Меню

Вес портфеля and здоровье

Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника

Дата публикации: 29.03.2019 2019-03-29

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Курбанов, Алишах. Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника / Алишах Курбанов, Л. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 3.1 (23.1). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/young/archive/23/1449/ (дата обращения: 08.06.2021).

В данной работе проведено исследование о влиянии веса портфеля на здоровье школьников на примере обучающихся 3, 5, 10 классов.

Ключевые слова: вес портфеля, здоровье школьника.

Актуальность Портфель наш верный спутник на дороге школьной жизни. Школьника невозможно представить без портфеля. Современные ученики все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами. Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается, грубо нарушают санитарные нормы и портят свою осанку, чем причиняют огромный вред собственному здоровью. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.

Около 40 % детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка. Возраст от 8 до 17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

«Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника» тема является актуальной и заслуживающей внимания.

Цель работы: Изучить влияние превышающей нормы веса портфеля на здоровье школьника.

Задачи

  1. Изучить данную тему в медицинской литературе.
  2. Доказать влияние тяжёлых портфелей на здоровье школьников.
  3. Проанализировать зависимость веса портфеля и здоровье школьников в нашей школе на примере 3 класса, 5 класса, 10 класса.
  4. Разработать рекомендации (памятки) по снижению веса портфеля.

Объект исследования: ученик и его осанка

Предмет исследования: портфель и его вес.

База исследования: МКОУ Аношкинская СОШ

Методы исследования: сбор информации из различных источников, наблюдение, анализ

Гипотеза: тяжёлый портфель вредит здоровью, а учащиеся не задумываются об этом.

Исследование веса портфеля современного школьника (на примере учащихся 3, 5 и 10 классов нашей школы)

Мной было проведено исследование состояния здоровья и фактического веса портфеля в 3, 5 и 10 классов. В исследовании приняли участие 19 человек, из 3 класса — 6 человек, из 5 класса — 9 человек, из 10 класса — 4 человека.

Сравнивая данные реального веса портфеля с «безопасным» весом, пришел к выводу, что острей всего проблема «лишнего веса» выражена во 3 классе.

Источник

Вес портфеля and здоровье

1. Введение.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный ранец.

Когда я пришел учиться в 1 класс, я заметил, что портфели у школьников самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Я решил провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики 1, 5 и 10 классов в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали. А так же узнать, не слишком ли тяжел портфель для его хозяина?

Актуальность исследования. Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Цель исследования. Изучить соответствие массы и формы портфелей медицинским нормам учеников разных классов

Задачи исследования:

Измерить массу портфелей учащихся разных классов;

Проверить соответствие массы и формы портфелей медицинским нормам;

Определить какие формы портфеля наиболее безопасные для здоровья;

Разработать рекомендации для родителей по подбору портфелей.

Изучить полученные результаты и сделать выводы

Объект исследования: портфель ученика

Предмет исследования: школьный портфель, его вес и форма

Участники исследования: учащиеся 1,5,10 класса.

В работе использованы методы исследования:

— подбор и изучение материала по теме;

-практическая работа: взвешивание портфелей;

— опрос в форме интервью.

Выдвигаемая гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.

2. Теоретическая часть.

2.1.Виды школьного портфеля.

Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.

Для начала определим, чем отличаются между собой те или иные виды портфелей.

Школьный ранец — Это изделие с жестким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твердую спинку, поэтому поддерживает спину школьника в прямом положении и не деформирует позвоночник. Лучше всего школьный ранец подходит для учеников начальных классов.

Рюкзак — Отличается от ранца отсутствием жесткого корпуса и уплотненной спинки, в результате чего содержимое может оказывать на спину неравномерное давление.

Сумка почтальона — Имеет жесткий или мягкий корпус и переносится как в руке, так и на длинной лямке через плечо. Длительное ношение на одном и том же плече может вызвать боли в спине, в плече, а в дальнейшем и искривление позвоночника.

Подавляющее большинство школьников носят рюкзак, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Итак, теперь мы знаем, какие виды портфелей мы можем встретить на рынке. Осталось определиться с требованиями, на которые следует ориентироваться, выбирая ту или иную модель, чтобы школьный портфель не только выполнял свои прямые функции по переноски школьных принадлежностей, но и благотворно влиял на здоровье школьника.

