Меню

Стратегия развития здоровья подростков россии

Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)
Коллектив авторов, 2014

Стратегия предназначена для органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, медицинских, педагогических и социальных работников муниципальных образований.

Оглавление

  • Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
  • Преамбула
  • Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Издание третье, исправленное и дополненное

А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, Н.А. Скоблина, П.И. Храмцов, А.Г. Ильин, Т.В. Яковлева, Е.Н. Байбарина, А.А. Левитская, О.В. Чумакова, Е.В. Антонова, В.Ю. Альбицкий, И.В. Звездина, В.В. Чубаровский, Н.В. Соколова, А.С. Седова

академик РАН, профессор, д.м.н. А.Г. Сухарев

профессор, д.м.н. А.М. Куликов

© Научный центр здоровья детей

Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»

Первое и второе издания Стратегии подготовлены при поддержке Представительства Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Российской Федерации

Дети — наши «инвестиции» в общество будущего. От их здоровья и того, каким образом мы обеспечиваем их рост и развитие, включая период отрочества, до достижения ими зрелого возраста, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в странах Европейского региона в последующие десятилетия.

В соответствии с резолюцией EUR/RC53/R7, в настоящем документе изложена предлагаемая Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков», целью которой является оказание содействия государствам-членам в выработке собственных стратегий и программ. Данная Стратегия вместе с соответствующим проектом резолюции представляется на рассмотрение Регионального комитета.

Оглавление

  • Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
  • Преамбула
  • Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Примечания

Принята на 55-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (Бухарест, Румыния 12–15 сентября 2005 г.)

Смотрите также

Вакцинация без диагностики – профанация в борьбе с инфекционными болезнями. Основы вакцинологии

Галина Червонская, 2011

Тони Харман, 2016

Правдивая книга о медицине. Как выжить, если заболел

Александра Славянская, 2019

Изучение качества жизни в педиатрии

А. А. Баранов, 2010

Здоровье и здравоохранение. Учебное пособие

А. А. Шабунова, 2014

Юридическая защита интересов медицинской организации при спорах с пациентами. 2 издание.

Асад Махачевич Юсуфов, 2019

Общественное здоровье и здравоохранение. Часть 2

Е. М. Тищенко, 2013

Рабочее время персонала медицинских организаций

О. П. Абаева, 2013

Комментарий к Федеральному закону от 20 июля 2012 г. № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (постатейный)

А. А. Кирилловых, 2013

Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания

В. Ю. Альбицкий, 2011

Юрий Иванович Прокопенко, 2013

Денис Гинзбург, 2018

Опыт Европейского Союза в области регулирования здравоохранения

А. В. Беляков, 2015

Правовые основы охраны здоровья граждан

Г. В. Артамонова, 2006

Охрана труда в здравоохранении

Игорь Наумов, 2012

Основы экономической теории. Экономика и управление в здравоохранении. Учебное пособие

Источник

Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)
Коллектив авторов, 2014

Стратегия предназначена для органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, медицинских, педагогических и социальных работников муниципальных образований.

Оглавление

  • Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков»
  • Преамбула
  • Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Введение. Почему подростки заслуживают особого внимания?

От здоровья подростков и того, каким образом обеспечены их рост и развитие, будет зависеть уровень благосостояния и стабильности в регионах страны в последующие десятилетия.

Хорошее состояние здоровья подростков является одним из источников социального и экономического развития. Столь же справедливо и обратное утверждение. Нездоровье подростков и нарушения в их развитии приводят к многочисленным последствиям. Нездоровые подростки создают дополнительную нагрузку для родителей и могут влиять на экономические возможности семьи. Это может приводить к неблагоприятным последствиям для всех членов семьи, включая их братьев и сестер. Системы здравоохранения и социального обеспечения также несут затраты, потребность в которых нередко сохраняется и после достижения больным зрелого возраста.

В Российской Федерации проживает 23,2 млн детей в возрасте от 0 до 15 лет (по данным на 2013 г.), а подростков и молодежи в возрасте от 15 до 29 лет включительно — 28,6 млн чел. В общеобразовательных организациях страны на сегодняшний день обучается 13,832 млн школьников, из них подростки в возрасте 16 лет составляют 1,275 млн, а восемнадцатилетние обучающиеся — 1,394 млн чел. Закончили основное общее образование в 2013 г. 1,246 млн девятиклассников, а полное общее образование получили 798 тыс. одиннадцатиклассников (Ф.Э. Шерега, А.Л. Арефьев, 2013).

