Меню

Духовно нравственное здоровье нации

Общество

Начиная разговор о духовно-нравственном здоровье общества, нужно определить, что мы понимаем под этим термином. На наш взгляд, духовно-нравственное здоровье — это способность всего общества в целом и отдельных людей в частности формировать свой жизненный уклад согласно общечеловеческим (христианским) представлениям о добре и зле.

Состояние духовно-нравственного здоровья общества можно назвать удовлетворительным, когда границы между этими двумя понятиями, по крайней мере, не размываются. Если же общество не только декларирует, но и выражает резкое неприятие проявлений зла в своей среде, то можно сказать, что его духовно-нравственное здоровье улучшается.

За последние годы в нашей стране многое изменилось, общество стало более неоднородным не только в части материального расслоения, но и в мировоззренческом отношении. Многие люди обретают свои духовные корни, имеют возможность исповедовать веру в Бога, которая наполняет смыслом и дает силы для исполнения свода нравственных правил. Наряду с этим идеология эгоизма, потребления и наслаждений, прямо или косвенно предлагаемая средствами массовой информации, приводит к разрушению нравственных устоев. Эксплуатация темы половых отношений нанесла непоправимый урон нравственному здоровью нашего современного общества: кризис семьи и, как следствие, снижение рождаемости — это плоды, которые наше общество начинает пожинать уже сейчас.

Что может влиять на улучшение духовно-нравственного климата в обществе? Важнейшим фактором здесь, на наш взгляд, является общественное мнение, с которым так или иначе соотносит человек свои поступки: если что-то считается плохим, стыдным, то для многих людей это будет весомым сдерживающим фактором, чтобы не совершать негативный поступок. Однако, конечно же, общественное мнение формируется хоть и самим обществом, но при непосредственном участии СМИ.

Также важнейшим фактором в деле формирования духовно-нравственного здоровья является четко выраженная позиция государственных органов власти, которым следует обозначить свое отношение к актуальным проблемам нравственности и жизни современного общества, а также пропаганда этой позиции в СМИ.

Сознавая огромную роль средств коммуникации и массовой информации в жизни современного общества, необходимо отметить ряд негативных моментов, связанных с их деятельностью:

Интернет. Ввиду своей общедоступности Интернет дает возможность любому человеку получить любую информацию, невзирая на ее специфику. Особенно опасными являются сайты, открывающие доступ к фото-, видеопродукции, пробуждающей низменные чувства. Неприемлемым является также использование в Интернете развратных изображений для косвенных целей — что часто используется в деле привлечения внимания к рекламе различных товаров и услуг.

Телевидение. На сегодняшний день телевидение продолжает являться самым массовым источником информации и средством формирования общественного мнения. Гипертрофированное наполнение телевизионного эфира передачами о развлечениях, роскошной жизни, девиантном поведении «звезд» и т.д., помимо того, что формирует социальный протест в людских массах, создает искаженное представление о действительности (потому что действительность не такова) и фактически рекламирует роскошную, вольготную жизнь. Если же человеку она недоступна, то он готов идти на преступления, чтобы его жизненный уровень соответствовал тому, что «показывают по телевизору».

Радио. Учитывая высокое доверие населения к той информации, которую оно получает из радиоисточников, а также принимая во внимание воспитательную функцию СМИ в деле формирования стереотипов поведения у населения, считаем важным недопущение в радиоэфире похабных, жаргонных, наглых и просто грубых форм ведения монолога или диалога ведущими. Также назревшей проблемой считаем чрезмерно большое количество современных музыкальных произведений, по-простому говоря, «попсы», далекой от задач пробуждения в слушателях культурного, положительно-эмоционального и духовно-нравственного подъема. И это все при почти полном отсутствии в эфире, как и в современной культурной жизни в целом, произведений, направленных на что-либо большее, чем развлечение.

Для улучшения духовно-нравственного здоровья считаем также необходимым препятствовать использованию безнравственных образов для рекламных и других целей на страницах печатных СМИ.

