Меню

Психологическое здоровье субъектов образовательной деятельности

Психологическое здоровье участников образовательного процесса
учебно-методический материал

В данной работе рассмотрены основные проблемы псиологического здоровье школьников и педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_uchastnikov_obrazovatelnogo_protsessa.docx 19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

учитель МБОУ СОШ №3 г. Торжка Тверской области

В последнее время всё большую тревогу вызывает ухудшение состояния детей и подростков. Актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Всё чаще обсуждается негативное влияние школы на здоровье детей. Учебные перегрузки, сниженная двигательная активность, недостаточно организованная среда обучения, ошибки в организации учебного процесса, несоответствие между внешними требованиями и психофизическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа становится для детей и подростков постоянным источником стрессов [2].

Отмечается взаимосвязь между состоянием психологического здоровья педагогического персонала и проблемами развития детей в условиях определённых образовательных сред. Учителя являются наиболее уязвимым контингентом по возможности приобретения психосоматических и невротических расстройств, в основе которых лежат неразрешённые психологические конфликты. Всё это показывает, что в настоящее время проблема обеспечения здоровья учащихся и создания системы безопасности для развития ребёнка в образовательной среде стала одной из важнейших.

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной.

Главной в развитии ребенка оказывается именно потребность в безопасности (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира), при неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая будет проявляться в ощущениях беспомощности, страха, чувстве вины, которые проявляются во социальных взаимоотношениях с окружающими людьми, как в настоящем, так и в взрослом состоянии. Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [3].

На сегодняшний день наблюдается рост таких нервно-психических расстройств у школьников, как неврозы, связанных с внутриличностными и межличностными конфликтами. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье учащихся. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.

Снижению уровня психологического здоровья школьников способствуют: не соответствие требований возможностям ученика, чрезмерные, постоянно увеличивающиеся нагрузки, несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физическая цена которых — утрата здоровья, а психологической — психологическое неблагополучие и варианты его проявления: отклоняющееся поведение, повышенная тревожность, агрессивность, неуверенность, страхи, сложности в обучении. Психологическое насилие является исходной формой любого вида насилия, труднее всего формализуется и не имеет четких границ. На наше восприятие психологического насилия в межличностных отношениях влияют представления о нем — для одних людей неуважение, игнорирование, оскорбления и т. п. могут являться насилием, а для других нет [5].

Психологическое насилие по отношению к ребенку может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями и акцентуациями характера, также психологу необходимо вести работу по улучшению межличностного взаимодействия и обучению социальным навыкам всех участников образовательного процесса. Необходимо научить детей и подростков разрешать конфликтные ситуации в образовательной среде мирным путем, без использования насильственных средств (оскорблений, применения физической силы или оружия). Воспитание терпимости и толерантности друг к другу дает возможность узнать различные точки зрения на решение той или иной трудной ситуации. Обучение этим навыкам происходит на групповых занятиях, психологических тренингах, на которых участники делятся своим прошлым опытом выхода из проблемных, сложных жизненных ситуаций, развивают умение справляться с чувствами, вновь проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы. Все это дает положительный результат, снимая психологическое напряжение, и как следствие, помогает решать проблему психологического неблагополучия. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде должно способствовать гармоничному развитию личности ее участников, выступать профилактикой психологического неблагополучия, и как следствие асоциального и делинквентного поведения [6].

Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания: диссертация доктора психологических наук, СПб.: 2002. 386 с.

Березина Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и ее влияние на субъективное состояние здоровья студентов//Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 2. — С. 36-40.

Идобаева О.А. Исследование эмоционального неблагополучия современных подростков как предпосылка коррекционной работы школьного психолога: диссертация канд. психол. наук. Москва: 1998. 143 с.

Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника/ Безопасность образовательной среды. — М.: Экон-Информ, 2008. — С.5-11.

Т.Н. Березина Об эмоциональной безопасности образовательной среды // Психология и Психотехника. — 2013. — 9. — C. 897 — 902. DOI: 10.7256/2070-8955.2013.9.9375.

Бутанаев С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — 4. — C. 1 — 13. DOI: 10.7256/2306-4188.2013.4.10385. URL: http://www.e-notabene.ru/pp/article_10385.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально.

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида.

Психологическое здоровье, как составная часть здоровья, — важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся, способствует становлению.

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: — способствовать осозна.

Данный материал содержит выступление на тему «Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»», а так же презентацию по данной проблеме. Кр.

laquo;Сохранение физического здоровья обучающихся. Организация физкультурно-оздоровительной работы в рамках укрепления и сохранения здоровья участников образовательного процесса.&raquo.

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА&raquo.

Источник

Психологические аспекты здоровья обучающихся и педагогов

Психологические аспекты здоровья обучающихся и педагогов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования.