Читайте также:  Территория здоровья змеиногорский тракт 36е

На протяжении более чем 25-летнего периода сохраняются стойкие неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков России. По данным Росстата, за 12 лет (2000–2011 гг.) первичная заболеваемость детей в возрасте от 0 до 15 лет увеличилась на 32 % (с 146 235,6 до 193 189,9 на 100 тыс. детского населения).

По данным официальной статистической отчетности, в последнее десятилетие значительно ухудшились показатели, характеризующие заболеваемость детей старшего подросткового возраста 15–17 лет, включительно. Частота заболеваний, отнесенных ко всем классам Международной классификации болезней (МКБ-10), и первичная заболеваемость подростков старшего возраста увеличилась на 66,0 и 64,6 %, соответственно. Рост заболеваемости отмечается, практически, по всем классам болезней. Однако наиболее значительный рост показателя выявлен по частоте новообразований, болезней крови, кроветворных органов и иммунитета, системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, мочеполовой системы, последствий воздействия внешних причин (А.А. Баранов с соавт., 2012; Г.Г. Онищенко с соавт., 2012 и др.).

Отмечено ухудшение репродуктивного здоровья детей, особенно старшего подросткового возраста. Увеличивается число случаев задержки полового созревания у мальчиков и девочек, частота расстройств менструальной функции у девушек в возрасте 15–17 лет увеличилась практически вдвое. Распространенность воспалительных заболеваний половых органов среди девушек возросла более чем на 35 %. В настоящее время более 40 % мальчиков и юношей подросткового возраста страдают заболеваниями, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции (А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, 2010–2014; А.Г. Ильин, В.Ю. Альбицкий, Е.В. Антонова, 2008–2012; Т.В. Яковлева, 2013; Е.В. Уварова, 2013; Д.И. Тарусин, 2012; А.М. Куликов, 2013).

Молодежь находится в центре глобальной эпидемии ВИЧ/СПИДа. Общее число ВИЧ-инфицированных лиц с момента начала эпидемии ВИЧ/СПИДа в России (1991 г.) составило 350 тыс. человек. Однако реальное число лиц — носителей ВИЧ больше, и составляет по теоретическим расчетам отечественных специалистов, от 560 тыс. до 1,5 млн чел., по оценкам международных организаций — 1 млн чел. (Г.Г. Онищенко, 2008).

В структуре заболеваемости подростков одно из ведущих ранговых мест занимают психические расстройства и расстройства поведения. За последнее десятилетие общая заболеваемость указанными нарушениями здоровья подростков в возрасте 15–17 лет увеличилась на 43,4, первичная — на 25,3 %. Среди психических расстройств наиболее частыми являются поведенческие синдромы, непсихотические и невротические расстройства, связанные со стрессом, а также соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. Не уменьшается частота встречаемости у детей и подростков психических расстройств органического генеза и умственной отсталости (Ж.В. Гудинова, Е.И. Талькова, 2010; Б.Д. Менделевич, С.Я. Волгина, 2010; В.Н. Ядчук, И.А. Андронников, 2011; В.В. Чубаровский, 2012; А.В. Шишова, Л.А. Жданова, 2013 и др.).

Ухудшение состояния здоровья детей подтверждается как данными официальной статистики, так и результатами выборочных углубленных обследований детей, проводимых научными коллективами. Так, научные данные свидетельствуют о том, что за последние 20 лет среди школьников произошел рост распространенности морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний на 100–450‰. Увеличение частоты морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний зарегистрировано по всем классам болезней. Максимальный рост наблюдается по классу новообразований, болезней системы кровообращения, мочеполовой системы, врожденных аномалий. Увеличился (на 5–40 %) удельный вес хронических болезней и морфофункциональных отклонений системы пищеварения, костно-мышечной системы (на 10–25 %), хронических болезней нервной системы (на 10–35 %). Отмечен рост распространенности хронической патологии по сравнению с функциональными отклонениями.

