поддаваться ситуативным влияниям и т. д.

Саморегуляция. Д.А. Леонтьев приходит к выводу, что ключевой критерий духовного здоровья — саморегуляция, понимаемая как система механизмов управления человеком собственным поведением. В мультирегуляторной модели личности (Леонтьев Д.А., 1999, 2002) описана лестница присущих человеку уровней саморегуляции, часть из которых — общая с другими живыми существами, а часть специфична для человека. Духовность – это некий механизм саморегуляции. Основанное на духовности действие всегда представляет собой поступок, то есть действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации. Подвиг — это действие парадоксальное, неоправданное с точки зрения низших биологических регуляторов, но уникальное, ценное и предельно осмысленное с точки зрения высших человеческих ценностей и интересов.

Свобода выбора. Еще одним ресурсом духовности, по Д.А. Леонтьеву, является альтернативность, свобода выбора. Оказалось, что в отличие от терминальных и инструментальных ценностей, бытийные ценности не поддаются ранжированию, иерархизации. Ранее Ф.Е. Василюк (1984) указывал, что принцип иерархии противоречит идее свободы выбора, поскольку он предопределяет выбор иерархически более высокого мотива или ценности. Поскольку бытийные ценности не ранжируемы, значит, именно на этом уровне возникает реальная свобода, отсутствующая на более низких уровнях. На уровне духовности поведение определяется высшими ценностями, но не одной или несколькими, а полем ценностей, оставляющим возможности выбора. Поскольку они не иерархичны по отношению друг к другу, поведение оказывается не предопределенным, свободным, альтернативным: все ценности одинаково значимы, а выбор остается за человеком. Духовный человек ориентируется на интегральные ценности человечества, а не на узко социальные, местечковые ценности.

Осознание своего жизненного пути. А.А. Крылов считает важнейшим элементом личностной зрелости осознание человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути – еще один критерий духовного здоровья. Социальный опыт многих поколений людей, показывает, что у каждого человека при всем разнообразии возможных направлений движения по жизни есть одно направление, предназначенное именно для него, т. е. «свой» путь. И у каждого соответственно есть собственный потенциал развития. Этот жизненный путь может совпасть с максимальной самореализацией, и тогда его можно считать «Субъективно-оптимальным». На прагматическом уровне субъективно-оптимальный – это такой жизненный путь, который по своим условиям и требованиям к человеку полностью соответствует его потенциалу развития. На метафорическом уровне он есть не что иное, как глубинно-психологическая предуготованность к некоей сугубо индивидуальной миссии, для реализации которой данный человек пришел в этот мир.

А. А. Крылов рекомендует для самодиагностики несколько чувственных (т. е. формируемых подсознанием) индикаторов, обнаруживающих факт следования по жизни «не своим» путем:

1) чувство устойчивого невезения, «все складывается против. »;

2) утомительность достижений, неприятная усталость в качестве постоянного переживания. Утомительность «не своего» действия объясняется тем, что подсознание отказывает ему в непосредственном интересе как наиболее эффективном стимуляторе работоспособности, а деятельность, выполняемая преимущественно благодаря волевому напряжению, является в высшей степени энергозатратной и потому утомительной;

3) отсутствие полноценного удовлетворения (радости, гордости, ликования) при достижении успеха, безрадостность долгожданных событий или побед.

Глубинный смысл перечисленных индикаторов заключается в том, что они ненавязчиво создают субъективные условия, подталкивающие человека к отказу от деятельности, являющейся по своим требованиям и вероятным результатам «не своей».

Источник