Меню

Эталоны здоровья античный адаптационный антропоцентрический

Эталоны и модели здоровья

Области знания, предметом изучения которых является здоровье человека и поведение человека в этой сфере (современная медицина, психология и психотерапия, социология), опираются на определенные социокультурные основания, каковыми, по мнению О.С. Васильевой и Филатова, являются социокультурные эталоны здоровья, этнические модификации этих эталонов, социальные представления о здоровье у представителей определенных сообществ, и, наконец, первичные валеоустановки, отвечающие за поддержание здоровья индивида [22, с. 26].

В структуре социокультурного эталона выделяют следующие компоненты:

— наиболее общее представление о феномене здоровья,

— эталонный образ здоровой личности, предполагающий набор устойчивых личностных характеристик,

— устоявшиеся представления об основных условиях и принципах здорового существования,

— информация о путях и способах оздоровления личности в различных сообществах.

Взгляды различных школ в исследовании феномена здоровья и самосохранительного поведения, сложившиеся в науке, отражены в трех эталонах здоровой личности: античном, адаптационном и антропоцентрическом.

Античный эталон предполагает внутриличностную гармонию, основой которой является интернальность. Содержанием адаптационного эталона является успешная адаптация, и всесторонняя гармонизация отношений субъекта с окружающим миром. И, наконец, представление о высшем духовном предназначении человека является содержанием антропоцентрического эталона.

Античный эталон здоровой личности имеет философский характер. В античном понимании здоровье, связывалось не только с «согласованностью души и тела», но и с подчинением их высшей инстанции Единому Порядку Природы. Неотъемлемыми качествами здоровой личности считались здравомыслие и самообладание, «без которых невозможно ни телесное, ни душевное здоровье». При этом, с точки зрения современной психологии, можно говорить, о здоровой психике, которой присущи: активность, регуляция, саморегуляция. В античном понимании самосохранение — это обеспечение целостности личности, которое предполагает «постоянную и всестороннюю заботу о себе, строго определенный образ жизни, основанный на полной ответственности, умеренности и самосовершенствовании» [22, с. 56]. В античном обществе было создано много индивидуальных техник, с целью формирования здоровой личности, среди них: процедуры испытания, предполагавшие самоограничение и регулирование потребностей в различных сферах жизни; практика самоанализа – самоотчеты с разбором собственных поступков и действий; работа мысли над собой – глубокая рефлексивная практика, предполагавшая самоосмысление.

Общими критериями здоровья в античном понимании являются: внутреннее равновесие, жизнь, согласная с разумной природой вещей, и самосовершенствование. Основным ограничением античного эталона является игнорирование внутренних процессов духовных кризисов, которые способствуют личностному росту.

Таким образом, античный эталон здоровья предполагает внутриличностную согласованность телесных и душевных проявлений человека, не рассматривая взаимодействие личности с окружающим миром. Основными качествами здорового человека выдвигаются здравомыслие и самообладание, которые можно определить как способность к саморефлексии и саморегуляции. Особенностью античного эталона здоровой личности является формирование и воспроизведение принципов социального порядка на индивидуальном уровне. При этом вводится универсальное понятие «порядок — упорядоченность, согласованность и соразмерность, общий закон бытия, который выражается в едином благе, в рамках полиса как единый для всех закон, а в индивидуальном существовании как мудрость, как здоровье» [21, с. 46].

Адаптационная модель здоровья, получившая широкое распространение в современной науке, охватывает систему отношений индивида с окружающим миром, рассматривая проблему здоровья и самосохранительного поведения во внешнем плане жизнедеятельности человека. В основе этой модели лежит междисциплинарный подход к биосоциальной природе человека. Главным критерием здоровья, а значит и сформированности самосохранительного поведения, является характер и степень включенности индивида во внешние биологические и социальные системы. В психологической науке сложилось несколько адаптационных подходов к проблеме здоровья человека: психофизиологический, эволюционисткий и социально-ориентированный.

