Школы здоровья по вопросам зож
Федеральные округа
Для регистрации Вашей школы в РСШЗ необходимо:
1. Заполнить Анкету оценки образовательного учреждения, претендующего на звание школы здоровья (Алгоритм оценки эффективности деятельности ШСУЗ Вы можете посмотреть в Руководстве «Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности» под редакцией В.Р. Кучмы).
3. По итогам заполнения анкеты ОУ присваивается статус ШСУЗ одной из ступеней ее реализации и развития в качестве ШСУЗ.
4. Данные пересылаются в секретариат Национального центра поддержки РСШЗ. Экспертный совет по итогам заполнения анкеты подтверждает статус ШСУЗ одной из ступеней ее развития и высылает сертификат. Экспертный совет в праве запросить дополнительную информацию об ОУ.
Российская сеть школ здоровья
Российская сеть школ здоровья (РСШЗ) – это объединение школ, содействующих укреплению здоровья, работающих по соответствующим программам в субъектах Российской Федерации. Работа РСШЗ направлена на объединение усилий секторов здравоохранения и образования, а также всех других ведомств с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
РСШЗ, основываясь на опыте в стране, в Европе и во всем мире, поощряет каждый субъект Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы по укреплению и сохранению здоровья учащихся. РСШЗ предусматривает открытость своей работы, которая, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию, укреплению и сохранению здоровья учащихся в школах и подготовки учителей по вопросам укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Задачи РСШЗ:
- находить и распространять соответствующую информацию о здоровье школьников;
- способствовать исследовательской работе;
- распространять примеры успешной работы, знания и опыт;
- поддерживать программы по укреплению и сохранению здоровья школьников.
Методы работы:
- содействовать работе специалистов сферы укрепления и сохранения здоровья школьников;
- стимулировать обмен опытом между специалистами по вопросам теоретического, концептуального и методологического развития школ здоровья, включая исследовательскую и успешную практическую деятельность;
- содействовать обмену знаниями и опытом между отдельными школами и учащимися в различных регионах страны;
- стимулировать развитие и расширение партнерских отношений между секторами здравоохранения и образования, сектором молодёжной политики и другими соответствующими секторами на государственном и региональном уровнях.
Новости
Новостная рассылка от Европейской сети Школ, содействующих укреплению здоровья № 3
28.04.2021
SHE Ассамблея
26-28 октября в городе Сантандер (Испания) состоится Ассамблея SHE. На Ассамблеи предполагается обсудить внедрение и использование руководства «Как стать школой здоровья».
03.07.2015
Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования».
Третьего апреля в городе Строитель были подведены итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования». Конкурс «Образование – для здоровья, здоровье – для образования» проводился по инициативе Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД. Всего за победу боролись 54 школы из разных регионов России. В финал вышли 15 победителей номинаций. 1. МБОУ Вязьма-Брянская средняя общеобразовательная школа имени героя Российской Федерации А.В. Пуцыкина Вяземского района Смоленской области «Создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательных 2. ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 1450 «Олимп» г. Москва Структурное подразделение 628 «Научно-методическое обоснование реализуемых в школе здоровьесберегающих технологий» 3. МБОУ средняя общеобразовательная школа № 30, г. Нижний Тагил,Свердловская область «Системная деятельность школьного центра здоровья» 4. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение–средняя общеобразовательная школа № 11 имени В.В. Рассохина г. Армавир Краснодарский край «Волонтерское движение в формировании здорового образа жизни обучающихся» 5. МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 5» г. Гусь-Хрустальный Владимирская область «Эффективное взаимодействие школы с муниципальными социальными институтами в сфере здоровьесбережения обучающихся» 6. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 1«Классический» г. Ростов-на-Дону «Внедрение новых информационно-компьютерных технологий мониторинга здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций» 7. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Земская гимназия» г. Балашиха Московская область «Системная интеграция инновационных технологий здоровьесбережения детей в образовательном процессе» 8. Государственное бюджетное образовательное учреждением Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан «Использование этнокультурного наследия региона для сохранения и укрепления здоровья обучающихся» 9. МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 им. В.И. Данильченко муниципального образования Каневской района, ст. Стародеревянковская Краснодарский край «Креативность в практико-исследовательской деятельности по сохранению и укреплению здоровья школьников»; 10. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение многопрофильная гимназия №13 г. Пензы «Совершенствование системы школьного питания – важнейшей составляющей сохранения и укрепления здоровья детей»; 11. МБОУ «Ластольская средняя общеобразовательная школа» Приморского района Архангельской области «Медико-социальное партнерство в сохранении и укреплении здоровья учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» 12. МБОУ Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 42 с углубленным изучением английского языка и математики» Республика Карелия «Внедрение новых образовательных практик по продвижению здорового образа жизни обучающихся при сотрудничестве с зарубежными коллегами» 13. МБОУ «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Грайворонский район Белгородская область «Инновационная модель формирования культуры здоровья на основе комплексного подхода к обучению детей на природе» 14. