Валеология как наука о здоровом образе жизни
З доровье — одна из самых главных ценностей в жизни человека. Если у человека нет здоровья, будь то физическое здоровье или, что не менее важно, духовное здоровье, то говорить о высоком качестве жизни и гармонии не приходится. К сожалению, в нашем обществе принято задумываться о своём здоровье тогда, когда оно уже изрядно пошатнулось. Лишь тогда, когда тело или душевное состояние не позволяет человеку полноценно жить, проявляя те или иные проблемы, тогда человек начинает задумываться о том, что надо, видимо, что-то предпринимать. Однако гораздо легче заниматься профилактикой, чем лечением.
Поэтому лучше поддерживать своё здоровье с самого раннего детства (это, кстати, обязанность родителей — привить ребёнку здоровые привычки и здоровый образ жизни), чем в определённый момент, когда тело или психика уже не выдерживают того образа жизни, который ведёт человек, принимать какие-то радикальные меры.
Как же сохранить здоровье или восстановить его, если оно уже пошатнулось? Валеология — наука, которая непосредственно занимается вопросами здорового образа жизни, сохранения здоровья и его восстановления.
Наука о здоровом образе жизни
Название науки «валеология» происходит от латинского valeo — ‘быть здоровым’. Родоначальником валеологии принято считать доктора медицинских наук, профессора, члена Академии технологических наук РФ Брехмана Израиля Ицковича. Валеология охватывает не только вопросы сугубо физического здоровья, под которыми часто и понимают, собственно, состояние здоровья. Валеология подходит к вопросу здорового образа жизни комплексно: на физическом, духовном и нравственном уровнях.
Сегодня совершенно очевидно, что медицина ни как наука, ни как система здравоохранения не способна сделать человека здоровым. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, сама система построена так, что медицинская и фармацевтическая индустрии напрямую заинтересованы в том, чтобы человек был больным. Доход и успех врача зависит от того, насколько долго и насколько тяжело будет болеть его пациент. Следовательно, он не заинтересован в том, чтобы вылечить человека максимально быстро и сделать так, чтобы он больше не болел. Более того, врач кровно заинтересован в том, чтобы человек болел долго и желательно регулярно. От этого зависит и его личное благополучие, и процветание самой системы. Во-вторых, сам подход медицины к заболеваниям в корне неверен. Каждое заболевание рассматривается как отдельная дисфункция в целом здорового организма. Однако это противоречит элементарной логике.
Человеческий организм — это целостная структура, и если какой-то орган или система вышла из строя, это значит, что в целом организм функционирует неверно. И если у человека, к примеру, головные боли, то одной таблеткой здесь ничего не решить. Единственное, что даст таблетка, — она просто уберёт симптомы проблемы. Вот на это сегодня и ориентирована медицина: просто устранить симптомы, причём чаще всего в ущерб здоровью человека. Существует распространённое мнение, что головную боль нельзя терпеть, нужно обязательно пить таблетку. Кем и зачем в массы внедрена подобная концепция?
Вполне очевидно, что теми, кто заинтересован в сбыте разного рода медикаментов. В то время как среди врачей-натуропатов распространено мнение, что таблетка, которая снимает головную боль, на самом деле открывает кровотечение в желудке, кровяное давление при этом падает, и, как следствие, боль в голове проходит. И по такому или аналогичному принципу сегодня действуют большинство медикаментов — любой ценой устранить симптомы. Истинная же причина головных болей может быть в зашлакованности организма вследствие неправильного питания или вообще может лежать в области психосоматики.
В этом принципиальное отличие медицины и валеологии. Деятельность медицины направлена на то, чтобы держать человека в промежуточном состоянии между здоровьем и болезнью, то есть чтобы он не был слишком больным (тогда ведь не сможет ходить на работу, а пациент без денег никому не интересен), но и не слишком здоровым, ведь тогда он в принципе не будет пациентом. Валеология же направлена на то, чтобы устранить сами причины болезней: нездоровый образ жизни, неправильное питание, негативное мышление, безнравственное поведение.