У детей и подростков, проживающих в крупных промышленных городах со значительными выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, на 2-м ранговом месте, после патологии желудочно-кишечного тракта, находятся болезни органов дыхания (бронхиальная астма, астматический статус), а костно-мышечные болезни (нарушения осанки, уплощение стоп, плоскостопие, сколиоз) — на третьем (Г.Г. Онищенко, 2008; А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Модестов, 2012; Ю.В. Ерофеев, Е.В. Михеев, И.И. Новикова, 2012; А.Я. Поляков, 2012; Р.В. Кургуз, Г.П. Золотникова, 2012, А.В. Корсаков, В.П. Михалев, 2012; Н.П. Сетко с соавт., 2011–2013; Н.Н. Куинджи, И.Г. Зорина, 2013). Четвертое-пятое ранговые места в структуре заболеваемости современных школьников занимают нарушения и болезни зрительного анализатора. Предболезненные состояния, так называемые функциональные расстройства, преобладают у учащихся младших классов, хронические болезни — у учеников средней и старшей ступени обучения. К числу «школьных болезней» принято относить близорукость, распространенность которой стремительно увеличивается среди школьников в период обучения в младших и средних классах. При этом у близоруких школьников миопия прогрессирует на 1–2 диоптрии в год (М.В. Кузнецова, 2008; И.В. Иванова, Н.Л. Черная, 2010; А.П. Цамерян, И.К. Рапопорт, 2012; Л.А. Жданова с соавт., 2012).

Доказано, что негативную роль в формировании здоровья школьников в период их адаптации к школе, к предметному обучению и при интенсивных занятиях в девятых-одиннадцатых классах играют такие факторы, как несоблюдение режима дня, недостаточные по времени прогулки на свежем воздухе и ночной сон, нерациональная организация домашних занятий, досуга и питания (Л.М. Сухарева, М.И. Степанова, М.А. Поленова, 2005–2013; В.Р. Кучма, И.В. Звездина, 2011; А.Р. Наниева, А.Р. Кусова и др., 2011; А.Г. Сухарев, Маркелова, 2011; Н.Х. Жамлиханов, Г.Д. Сугутская, 2013).

Читайте также:  Психическое здоровье ребенка важно

В настоящее время психическое здоровье школьников стало привлекать все большее внимание исследователей. Установлено, что причинами развития психических расстройств невротического круга (астенические и невротические реакции, неврозы) являются чрезмерные учебные нагрузки, в т. ч. при получении дополнительного образования и занятиях с репетиторами, а также длительные занятия на компьютере и многочасовой просмотр телепередач, нарушения режима дня, недостаточная продолжительность ночного сна, конфликтные ситуации в школе и семье, загрязнение окружающей среды (в т. ч. тяжелыми металлами), авторитарный стиль преподавания в учебном заведении и другие факторы (М.И. Степанова, М.А. Поленова, 2010; Б.Д. Менделевич, С.Я. Волгина, 2010; О.М. Филькина, 2012; В.В. Чубаровский, 2012; И.Г. Зорина, 2012; Л.А. Жданова, А.В. Шишова, 2013).

Ведущее место в структуре предболезненных состояний (функциональных отклонений) и хронических заболеваний у школьников занимают нарушения костно-мышечной системы. По данным Н.Б. Мирской, А.Н. Коломенской и А.Д. Синякиной (2010), П.И. Храмцова, Е.Ф. Крымского (2011), у московских школьников, имеющих предпатологические и патологические состояния опорно-двигательного аппарата, выявлены факторы риска, приводящие к этим нарушениям: отсутствие оптимальной двигательной активности, мебель, не соответствующая росту учащегося, неправильно подобранные и используемые не по назначению одежда и обувь, нерациональные способы ношения учебников.

На основе комплексного изучения фактического питания и показателей состояния здоровья школьников установлено, что алиментарно-зависимые заболевания составляют до 31 % в структуре заболеваемости школьников. В первую очередь это относится к болезням системы пищеварения. В формировании болезней желудочно-кишечного тракта, наряду с хеликобактериальной инфекцией, значительную роль играют нарушения режима и качества питания, гормональные изменения у подростков в период пубертата, психоэмоциональное напряжение школьников (В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова, И.К. Рапопорт, 2009; П.Л. Щербаков, А.А. Корсунский, 2011; Д.В. Татанова, М.Ф. Рзянкина, 2012). Выявлена связь частоты заболеваний почечной и печеночной систем, а также желудочно-кишечного тракта у детского населения с воздействием факторов окружающей среды. Доказано, что повышенные показатели заболеваемости детей обусловлены высокими уровнями загрязнения окружающей среды четырьмя приоритетными веществами — формальдегидом, бенз(а)пиреном, диоксидом азота, оксидом углерода, а также взвешенными веществами (Р.В. Кургуз, Г.П. Золотникова, 2009–2012; А.В. Корсаков, В.П. Михалев, 2010–2013; Н.П. Сетко с соавт., 2011–2013; Ю.В. Ерофеев, Е.В. Михеева, 2012; И.И. Новикова, А.Я. Поляков, 2013).