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Новокузнецк, Кемеровская область «Совершенствование компетенций педагога как активного субъекта здоровьесберегающего процесса в школе» 15. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 имени Шевченко муниципального образования Тимашевский район Краснодарский край «Создание школьной команды, реализующей программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса» В Школу № 2 г. Строитель Яковлевского района съехались представители 12 субъектов страны. Школа № 2 имеет уникальную базу для реализации здоровьесберегающих технологий. С 2006 года здесь действует собственный районный Медико-оздоровительный центр: созданы зал лечебной физкультуры, кабинеты массажа, кабинет биологической обратной связи (БОС-технологий), ионотерапии, работают бассейн и танцевальные классы, а на переменах ребята могут посетить фитобар и выпить кислородный коктейль или травяной чай. Открывали заключительный этап Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья: первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области, начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования – Е.Г. Тишин и начальник управления образования администрации Яковлевского района Я.А. Тарасова. С докладами выступили сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД: член-корреспондент РАН В.Р. Кучма, д.м.н. И.К. Рапопорт, к.м.н. С.Б. Соколова. Были проанализированы итоги Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья «Образование — для здоровья, здоровье — для образования», обсуждались основные направления развития российской сети школ здоровья. В рамках встречи свои мастер-классы продемонстрировали победители всероссийского конкурса «Школ здоровья». На торжественной церемонии награждения были вручены дипломы победителям номинаций. В заключении была представлена концертная программа, в которой участниками являлись дети Яковлевского района.
Источник
Программа по формированию здорового образа жизни среди воспитанников «Школа здоровья»
специалист в области арт-терапии
по формированию здорового образа жизни среди воспитанников
ГКУСО РО Батайского центра помощи детям
Возраст воспитанников : 3-18 лет
2.Концепция программы «Школа здоровья».
3.Мероприятия по реализацию программы.
4.Механизмы реализации программы.
5.Мониторинг эффективности программы.
6.Ресурсное обеспечение программы.
1. Паспорт программы
Программа «Школа здоровья» на 2019 г.
ГКУСО РО Батайский центр помощи детям
Основания для разработки программы
— Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.41, 42,
— Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст.7, 54,
— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
— Конвенцией по правам ребенка ст.6 п.1.2, 19, Конституцией РФ ст.41 п.3,
— Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24.07.98 №124-ФЗ,
— Гражданским кодексом РФ гл.59 ст.1064, 1065 «Общие основания ответственности за причинение вреда»,
— Семейным кодексом РФ раздел 4 гл.12 ст 63, 65 «Права родителей по воспитанию и образованию детей»,
— локальных актов центра, регламентирующих вопросы охраны здоровья воспитанников
Рабочая группа по разработке программы «Школа здоровья»
Директор ГКУСО РО Батайского центра помощи детям, зам.директора по ВиРР
Создание здоровьесберегающей среды в центре, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества воспитания и образования.
1. четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния центра;
2. формирование системы выявления уровня здоровья воспитанников и его целенаправленного отслеживания в течение периода нахождения воспитанника в центре;
3. гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
4. освоение педагогическими работниками новых методов деятельности в процессе воспитания и обучения воспитанников, использование технологий занятий, сберегающих здоровье детей;
5. планомерная организация полноценного сбалансированного питания воспитанников;
6. развитие психолого-медико-педагогической службы центра для своевременной профилактики психологического и физического состояния воспитанников;
7. привлечение системы кружковой и досуговой работы к формированию здорового образа жизни воспитанников;
8. обеспечение охраны здоровья педагогических работников и техперсонала центра;
9. ведение диагностики динамики состояния здоровья детей;
10. проведение работы с воспитателями, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семейно-воспитательных группах условий, способствующих укреплению и охране здоровья;
11. Осуществление мониторинга состояния здоровья воспитанников в течение всего периода пребывания в центре.
Сроки и этапы реализации программы
—1 этап – январь 2019 г. – февраль 2019 г. подготовительный
— анализ мониторинга заболеваемости воспитанников;
— анализ фактов нарушения ПДД воспитанниками;
-динамика формирования отношения к вредным привычкам;
-изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
-разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий;
2 этап – март 2019 г. – ноябрь 2019 — апробационный:
– внедрение новых форм, методов пропаганды ЗОЖ и выявление наиболее эффективных;
-систематическая воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
-выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап – декабрь 2019.