Современные СМИ ввиду отсутствия государственной информационной политики, по причине необходимости выживания за счет привлечения рекламодателей, что достигается увеличением количества зрителей, что, в свою очередь, опять же осуществляется через эксплуатирование человеческих пороков и страстей, — не могут способствовать формированию у молодежи адекватных представлений о современном мире.

Не ответив конкретно на вопрос «кто виноват?», потому что виновато общество в целом, мы подходим к вопросу «что же делать?»

Несмотря на наличие в Законе о СМИ статьи № 3 «О недопустимости цензуры», статья №4 под названием «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» провозглашает: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». Если за исполнением большинства пунктов данной статьи государство следит строго и, не проводя предварительной цензуры, по факту появления в СМИ материалов, нарушающих статью 4, может пресечь деятельность средства массовой информации, то в отношении прочих материалов, касающихся духовно-нравственного здоровья, надо держаться такой же практики.

Читайте также:  Размер морального вреда при легком вреде здоровью судебная практика

Считаем, что требование недопущения цензуры справедливо и должно исполняться. Однако этот пункт необходимо компенсировать реальной недопустимостью злоупотреблений свободой СМИ. Для того, чтобы был соответствующий юридический механизм, необходимо провести разработку, общественное обсуждение и принятие дополнений к статье 4 Закона о средствах массовой информации.

Также считаем, что контроль за информационными потоками на региональном уровне должны осуществлять представители департамента информационной политики администрации Тюменской области. Необходимо ввести практику аналитических обзоров и составления определенных рекомендаций к учредителям и издателям СМИ по улучшению духовно-нравственного климата в информационном пространстве.

В случае внесения изменений и дополнений в Федеральный закон о СМИ контроль за его исполнением ложится на государственные органы, осуществляющие регистрацию СМИ и контроль за исполнением законодательства в Тюменской области.

Считаем также необходимым создание на федеральном уровне общественного совета по духовно-нравственному состоянию общества — например при общественной палате.

Считаем своевременным представителям журналистского сообщества, да и деятелям культуры тоже, самим выработать своеобразный «кодекс чести», в котором были бы закреплены правила деятельности СМИ, исключающие нанесение вреда общественной морали и нравственности. Принцип «Не навреди» давно известен и входит в свод правил представителей другой важнейшей профессии — профессии врачей.

Государственной власти же необходимо прежде всего отказаться от практики самоустранения в деле влияния на духовно-нравственное здоровье граждан страны, занимать твердую нравственную позицию, отстаивать ее, не изменять ее принципы в угоду каким бы то ни было международным документам.

В заключение хотелось бы сказать, что сфера духовности и нравственности — это не та область, где можно и нужно говорить, что спрос порождает предложение. Здесь не имеют права работать «законы рынка».

священник,
председатель издательско-информационного отдела Тобольско-Тюменской епархии

Источник

Духовное здоровье нации

Власть должна заниматься не только материальной стороной жизни общества – экономикой и политикой. Задача государства – создавать оптимальные условия для духовного и нравственного роста человека, формирования свободной, творческой, ответственной личности. Духовное здоровье нации и состояние общественной нравственности – это проблемы не только частной жизни или гражданского общества, но и проблемы государства. Коммунистический тоталитаризм дал негативный пример внедрения власти в жизнь людей – насилием и ложью. На другом полюсе – западное плюралистическое общество, где декларирована независимость общественной и частной жизни от государства (хотя на деле власть сильно влияет на состояние общества и человека). Государство должно стремиться к духовному и нравственному возрождению нации. Ибо государственная мощь покоится не только на крепости государственных структур, а на патриотизме и государственном сознании граждан. Если нравственными и духовными проблемами жизни общества не занимается наше государство, то на важнейшую жизненную сферу неизбежно негативно влияют враждебные силы извне.
В России государство создавало условия для значимых достижений народа. Современная задача национальной власти – формировать стратегию развития страны, определять приоритеты, цели и задачи, для решения которых использовать государственные ресурсы и механизмы. При этом власть должна объяснять обществу смысл своих инициатив, обоснованность своих решений. Поэтому не только независимые средства массовой информации, но и государство должны влиять на формирование общественного мнения и предлагать обществу программу. Верховная власть призвана декларировать историческую миссию России в современном мире и на основе этого – современный национальный идеал. Это не должна быть очередная утопия, прикрывающая корыстные интересы правящих кланов. Верховная власть во имя самосохранения и спасения России должна выразить национальные чаяния, что способно пробудить национальные энергии.
Ещё Гавриил Романович Державин выразил духовную связь власти и народа, то стремление к великим свершениям, которое способно пробудить в народе праведно действующая власть:

