Меню

Виды деятельности учащихся здоровье

Организация деятельности учащихся с учетом здоровьесберегающих технологий
статья на тему

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_deyatelnosti_uchashchihsya_s_uchetom_zdorovesberegayushchih_tehnol.docx 21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Организация деятельности учащихся с учетом здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий

на основе материалов УМК «Начальная школа XXI”

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым»

Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обучение детей не наносило вреда здоровью школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии включают формирование, укрепление здоровья, воспитание у детей культуры здоровья.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми начальной школы. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе.

Работа по формированию здорового образа жизни может реализовываться через : проведение оздоровительных пауз во время уроков и занятие на уроках физической культуры; внеклассную работу; работу с родителями. «Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». Генрих Гейне.

Условия, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха,

О освещение класса и доски, монотонные

неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

Наличие и место методов,

метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза ребенка, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и

продолжительность на уроке моментов

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации:
стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности
Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику детей и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я-концепции личности ребенка.

Сохранению здоровья детей и формированию у них ЗОЖ уделяется много внимания на уроках окружающего мира УМК «Начальная школа XXI”, где закладываются навыки правильного режима дня, гигиенические навыки, профилактика заболеваний, негативного отношения к вредным привычкам, изучение особенностей своего организма, а также проведение оздоровительных минут во время урока, повышение интереса к предмету.

Русский язык и литературное чтение считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках обязательно провожу гимнастику для глаз.

Различные тестовые задания с выбором ответа, игровые задания на развитие фантазии, распознавание ошибок, на поиск ошибок (используется как в рабочих тетрадях, так и в учебниках УМК «Начальная школа XXI” ) позволяет избежать однообразия на уроке. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

Хороший эффект дают задания на расширение кругозора (в учебниках по окружающему миру), формируют положительное отношение учащихся по данному предмету. Задания подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке. Хороший эффект дают практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности. В учебниках по математике УМК «Начальная школа XXI” используются задания на выбор способа решения, на решение задачи разными способами. Это помогает разнообразить виды работы на уроке.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ответу, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

1. создание положительного эмоционального на¬строя на работу всех учеников в ходе урока;

2. использование проблемных творческих заданий;

3. стимулирование учеников к выбору и самостоя¬тельному использованию разных способов вы¬полнения заданий;

4. применение заданий, позволяющих ученику са¬мому выбирать тип, вид и форму материала (сло¬весную, графическую, условно-символическую);

5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов. Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки — это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Чтобы эффективнее реализовывать здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности, применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности: педагогика сотрудничества, технология уровневой дифференциации обучения.

Работа по формированию здорового образа жизни даёт хорошие результаты: проводимые занятия по обучению детей бережному отношению к собственному здоровью, приносят детям чувство удовлетворения, радость. После занятий учащиеся наиболее ответственно относятся к своему здоровью и здоровью окружающих, становятся более требовательными и заботливыми друг к другу.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе начальной школы позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Источник

Здоровьесберегающие технологии в школе. Виды учебной деятельности: рациональный уровень их продолжительности и чередования.
материал по теме

Как оптимально безвредно организовать учебный процесс? Рациональный уровень продолжительности и чередования видов учебной деятельности в рамках одного урока.

Скачать:

Вложение Размер
zdorovesberezhenie._pedsovet.odt 16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Доклад для педагогического совета

«Здоровьесберегающие технологии в школе»

Виды учебной деятельности : рациональный

уровень их продолжительности и чередования

Доклад подготовила учитель русского языка

и литературы МБОУ « СОШ№5 » Фаркова Г. В.

Одной из важнейших тем для разговоров, обсуждений и различных научных работ с незапамятных времён является здоровье человека. За последние годы по оценке специалистов состояние здоровья россиян значительно ухудшилось по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад.

Особую заботу вызывает у медиков состояние здоровья российских школьников. Известно, что здоровье ребенка, его рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт .Для детей 6-17 лет этой средой является школа.

Наша система образования постоянно претерпевает изменения. Учащиеся и учителя, работающие в школе, испытывают на себе все плюсы и, к сожалению, минусы нововведений. По данным Министерства образования за период с 1945 года и по сей день значительно сократилось количество часов, отведённых на изучение всех учебных курсов, а их объём и содержание нисколько не сократились. Это неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и учебной нагрузки на детей. Отсюда усталость, утомление, переутомление и как следствие, развитие нервных, психо-соматических, острых и хронических нарушений здоровья. Это лишь один из примеров негативного влияния школьной образовательной среды на ребёнка.

Сохранять и укреплять здоровье учащихся во время учебного процесса, воспитывать в них культуру здоровья, формировать представление о здоровье как ценности, создавать благоприятные условия для обучения детей, рационально организовывать учебный процесс без вреда для здоровья учителю поможет использование школьных здоровьесберегающих технологий в своей работе.