Поскольку валеология действительно способна сделать человека здоровым — физически и духовно, — эта наука подвергается активной агрессивной критике со стороны официальной медицины. Основными претензиями в адрес валеологии являются утверждения о том, что эта наука оперирует «ненаучными» эзотерическими терминами. Однако то, что некоторые эзотерические понятия наука не может объяснить, это вовсе не повод их отрицать.
В современном мире есть множество явлений, которые наука просто не может объяснить, а то, что наука объяснить не может, она либо просто отрицает, либо навешивает на эти явления ярлыки вроде «самовнушение», «галлюцинация» и так далее. К примеру, йоги во время дыхательных практик могут задерживать дыхание более чем на 40 минут. Интересно, как это объясняется с точки зрения официальный медицины, которая утверждает, что без кислорода мозг умирает через 4–7 минут?. Это «самовнушение» или «галлюцинация»? Поэтому мнение «учёных» относительно валеологии вряд ли можно считать авторитетным.
Также стоит понимать, что критика валеологии — это реакция на её позитивную для общества деятельность. Большинство паразитических структур в нашем обществе, которые существуют и выстраивают бизнес за счёт страданий других людей, всегда будут препятствовать какой-либо созидательной деятельности, которая направлена на устранение этих страданий.
Поэтому валеология подвергается критике так же, как натуропатия, антивакцинаторское движение, вегетарианство, нетрадиционная медицина и так далее. Однако если посмотреть статистику, то мы увидим, что нетрадиционная медицина порой лечит заболевания, которые официальная медицина считает неизлечимыми. А то, что при переходе на вегетарианство «неизлечимые» болезни просто исчезают — это уже ни для кого не секрет.
Что же, собственно, представляет из себя валеология и какие аспекты содержит? Валеология рассматривает следующие факторы, влияющие на здоровье человека:
- Психолого-педагогические;
- Производственно-экономические;
- Философско-социологические;
- Физическую культуру;
- Эколого-географические;
- Медико-биологические;
- Историко-политологические.
Рассматривая в комплексе вопросы и проблемы достижения и сохранения состояния здоровья, валеология позволяет человеку гармонично развиваться на всех уровнях: тело, сознание и душа. Именно в этом и проявляется некоторая уникальность такой науки, как валеология. В отличие от медицины, которая рассматривает сугубо физические факторы заболеваний, или религии, которая рассматривает исключительно духовный и эзотерический аспекты жизни, валеология подходит к вопросу комплексно. Именно это делает валеологию достойным конкурентом и медицине, и религии, что и вызывает агрессивные выпады их представителей в адрес валеологии.
Задачи валеологии
Валеология как наука ставит перед собой следующие задачи:
- Изучение причин болезней и причин здоровья человека. Исследование факторов, влияющих на здоровье человека.
- Исследование состояния здоровья и его резервов.
- Формирование в обществе установок на здоровый образ жизни.
- Популяризация здорового образа жизни.
- Сохранение и восстановление здоровья методами физического и духовного самосовершенствования.
Таким образом, валеология — это не просто наука о здоровье, это наука о гармоничном образе жизни. Ведь, по сути, между понятиями «здоровый» и «гармоничный» можно поставить знак равенства, и валеология ставит перед собой цель в первую очередь воспитать адекватного человека, полноценного члена социума, который будет здоров физически и духовно и при этом будет придерживаться нравственного образа жизни, а также будет способен на какую-то общественно полезную деятельность.
Собрав в себе квинтэссенцию всех остальных наук: философии, биологии, генетики, медицины, физиологии, психологии, психосоматики и многих других, валеология стала совершенной наукой, которая содержит в себе разносторонние знания о гармоничной жизни и сохранении здоровья.
Источник
Валеология: понятие и главные принципы
В современном мире оставаться здоровым человеком стало достаточно модно. Однако не всегда здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек заключается в хорошем самочувствии, так как внешние факторы очень сильно влияют на эмоциональное состояние человека. Если человек регулярно пребывает в подавленном состоянии, а также испытывает стресс, его здоровье может резко пошатнуться.