С биологической точки зрения, самосохранительное поведение направлено на обеспечение целостности и постоянства внутренней среды организма в условиях непосредственного и активного контакта с окружающей средой. Наиболее полно резервы человеческого организма раскрываются в экстремальных условиях, когда от способности поддерживать необходимый уровень функционирования зависит выживание индивида. Это характеристика индивидуального уровня биологической адаптации.

С точки зрения адаптации, приспособления человечества как вида, основным критерием здоровья, сформированности самосохранительного поведения является степень и характер вовлеченности человека в глобальные процессы освоения природного окружения. При этом индивидуальное развитие человека рассматривается в общевидовом масштабе. Объектом исследования становится человечество как эволюционный вид. Как пишет К. Лоренц, «проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для общевидовой адаптации. Здоровым является все, что полезно и целесообразно для выживания вида, тогда как «последнее слово» в оценке тех или иных адаптивных качеств остается за естественным отбором [72, с. 248].

В социально-ориентированном подходе самосохранительное поведение рассматривается в контексте всесторонней социализации личности. Основным критерием сформированности самосохранительного поведения в этом случае является степень успешности интеграции личности в социум. Этот подход рассматривает личность как продукт социальных отношений, феномен здоровья определяется внешними по отношению к индивиду факторами. Устойчивым признаком здоровой личности в социально-ориентированном подходе становится соответствие индивидуальных проявлений личности принятой в данном обществе системе социокультурных норм. «С социальной точки зрения, здоровый человек – это тот, кто эффективно функционирует… Так в медицине здоровье ребенка определяется не относительно его идеальных природных характеристик, а относительно требований к его социальному функционированию: когда ребенок пойдет в школу, он должен эффективно учиться, потом когда подрастет, эффективно служить в армии, когда создаст семью, родить и воспитать здоровых детей, когда пойдет работать, эффективно выполнять свои функции как специалист» [107, с. 21]. Самосохранительным здесь является поведение, направленное на обеспечение гармоничного сосуществования с природой, обеспечивающее социальную регуляцию, при которой соблюдаются социальные и культурные нормы, принятые в данном сообществе, целью которого является обеспечение эффективного и адекватного общения с человеческим окружением [21].

Читайте также:  Школа здоровья методы работы

В целом, согласно адаптационному эталону, характеристиками здоровья являются: способность выживать в биологической среде и активно ее преобразовывать; соответствие определенным нормам, принятым в данной культуре, усвоение и воспроизводство социального опыта; способность поддерживать функционирование организма и психики на оптимальном уровне, стрессоустойчивость и стабильность индивида в процессе активного взаимодействия с окружающей средой; успешный результат социализации индивида, его интеграция в социум; способность к выживанию в экстремальных условиях [22, с. 102].

Критика адаптационного подхода связана с невозможностью с его помощью описать здоровую личность. По словам К. Домбровского, «универсальная способность приспосабливаться к новым условиям свидетельствует о моральной и эмоциональной неразвитости, об отсутствии иерархии ценностей» [16, с. 8].

Антропоцентрический эталон основывается на гуманистическом подходе в психологии, одной из наиболее полных и завершенных теорий которого принято считать концепцию А. Маслоу. Здесь основным критерием здоровья выступает самоактуализация личности. Здоровье самоактуализирующейся личности связывается с обретением определенных ценностей, а также с удовлетворением основных потребностей, присущих человеческой природе. При этом выделяется два уровня потребностей: базовые и высшие. Самосохранительное поведение можно определить как процесс формирования высших ценностей (на основе общих) и метапотребностей (на основе базовых), удовлетворение которых является необходимым условием самоактуализации личности. Здоровье, как результат самосохранительного поведения, по мнению А. Маслоу, присуще лишь избранным, достигшим трансценденции, способных к вершинным переживаниям. Основными препятствиями на пути к самоактуализации А. Маслоу считал стремление личности избежать ответственности на трудном пути последовательных выборов, которые необходимы для личностного роста, а также страх перед «познанием своей глубинной сущности».