Читайте также:  Чай или здоровье что делать тем

2.2. Медицинские нормы.

В ответе на этот вопрос нам помог СанПин («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нем сказано, что вес ранца без учебников не должен быть более 700г, а вес портфеля с учебниками не должен превышать 10% от веса школьника. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:

— для учащихся 1-2 классов – более 1,5кг,

— для учащихся 3-4 классов – более 2кг,

— для учащихся 5-6 классов – более 2,5 кг,

— для учащихся 7-8 классов – более 3,5 кг,

— для учащихся 9 – 11 классов – более 4 кг.

Портфель ученика должен быть с жесткой ортопедической спинкой;

Лямки ранца должны быть шириной н мене 4см, длиной 60-70 см. Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ — ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 4 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.

Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.

Отправляясь в школу, ученик должен проверять, нет ли у того в ранце каких-либо лишних предметов. Дети довольно часто стремятся взять в школу свои любимые игрушки — показать друзьям, поиграть на перемене (а иной раз и на уроке). Все лишнее, конечно же, следует оставить дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса.

3. Практическая часть.

3.1. Как вес портфеля влияет на здоровье ребенка.

Итак, после того как мы выяснили каковы же нормы портфелей учеников разных классов, можно поговорить о том какое влияние оказывает тяжелый портфель на здоровье ученика.

Рассмотрим три наиболее часто встречающихся патологии:

1. Нарушение осанки.

Среди всех младших школьников преобладающим типом портфеля является ранец. Его носят 72 % учащихся. Я считаю, что это правильный выбор типа школьного портфеля, так как ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки и снижает риск испортить осанку ребёнка. Однако, у большинства младших школьников — 60 % — масса полного портфеля не соответствует норме. К сожалению, только 40% учеников 1 класса Петропавловской средней школы носят портфели массой не более 10% от своего веса. Однако стоит отметить, что самое большое давление школьного портфеля испытывают ученики, имеющие сумки с узкими лямками.

Проведя параллели учеников 1-го класса с учениками 5-х и 10-х классов, хотелось бы обратить внимание на следующие результаты.

Преобладающим типом портфеля у учащихся 5-х и 10-х классов является рюкзак — 67%, у всех остальных – ранец и сумка — 33%. В 5-ом классе масса пустого портфеля превышает норму у 50 % школьников, а в 10-ом -22%.

Вывод: самые тяжелые портфели со школьными принадлежностями носят ученики 1-х классов, а самые лёгкие учащихся 10-х классов. Что, к сожалению, указывает на возможность нарушения осанки с самых первых дней посещения школьной скамьи.

2.Плоскостопие.

Плоскостопие является чрезвычайно распространенной патологией среди детей: около 65 % школьников (по различным данным) в той или иной степени страдают этим заболеванием. Оно развивается у детей постоянно носящих тяжести. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности.

Судя по данным, которых я достиг, проводя исследования в нашей школе, более 50% детей 1-х и 5-х классов и 22% детей 10-го класса, находятся в зоне риска.

3.Болезни суставов.

Перед тем как отправить ребенка в школу обязательно нужно взвесить портфель. Исходя из многолетних исследований, ученые пришли к выводу, что вес школьной сумки не должен превышать десять процентов веса самого ребенка. В противном случае, набитый пеналами, тетрадями и учебниками рюкзак резко увеличит нагрузку на позвоночник, плечевой, коленный сустав. Как следствие это приведет к периодическим болям в спине, которые могут стать хроническими.

3.2.Мои исследования.

Для исследования мы сравнили вес портфелей учеников 1 класса, 5 класса и 10 класса и проанализировали соответствие веса и формы портфеля по медицинским нормам (Приложение 2).

Читайте также:  Спорт здоровье будущего поколения

Вес портфелей учеников 1 класса.

Вес ученика

Вес портфеля с принадлежностями

Источник

Влияние веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника (проектно-исследовательская работа)

проектно-исследовательская работа ученика 2 класса моисеенкова Владислава. Влияние веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника.