Что же нужно делать, чтобы максимально уберечь себя от воздействия шумного города, радиации и других факторов? Для решения этих проблем была создана целая наука, которая обрела название валеология. Впервые такой термин использовал российский ученый Израиль Брехман.
Наука валеология
Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.
Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.
На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.
Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.
Отрасли науки
Валеология начала существенно развиваться в других отраслях после того, как ее начали изучать ученые, пришедшие из других наук. Так, например, медицинская валеология направлена на изучение состояния организма, а также ее задача состоит в том, чтобы устранить болезнь при помощи внутренних резервов. Во внимание берется также социальное положение пациента и его возраст. Выявляются основные факторы, которые способствуют ухудшению состояния и даются необходимые рекомендации.
Педагогическая валеология направлена на воспитание человека для формирования установки относительно здорового образа жизни. Внешняя среда дает негативный отпечаток на воспитании детей в вопросах здоровья, поэтому данная отрасль пользуется наибольшей популярностью.
Семейная валеология изучает поведенческие нормы всей семьи в целом, а также каждого его члена по отдельности. В соответствии с этим, создаются индивидуальные рекомендации, помогающие в воспитании правильного отношения к здоровью.
Профессиональная валеология рассматривает состояние работников различных сфер производства. Принцип действия науки в данном вопросе состоит в изучении влияния определенных факторов на здоровье человека. Используя тесты, можно определить к какому типу трудовой деятельности относится каждая личность, и что именно ей подходит.
Принципы валеологии
Валеология базируется на определенных принципах, среди которых:
- системный подход к каждому человеку для максимального его изучения;
- принцип познаваемости, который заключается в изучении сведений, которые не навредят личности;
- принцип развития направлен на отслеживание изменения сознания касательно здорового образа жизни в зависимости от полученных результатов;
- принцип историзма, направленный на изучение здоровья прошлого человечества;
- принцип интегративности заключается в обмене опытом ученых со всех стран.
Безусловно, здоровье – самое ценное, что есть у каждого человека. Однако за его сохранность отвечает и несет всю ответственность сам человек.
Заботясь о себе, не стоит забывать и о когнитивном здоровье. Короткие тренировки помогут поддерживать продуктивность мозга и улучшить память, внимание, мышление.
Источник
Здоровье диагностика здоровья валеология
3.2. валеологический анализ здоровья и болезни
Понятие здоровья является центральным в валеологии, в то время как болезнь – в медицине. Видимо, именно это и определяет принципиальное отличие этих двух важнейших отраслей человековедения. Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека, оно до сих пор остается понятием идеальным, так как не имеет четких критериев оценки. Очевидно, именно поэтому до сих пор нет четкого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемлемой представляется формулировка ВОЗ: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Нетрудно видеть, что в этом определении здоровье рассматривается как противопоставление болезни: или человек здоров, или он находится в болезни (есть и промежуточные варианты, о которых будет сказано ниже, однако в любом случае предполагается, что каждое отклонение от здоровья – уже нездоровье).
Существуют различные классификации понятия здоровья. Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного здоровья» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых,социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Общественное здоровье является результатом социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.
Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности России определила здоровье «как ведущий системообразующий фактор национальной безопасности». Комиссия считает здоровье эквивалентом и выражением свободы деятельности человека. Под национальной же безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз: агрессии, экономического спада, экологических катастроф. Если же здоровье популяции, среда обитания, снижение рождаемости, рост смертности выходят из-под контроля, то не может быть и безопасности.
В литературе достаточно часто встречаются словосочетания «физическое здоровье», «психическое здоровье» и целый ряд других. Признавая методологическую их неправомерность, так как здоровье понимается как интегральный показатель функционирования организма в целом, при рассмотрении отдельных вопросов допустимо их использование.
Таким образом, несмотря на обилие определений, точек зрения на суть здоровья, до настоящего времени нет единства подходов его определения и оценки. Не вызывает, однако, сомнения то обстоятельство, что здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостазис через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, то есть активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция. Человек – продукт природы, и если бы он не был в состоянии жить в соответствии с ее требованиями, он бы просто не мог появиться на Земле.