Чего не может род сей славный,
Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчанны,
Его бесценну кровь щадить.
Умейте дать ему вы льготу,
К делам великим дух, охоту,
И правотой сердца пленить.
Вы можете его рукою
Всегда, войной и не войною
Весь мир себя заставить чтить.

Читайте также:  Азбука здоровья леденцы от чего

Оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в настоящее время, можно значительно усилить поддержкой со стороны государства. Для решения проблем исторического значения необходимо мобилизовать общенациональные ресурсы и осуществлять общенациональные программы. Это под силу только верховной власти. Но все высшие государственные структуры ориентированы на материальные задачи и перегружены решением каждодневных проблем. Близкие гуманитарной проблематике государственные учреждения решают вопросы ведомственно и фрагментарно, ограничены корпоративными интересами. Ни одна государственная инстанция не занимается стратегией возрождения русского государствообразующего народа, проблемами, которые несут наибольшие угрозы российской государственности и цивилизации. Верховная власть призвана заняться духовными аспектами национальной безопасности.
Враг России Бжезинский объявил Россию «большой чёрной дырой на карте мира», а после распада СССР с удовлетворением провозгласил: «Россия повержена – у неё нет концепции бытия». Опровергнуть этот приговор может только пробуждение самосознания русского национального духа. Лечение национального духа, или поиски Россией себя, должно начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.
1. Религиозное возрождение. Правящий слой и власть призваны осознать, что религия и религиозные ценности определяют духовное и нравственное здоровье общества. При этом Русская Православная Церковь является основной цивилизационнообразующей и государствообразующей религией России, духоводителем народа, главным защитником целостности державы и межрелигиозного согласия, которое веками оберегало Россию. Россия – светское, но вовсе не атеистическое государство. Отделение Церкви от государства не означает отделения народа от Церкви, а верховная власть должна служить гарантом защиты и сохранения цивилизационной идентичности. Поэтому попечение о благе и независимости Церкви, о соработничестве религий на ниве социального служения является приоритетной задачей государства. После многих десятилетий государственного атеизма и религиозных гонений государство должно вернуть исторический долг верующим, для чего требуется поддержка государством традиционных религий: установление их плодотворного взаимодействия с властью и обществом в духовно-нравственном воспитании; борьба с псевдорелигиозными античеловеческими сектами; противостояние размыванию традиционной для России религиозности; государственная поддержка миссионерской деятельности традиционных религий, а также поддержка Русской Православной Церкви на её канонических территориях за пределами России.
2. Нравственное и патриотическое оздоровление. Ответственную, свободную и творческую личность можно взрастить только в органичном духовном климате, в обществе, ориентированном на вечные ценности, на воспитание чувства любви к большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открываются история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. Миссия России – служение Богу и людям, сбережение земли предков и сбережение народов, соединивших свои судьбы с судьбой Российского государства. Русский народ – государствообразующий, русские – не этническая группа. Русскими издревле называли и сегодня называют за рубежом всех тех, кто проживает на бескрайнем пространстве исторической России, считая Россию своим Отечеством. Русский – тот, кто говорит по-русски, думает по-русски и считает себя русским. Русское национальное возрождение является условием возрождения России и подлинным гарантом безопасности для каждой этнической группы, связавшей свою судьбу с Россией, а также гарантом сохранения тесных связей родины с соотечественниками. Великий суперэтнос – русский народ – как государствообразующее начало является полноправным хозяином колоссальных ресурсов России.
3. Сохранение и воссоздание культурных традиций. Цивилизационное наследие России, религиозные и культурные традиции являются основой народной жизни, обеспечивают преемственность поколений, служат залогом грядущего развития нашей державы с тысячелетней историей. Необходимо осознать, что российскому государству не пятнадцать, и даже не восемьдесят лет, что до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней русской православной цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры. Добиваться приоритета культуры в государственной политике, поскольку культурная политика в России – это не отдельная отрасль, выделённая по цеховому принципу, а смысл всей политической деятельности в многонациональной стране. Культурной должна быть сама государственная политика. При этом важнейшая особенность Российской цивилизации – единое языковое, информационное и образовательное пространство. Необходимо подвигать к целенаправленной деятельности государственные и общественные институты в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам – пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.