Скачать:

Вложение Размер
проектно-исследовательская работа о влиянии веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника 43.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 319

Петродворцового района Санкт-Петербурга

VI районный конкурс проектных и исследовательских работ учащихся «Наука и здоровье»

«Влияние веса школьного портфеля на здоровье младшего школьника»

В. Моисеенков ученик 2 «Б» класса

Демидова Елена Михайловна

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  1. История школьного портфеля.
  2. Понятие «осанка» и факторы на неё влияющие.
  3. Гигиенические требования к портфелям и учебным изданиям.
  1. Практическая часть.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.
  4. Приложение.

Портфель наш верный спутник на дороге школьной жизни. Очень трудно представить современного школьника без портфеля. Но с самых первых дней учёбы мы сталкиваемся с тем, что сложив в новый красивый портфель все необходимые учебные принадлежности, мы с трудом можем его поднять. И поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили волнующему нас вопросу, влияние тяжёлого портфеля – ранца на здоровье младшего школьника, в частности на осанку.

Если портфель будет тяжёлым, то это может нанести большой вред нашему здоровью. Мы решили узнать всё о школьном портфеле и выяснить, как тяжёлые портфели могут пагубно сказаться на здоровье школьника.

Актуальность исследования: здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Цель исследования: выяснить как тяжелый ранец влияет на осанку ученика

  1. Изучить литературу по теме «Школьный портфель»
  2. Узнать какое влияние оказывает тяжёлый портфель на осанку школьника.
  3. Провести анкетирование учеников 2 «Б» класса, измерить вес портфелей, вес школьных учебников.
  4. Разработать рекомендации для одноклассников и их родителей для решения этой проблемы.
  5. Сделать выводы.

Объект исследования: вес школьных портфелей.

Предмет исследования: влияние веса портфеля на здоровье ученика.

Гипотеза мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит здоровью.

Основные методы исследования: анализ литературы и электронных ресурсов, опрос – анкетирование, практическая работа – взвешивание портфелей, анализ.

Сначала мы провели исследование в форме анкетирования, предложив ребятам ответить на вопросы анкеты:

Дорогие ребята! Одной из главных школьных принадлежностей у вас является что? Конечно же, портфель. Давайте откровенно ответим на вопросы и пофантазируем о его будущем. Выбранный ответ обводим кружочком.

1. Кто выбирал для вас портфель?

Г) С родителями вместе. (4)

Д) Родственники (кто из родственников можете дописать здесь_

3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или импортный (в другой стране)?

А) Российский. (18)

4. По каким критериям (признакам) выбираете? (можете отметить несколько признаков сразу)

5. Какого цвета, формы портфель вам нравится? Напишите.

В форме рюкзака, квадратный, пятиугольный, в виде сумки

Оранжевый, красный, синий, голубой, бирюзовый, чёрный

6.Как долго пользуетесь одним портфелем? Напишите.

7.По какой причине меняете? Напишите.

Маленький, износился, порвался

Спасибо за интересные ответы!

  1. Из истории возникновения портфеля.

Портфель – слово французского происхождения. Состоит из двух частей «Порт» – несу, «Фель» — листы. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.

В словаре Ожегова дается такое определение слова «ранец»: ранец – это жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором или жесткая сумка для ношения за спиной. И такое определение слова «портфель»: портфель – род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг в одной руке.

Когда на земле появился портфель? Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые – археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около пяти тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «Заплечный походный мешок» — Ranzen наемный немецкий солдат московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.

Видов школьного портфеля с каждым годом становится больше. Это связано с появлением новых гаджетов, а также с появлением новых школьных предметов.