-сбор и анализ результатов выполнения программы;
Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы
1.Медицинское направление предполагает:
— создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
-составление режима дня и графика занятий в кружках центра на основе санитарно-гигиенических требований;
-гигиеническое нормирование объема выполнения домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня воспитанников;
-четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния помещений центра;
— планомерная организация горячего питания воспитанников;
-проведение реабилитационной работы;
-обязательное медицинское обследование.
2. Просветительское направление предполагает:
— организацию деятельности с воспитанниками по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; организацию деятельности с законными представителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
— пропаганду здорового образа жизни (тематические воспитательные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
— использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации воспитательной деятельности;
— предупреждение проблем развития ребенка;
— обеспечение адаптации на разных этапах обучения и воспитания;
— развитие познавательной и учебной мотивации;
— формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
— совершенствование деятельности психолого — медико — педагогической службы центра для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния воспитанников и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания; организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам.
4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
— привлечение системы кружковой и досуговой работы к формированию здорового образа жизни воспитанников; широкое привлечение воспитанников и социальных партнёров центра к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
5. Диагностическое направление предполагает:
— проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
1) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
2) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится в группе;
3) режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Администрация, педагогический коллектив центра, педагоги дополнительного образования, заинтересованные организации и службы
Ожидаемые результаты реализации программы
повышение успешности воспитанников в образовательной деятельности, повышение интереса к здоровому образу жизни;
— формирование у воспитанников готовности к сохранению и укреплению здоровья;
— снижение заболеваемости и функциональной напряженности воспитанников;
— повышение готовности педагогических работников к здоровьесозидающей деятельности;
— усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в центре;
— наличие востребованного электронного банка ресурсов города и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровьесозидающей деятельности центра;
— повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности воспитанников и законных представителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни;
— сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников воспитательного процесса.
2. Концепция программы «Школа здоровья»
Здоровье — необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте — зачастую уже и невозможно.
Здоровье воспитанников имеет значение для достижения оптималь но здорового общества: дети — родители поколения будущего.
О том, что многие факторы основательно подрывают здоровье детей, знали уже в прошлые века, и свою обеспокоенность высказывали медики и педагоги. Еще в 1805 году педагог-просвети тель Пестолоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это открытие было сде лано в эпоху, когда об экологических проблемах не было и речи.
Следуя за техническим прогрессом, современный мир продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок, мало занимаясь воспитанием у ре бят потребности в сохранении здоровья, не формируя глубокого научного понимания сущ ности здорового образа жизни.
Наиболее распространенными заболеваниями среди воспитанников являются простудные заболевания.
По данным результатам наблюдается неравномерное развитие показателей либо в сторону ухудшения состояния, либо его снижения. В чем причины таких всплесков и каким образом можно их остановить или предотвратить?
Напряженные и интенсивные условия современной жизни, существенное изменение содержания и форм воспитания и обучения с особой остротой ставят вопрос о влиянии факторов обучения и воспитания на здоровье ребенка, о соотношении факторов обучения (воспитания) и здоровья в общем развитии.
Центр в определенный период жизни человека является необходимой средой, в которой ребенок должен развиваться полноценно и гармонично, ведь ребенок находится в центре определенный период своей жизни. Но, если допускаются нарушения в приспособлении к этой среде, если среда не учитывает особенности организма ребенка, то неминуемы серьезные отклонения в состоянии физического и психического здоровья, нарушения в развитии и срыв социально-психологических адаптаций.
Состояние здоровья детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. И просто необходимо сделать все, чтобы сохранение здоровья детей превратилось в одно из приоритетных направлений деятельности центра.
Цель программы: создание здоровьесберегающей среды в центре, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества воспитания и обучения.
1. четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния помещений центра;
2. формирование системы выявления уровня здоровья воспитанников и его целенаправленного отслеживания в течение периода нахождения ребенка в центре;
3. гигиеническое нормирование нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
4. освоение педагогическими работниками новых методов деятельности в процессе воспитания детей и обучения в рамках дополнительного образования, использование в работе технологий, сберегающих здоровье воспитанников;
5. планомерная организация полноценного сбалансированного питания воспитанников;
6. развитие психолого-медико-педагогической службы центра для своевременной профилактики психологического и физического состояния воспитанников;
7. привлечение системы кружковой и досуговой работы к формированию здорового образа жизни воспитанников;
8. обеспечение охраны здоровья педагогических работников и техперсонала;
9. введение диагностики динамики состояния здоровья воспитанников;
10. проведение работы с педагогическими работниками, направленной на формирование здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, создания в семейно-воспитательных группах условий, способствующих укреплению и охране здоровья.