По словам профессора Н .К. Смирнова «здоровьесберегающие образовательные технологии-это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Здоровьесберегающие технологии делят на три основные группы:

1)психолого-педагогические технологии, которые учитель использует на уроках и во внеурочной деятельности;

2)технологии, которые обеспечивают оптимальные гигиенические условия образовательного процесса;

3)технологии оптимальной организации учебного процесса.

Меня, как молодого специалиста ,в первую очередь интересует вопрос, касающийся технологий оптимальной организации учебного процесса в системе здоровьеоберегающих технологий. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость для меня приобретает форма организации и виды учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы учебной деятельности — фронтальная, индивидуальная и групповая. Наиболее полно они представлены в работах И. М. Чередова, Ю. Б. Зотова, Х .И .Лийметса, М. Д. Виноградовой и др.

Кроме того в своей работе я стараюсь использовать различные виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, инсценирование отдельных эпизодов художественных произведений, просмотр отрывков художественных или документальных фильмов, презентации и т. п. Хороший эффект даёт использование интерактивных обучающих программ, игровых технологий, ТСО.

Смена видов деятельности в рамках одного урока литературы, например, не только снижает риск умственного утомления детей, но и позволяет избежать ухудшения зрения, которое возможно, если большую часть урока отводить для чтения, сохранить здоровье опорно-двигательного аппарата, так как смена вида деятельности учащихся подразумевает смену позы детей. Это ещё и заменяет физкультминутку в младших классах.

Чтобы оптимально безвредно организовать учебный процесс учителю необходимо чередовать виды деятельности в течение урока. Особое внимание учитель должен обратить на рациональный уровень их продолжительности. И хотя строгих рекомендаций по ограничению по времени отдельных видов учебной деятельности в методической литературе нет, было бы нецелесообразно ,например, отвести 30 минут урока на проверку домашнего задания, а оставшиеся 10-15 минут на изучение нового материала.

Анализ методической литературы и собственный, пусть и небольшой, практический опыт позволили мне при организации урока выделить три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения , которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

Также изменяется и интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока:

1-й этап.Врабатывание.5 минут.

2-ой этап. Максимальная работоспособность.20-25 минут.

3-ий этап. Конечный прорыв.10-15 минут.

Стоит отметить, что на втором этапе на 15-ой минуте происходит максимальное снижение работоспособности ребёнка, а на третьем этапе её небольшое повышение.

Сопоставив две таблицы, я пришла к выводу, что учитывая данные факты, я могу более эффективно работать, правильно используя различные виды деятельности учащихся на уроке, рационально определяя уровень их продолжительности и чередования.

На примере урока литературы, проведённом мною в седьмом классе, рассмотрим какие виды учебной деятельности можно использовать в рамках одного урока, как их можно чередовать и какое время отведено учителем для каждого вида работы.

Урок литературы, проведённый Фарковой Г.В. 27.01.12 в 7а классе.

Тема: Н .А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» .Историческая основа поэмы .Величие духа русских женщин, отправившихся в ссылку за своими мужьями.

Цели:1)учить школьников самостоятельно находить и систематизировать материалы для подготовки презентаций или докладов по биографии писателей;2)вспомнить исторические события, послужившие мотивом для создания произведения;3)развивать понятие о поэме как о жанре литературы;4)показать особенности русского характера, обозначенные в произведении;5)развивать интерес к истории России;6)развивать творческие способности школьников.

Оборудование: словарь русского языка С.И. Ожегова, атлас» История России «,учебник литературы 7 класс 2 часть под редакцией В. Я. Коровиной, рабочая тетрадь.

I.Организационный момент:(1-2 мин.)

II.Основная часть:(35-40 мин.)

1)Проверка домашнего задания:(5-7 мин.)

-В 6 классе мы с вами уже знакомились с творчеством Н. А. Некрасова. Дома вы подготовили презентацию по биографии поэта. Давайте послушаем выступление одного из учащихся.

2)Объяснение нового материала:

а)Рассказ учителя:(5-7 мин.)

-Сегодня мы познакомимся с новым произведением Н. А. Некрасова. Запишите тему урока:»Н .А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» .В течение урока мы попытаемся понять, какие исторические события легли в основу произведения, определить его жанр, тему и идею.

-Прочитав поэму дома, смогли ли вы понять, какое историческое событие послужило мотивом для создания поэмы?

-Что вы знаете о восстании декабристов?

-Как сегодня мы воспринимаем их подвиг?

-После победы 1812 года Россия жила в ожидании перемен. Крестьяне надеялись на освобождение от крепостной неволи. Тяжёлым оставалось и положение солдат, служивших в армии. За малейшую провинность они подвергались телесным наказаниям. Облегчить положение народа мечтали молодые русские офицеры. В 1816 г. они создали тайное общество, членов которого стали впоследствии называть декабристами. В 1825 г. декабристы подняли восстание в Петербурге.14 декабря, в день, когда на престол должен был вступить новый император Николай I,3 тыс. солдат во главе с 30-ю офицерами вышли на Сенатскую площадь. Напрасно генерал Милорадович убеждал их сложить оружие. Тогда по восставшим открыли огонь из пушек, и восстание было подавлено.