4. Восстановление общенационального единства. Насильственно расчленённый русский народ при разрушении СССР стремится к восстановлению государственного единства. Необходимо разработать программы мирного конструктивного воссоединения территорий, на которых большинство населения составляют русские. Во имя общенационального единства следует консолидировать общество, преодолеть разобщённость власти и народа, насаждаемую идеологическую вражду, узко-корпоративные настроения, блокировать сепаратистские тенденции культивируя общенациональные цели и идеалы; преодолевать денационализацию одних и маргинализации других групп интеллигенции через вовлечение в общенациональные программы, через осознание исторического предназначения российской нации, объединяющей все народы России.
5. Преодоление угрозы демографической катастрофы – духовный аспект. Для преодоления демографической катастрофы недостаточно повысить уровень жизни населения. В обществе, лишённом основных жизненных ценностей и утратившем смысл существования, падает рождаемость и продолжительность жизни. Бессмысленность и бесцельность лишает народ воли к жизни. Воля к жизни – в вере предков и памяти поколений, в семейных ценностях и почитании наших стариков, в преклонении перед чудом материнства и детства. Необходима государственная защита от зарубежных и доморощенных «миссионеров» и лжеучителей, разрушающих духовный строй жизни и семейный уклад и развращающих молодёжь и детей. Необходимы государственные и общественные программы работы с молодёжью и родителями, повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства поддержка многодетных семей, борьба с растлением детей и подростков как с одной из главных причин демографического спада, утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни. Жизнь – высший дар. А всё, что его губит – преступность, наркомания, циничная пропаганда насилия и извращений, абортов и суицидов – должно быть искоренено в зародыше. Борьба с социальными болезнями и пороками – духовная борьба, которая не сводится к полицейским мерам, медицинской помощи и социальной профилактике. Разработка гуманитарных форм борьбы с преступностью, наркоманией, суицидами – воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны полицейские и медицинские меры.
6. Экологическая безопасность – духовный аспект. Воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома – природы страны и планеты. Для этого важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая материнская сущность.
7. Формирование стратегического ресурса общества. Необходимо подвигать власть к мобилизации активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создаёт возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть создана программа формирования нового поколения России – духовного и динамичного, свободного и ответственного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного.
8. Решение перечисленных проблем подводит к формулированию национальной идеи. Новая и основанная на российских традициях национальная идеология восстанавливает историческую память и национальное самосознание русского народа-государствообразователя, формирует национальный образ России и задаёт историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведёт его российская власть; придаёт смысл существованию России и жизни её граждан; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную волю и энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований. Ибо без возвышенного духовного идеала русский народ не способен к сверхусилию во имя самоспасения и возрождения.
9. На основе национального сверхидеала – разработка идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Необходимо определить место России в современном мире и наши возможности выживания, которые не сводятся к тому, что мы должны восстановить что-то из утерянного, либо кого-то догнать и перегнать, или войти в европейский дом, в современную цивилизацию. Отвечая на исторические вызовы нового века (экспансия золотого миллиарда, глобализация, информатизация, мировой терроризм, мусульманская, китайская угрозы. ), необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия. Наши духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы позволяют не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства. Русский гений сейчас более, чем когда-либо, востребован эпохой. Россия ситуацией современной эпохи призвана стать мировой державой нового качества, духовно определяющей судьбы человечества.

Читайте также:  Полезно ли есть гвоздику для здоровья

Источник