Функции различных категорий работников центра
1.Функции медицинской службы центра:
— проведение диспансеризации воспитанников;
— медосмотр воспитанников, определение уровня физического здоровья;
— выявление воспитанников специальной медицинской группы;
— мониторинг состояния здоровья воспитанников.
— общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
— общее руководство и контроль за организацией горячего питания воспитанников;
— организация контроля физкультурно-оздоровительными занятиями;
— обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных кружков;
-разработка системы мероприятий по укреплению физического здоровья воспитанников и ее контроль;
-организация работы воспитателей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
— организация работы уполномоченного по правам ребенка.
3.Функции педагогических работников (воспитателей):
— санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в центре;
— организация и проведение в семейно-воспитательных группах мероприятий по профилактике частых заболеваний воспитанников;
-организация и проведение в семейно-воспитательных группах мероприятий, воспитательных часов по профилактике детского травматизма на дорогах, пожарной безопасности;
-организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, употребления курительных смесей;
— организация и проведение профилактических работ с законными представителями;
— организация встреч с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, ПДН, медработниками;
-организация и проведение мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
-организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья воспитанников;
-организация и проведение диагностик уровня и качества знаний правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
· законные представители ребенка.
· социальные партнеры (ГИБДД, ПДН, КДН, ПМПК, медицинские работники).
3. Мероприятия по реализации программы
Сроки и этапы реализации программы:
І этап — январь 2019 г. – февраль 2019 г.
ІІ этап – март 2019 г. – ноябрь 2019 г.
ІІІ этап — декабрь 2019 г.
1 этап – подготовительный (январь-февраль 2019):
— анализ мониторинга заболеваемости воспитанников;
— анализ фактов нарушения ПДД воспитанниками;
-динамики формирования отношения к вредным привычкам;
-изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
-разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный (март-ноябрь 2019):
-внедрение новых форм, методов пропаганды ЗОЖ и выявление наиболее эффективных;
-систематическая воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
-выполнение оздоровительных мероприятий;
3 этап — контрольно-обобщающий (декабрь 2019):
-сбор и анализ результатов выполнения программы;
-коррекция деятельности, составление программы по здоровьсбережению воспитанников на 2020 год с учетом коррекционной деятельности (полученных результатов по реализации программы на 2019 год).
Методы контроля над реализацией программы:
— проведение заседаний Педагогического совета центра;
— создание методической копилки по здоровьесберегающему направлению воспитательной работы ;
-мониторинг состояния здоровья воспитанников и морально-психологического климата в центре;
— контроль за организацией воспитательного процесса, распределением нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью воспитанников по формированию здорового образа жизни.
Основные направления деятельности программы:
1. Медицинское направление предполагает:
— создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;
-составление расписания занятий в рамках дополнительного образования детей в центре на основе санитарно-гигиенических требований;
-гигиеническое нормирование нагрузки и объема домашних заданий с учетом режима дня;
-четкое отслеживание санитарно — гигиенического состояния помещений центра;
— планомерная организация питания воспитанников;
— проведение реабилитационной работы;
-обязательное медицинское обследование.
2. Просветительское направление предполагает:
— организацию деятельности с воспитанниками по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
— пропаганду здорового образа жизни (тематические воспитательные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
3. Психолого-педагогическое направление предполагает:
— использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации воспитательной деятельности;
— предупреждение проблем развития ребенка;
— обеспечение адаптации на разных этапах воспитания;
— развитие познавательной и учебной мотивации;
— формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
— совершенствование деятельности психолого — медико — педагогической службы центра для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния воспитанников и совершенствованию здоровьесберегающих технологий в процессе работы; организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи воспитанникам.
4. Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
— привлечение системы кружковой и досуговой работы к формированию здорового образа жизни воспитанников; широкое привлечение воспитанников, законных представителей, социальных партнёров центра к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
5. Диагностическое направление предполагает:
— проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
1) общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
2) текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к медицинскому работнику);
3) режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Реализация основных направлений программы:
1. Убеждение воспитанников ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня в центре.
2. Проведение динамических пауз и подвижных игр в течение дня.
3. Контроль над сменой видов деятельности воспитанников в течение дня.
4. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание комнат, озеленение помещений , коридоров комнатными растениями.
5. Ежемесячное проведение генеральных уборок помещений центра.
6. Обеспечение каждого воспитанника питанием.
7. Контроль условий теплового режима и освещённости помещений.
8. Привлечение воспитанников к занятиям во свободное время в спортивных кружках, действующих в центре и во вне.
9. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением социальных партнеров.
10. Создание комфортной атмосферы в центре и детских коллективах, толерантных отношений всех участников воспитательного процесса.
Обучение воспитанников оказанию первой медицинской помощи.
Источник