Вот почему под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека. С этих позиций здоровье следует рассматривать как понятие динамическое по крайней мере в трех аспектах – индивидуальном (о нем разговор ниже), возрастном и историческом.
Возрастной аспект здоровья определяется тем обстоятельством, что для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку в каждом очередном возрастном периоде его развития. То есть речь идет о том, что для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.
В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т.д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек. Это касается как условий окружающей природы, так и места и роли человека в социуме. Меняющиеся условия жизнедеятельности со все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменением места и ритма самой жизни, с появлением все большего количества поводов для высоких социальных притязаний обусловливают то положение, что человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Естественно, что, передаваясь из поколения в поколение, это может вести к снижению функционального резерва и резерва адаптации человека.
В жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие субстраты. При этом в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики. Нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).
Из представленного анализа можно заключить, что и определение здоровья, и выделенные на этом основании его компоненты не отличаются четкостью, что затрудняет саму оценку здоровья, которая в этом случае зачастую оказывается субъективно детерминированной. Вот почему до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь. Действительно, есть здоровье (определение его ВОЗ дано выше) и есть болезнь как неспособность организма реализовать свои биологические и социальные функции, но где та грань, которая отделяет первое от второго? Одни исследователи считают, что такая граница, и довольно четкая, существует; другие считают вопрос вообще бессмысленным, так как организм функционирует в довольно широком диапазоне физиологических параметров, третьи – что граница есть, но ее трудно установить.
Пожалуй, все-таки больше третьих, и понятны их попытки классифицировать таким образом состояния здоровья, чтобы они отражали различные этапы перехода от здоровья к болезни. Так, Авиценна выделял шесть таких переходных состояний. И.И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, в котором организм может находиться длительное время и из которого он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе). Третье состояние – это не обязательно угроза перехода в болезнь, а скорее подаренная человеку природой в процессе микроэволюции возможность, время, шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции.
Выделяют четыре состояния организма:
с достаточными адаптационными возможностями;
донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
преморбидное со снижением функциональных резервов;
срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма – это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.
К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому, что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).
Существует и более конкретная классификация переходных состояний здоровья:
полная утрата функций;
Таким образом, независимо от приведенных классификаций, задача в принципе заключается в том, чтобы перевести человека в более высокую степень здоровья. Причем с валеологических позиций преимущественное значение в реализации такой задачи должно принадлежать мобилизации возможностей самого организма, любые же вмешательства извне должны в той или иной степени действовать именно этим путем – стимулировать защитно-приспособительные механизмы. Сам же исход борьбы организма за переход в более высокое состояние зависит от того, насколько, с одной стороны, нарушен гомеостаз, а с другой – каким резервом саморегуляции обладает организм, в каком допустимом диапазоне возможностей могут эффективно работать его механизмы адаптации.
Если первую из указанных характеристик зависимости – величину изменений – можно определить с помощью диагностических методов, то вторую, функциональную, с точки зрения приведенных выше градаций «здоров – болен» установить достаточно сложно, потому что все они носят качественный характер и не имеют количественного выражения. Именно этим следует объяснить появление диагноза «практически здоров», то есть явных признаков болезни не обнаружено, но они должны быть, поэтому врач, поставивший такой диагноз, полной ответственности не несет за то, что может произойти с пациентом завтра. Если же учесть, что подавляющая часть населения нашей страны находится в упоминавшемся третьем состоянии, то наиболее часто в медицинской практике ставится именно диагноз «практически здоров», освобождающий врача от необходимости заниматься данным человеком. В этом нет ничего удивительного, потому что на основании качественной оценки здоровья врач не может определить, за счет каких систем идет компенсация нарушенных функций, адаптация, каков функциональный резерв больного, а поэтому и не может прогнозировать состояние здоровья.