Опираясь на теорию А. Маслоу, можно выделить следующие критерии здоровья и сформированности самосохранительного поведения: способность к полной концентрации на внутренних переживаниях, свобода от комплексов в проявлении своего «Я»; осуществление выбора, ведущего к личностному росту, готовность при этом нести за него ответственность и сохранять мужество; сохранение своей «самости»; стремление в наибольшей степени раскрыть свои возможности, отказавшись при этом от своих защитных механизмов.

Особенностью теории является неоднозначное отношение к «болезни», так если депрессия оказывается на «службе самоактуализации» и способствует более полному самораскрытию, это свидетельствует не о болезни, а лишь о болезненности личностного роста.

Общими характеристиками здоровой личности, в свете антропоцентрического эталона являются: самоактуализация, направленность личности на раскрытие своего творческого и духовного потенциала; личностный рост, способность к преодолению трудностей, пластичность поведения; открытость опыту, способность принять негативные аспекты опыта, а не вытеснять их; принятие Другого как безусловной ценности и уникальной целостности, что является основой сопереживания и сотрудничества; свобода в самовыражении и самоопределении, которая является необходимым условием, для личностного роста; осмысленность существования – поиск жизненного смысла; целостность как высшая цель личностного развития, здоровый человек всегда потенциально целостен и направлен в своем становлении на обретение цельности и единства [22, с. 169].

В целом, можно отметить некоторую односторонность каждого из рассмотренных эталонов, в которых личность рассматривается в узком аспекте ее проявлений, не принимая во внимание весь комплекс процессов и взаимоотношений внутриличностного и социального плана. Как указывает О.С. Васильева, «сама по себе самореализация, так же как внутренняя согласованность и социальная адаптация не могут служить основной характеристикой психического здоровья» [22, с. 233]. С другой стороны, отдельные положения этих эталонов имеют описательный характер, что делает затруднительным их применение в ходе эмпирического исследования самосохранительного поведения.

Параметры, которые составляют основное содержание эталонов здоровой личности: эффективность саморегуляции, успешная социальная адаптация, и всесторонняя самореализация личности — могут успешно дополнять друг друга, формируя целостное представление о феномене здоровья.

Развитие интереса к социальным аспектам здоровья обусловил активизацию исследований философами социальной ценности здоровья (Ф.Н. Блюхер), методологических аспектов измерения здоровья (Е.Н. Кудрявцева), его нравственных основ (Ю.М. Устюшкин), «нормы» здоровья (И.А. Гундаров, Г.Г. Оганов) и др. Стали активно разрабатываться категории «образ жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «здоровый образ жизни» как характеристики сферы жизнедеятельности и системы факторов, обусловливающих здоровье (Ю.П. Лисицин, З.С. Шангареева, Л.Ф. Молчанова и др.).

Источник

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья

Обзор литературы различных исторических эпох и выделение в ней различных дефиниций здоровья позволяет получить определенные представления о феномене здоровья, которые выдержали испытание временем и могут быть объединены в 3 наиболее распространенных эталона.

Характеристики социокультурных эталонов здоровья

Структурные элементы эталонов

Внутренняя согласованность. Оптимальное соотношение элементов человеческой природы

Приспособленность индивида к окружающей среде

Всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности

Характеристики здоровой личности

Уравновешенность, самообладание, господство разума над страстями, духовная автономия

Приспособленность к природному окружению, нормальность (соответствие социальным нормам), стрессоустойчивость (способность поддерживать оптимальный уровень функционирования), гармоничная включенность в сообщество людей

Стремление к самоактуализации, творческая спонтанность, конгруэнтность (согласованность мыслей, чувств и действий), духовная автономия, целостность

