3 группа здоровья у ребенка: перечень заболеваний
Каждый ребенок сразу после рождения тщательно осматривается неонатологом на предмет имеющихся врожденных патологий. Для чего это делается? Это необходимо для присвоения ребенку группы здоровья. Она зависит от состояния ребенка после рождения и от того, есть ли отклонения в здоровье.
Часто родители не придают этому серьезного значения, полагая, что их ребенок здоров, если нет серьезных патологий. Но бывает так, что они задаются вопросами, увидев в медицинской карте ребенка определенную цифру. Что же это значит и на основании чего детям присваивают группы здоровья?
Как оценивается здоровье детей
Перед тем как ребенок получает группу здоровья, он должен:
- пройти осмотр у нужных специалистов;
- сдать основные анализы;
- пройти другие исследования при необходимости.
На основании вышеперечисленных данных и делается вывод о присвоении группы здоровья детям. Стоит учесть, что при вынесении решения не учитываются прошлые заболевания, если только они не перешли в разряд хронических и не беспокоят малыша частыми обострениями. Присвоенная группа здоровья может сохраниться у ребенка до достижения им совершеннолетия либо измениться на другую.
Критерии для оценки здоровья ребенка:
- хронические заболевания детей (также и врожденные отклонения);
- функциональность жизненно важных органов;
- сопротивляемость организма к заболеваниям (выводы делаются на основе частоты заболеваемости ребенка);
- уровень физического, нервного и психического развития.
5 групп здоровья
Группы здоровья делятся на 5 категорий. Их принято обозначать латинскими цифрами. Дети распределяются по группам здоровья на основании Инструкции по комплексной оценке, которая была утверждена Министерством здравоохранения. Распределение проводится по правилам, также утвержденным Минздравом.
Группа здоровья I
Это абсолютно здоровые дети, которые не имеют хронических заболеваний, а если и были серьезные, то уже давно бесследно прошли. Дети, относящиеся к первой группе, не имеют врожденных патологий. Их физическое, психическое и нервное развитие соответствует средним нормам для конкретного возраста. Медицинские осмотры такие дети проходят в определенные периоды, установленные Минздравом.
Группа здоровья II
Одна из распространенных групп, которая присваивается большему количеству детей. Вторую группу здоровья имеют малыши, дети и подростки, которые обладают ослабленным иммунитетом и часто подхватывают разные заболевания. Однако у этой категории детей они излечиваются, не переходя в хроническую стадию. У детей из второй группы здоровья допускаются незначительные отклонения от нормы в нервном и психическом развитии.
Группа здоровья III
Что значит 3 группа здоровья у ребенка? В нее медики относят часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания, периодически находящиеся в стадии обострения. К этой группе могут быть отнесены дети, у которых есть патологии в развитии внутренних органов или частичная потеря их функцональности. Такие дети могут отставать от своих сверстников в физическом и умственном развитии.
Группа здоровья IV
В эту группу включают детей, кторые имеют хронические заболевания, часто находящиеся в стадии обострения. Эти дети регулярно наблюдаются у врачей. Также к 4 группе относят и тех, у кого есть небольшие отклонения в работе внутренних органов.
Эту же группу присваивают детям, перенесшим травмы с последующими операциями. Тем, кто относится к 4 группе, часто противопоказано заниматься в привычном для детей режиме. Такие дети обучаются в домашних условиях.
Группа здоровья V
Пятая группа считается самой тяжелой. В нее входят дети, имеющие серьезные отклонения в развитии, а также врожденные патологии. Врачи практически постоянно наблюдают за детьми из этой категории здоровья.
Пятая группа предусматривает полное освобождение детей от обучения в общественных детских садах и школах.
Самая распространенная группа здоровья у детей
3 группа — довольно распространенная категория. К ней относятся дети, имеющие следующие заболевания:
- гастрит и другие болезни ЖКТ у детей;
- хронический бронхит;
- малокровие;
- сниженный иммунитет;
- заикание;
- дерматит;
- пиелонефрит;
- аденоиды;
- анемия.
Если есть плоскостопие у детей, то их тоже относят к данной группе.
Группа постоянная или проходящая?
Если родители узнали, что 3 группа здоровья у ребенка, то им не стоит паниковать. Любая из групп, кроме пятой, считается временной. При изменении состояния малыша в лучшую сторону детский врач сделает соответствующую запись в его карточке.
Важно помнить, что 3 группа здоровья у ребенка может быть не только постоянной, но и проходящей.