От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Говоря о психологическом здоровье, хотелось бы отметить разницу между психическим и психологическим здоровьем.
В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто.
Понятие «психическое здоровье» — составная часть медицинского подхода к феномену здоровья. Психическим здоровьем обладает человек, у которого отсутствует клинически выраженные проявления психопатологии, которому не поставлен диагноз психического заболевания.

Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом. (И. В. Дубровина).
Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.

Каковы же критерии психологического здоровья личности учащегося?

  1. Понимание себя.
  2. Позитивное самовосприятие.
  3. Способность к самоуправлению.
  4. Включенность в эмоционально-доверительное общение со сверстниками.
  5. Способность к сопереживанию и принятию других.
  6. Сформированность жизненных ценностей и планов.
  7. Стремление к гуманистическим ценностям.
  8. Наличие здоровой рефлексии (умение анализировать свое внутреннее состояние).

Т.о. педагог может, самостоятельно наблюдая за внешними поведенческими проявлениями учащихся выявить психологически нездоровую личность.

Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся?

  • несправедливое осуждение ребенка в школе;
  • прямое насилие или косвенное оскорбление со стороны одноклассников;
  • невнимание, излишняя строгость, предвзятость к личности ребенка;
  • завышенные требования со стороны учителя;
  • равнодушие к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок;
  • неспособность учащегося справиться со школьной программой (может быть вызвана различными причинами: повышенным уровнем сложности учебных программ, не соответствующих уровню развития детей; недостаточным уровнем развития высших психических функций, педагогической запущенностью, недостаточной профессиональной компетентностью учителя; психологическим синдромом хронической неуспешности);
  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации.
  • особенности стиля воспитания;
  • завышенные требования родителей;
  • отсутствие эмпатии во внутрисемейных отношениях;
  • открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия

Теперь немного об исследовании, которое я проводила в I полугодии 2013-2014 учебного года среди пятиклассников.

Диагностика тревожности учащихся 5-х классов. (Методика Филлипса «Диагностика школьной тревожности»).

В исследовании приняло участие (43 ученика). Качественный анализ тревожности, проведенный при использовании данного теста, выявил, что в наименьшем количестве (около 24) случаев возникала тревожность, связанная с состоянием физического и соматического здоровья, с низкой физиологической сопротивляемостью стрессу. При этом в пятом классе каждый четвертый ребенок (26 % учащихся) испытывает как ведущие страхи социального характера: страх ситуации проверки знаний, страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 12% детей.

Таким образом, речь идет о страхах, возникающих на территории «ребенок и социум», в момент протекания акта взаимодействия, выстраивания взаимоотношений между учеником и социумом, ведущим представителем которого является педагог. И если страх ситуации проверки знаний в какой-то мере может быть опосредован особенностями педагогической технологии, то страх самовыражения и несоответствия ожиданиям окружающих возникает именно в коммуникации субъектов: учителя и ученика. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу диагноструется у 9% обследованных.

Сохранить психическое и психологическое здоровье у ребенка можно в том случае, если есть благоприятный психологический климат в коллективе. В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным.

Способы сохранения психологического здоровья в условиях образовательной среды:

  • Определение и развитие возможностей и способностей ребенка, резервов развития каждого возраста.
  • Профилактика развития школьной тревожности.
  • Формирование навыков психорегуляции; развитие уверенности в себе.

Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач, поскольку это навсегда может отбить интерес к учению. Что может сделать учитель?

Как создать условия для становления психологически здоровой личности:

  • просьба вместо требования и приказа;
  • убеждение вместо агрессивного словесного воздействия;
  • организация вместо жесткой дисциплины;
  • компромисс вместо конфронтации;
  • доброжелательное прикосновение;
  • подбадривание;
  • снятие напряженного состояния;
  • защита и др.

Исследуя личность ученика мы забываем о личности педагога. Вопрос о психологическом здоровье учителя стал в последнее десятилетие особенно актуальным.

Психологический дискомфорт возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами:

  • физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;
  • высокий уровень ответственности;
  • тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
  • авторитарный, репрессивный стиль управления педагогическими кадрами.

Субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

Анализ психологической составляющей профессионального здоровья позволяет выделить такие негативные явления, как феномен “учительской агрессии”. Отрицательные эмоциональные состояния: стресс, страх, тревога, агрессия особенно вредны при общении учителя с детьми. Накопившиеся отрицательные эмоции приводят к вербальной агрессии.

Специфическое речевое поведение педагогов принято называть репрессивным.

К.В.Судаков выделяет следующие особенности репрессивного поведения:

  • диктаторский, безапелляционный тон;
  • штампованные назидания;
  • издевательские обращения;
  • угрозы, запугивания.

Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Специальные исследования, посвященные этому вопросу, в частности, исследование Р. М. Хусаинова (Хусаинова Р. М., 2006), установили зависимость между психологическим здоровьем учителя, его возрастом и стажем. «Возраст и стаж являются значимыми факторами, влияющими на психологический, социальный и физический уровни здоровья, в основном, в начале педагогической деятельности. С началом работы в школе начинает падать профессиональная самооценка, растет уровень тревожности, усиливаются значения «серьезности» и «практичности». В дальнейшем растет уровень нейротизма, беспринципности, напряженности, повышается значимость физического самочувствия.».

Одним из проявлений нарушенного психологического здоровья педагога является профессиональное выгорание. Профессиональное (эмоциональное) выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Существуют три аспекта профессионального выгорания.

Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувству¬ют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Предлагаю каждому педагогу самостоятельно определить уровень профессионального выгорания, пользуясь методикой Бойко.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье учителя, эффективность его профессиональной деятельности в определенной степени формирует психическое здоровье учащихся. Поэтому, давайте заботиться о своём личностном развитии, анализировать себя и свою жизнь; давайте обретать смыслы и реализовывать планы; давайте принимать себя и других; давайте совершенствовать то, чем природа, семья, общество одарили нас. Если физическое здоровье нам помогают поддерживать врачи, то улучшить психологическое здоровье могут помочь психологи, психотерапевты, психиатры, священники — ищите общения с ними!

Ещё один путь — образование и самообразования в области человековедческих наук. В них накоплено огромное богатство человеческой мудрости: это педагогика, социология, психология, культурология, философия, религоведение и т.д. и т.п. Нет предела совершенству человека! Не прекращается процесс его личностного развития! Когда я меняюсь, меняется и мир вокруг меня! Культура, литература, искусство — они наши надёжные помощники в поддержании психологического здоровья!

Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием

1. Забота о себе и снижение уровня стресса:

  • стремление к равновесию и гармонии;
  • здоровому образу жизни;
  • удовлетворение потребности в общении;
  • умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  • Обучение навыкам саморегуляции.

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

  • стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
  • стремление бороться со своими негативными убеждениями;
  • создание сообщества.

3.Повышение уровня профессионального мастерства.

Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Способы саморегуляции

Самовнушение – многократное повторение формул (лучше всего утром после сна или по дороге в школу).

-Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение. Я хочу (могу, буду) быть активным и бодрым; я активен и бодр. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил.

— Каждый свой урок я веду бодро, оптимистично и энергично. Я смогу научить своих учеников многому хорошему. Я учу их этому каждый день. У меня есть цели и ориентиры, и я неуклонно к ним иду.

— Я спокоен . я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее.

Приемы при стрессах

  • Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой.
  • Медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим, к примеру: «Бежевые стены, желтые занавески…».
  • Набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет стекать по горлу.
  • Представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче…
  • Не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух говорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
  • Использовать свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.
  • Вспомнить приятные события из собственной жизни

Мероприятия в борьбе со стрессом

Встаньте на час раньше других членов семьи. Спокойные минуты на кухне наедине с собой за чашкой чая, наполняют покоем и готовностью уверенно вступить в новый день, а также спланировать дела.

В период стресса человеку необходимо по возможности разгрузить себя, освободив от части обязанностей. Поэтому, ненавязчиво и мягко предложите часть своих домашних или рабочих обязанностей на домочадцев или сослуживцев.

Небольшой перерыв, несколько минут у открытого окна или короткий звонок по телефону человеку, с которым вам приятно поговорить, способны взбодрить любого даже в минуты сильнейшего стресса.

В зависимости от возможностей или желания вы можете заняться физическими упражнениями. Однако хороших результатов можно добиться и одними лишь дыхательными упражнениями, простым мягким массажем и потягиваниями

Снисхождение к себе.

Не стоит слишком многого от себя требовать : дайте себе право на ошибку, неточность и неправильный поступок. Хотя бы на несколько дней запретите себе думать о неприятном, мучиться угрызениями совести и сомнениями относительно правильности своих поступков. Посмотрите на себя как на простого человека, которому свойственно ошибаться, потому что это нормально, случается со всеми и ровно ничего не значит.

Приятная музыка, любимый фильм, небольшая прогулка помогут отвлечься от неприятных мыслей, помечтать или просто провести некоторое время, ни о чем не думая.

Прощая тех, кто вас расстраивает, вы даете себе возможность не сосредоточиваться на проблемах. Это сбережет ваши нервы и здоровье.

Готовность решать проблемы.

Надо научиться решать проблемы, иначе их может накопиться столько, что груз их станет неподъемным. Сколько бы вы не тянули, проблем не станет меньше и даже могут стать неразрешимыми.

Источник

Читайте также:  Тяжкий вред здоровью несовершеннолетнему при дтп
Adblock
detector