Меню

Взаимодействие педагогов по укреплению здоровья дошкольников

Педагогический совет «Оздоровительная работа ДОУ в решении задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
методическая разработка на тему

Педсовет направлен на поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. путем разработки «Модели» и технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья детей

Скачать:

Вложение Размер
pedsovet_ozdorovitelnaya_rabota_dou_v_reshenii_zadach_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_doshkolnikov.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет № 2

«Оздоровительная работа ДОУ в решении задач сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Цель: Поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ. путем разработки «Модели» и технологии педагогической поддержки физического развития и здоровья детей

1.Систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинских работников МДОУ.

2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни.

3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ.

4. Развить творческий потенциал педагогов, медицинских работников и родителей.

1.Выполнение решения предыдущего педсовета.

2. Слагаемые здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья детей. (Медицинский работник ГБДОУ Н.В.Скрипачёва)

Итого тематического контроля

3 Представление домашнего задания педагогами.

4. Психологическое здоровье и его слагаемые (Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко)

Результаты анкетирования родителей

5. Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»

6 Результаты анкетирования родителей

7. Мозговой штурм и решение педагогических задач

8. Рефлексивно – ролевая игра

9. Вынесение решения педсовета.

1. Выполнение решений предыдущего педсовета. Выступление заведующего ДОУ.

2. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как

  • Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Указами Президента России

  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

15 мая 2013 г. n 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

  • Приказ Минобразования России, Минздрава России, Гос. комитета РФ по физической культуре и спорту, российской Академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ»
  • Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 04.04.03 г. №139 и др.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным считается следующее:

1) необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;

2) необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

Исходя из этого, целью и задачами дошкольного учреждения в области сохранения и укрепления здоровья дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС является:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение физического и психологического комфорта

2. Развитие двигательных умений и навыков, физических качеств.

3. Снижение уровня заболеваемости

4. Воспитание потребности в здоровом образе жизни

5. Создание условий для реализации потребности двигательной активности детей

6. Обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса

7. Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения с семьёй.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт (по данным учителей начальной школы). Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • занятия физкультурой, прогулки

■ знание правил гигиены и ухода за своим телом:

■ знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни:

■ знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите:

■ знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

  • формирование понятия «не вреди себе сам»

Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и медицинской сестры. Сейчас медсестра Скрипачёва Н.В.представит нам анализ состояния здоровья воспитанников нашего д/сада за текущие полгода и расскажет о проводимых оздоровительных мероприятиях. Выступление медсестры ДОУ .

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации оздоровительной работы с детьми, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Итоги тематической проверки

Диалог «Здоровье – это психофизическая гармония»

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации образования определяет приоритетные цели и задачи, требует построение адекватной системы психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса. Данные приоритеты очень точно прописаны в ФГОС – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. (п.1.6.1. Общие положения).

В контексте образования проблема формирования исходно благополучного психологического здоровья приобретает особый смысл. Нужно помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития во взаимодействии с окружающими его людьми и в условиях окружающего мира.

Психическое и психофизическое здоровье ребёнка характеризуется следующими качествами: весёлый, активный, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир, находящийся в постоянном развитии. Поэтому деятельность педагогв ДОУ должна включать в себя создание определенных условий, которые обеспечивают духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Почему так важно сохранять психологическое здоровье детей? Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка — появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; — переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; — проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость), проявление агрессивных поведенческих реакций. Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что психологический климат выступает гарантом обеспечивающим не только гармоничное развитие личности, но и гарантом сохранения здоровья. Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: — большая наполняемость групп; — один воспитатель в группе; — неблагоприятная семейная ситуация.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в которой воспитатель выступает полноправным членом группы за которым остаётся право принимать значимые для группы решения.

2. Распорядок дня Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;

4. Стиль поведения воспитателя Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий: «Ничему меня не научит, то, что тычет, талдычит, жучит…». Соединение всех этих составляющих будет выступать условием сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Необходимо разделиться на 2 команды: одна команда – «родители», другая – «воспитатели».