Основные условия и принципы оздоровления

Умеренность и соразмерность, забота о себе, «жизнь, согласно природе»

Читайте также:  Здоровье малыши от одного до трех месяцев

Природосообразность, всесторонняя социализация личности, примирение биологического и социального начал в человеке

Открытость опыту, развитие, личностный рост, интеграция

Очистительный ритуал, катартика, гимнастика и музыка, философия и работа над собой

Нормирование (согласование личностных характеристик с социальными нормативами), единение с природой (жизнь в согласии с собственной биологической природой и природным окружением), гуманизация межличностных отношений, оздоровление общества

Творческое самораскрытие, самопознание, духовные практики, мистический путь освобождения

Античный эталон здоровья. Основные положения его концепции

В V в. до н.э. Алкмеоном было выделено определение здоровья – это гармония или равновесия противоположно направленных сил. Точка зрения Платона состояла в том, что здоровье выражается в соразмерности соотношения душевного и телесного. Он говорил, что здоровье, как и красота, определяется соразмерностью и требует согласия противоположностей.

Гиппократ говорил, что здоровье – это правильное смешение соков или гуморов. Гуморальная теория была первой моделью человеческого организма. Гален развил теорию Гиппократа и добавил к ней постулаты пифагорейской теории 4-ех элементов. Человеческий организм – это не машина, т.к. у него есть целеполагающее начало, контролирующее отдельные части.

Цицерон характеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний, однако наиболее общую идею отражает определение Платона.

Греческие и римские философы рассматривали преимущественно внутриличностный аспект здоровья, а именно – внутреннюю согласованность телесных и душевных проявлений человека. Чтобы быть прекрасным и здоровым, недостаточно совершенствовать тело или только гармонизировать душу, необходимо прочувствовать оптимальное их соотношение.

Такая концепция стала основополагающей для философии стоицизма. Стоики (Марк Аврелий, Сенека), всячески акцентируя живую неразрывную взаимосвязь индивидуального бытия и вселенной (как части и целого), обогатили античную концепцию здоровья и дали следующее определение: здоровье – это не только равновесие (сонастройность и унисон души и тела), но, главным образом, чтобы душа и тела подчинялись законам целостности природы. Что значит для стоика жить в согласии с природой?

1. Отличаться здравым умом или «неуклонно пользоваться разумением и здравомыслием».

2. Иметь основанную на господстве разума духовную независимость. «Здоровый дух свободен, тверд и непоколебим; он властвует над страстями души и телесными вожделениями, проявляя себя в свободном волеизъявлении». Это свойство здорового духа называется самообладанием. Т.е. здоровье обеспечивается взаимным переплетением здравомыслия и самообладания.

Основные положения античной концепции:

1. Обращение к самому себе. Стремясь к здоровью и уравновешенности, точку опоры следует искать не во вне, а в себе самом, ибо внешние блага приходящие, не принадлежат тебе и могут принести лишь временное удовлетворение и наслаждение, но не обеспечат постоянного устойчивого положения в мире.

2. Внутреннее устройство здорового человека аналогично по строению устройству мироздания и являет собой воплощение «всеобщего высшего порядка».

В качестве двух главенствующих принципов, на которые опирается античная практика оздоровления можно рассматривать умеренность и заботу о себе. Именно они формируют здоровый образ жизни. Исцеление в античном мире рассматривается как восстановление утраченной целостности, следовательно, оздоровление – это систематическое обеспечение этой целостности.

Античная культура выработала особые механизмы социальной, религиозной и психофизической регуляции, душевной и нравственной жизни общества:

ý Очистительный ритуал использовался как религиозная оздоровительная практика, т.к. этот ритуал был не только формой гармонизации религиозных переживаний, а предотвращал накопление болезненных душевных состояний, осуществляя их преобразование. Очистительные ритуалы проводят совместно с музыкой, особого рода песнопениями, танцами. Очистительные ритуалы служили основным средством «возвращения страдающей души» к состоянию покоя, благоразумия и самоконтроля (преодоление недуга и пафоса). Часто ритуалы использовали в условиях обрядовой практики.