На сегодняшний день можно выделить следующие популярные виды школьного портфеля:

  • Рюкзак – (по англ Backpack). Самый популярный вид школьного портфеля. Имеют регулируемые лямки. Есть рюкзаки с различной степенью твердости. Например, рюкзаки типа вещмешка не держат форму, подходят для малого количества книг. Когда ребенок носит рюкзак, он должен это делать с прямой спиной, и стоять, не сгибая колени. Дно рюкзака должно быть на уровне талии или выше, не касаясь ягодиц. Если ребенок носит рюкзак наклонившись вперед, это значит, что размер лямок установлен неправильно.
  • Ранец. Это рюкзак на каркасе. Не меняет свою форму. Бывают модели, похожие на школьный портфель – «тележку», то есть с выдвигающейся ручкой и колесиками.
  • Тележка (Rolling bag). С виду чемоданчик или кофр, дополненный конструкцией как у багажных сумок и чемоданов – с выдвигающейся ручкой и колесиками. Рекомендуется для тех, кто вынужден носить в школу много книг. Минусы этой модели — дороговизна, её тяжело поднимать по лестницам, а так же ездить с ней в общественном транспорте.
  • Tote. Сумка Tote – это объемная, а значит вместительная сумка с двумя ручками и открытым верхом. В последнее время верх закрывают на молнию или на магнит. Это стильный вариант для школьниц старшего школьного возраста. Плюс – её можно использовать не только как школьную.
  • Сумка почтальона – разг. «Почтальонка» messenger bag это вместительная, но не очень большая мягкая сумка, с одной длинной ручкой – ремнем через плечо или через середину груди, с большим клапанном. В неё как правило вмещаются учебники и тетради стандартного размера и формата А4, а также ноутбук, iPad, мобильный телефон, письменные принадлежности. Наиболее популярная модель для старшеклассников.
  • Портфель, дипломат. Классический портфель, по типу взрослого делового, для документов. Был популярен у школьников советского периода. Сейчас это старомодная модель.
  • Сумка для ноутбука (Laptop bag). С появлением iPod появилась, и такая разновидность как iPod bag, (сумка для iPod). У него есть ремень чтобы носить через плечо, а также ручка что бы держать в руках. Главное достоинство – в ней предусмотрено отделение для ноутбука, что бы максимально защитить его от поломки.

2.2. Что такое осанка? Это привычная поза тела человека в вертикальном положении. Она может быть правильной и неправильной. Почему так важно иметь правильную осанку?

Осанка – это положение тела во время ходьбы, сидения, стояния. У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

В словаре С.И. Ожегова, осанка – строй, склад живого тела, под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

В словаре Ушакова, осанка − внешность, манера держать свою фигуру.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля. Ведь содержимое школьного портфеля влияет не только на осанку и позвоночник, но и на зрение. Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце.

Для того чтобы сохранить правильную осанку, мы рекомендуем выполнять простые упражнения. (приложение)

2.3. Гигиенические требования к портфелю и учебным изданиям.

Изучив литературы, мы выяснили, что согласно нормам, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей должен быть для учеников 1-х и 2-х – классов не более 1,5 кг, для 3-4 — х классов – не более 2 кг, для 5-6 – х классов – не более 2,5 кг, для 7-8 -х классов – не более 3,5 кг, а для 9-11 -х классов – не более 4 кг.

Вес пустого ранца должен составлять:
− для учащихся 1-4 классов − 600 г;
− для учащихся 5-11 класса − 700 г.

Вес одного издания не должен превышать:
300 г – для 1-4 классов;
400 г – для 5-6 классов;
500 г – для 7-9 классов;
600 г – для 10-12 классов.

Вес ранца со школьными принадлежностями не должен превышать:
от 1,5 до 2,0 кг для 1-3 классов;
от 2,0 до 2,5 кг для 4-5 классов;
от 3,0 до 3,5 кг для 6-7 классов;
от 4,0 до 4,5 кг для 8-9 классов.

В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.

  1. Практическая часть. Измерение веса портфелей и учебных изданий.

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовали наши одноклассники. Для этого мы провели ряд практических исследований, дающих ответ на состояние здоровья наших одноклассников.

— измерение массы пустого портфеля учащихся;

— составление списка предметов, находящихся в портфеле;

— измерение массы полного портфеля учащихся;

Мы узнали, что правильный вес ранца можно вычислить по формуле: вес ученика умножить на 10 и разделить на 100. Вместе с учителем мы проделали такую и работу, и вот, что у нас получилось:

Источник

Adblock
detector