Каждая команда участников отвечает на предложенные вопросы с точки зрения родителей и с точки зрения воспитателей.

  • Что включает в себя понятие «психическое здоровье»?
  • Назовите факторы риска, вызывающие нарушение психического здоровья.
  • Что вы делаете для сохранения и укрепления психического здоровья ребёнка?
  • Каким образом у ребёнка проявляется потребность в психической разрядке?
  • Что входит в систему психопрофилактических мероприятий по созданию атмосферы психического комфорта?

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. С целью построения дальнейшей работы совместно с родителями был проведён анкетный опрос по теме: «преемственности детского сада и семьи в вопросе формирования здорового образа жизни «.

  • Продолжи фразу: Процесс изменения форм и функций организма человека — … (физическое развитие).
    Основное специфическое средство физического воспитания — … (физические упражнения).
    Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии).
    Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание — …(основные виды движения).
    От чего зависит здоровье детей? (организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
  • Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания) и т.п.

Решите педагогические задачи:

Педагогическая ситуация №1

Как быть воспитателю с детьми, которые поздно заснули:

— поднять их вместе со всеми?

— поднять их позже?

— Как бы Вы поступили?

Педагогическая ситуация №2

По режиму пора начинать занятие, а группа детей с увлечением стоит мост…

Как должен поступить воспитатель:

— задержать начало занятия?

— прервать строительную игру?

— Как бы Вы поступили?

Педагогическая ситуация №3

Родители Маши часто просят не брать девочку на прогулку, боясь, что она простудится.

Что должен предпринять воспитатель:

— удовлетворить просьбу родителей?

Не удовлетворить их просьбу?

— что еще может предпринять педагог?

Педагогическая ситуация №4

Утром, встречая детей, приветливо поздоровавшись с ними, воспитатель спрашивает каждого, чем он хочет заняться до начала гимнастики. Тем, кто не может найти себе дела по душе, дает поручения: покормит рыбок, протереть листья у растений, подготовить материал к занятию. С Юлей, малоразговорчивой девочкой, воспитатель ведет беседу о том, какой мультфильм больше всего нравится. Спрашивает о его содержании.

1) Какие задачи решает воспитатель?

2) Какие виды деятельности могут быть организованы в этот период?

Педагогическая ситуация №5

На любое предложение воспитался какую – то работу ребенок отвечает: «Я не умею»

1) В чем причина такого поведения ребенка?

2) Как изменить психологическую установку ребенка?

Педагогическая ситуация №6

Как должен вести себя воспитатель по отношению к детям, которые на занятиях несколько раз переспрашивают (что делать? Как) и требуют оценки своей деятельности (как я делаю? У меня правильно) .

1) Каковы причины такого поведения детей на занятии?

2) Что нужно предпринять воспитателю?

Педагогическая ситуация №7

Некоторых родителей интересуются лишь вопросы питания и гигиенического ухода в детском саду.

1) Чем это можно объяснить?

2) Что может сделать воспитатель, чтобы расширить круг педагогических родителей?

«Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми»

Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр. Участники игры объединяются в следующие группы:

Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).

Современные родители, с одной стороны, довольно образованные люди, а с другой — они мало информированы по вопросам педагогики, психологии, физиологии и других областей знаний.

Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.

Итоги анкетирования родителей

А сейчас, для минутного отдыха пару шуточных вопросов:

Первый организатор спортивных состязаний с нечистой силой – Балда

Первому воздухоплаватель на воздушном шаре – Винни-Пух

Сказочное дерево раздающее железосодержащие плоды – яблоня

Плод с элексиром вечной молодости и красоты – молодильное яблоко

Чудодейственные омолаживающие ванны для старых королей — В молоке и в двух водах: Как в одной воде студеной, а в другой воде вареной.