ý Катарктика (катарсис — очищение) – это очищение, искупление, желанное освобождение от хаоса. Освобождение от хаоса дает нам освобождение от скверы, пафоса, волнения и необузданных страстей. Психологический смысл катарсиса состоит в отражении пафоса через гармонизацию и эстетизацию. Впервые это было введено Аристотелем, он отразил это в своей поэтике: «Ситуации, несущие хаос и деструкцию, надо искусно включать в строго упорядоченную структуру драматического сюжета, это приводит к нейтрализации их негативного воздействия. Пафос, подчиненный сюжету, лишается своей разрушительной силы. Произведения искусства посредством эмоционального резонанса способны настраивать душу, как лиру, на более возвышенный лад, исцеляя ее».

ý Гимнастика и музыка – это универсальный метод гармонизации души и тела. Упражнения укрепляют тело, а музыка возвышает душу. По Платону, это уникальная целостная система мусического и гимнастического. Каждый должен включать ее в свой порядок дня.

Адаптационный эталон здоровья

Это альтернативная модель. Такое представление о здоровье стало продуктом научной мысли XIX в. Оно возникло на стыке социологического подхода и биологических наук и является основным для медицины и психиатрии. Данная модель также является базовой и для психологии. Ее часто рассматривают в социальной психологии в западных концепциях.

Адаптационная модель здоровой личности использует главным критерием оценку оптимального функционирования человека, т.е. характер и степень включенности индивида в эколого-биологические и социальные системы.

Теоретические предпосылки модели:

1. Эволюционное учение Ч. Дарвина (естественный отбор, борьба за существование).

2. Социология Э. Дюркгейма, который рассматривал любое проявление психической или духовной жизни человека как функцию, прежде всего, его социальных отношений.

Из этих двух теорий медицина и психология позаимствовала 2 главных параметра: приспособленность или адаптация к окружающей среде и гармоничная включенность человека в сообщество людей.

Читайте также:  Международная классификация функционирования ограничений жизнедеятельности здоровья

Включает в себя 2 уровня: индивидуальный и общевидовой. Рассмотрим индивидуальный подход.

Теория стресса Ганса Селье. Выделяется 3 стадии стресса: мобилизация всех ресурсов, собственно резистенция (сопротивление, создание системы собственных психологических защит и копинг-стратегий) и истощение. Селье говорил о том, что стресс – это нормальное явление, есть зависимость от стрессоустойчивости организма. Стресс организму нужен для того, чтобы без серьезных потерь организм мог встречаться с более серьезными неприятностями. На основе своей теории Селье предложил кодекс здорового и полноценного существования. С помощью правил этого кодекса человек может поддержать стресс на оптимальном уровне и избежать дистресса.

Теория Уолтера Кеннона. У него было то же самое понимание здоровье: наш организм может сам справляться с негативными условиями среды. Он соотносил нормальную жизнедеятельность со способностью организма сохранять устойчивость (постоянство внутренней среды). Он ввел в науку термин «гомеостаз».

Иоган Шульц на основе этого учения создал свое собственное учение. Он разработал особую систему психофизического саморегулирования – «аутогенная тренировка». Один из последователей И. Шульца – Хеннон Линдеман – видел в болезни нарушение системы психофизиологической саморегуляции. Главной причиной нарушения является урбанизация и негативное переживание по поводу неудач. Он полагал, что необходимым условием оздоровления является установка на поддержание внутренний стабильности, т.е. нужна не просто аутогенная тренировка, а нужно «аутогенное погружение». Это эффективный метод сознательного формирования очень сильной установки, которая может быть сформирована только в экстремальной ситуации. Он проводил собственный эксперимент (плавание на надувной ложке через Атлантику).