Все сказанное делает понятным и опасным субъективный характер интерпретации каждым специалистом любой из существующих качественных классификаций здоровья и болезни. Не зря поэтому С. Цвейг предупреждал, что «ни одни врач не должен бы с чистой совестью произносить даже такие слова, как «здоров» и «болен», – кто знает, где кончается здоровье и начинается болезнь?» В то же время решение этого вопроса на количественной основе приобретает исключительно важное практическое значение, так как может вооружить специалиста конкретными данными – где, в каком «месте здоровья» находится индивид и что надо сделать, чтобы перевести его на более высокий уровень. В таком случае возникает принципиальный вопрос: что же собой представляет «норма», к которой надо вести больного?
Очевидно, что под нормой следует понимать рабочий диапазон функционирования живого организма, детерминированный как генотипически, так и фенотипически. Однако в медицинской практике норму выделяют лишь на фенотипическом уровне как диапазон колебаний функциональных показателей от среднестатистической выборки. Чаще всего такой диапазон определяют как среднее значение данных показателей для конкретного контингента. Такой подход можно было бы принять, если бы выборка включала, если речь идет о норме, только здоровых людей, однако в действительности она включает всех обследованных лиц. Если учесть, что даже среди выпускников средней школы относительно здоровыми могут считаться не более 6–8\%, то понятно, что считать среднестатистическую величину нормой неправомочно. Неудивительно поэтому, что количественные характеристики нормы отдельных показателей в связи с ухудшающимся состоянием здоровья населения постоянно корректируются во времени, причем в сторону снижения их качества (например, «нормы» содержания холестерина или сахара в крови), то есть «норма» следует за ухудшением здоровья популяции. Но это очень опасно, так как ориентирует и индивида, и врача на то, что этот человек соответствует «норме». При этом врач, в отличие от пациента, знает, что тот уже фактически болен, но болен «нормально», как и все вокруг, и ему не о чем беспокоиться, а врачу – незачем заниматься им.
Количественный подход к оценке здоровья в методологическом плане предполагает ту посылку, что данный человек в каждый период времени имеет определенную величину функциональных возможностей, позволяющую ему реализовать свою генетическую программу, то есть величину здоровья (впрочем, как и уже имеющихся нарушений – болезни). Поэтому человек должен иметь четкую цель – увеличить количество здоровья и уменьшить количество болезни. А это означает, что, в каком бы состоянии человек ни находился, у него определенное количество здоровья все-таки есть (даже в состоянии клинической смерти). Возможность контролировать динамику изменения количества здоровья выгодно отличает такой подход, так как ориентирует человека (и не только явно больного, но и считающегося здоровым) на постоянное стремление к увеличению количества здоровья. Принципиально здесь и то, что в этом случае данный человек не сравнивается с другими, а лишь с самим собой: сегодня у него должно быть здоровья больше, чем вчера. Именно с этих позиций следует оценивать роль валеологии и медицины в обеспечении и восстановлении здоровья человека в зависимости от того уровня здоровья, в котором он в настоящее время находится (см. рисунок).
Таким образом, не вызывает сомнения, что в основе оценки здоровья должен лежать количественный подход, то есть количественная оценка материальных факторов, показателей функциональных систем организма, от уровня которых и зависит сам уровень здоровья.
Возвращаясь к вопросу о «норме», придется констатировать, что при количественной оценке здоровья само понятие «нормы» теряет смысл. Если оно отражает среднестатистическую величину, то не может быть принято за исходную позицию, так как эта величина, будучи полученной без учета состояния включенных в выборку вариантов, ущербна и довольно сомнительна для «нормы», а может рассматриваться именно лишь как средняя, довольно условная величина.
Роль и место валеологии и медицины в зависимости от уровня здоровья и состояния организма
Кроме того, при таком подходе не учитываются индивидуальные – генотипические и фенотипические – особенности человека. С этих позиций гораздо корректнее говорить не о «норме» здоровья, а о его «уровне». Причем последний не должен сравниваться с уровнем здоровья других людей, а рассматриваться в динамике относительно исходных для данного этапа обследования показателей и только для данного конкретного человека. Разумеется, в этом случае должны учитываться возрастные его особенности, но главное – как (и за счет чего) произошло изменение его состояния относительно предыдущего тестирования, то есть насколько изменилось у него количество здоровья. Речь в конечном итоге идет о том, чтобы, проставляя основной диагноз, врач мог оценить и уровень здоровья (а не только степень заболевания) – именно последний и должен стать отправной точкой оценки эффективности реабилитации. При таком подходе можно логично вывести методы и средства воздействия на гомеостаз, функциональные изменения которого и дадут расширение диапазона его колебаний, то есть пределов адаптации.