Дети из этой категории часто наблюдаются у врача. Регулярность посещения специалистов зависит от типа заболевания и от того, в какой форме оно протекает. Если болезнь долгое время находится в стадии ремиссии, то ребенка переводят во вторую группу. Такое может произойти, например, при поражении дерматитом. Часто он является аллергическим проявлением на какой-либо раздражитель. В большей степени это детская болезнь, которую малыши просто «перерастают». Например, если 3 группа здоровья у ребенка появилась на основании часто проявляющегося дерматита из-за аллергических реакций, то вероятнее всего, уже к школьному возрасту от аллергии не останется и следа. В этом случае ребенок будет относиться уже ко 2 группе.
Физкультура при 3 группе здоровья
Дети из этой категории не ограничиваются полностью в занятиях спортом. После врачебного осмотра и проведенной диагностики врачи делают вывод, какие физические нагрузки может получать ребенок. 3 группа здоровья подразумевает облегченные нагрузки и лечебную гимнастику.
Однако все зависит от заболевания ребенка, его самочувствия и физических возможностей. Например, плоскостопие у детей часто бывает причиной для перевода ребенка в ослабленную группу.
Другие ограничения для детей 3 группы здоровья
Детям, которые попали в эту группу здоровья из-за часто обостряющегося гастрита или проблем с ЖКТ, нужно придерживаться специальной диеты. Ее составляет врач на основе наблюдения за ребенком.
Родителям также стоит помнить, что если ребенка беспокоят аденоиды, пиелонефрит или обострения хронического бронхита, то ему категорически запрещено длительное пребывание на холоде. Долгие зимние прогулки придется существенно сократить, чтобы не нанести еще больший вред здоровью.
Рекомендации родителям
Часто родители не скрывают от детей, что они относятся к определенной группе здоровья. Однако, прежде чем рассказывать об этом ребенку, стоит удостовериться, что он правильно поймет то, о чем ему расскажут. Дело в том, что многие дети начинают считать себя «не такими, как все» из-за проблем со здоровьем. Это развивает множество комплексов, тормозит нормальное психическое развитие ребенка, растягивает срок его выздоровления.
При имеющихся отклонениях родителям следует больше поддерживать и подбадривать ребенка. Если его дразнят одноклассники, например, из-за того, что он вместо футбола занимается лечебной гимнастикой, то стоит посетить классного руководителя и попросить его провести беседу с детьми.
Как сохранить здоровье ребенка?
Многие заболевания из 3 группы здоровья являются приобретенными. Например, хронический бронхит или пиелонефрит можно заработать из-за частых переохлаждений, гастрит — из-за несбалансированного питания, а заикание — из-за испуга. Если соблюдать все правила воспитания, кормления и развития ребенка, то многих проблем со здоровьем можно избежать. В большинстве случаев многие болезни детей (если они не врожденные) можно вылечить на самых ранних стадиях. Главное — вовремя обратить на них внимание.
Источник
Группы здоровья у детей: комплексная оценка состояния здоровья
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Комплексную оценку состояния здоровья детей проводят с 3-летнего возраста.
Система комплексной оценки состояния здоровья основана на четырёх притих критериях:
- наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учётом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
- уровень функционального состояния основных систем организма;
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
- уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основной метод получения характеристик, позволяющих комплексно оценить состояние здоровья, — профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребёнка или подростка с формализацией результата в виде определения группы здоровья происходит с обязательным учётом всех перечисленных критериев.
[1], [2], [3], [4]
Основные группы здоровья детей
В зависимости от состояния здоровья детей можно отнести к следующим группам:
- 1-я группа здоровья — здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
- 2-я группа здоровья — дети, у которых нет хронических заболеваний, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенёсшие тяжёлые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее М-1σ) или избыточной массой тела (масса более М+2σ). Также в данную группу включают детей, часто и/или длительно болеющих острыми респираторными заболеваниями; детей с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранно соответствующих функций;
- 3-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Так в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, причём степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребёнка, в том числе подросткового возраста;
- 4-я группа здоровья — дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохранёнными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсации функциональных возможностей, с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Также в эту группу относят детей с физическими недостатками, последствиями травм операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определённой мере ограничивает возможность обучения или труда ребёнка;
- 5-я группа здоровья — дети, страдающие тяжёлыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличии осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребёнка или подростка ко 2-, 3-, 4- или 5-й групп здоровья осуществляет врач с учётом всех приведённых критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребёнка, медицинской карте ребёнка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований выносит (по своей специальности) точный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний либо заключение «здоров».
Комплексную оценку состояния здоровья ребёнка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями (а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, (появление осложнений) по результатам профилактического медицинского осмотра комплексную оценку состояния здоровья не дают. В таких случаях необходимо проведение диагностического обследования в полном объёме. После получения результатов обследования выносят уточнённый диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья.
Все дети, независимо от группы здоровья, ежегодно проходят скрининговое исследование, по результатам которого уточняют необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесённые к 1-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объёме в сроки, определённые действующими нормативно-методическими документами.