Изучение биохимических показателей и фактического питания учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных в различных регионах России, показало, что отклонения в биохимическом статусе школьников могут быть следствием нерационального и неадекватного возрасту и полу питания. Большинство школьников получают недостаточное количество белка, витаминов, растительной клетчатки при избыточном потреблении углеводов. Более сложная картина наблюдается в отношении недостаточного и избыточного потребления минеральных веществ. Дети современного города представляют группу повышенного риска по развитию техногенных полигипермикроэлементозов и сенсибилизации к тяжелым металлам (Ю.В. Ерофеев, Е.В. Михеева, 2010; Н.П. Сетко, А.Г. Сетко, 2011; Л.Н. Каримова, 2012).

Комплекс факторов окружающей и внутришкольной среды, нерациональная организация учебной деятельности и питания, низкая двигательная активность в сочетании с семейными и социально-экономическими факторами приводят к дезорганизации взаимодействия различных систем организма ребенка, нарушению адаптационных процессов, развитию функциональных расстройств предболезненного уровня, активизации воспалительных процессов, формированию хронической патологии.

Разработать комплексные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения школьно-обусловленных болезней, и реализовать целенаправленные оздоровительные мероприятия невозможно без знаний фундаментальных вопросов физиологии, изучения специфических черт возрастной эволюции функциональных систем, их деятельности в критические периоды развития ребенка. Такие научные данные можно получить в процесселонгитудинального — клинического — исследования, при котором ведется на протяжении длительного времени периодическое наблюдение над одними и теми же лицами. Лонгитудинальное наблюдение за значительной по численности группой школьников позволяет выявить особенности развития предболезненных (функциональных) отклонений и хронических заболеваний в процессе обучения детей в общеобразовательном учреждении и определить необходимые профилактические и оздоровительные мероприятия.

На основании проведенных лонгитудинальных исследований можно утверждать, что состояние здоровья школьников прогрессивно ухудшается, т. к. возрастает распространенность хронических заболеваний среди учащихся и увеличивается наполняемость III–IV групп здоровья, за счет уменьшения числа детей, отнесенных к I и II группам здоровья.

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья, проявляющиеся более высоким темпом прироста частоты хронических заболеваний, больше выражены среди мальчиков по сравнению с девочками. Существуют определенные половые различия в структуре хронической патологии и в структуре функциональных отклонений. Среди мальчиков по сравнению с девочками, имеет место более высокая распространенность болезней органов дыхания, в первую очередь патология бронхолегочной системы, а также болезни пищеварительной и костно-мышечной систем; чаще встречаются случаи ожирения. Распространенность функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы среди юношей в возрасте 15–17 лет на 75 % выше, чем среди сверстниц-школьниц, причем пограничный уровень артериального давления (высокое нормальное давление) и артериальная гипертензия встречаются среди юношей в 6–8 раз чаще, чем среди девушек. В то же время у девушек выше частота нарушений зрения, преимущественно миопии, а также дефицита массы тела.

В процессе обучения в школе относительно благоприятным периодом, характеризующимся снижением распространенности функциональных отклонений и в основном стабильными показателями частоты хронических заболеваний, является период обучения детей в 4–6 классах. Ухудшение состояния здоровья учащихся — увеличение частоты хронических заболеваний наблюдается в 7–9 классах, причем у мальчиков раньше, чем у девочек. В динамике обучения в старших классах среди школьников растет распространенность хронических болезней органов пищеварения и костно-мышечной системы, а также функциональных отклонений: вегетативно-сосудистых и астено-невротических расстройств, миопии слабой степени.

Читайте также:  Способы поддержания здоровья кратко

Анализ заболеваемости школьников показывает, что в процессе получения общего образования у учащихся начальных классов возрастает частота функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата, системы пищеварения и зрительного анализатора, а в подростковом возрасте происходит увеличение распространенности хронических заболеваний этих же систем организма. Хронические болезни органов пищеварения отмечаются у каждого 3–4-го старшеклассника, а патология костно-мышечной системы — у каждого пятого. Значительная распространенность вышеуказанных хронических болезней обусловливает в большом проценте случаев непригодность подростков к получению профессий, связанных с тяжелым физическим трудом, а также к службе в армии.