Переходим к проекту решения:

1. Соблюдать условия, необходимые для физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

Ответственные все педагоги и специалисты ГБДОУ.

2. Педагогам и специалистам ДОУ дополнить предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах и в физкультурном зале необходимым физкультурным оборудованием в соответствии с возрастом.

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп. Ст. воспитатель О.Л. Тимощенко

3. Воспитателям подготовительной группы: Шариной Н.С. и Власовой М.Б., необходимо привести спортивный уголок к соответствующему эстетическому виду и наполняемости, в соответствии с программными требованиями и возрастными особенностями детей

Срок исполнения: до 02.03.2015г.

Ответственные: Шарина Н.С., Власова М.Б

4. Регулярно проводить закаливающие мероприятия для детей с учетом состояния здоровья детей, медицинского отвода

Ответственные: воспитатели групп

5. Воспитателям и специалистам ГБДОУ разработать в электронном виде консультативный материал для родителей, направленный на педагогическое образование и просвещение родителей (законных представителей) и пропаганду ЗОЖ.

Ответственные: воспитатели групп, инструктор по физической культуре, Ст.воспитатель О.Л. Тимощенко

6. Организовать и внести в план дополнительные беседы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни.

Срок :в течении месяца

Ответственные: воспитатели средней и разновозрастной группы.

7. Воспитателям всех возрастных групп представить:

— разработанное методическое пособие «Дорожка здоровья» для профилактики и предупреждения плоскостопия у дошкольников.

— дидактическую игру для дошкольников, в соответствии с каждой возрастной группой, направленную на решение задач по формированию начальных представлений о здоровом жизни для организации самопроверки у детей ЗУН.

-модель проекта «Уголок уединения » как одного из компонентов построения ППРС.

— разработать конспект прогулки с включением физкультурно – оздоровительной работы в соответствии с возрастной группой и программными задачами ООП ДОУ

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

8.По итогам тематического контроля инструктору по физической культуре в обязательном порядке

— разработать систему игр для холодного и тёплого времени года, учитывая возрастные особенности детей.

— разработать комплексы дыхательной гимнастики, упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, с использованием нетрадиционного оборудования в режиме двигательной активности дня.

— внести в оснащение физкультурного зала «Дорожки здоровья», дыхательный и зрительный тренажеры для профилактической и предупредительной работы с дошкольниками, а так же для развития координации, пространственного воображения и восприятия, развития дыхательной системы

-консультационную систему с родителями с использованием разных форм работы ( в том числе организацию личной странички на сайте ГБДОУ)

Срок: до 24.04.2015г

Ответственный инструктор по физической культуре Т.А.Мосякова

9. Музыкальному руководителю представить разработанные игры и пособия музыкально- оздоровительной направленности для каждой возрастной группы

Срок: до 20.02.2015 г.

Ответственный музыкальный руководитель Л.И. Лебедева

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 Колпинского района Санкт- Петербурга

Педагогический совет № 2

«Оздоровительная работа ДОУ

в решении задач сохранения и укрепления

Подготовил старший воспитатель

ГБДОУ д/с № 23 О.Л. Тимощенко

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель, поставленная перед всем коллективом – это сохранение и укрепление здоровья дошкольника, достижение оптимального функционального состояния ребенка, той степени функциональности и физиологич.

Здоровьесбережение в процессе педагогической практики есть еще один аспект, внимание которому уделяется явно недостаточно. Это обусловленность результатов педагогического труда особенностями деятельно.

В данном материале представлена система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников на музыкальных занятиях с помощью здоровьесберегающих технологий, таких как дыхательная гимн.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.

Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизац.

Цель: Познакомить детей с основными органами человеческого организма: сердце, легкие, желудок их названиями и функциями.Задачи: Формировать представления о работе отдельных органов человек.

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но.

Источник

Читайте также:  Легкие гири для здоровья
Adblock
detector