Контроль состояния здоровья детей, отнесённых ко 2-й группе здоровья, осуществляет врач-педиатр при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно.
Дети, отнесённые к 3-4-й группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль состояния их здоровья и оценку эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляют на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья в качестве скрининга могут сыграть роль в решении прикладных задач поддержания здоровья детей — отнесение к определённым группам для занятия физической физкультурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении их профессионального выбора, военной службы и др.
Комплексная оценка состояния здоровья детей до 3 лет жизни происходит в соответствии с приказом М3 СССР № 60 от 19.01.1983 г. и дополнениями 2002-2003 гг. При этом учитывают:
- особенности онтогенеза (данные генеалогического, биологического.
- социального анамнеза);
- физическое развитие;
- нервно-психическое развитие;
- уровень резистентности;
- функциональное состояние организма;
- аличие или отсутствие хронических заболеваний или врождёнж пороков развития.
Генеалогический метод — сбор родословных, т.е. прослеживание признака или болезни в семье, в роду с указанием типа родственных связей меж членами родословной.
Для скрининговой количественной оценки отягощённости генеалогического анамнеза используют показатель, называемый индексом отягощённости наследственного анамнеза (Jor), который можно рассчитать по формуле Jor = общее число больных родственников (о заболеваниях которых есть сведения, включая пробанда) / общее число родственников (о состоянии здоровья которых есть сведения, включая пробанда).
- 0-0,2 — отягощённость генеалогического анамнеза низкая;
- 0.3-0.5 — отягощённость умеренная;
- 0.6-0.8 — отягощённость выраженная;
- о 0,9 и выше — отягощённость высокая.
Дети с выраженной и высокой отягощённостью относятся к группе риска по предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Биологический анамнез включает сведения о развитии ребёнка в различные периоды онтогенеза.
- Антенатальный период (раздельно течение 1-й и 2-й половины беременности):
- токсикозы 1-й и 2-й половины беременности;
- угроза выкидыша;
- экстрагенитальные заболевания у матери;
- о профессиональные вредности у родителей;
- отрицательная резус-принадлежность матери с нарастанием титра антител;
- хирургические вмешательства;
- вирусные заболевания во время беременности;
- посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов.
- Интранатальный и ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):
- характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды);
- пособие в родах;
- оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);
- оценка по шкале Апгар;
- крик ребёнка;
- диагноз при рождении и выписке из родильного дома;
- срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;
- срок вакцинации БЦЖ;
- время отпадения пуповины;
- состояние ребёнка при выписке из родильного дома;
- состояние матери при выписке из родильного дома.
- Поздний неонатальный период:
- родовая травма;
- асфиксия;
- недоношенность;
- гемолитическая болезнь новорождённого;
- острые инфекционные и неинфекционые заболевания;
- поздний перевод на искусственное вскармливание;
- пограничные состояния и их длительность.
- Постнатальный период:
- повторные острые инфекционные заболевания; наличие рахита;
- наличие анемии;
- расстройства питания тканей в виде дистрофии (гипотрофия или паратрофия);
- наличие диатезов.
Сведения о биологическом анамнезе участковый врач-педиатр получает из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
При наличии одного и более факторов риска в каждом из пяти перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощённости биологического анамнеза. Наличие факторов риска в 3-4 периодах свидетельствует о выраженной отягощённости (группа высокого риска по биологическому анамнезу); в двух периодах — об умеренной отягощённости (группа риска по биологическому анамнезу); в одном периоде — о низкой отягощенности (группа внимания по биологическому анамнезу). Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребёнка, то биологически анамнез считают неотягощённым.
Степени неблагополучия в периодах внутриутробного развития ребёнка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. К стигмам дизэмбриогенеза относятся малые аномалии развития соединительной ткани (МАР), не приводящие к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм составляет 5-7. Превышение порога стигматизации следует расценивать как фактор риска ещё не проявившейся патологии.
- полнота семьи;
- возраст родителей;
- образование и профессия родителей;
- психологический микроклимат в семье, в том числе в отношении к ребёнку;
- наличие или отсутствие в семье вредных привычек и асоциальных форм поведения;
- жилищно-бытовые условия;
- материальная обеспеченность семьи;
- санитарно-гигиенические условия воспитания ребёнка.
Данные параметры могут быть использованы для выделения социально неблагополучных семей и детей групп социального риска.
В форме 112/у в случае благополучного анамнеза следует писать кратко «Социальный анамнез благополучный». В случае неблагополучного aнaмнеза следует указать параметры, имеющие отрицательную характеристику. Неблагополучный социальный анамнез негативно сказывается на нервно-психическом развитии ребёнка, в дальнейшем может привести к неправильному формированию личности человека.
Источник