Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья»
Наталья Самарина
Статья «ФГОС дошкольного образования-детям с ограниченными возможностями здоровья»
«ФГОС дошкольного образования
– детям с ограниченными возможностями здоровья»
Наше дошкольное учреждение вот уже много лет открывает свои двери для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас функционируют три специализированные группы для детей с нарушением зрения. Основной контингент составляют дети с амблиопией и косоглазием, близоруким и дальнозорким астигматизмом. Есть опыт работы со слабовидящими и слепыми детьми. Характерная особенность детей со зрительной неполноценностью – вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требует индивидуального подхода к каждому ребенку, специфики необходимых лечебно-восстановительных и коррекционно-педагогических мер. Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, скоординированной работой всех специалистов образовательного учреждения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образованиедолжны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».
Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, опираясь на теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения Л. Н. Плаксиной, на концепцию сопровождения Е. И. Козаковой, нашим педагогическим коллективом выработана адаптированная система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями к условиям нашего дошкольного учреждения.
Функционирование системы включает ряд этапов.
1этап. Сбор сведений о ребенке.
Для того чтобы составить «Рабочую программу ребенка с особыми образовательными потребностями» необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят врач офтальмолог, педагог психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель рисования, воспитатель группы. Результаты обследования фиксируются в разработанных педагогами картах обследования.
2этап. Анализ полученной информации о ребенке.
Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в процессе овладения программным материалом. Данные обобщаются в «Аналитической справке».
3этап. Определение образовательного маршрута.
На медико-психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения определяется образовательный маршрут,подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.
2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по программам, реализуемым ДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.
3 вида: построение коррекционно-образовательного процесса по индивидуальной программе развития индивидуально с ребенком.
На мини совете составляется проект индивидуальной коррекционной программы на ребенка, который обсуждается на медико-психолого-педагогическом консилиуме.
Индивидуальная коррекционная программасодержит следующие разделы:
1. Пояснительная записка,в которой раскрываются: цели работы по построению образовательного маршрута, направления работы с ребенком с особыми образовательными потребностями, задачи работы с ребенком, указывается программа, по которой ведется работа с ребенком.
2. Планирование работы с ребенком с особыми образовательными потребностями по направлениям. Указывается педагог, который проводит работу с ребенком.
3. Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.
4. Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста выносятся в приложение к программе.
4 этап. Реализация рабочей программы.
В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в ДОУ и семье.
5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.
На МППК педагоги, работающие с ребенком с особыми образовательными потребностями, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход.
Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов, медицинских работников.
В нашем детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования.
В группах ДОУ и кабинетах специалистов в развивающие зоны включены игры и пособия по системе В. Воскобовича, которые помогают развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, математические представления.
Развивать процесс познания и формировать когнетивные способности детей педагогам помогают приобретенные и созданные своими руками пособия по инновационной системе ТРИЗ.
Несколько лет наш детский сад сотрудничает с Региональным Благотворительным Общественным фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», в лице господина Дегена Александра Герасимовича. Это книги с оригинальной техникой исполнения доставляют не только эстетическое удовольствие, но и способствуют развитию познавательного интереса, тактильных ощущений, слухового восприятия детей с ОВЗ.
Источник
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до
Галина Платонова
Нормативная основа обучения детей с ОВЗ в свете реализации ФГОС до
(выступление на педсовете)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы с Вами будем говорить об организации работы коллектива детского сада с детьми с ОВЗ. В своем выступлении я хочу познакомить Вас с законодательными основами получения образования такими детьми.
Количество детей с ОВЗ и инвалидностью по данным Росстата неуклонно растет. Поэтому реализация права детей с ОВЗ на образование является одним из значимых аспектов государственной политики. Нормативно-правовую базу в области образования таких детей в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
• международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
• федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
• правительственные (постановления, распоряжения);
• ведомственные (Министерства образования);
• региональные (правительственные и ведомственные).
Международные документы
Международное законодательство в этой области имеет более чем полувековую историю развития.
Одним из первых международных актов, является Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, ставшая основой для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация содержит историческое положение в статье 1:
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ОВЗ является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия приняла на себя обязательства по включению всех положений в правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
Федеральные документы
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование.
В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным кодексом РФ и Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79, закрепляющих право детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.
Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
В статье 79 установлены условия организации для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Законом «Об образовании в РФ» закреплены основные положения и понятия:
• Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ распределяются на следующие категории:
Дети с нарушениями слуха
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением интеллекта
Дети с задержкой психического развития
А также с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, в т. ч. с ранним детским аутизмом, комплексными нарушениями).
• Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
• Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
• Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает гарантии получения образования детьми с инвалидностью.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Статья 18 определяет, что детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
Устанавливается право всех инвалидов обучаться как в общеобразовательных учреждениях, так и в специальных образовательных учреждениях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
«В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».
Документом была предусмотрена разработка и принятие государственной программы «Доступная среда», направленной на разрешение этой проблемы.
ФГОС ДО.
Согласно положениям стандартов, реализация инклюзивного образования дает возможность улучшить перспективы детей с инвалидностью в вопросах получения навыков коммуникации, выработки поведенческих функций, налаживания взаимодействия со сверстниками, педагогами.
Со всеми этими документами можно ознакомится на портале «Образование без границ».
Портал «Образование без границ» http://edu-open.ru/ ttp://edu-open.ru является масштабной базой научно-методических знаний по инклюзивному и специальному образованию для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, и специалистов образовательных учреждений.
Портал «Образование без границ» позволяет иметь быстрый доступ к информационному ресурсу для оперативного разрешения конкретных ситуаций, получения необходимых информационных материалов и рекомендаций по вопросам организации обучения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.
На портале представлены:
• нормативно-правовые документы, с комментариями юриста
• видеолекции ведущих ученых по проблемам образования детей с ОВЗ
• научные доклады российских и зарубежных исследователей в области инклюзивного и специального образования
• коллекции научных материалов российских и зарубежных авторов по проблеме проекта;
• учебно-методические материалы для специалистов
• рекомендации для родителей
• обзоры международного и регионального опыта реализации инклюзивной практики образования.
К документам регионального уровня относятся:
• Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 года № 17/59-11 (статья № 17, № 19);
• Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы (подпрограмма «Дошкольное образование»);
• подпрограмма IV «Доступная Среда» государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2014-2018 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 23.08.2013 N 658/36.
В заключении мне хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в рамках реализации ФГОС КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.
Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС «Лэпбук как средство обучения дошкольников правилам дорожного движения в условиях реализации ФГОС ДО». МБДОУ д/с № 27 г. Глазова УР является.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС дошкольного образования В настоящее время проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна. Исследования показывают, что.
Мастер-класс «Использование элементов проблемного обучения как фактор повышения эффективности реализации ФГОС до» Цель: создать условия для повышения уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию проблемных ситуаций в организации образовательной.
Методика «Квадрат функций» как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС до Методика «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО* Назначение методики: определить индивидуальные.
Принципы обучения детей с ОВЗ На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить, помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание. Учить.
Программа дистанционного обучения детей с ОВЗ «Шаг навстречу» МУНИЦИПАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ___«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙРАБОТЫ»___ 155800 Ивановская.
Семинар «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до» Слайд 1 Тема нашего сегодняшнего семинара: «Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС ДО» Слайд 2 Позитивная социализация.
Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.
Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.
Источник