Существуют биологические общевидовые теории. Они используются для оздоровления нации, общей популяции человечества. Теория нормального функционирования может изучаться в свете теорий приспособления человечества как вида:

Теория К. Лоренца. Лоренц говорил, что любые «проявления душевной жизни» и любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте общевидовой эволюции. В книге «Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания» он рассматривает эволюцию человечества, которая при определенных условиях может привести к негативным последствиям. По Лоренцу, «эволюция есть процесс познания», т.е. познание – это видовая приспособительная функция.

Теория В.И. Вернадского. Здоровье определяется в масштабах биосферных процессов. Человечество – это составная часть биосферы, которая обеспечивает постепенное преобразование ее в ноосферу, т.е. в сферу духовной активности человека.

Концепция «космопланетарного» феномена человека Казначеева и Спирина. Авторы предлагают четко разграничить здоровье отдельного человека и целой популяции, т.к. здоровье популяции – это процесс долговременного приспособления или развития жизнеспособности в ряду поколений. Поэтому обязательно нужно рассматривать здоровье одного человека, критерием которого является производительность и продуктивность. Основной параметр, определяющий продуктивность – количество лет здоровой жизни.

Основным является понятие социальной адаптации. На первый план выступает всесторонняя социализация личности.

Социологический подход Э. Дюркгейма. Он противопоставляет человека как существа социального «единому царству природы», т.е. личность – это исключительно продукт социальных отношений, общество – альтернатива природе, человек – это «социальное животное». «Высшей духовной реальностью, стоящей над индивидом признается коллектив». Дюркгейм раскрыл феномен суицида: причина ухода из жизни лежит все индивида, в сфере его отношений и связей с социумом.

Подход «социального конструирования реальности» или социальный конструкционизм М. Вебера. В рамках этого подхода была создана концепция Бергера и Лукмана: «человеческая природа – это социокультурная переменная». Социальный конструкционизм нанес сокрушительный удар по главному духовному достоянию запада – человеческой субъективности.

Концепция П.Д. Тищенко. Он выпустил книгу «Геномика, здоровье и биотехнологический антропогенез», пытаясь применить теорию социального конструирования объективной реальности к изучению феноменологии здоровья на материалах современной биомедицины и генетики. «Здоровье – это не естественный феномен, а социальный артефакт». В результате появилась проблема биологической этики.

В социальном плане на основе всех этих теорий здоровье понимается как нормальное состояние, а болезнь – отклонение от нормы. Адекватность поведенческих реакций, способность к научению, работоспособность – таковы устойчивые социальные характеристики здорового человека. В современной психологии и медицине сформировался социально ориентированный и дискурсивный подход к проблематике здоровья. Он является более мягким по отношению к предыдущим концепциям, однако определяет здорового человека как того, кто эффективно функционирует. Согласно такому нормоцентрическому подходу любое нарушение психического здоровья – это отклонение от нормы и может рассматриваться как определенная форма социальной дезадаптации.

В психологии представителем такого подхода была теория Адлера. Адлер сделал вывод, что необходимо принять логику нашей общественной жизни как истину. Правила общественной жизни так же очевидны, как законы климата. Человек – слабое животное, и он сможет выжить только благодаря стадному образу жизни. Либо человек представляет собой неполноценный организм, который постоянно преодолевает свою неполноценность, изобретая механизмы и способы адаптации. Наиболее здоровый способ, как считал Адлер, – это всестороннее развития социального чувства, социального инстинкта, стремление к солидарности, т.е. способность кооперироваться с другими людьми. Основными источниками психопатологии и здоровья является чувство неполноценности и чувство общности. Уход в болезнь – это своеобразный способ компенсации неполноценности. Идеальная личность – это такая личность, которая ведет жизненную игру согласно законам общества. Подход Адлера представляет собой выражение крайнего социологизма в рамках психологических теорий.

Источник

Adblock
detector