Рассматриваемый подход заслуживает внимания прежде всего потому, что он не только оставляет больному (при любом уровне здоровья) и специалисту (врачу, валеологу, специалисту ЛФК и др.) надежду на возможно полную реабилитацию, но и показывает стратегию такой реабилитации – через тренировку гомеостаза.
Преобладающий в медицине качественный подход к здоровью закономерно ведет и к такому же отношению к болезни. Чаще всего ее рассматривают как состояние, противоположное здоровью: по глоссарию ВОЗ, болезнь есть любое субъективное и объективное отклонение от нормального физиологического состояния. Такое определение хотя и довольно всеобъемлюще, однако носит скорее декларативный характер и вряд ли имеет практическое значение. С другой стороны, введение количественных критериев уровня здоровья (точно так же можно говорить об уровне болезни, и, без всякого сомнения, между обоими этими состояниями существует отрицательная зависимость) позволяет не только поставить точный клинический диагноз человеку, но и конкретизировать ту ступеньку здоровья (или болезни), на которой в настоящее время находится данный человек. С этих позиций отпадает необходимость существования двух понятий – здоровье и болезнь – и достаточным оказывается только первое из них. Второе же приобретает смысл только при постановке диагноза какого-либо конкретного заболевания, но не применительно к организму человека в целом, ибо болезнь не отменяет здоровья – очень часто имеет место не болезнь, а недостаток здоровья. Между ними (здоровьем и болезнью) располагается целая гамма промежуточных состояний, указывающих на особые формы приспособления, близкие то к здоровью, то к заболеванию и все же не являющиеся ни тем ни другим.
Количественный подход к оценке здоровья остро ставит вопрос о критериях, показателях оценки. Еще в 60-х годах у нас в стране был разработан комплексный подход в практике оценки здоровья населения, который включал исследование целого ряда показателей физического и нервно-психического развития, функционального состояния, резистентности и реактивности организма, наличие хронического заболевания и др. Однако в практике такой подход не получил механизмов реализации, поэтому по-прежнему оценка здоровья идет по степени компенсации имеющегося заболевания и некоторым показателям физического развития. Функциональная же оценка (в особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем) не проводится, а критерием здоровья остается наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания – и именно на этом основании все люди делятся на здоровых и больных, что в методологическом отношении неправомерно, а с точки зрения ориентации человека на борьбу за здоровье – вредно.
В настоящее время выделяют пять групп признаков, по которым должно оцениваться здоровье:
1. Уровень и гармоничность физического развития.
2. Резервные возможности основных функциональных систем и организма в целом.
3. Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности организма.
4. Наличие или отсутствие хронического или врожденного заболевания или дефектов развития.
5. Уровень личностных характеристик, отражающих духовное и социальное благополучие и здоровье человека.
Выше уже отмечалось, что с методологических позиций оценку здоровья необходимо проводить в динамике для каждого отдельного человека, в соответствии с его индивидуальными особенностями и текущим состоянием. Сравнение же его показателей со среднестатистической «нормой» довольно условно и должно иметь для врача лишь относительную ценность. Гораздо большее значение в стратегии и тактике обеспечения, сохранения и восстановления здоровья должно иметь понятие индивидуального здоровья, то есть свойственного (или достижимого) именно этому человеку, поскольку следует определять нормы возрастные, половые, конституциональные, региональные и социальные. Но в таком случае опять-таки следует говорить об индивидуальных нормах (или скорее – показателях) здоровья. Исходя из этого, можно выделить восемь основных групп показателей индивидуального здоровья (таблица).
Показатели индивидуального здоровья
Генотип, отсутствие дизэмбриогенеза, наследственных дефектов
Показатели биологических тканей и жидкостей
Источник