Наиболее высокие уровни функциональных нарушений и хронических нервно-психических расстройств, а также функциональных отклонений и болезней органа зрения отмечаются у учащихся 8–9 классов (возраст 13–15 лет) и старшеклассников (возраст 16–18 лет). На этих возрастных этапах — в период активного роста, физического и психического развития, полового созревания — организм ребенка особенно чувствителен к действию стресс-факторов: чрезмерной учебной нагрузке, авторитарному стилю преподавания, неблагоприятным семейным ситуациям, нарушениям режима дня, недосыпанию, недостатку макро — и микронутриентов в питании.

Психические расстройства и расстройства поведения занимают первые ранговые места в структуре непригодности юношей к службе в Вооруженных Силах. Подростки с нарушениями психического здоровья и пограничными психическими состояниями формируют значительную прослойку населения с определенной социальной недостаточностью. Из числа призывников, признанных негодными к военной службе в мирное время, более 40 % составляют лица с психическими расстройствами. Распространенность психических расстройств за последнее десятилетие увеличилась на 30 % и продолжает расти.

Установлено, что психические расстройства предболезненного уровня и психические заболевания, болезни зрительного анализатора, а также болезни и травмы центрального и периферического отдела нервной системы, последствия родовых травм являются медицинскими противопоказаниями к выбору многих профессий, связанных с ответственным и напряженным трудом, с работами в опасных условиях, со зрительным и эмоциональным напряжением. Указанные выше стресс-факторы вызывают и развитие предболезненных (функциональных) нарушений сердечно-сосудистой системы у учащихся в процессе обучения в школе. Выраженные проявления расстройств системы кровообращения, обусловленные нарушениями со стороны вегетативных отделов нервной системы, являются ограничениями к службе в армии и к работам, связанным с физической тяжестью и значительной напряженностью трудового процесса.

Существенное место в структуре эндокринно-обменных нарушений занимает ожирение, распространенность которого среди старшеклассников составляет 6 % и выше. Данная тяжелая хроническая патология приводит к быстрому развитию болезней сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, прогрессированию нарушений обмена веществ и, следовательно, к значительным ограничениям в выборе профессии, в первую очередь военных специальностей.

Хронические заболевания верхних дыхательных путей, костно-мышечной системы и желудочно-кишечного тракта резко снижают пригодность юношей к военной службе, а также являются для подростков обоего пола медицинскими противопоказаниями к выбору профессий, связанных с неблагоприятным микроклиматом, запыленностью и загазованностью производственной среды, тяжелым физическим трудом, нарушениями режима питания.

К моменту завершения основного общего образования каждый пятый мальчик-подросток имеет дефицит массы тела, а каждый шестой — избыток массы тела, включая ожирение. Среди девочек-подростков практически аналогичное число школьниц имеет дефицит массы тела, но избыток массы тела встречается вдвое реже. В процессе обучения школьников в старших классах уменьшается число подростков с дисгармоничным физическим развитием, в обеих половых группах 6–8 % юношей и столько же девушек имеют дефицит массы тела и 7–9 % — избыток массы тела, причем частота встречаемости ожирения среди юношей выше, чем среди девушек.

Выявлено достоверное снижение по сравнению с предыдущими десятилетиями функциональных показателей во всех возрастных группах школьников, как у мальчиков и юношей, так и у девочек и девушек старшего подросткового возраста. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья современных подростков-школьников существенно уменьшают круг доступных для них профессий и специальностей, что снижает трудовой и военный потенциал государства.

Для любой страны смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика являются объектом пристального изучения. В Российской Федерации это прежде всего связано с устойчивостью сложившейся кризисной демографической ситуации, уменьшением численности населения и его плотности. Доказано, что полностью предотвратимой может быть смертность подростков от травм и отравлений, инфекционных и паразитарных заболеваний, болезней органов пищеварения и дыхания; непредотвратимой — при некоторых новообразованиях, врожденных аномалиях, тяжелых психических расстройствах, болезнях крови и эндокринной системы. При этом на этапе профилактики возможно предотвращение смертности при травмах, психических расстройствах, болезнях нервной системы, инфекционных и паразитарных заболеваниях; на этапе своевременной диагностики и лечения — при новообразованиях, болезнях крови, врожденных аномалиях, болезнях эндокринной и сердечно-сосудистых систем. Установлено, что уровень предотвратимой инвалидности у подростков сравнительно невысок (в пределах 15 %) и мало подвержен колебаниям. Эта стабильность обусловлена устойчивым спектром причин предотвратимой инвалидности — болезнями нервной системы, психическими расстройствами, травмами, болезнями системы пищеварения и кожи (Е.В. Антонова, 2011).

Источник

Adblock
detector