По приказу императора Николая I солдаты, участвовавшие в восстании декабристов, были жестоко наказаны палками. Офицеров лишили чинов и званий и отправили в Сибирь на каторгу.

В примечании к «Русским женщинам» Некрасов указал, что не касается политической стороны события, но всё-таки именно он впервые изобразил восстание на Сенатской площади.

Вскоре за многими декабристами последовали их жёны : Муравьёва, Трубецкая, Е. Нарышкина, Волконская и др. Жёны сосланных на каторжную работу лишались всех гражданских прав, бросали богатства, общественное положение и ехали в неволю, в страшный климат Сибири, под ещё более страшный гнёт местной полиции.

Поэма «Русские женщины» рассказывает нам об этих самоотверженных женщинах. Она состоит из двух частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская». У нас в учебнике представлена только первая часть. Её вы прочитали дома.

б)Анализ жанра и композиции произведения:(5-7 мин.)

-Как поэт определил жанр своего произведения?(Поэма)

-Можете ли вы сами объяснить значение этого слова?

-Давайте обратимся к словарю русского языка С .И. Ожегова. Найдите, как он определяет значение слова «поэма» .Прочитайте.

-Запишите в тетрадь это определение. (Поэма-повествовательное произведение в стихах на историческую или легендарную тему).

-Докажите, что «Русские женщины»-поэма.

-Попробуем определить особенности композиции произведения .Для этого составим краткий план-перечень событий, изложенных в поэме. Будем читать и по ходу чтения составлять план.

I.Описание возка, на котором княгиня Трубецкая едет в Сибирь.

II.Отец готовит для дочери возок.

III.Прощание дочери с отцом.

I.Спустя два месяца. Описание пути возка.

II.Первый разговор княгини с губернатором.

III.Назавтра. Второй разговор.

IV.Спустя пять дней. Третий разговор.

-Подумайте, почему именно в таком порядке располагаются картины первой части поэмы?

-Для чего автор нарушил временную последовательность эпизодов?

-Каковы другие особенности композиции поэмы? Какое значение они имеют?

в)Беседа по тексту:(5-7 мин.)

-Итак, мы вспомнили сюжет поэмы. Назовите главных героев. Какие титулы они носят?

-Почему княгиня отказывается от всего, что имеет? Что считает своим долгом?

-Какие чувства испытывает князь, собирая в дорогу дочь? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать состояние отца?

-Как вы представляете себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь?

-Как его описывает Некрасов?

-Кто встретил в Иркутске княгиню?

-Как автор называет почтенного генерала? Что он хочет этим сказать?

-Почему герой тянет время?

-Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? Как эти слова характеризуют героиню?

-Как автор относится к героине? Какие средства художественной выразительности помогают нам это понять?

-Как вы думаете, какова тема и идея произведения? В чём же Некрасов видит величие духа русских женщин, описанных в поэме?

г)Инсценированное чтение по ролям(10-12 мин.)

-С.229-231.Роли: автор, княгиня, губернатор.

-Постарайтесь передать слушателям чувства героев.

3)Итог урока:(3 мин.)

-Понравилась ли вам поэма? Удалось ли чтецам передать нам чувства героев? Как вы думаете, актуальна ли тема «Русских женщин» в наше время?

Так как первые пять минут урока происходит только врабатывание учащихся, то это время я отвожу для проверки домашнего задания. К уроку я прошу детей самостоятельно изучить биографию поэта и подготовить краткие сообщения по данной теме. Очень хорошо вписывается в структуру урока презентация подготовленная одним из учащихся по данной теме, т. е. в рамках 5-7 мин. урока я реализую индивидуальную форму организации учебной деятельности школьников.

Следующие 20 минут урока уходят на изучение нового материала, т.к. в это время и процент усвоения знаний и работоспособность учащихся достаточно велики. Часто я использую в основной части урока 3-4 вида учебной деятельности. На представленном уроке это рассказ учителя (исторический комментарий к поэме)-5-7 минут; анализ жанра и композиции произведения-5 минут(работа со словарём, работа над составлением краткого плана-перечня событий изложенных в поэме);беседа по вопросам учителя по тексту-5 минут.

Оставшееся время урока, когда эффективность усвоения знаний резко снижается, я провожу инсценированное чтение фрагментов поэмы или использую такой вид учебной деятельности как чтение по ролям. Это , по моему мнению, даёт эмоциональную разрядку в ходе урока, обеспечивает психологическую разгрузку учащихся.

Таким образом, благодаря использованию на уроке различных видов деятельности в рамках здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечение наиболее комфортных условий для обучения. Применяя и чередуя их ,учитель минимизирует негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью школьников. Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют решать задачи охраны здоровья ребёнка параллельно и психологическом, и физиологическом аспектах.

Источник

Читайте также:  Вред ели для здоровья
Adblock
detector