Приложение N 3. Правила определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
Приложение N 3
к Порядку прохождения
несовершеннолетними
медицинских осмотров, в том числе при
поступлении в образовательные учреждения и
в период обучения в них, утвержденному
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 21 декабря 2012 г. N 1346н
Правила
определения медицинских групп для занятий несовершеннолетними физической культурой
1. Определение медицинских групп для занятий несовершеннолетним физической культурой с учетом состояния его здоровья осуществляется в целях оценки уровня физического развития и функциональных возможностей несовершеннолетнего, выбора оптимальной программы физического воспитания, выработки медицинских рекомендаций по планированию занятий физической культурой.
2. В зависимости от состояния здоровья несовершеннолетние относятся к следующим медицинским группам для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная.
3. К основной медицинской группе для занятий физической культурой (I группа) относятся несовершеннолетние:
без нарушений состояния здоровья и физического развития;
с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Отнесенным к основной медицинской группе несовершеннолетним разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
4. К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой (II группа) относятся несовершеннолетние:
имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
5. Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную «А» и специальную «Б».
5.1. К специальной подгруппе «А» (III группа) относятся несовершеннолетние:
с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При занятиях оздоровительной физической культурой должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей несовершеннолетнего, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
5.2. К специальной подгруппе «Б» (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой» группе несовершеннолетним рекомендуется в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
Источник
Организация групп здоровья
Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Л.Н. Толстой
Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.
С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.
Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.
В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:
— степень функционирования основных систем организма;
— отсутствие или наличие хронических заболеваний;
— степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;
— степень гармоничности физического развития;
— уровень физического развития.
В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:
Группа здоровья
Характеристика
I группа состояния здоровья
здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений
II группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
— с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
— часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
— с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;
III группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда
IV группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда
V группа состояния здоровья
— несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
— с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
— дети-инвалиды.
На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.
Медицинская (физкультурная) группа
Характеристика
Занятия физкультурой
Основная медицинская группа
(I группа)
это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
— без нарушений состояния здоровья и физического развития;
— с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.
занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.
Подготовительная медицинская группа
(II группа)
это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
— имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
— входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
— с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.
Специальная медицинская группа А
(III группа)
это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
— с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
— с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
— разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.
Специальная медицинская группа Б
(IV группа)
— имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
— рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.
— с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
— с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
— инвалиды.
— Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.
рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.
По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.
Состояние групп здоровья за 3 года
Источник
3 группа здоровья у ребенка, что это значит!
Наиболее актуальным вопросом сейчас является 3 группа здоровья у ребенка что это значит, так как, к сожалению, по статистике дети все чаще стали попадать под данную категорию.
Группу здоровья ребенкаопределяют по факту его рождения, записывая данные в личную медицинскую картупосле первичного патронажа врачебной комиссии. Это общепринятый показательоценки детского состояния, по физическим и психическим параметрам.
Правильно подобраннаягруппа дает право на доступ или запрет к социальной и физической деятельности.Оценочные мероприятия проводят неонатологи, педиатры, неврологи, психологи идругие узкопрофильные специалисты.
Однако, большинство родителей встречаются с данным определением, когда ребенку исполняется около двух лет. Впервые услышав, не сразу можно понять, стоит паниковать или нет.
Критерии комплексной оценки.
За основу берут пятьгрупп, куда можно отнести детей и подростков. Их принято обозначать римскими цифрами.Распределение происходит с учетом ниже перечисленных параметров:
- Имение\неимение хронических заболеваний, врожденных патологий. При первичном осмотре ребенка врач-педиатр делает заключение. Процедура требует участия узких специалистов.
- Функционирование жизненно-важных систем организма в целом. Происходит фиксирование работы органов, отвечающих за жизнеобеспечение детского организма. Применяются клинические способы и методы, в некоторых случаях используются функциональные пробы.
- Определение степени работы организма при отрицательных условиях, уровень сопротивляемости неблагоприятным факторам. Оценка дается, учитывая факт, сколько в минувшем году было зафиксировано случаев острых и обострения хронических заболеваний.
- Тестирование на определение гармоничности и уровня развития нервно-психического и физического состояний. Помощниками для специалистов являются оценочные таблицы и стандарты, по которым идет сравнение полученных результатов со средними значениями, присущими возрасту ребенка.
Кого стоит отнести к III группе по состоянию здоровья
Стоит пояснить, что к I группе можно суверенностью отнести полностью здоровых ребят, хронические заболевания укоторых если и были, то давно уже остались в прошлом. Врожденные патологиитакже обошли их стороной.
Наиболее распространеннойявляется IIгруппа, объединяющая в себе малышей и подростков со сниженным иммунитетом, счастой заболеваемостью. Болезнь не переходит в состояние хронической.
Дети, имеющие хроническиезаболевания, находящиеся в стадии непрерывной ремиссии, с немногочисленнымиобострениями наиболее точно соответствуют категории III группы. Функции органов и работа систем организмасохранены или частично компенсированы.
Физические недостатки, последствия операций и полученных травм с условием,что работа органов и жизненно важных систем компенсирована, не ограничиваетобучение и трудоспособность так же дают основание сделать запись в картеребенка о присвоенной ему III группы здоровья.
Родителям стоит понимать,что это группа риска, куда включены дети с выраженными патологиями, но с нормальнымуровнем или частичными отклонениями в физическом развитии. Критерием такжеявляется дефицит или наоборот избыточная масса тела (I и II степени), низкорослость.
Попавшие в эту категорию имеют хронические заболевания, наиболее частострадают гастритом, разного рода аллергиями, аденоидами (носоглоточныеминдалины увеличены), зачастую анемией, встречаются дети с заболеванием почек,нарушениями речи (заиканием), плоскостопием, бронхитом в хронической форме. Поповоду нервно-психического развития можно сказать, что оно нормальное, реже –отстает.
Наиболее тяжелыми являются IV и V группы здоровья. Если IV группа объединяет детей с хроническими и часто обостряющимися в неблагоприятные периоды заболеваниями, то V-я группа — это дети с серьезными нарушениями и в развитии, находящиеся под непрерывным контролем врачей.
Меняется ли присвоенная группа
Обязательный врачебный контроль – необходимое условие, которое нужно соблюдать родителям в отношении малыша (подростка). Консультации назначаются с различной периодичностью, зависит от степени протекающего заболевания.
При условии, что детиобеспечены необходимым лечением, дающим в динамике положительный результат,когда заболевание не проявляет себя долгое время, врач может принять решениепереводе маленького пациента во II группу здоровья.
Это означает, что врач сделал вывод о том, чтопроизошло избавление от хронической степени заболевания и в данный периодребенок является здоровым. Очень часто с возрастными изменениями пропадаеталлергия, анемия, аденоиды и пиелонефрит.
Болезнь, находящаяся в фазе долговременнойремиссии, дает основание для перевода. Например, всем известный дерматит,являющийся не редким явлениям у детей младшего возраста.
Зачастую, это всего лишьаллергическое проявление, возникающее при контакте с раздражителем. Даннуюболезнь малыши в большинстве своем «перерастают», поэтому уже к периоду, когданеобходимо идти в школу, она проходит без следа.
Статистика говорит о том,что любая из вышеперечисленных групп, не считая V, временна. Каждое улучшение, динамику развитияврач фиксирует в медицинской карте ребенка.
Поведение родителей
В том случае, если Вашегоребенка по текущему состоянию здоровья определили в III группу, необходимо учитывать все рекомендации иконсультации специалистов. В праве педиатра не только выписать нужноенаправление, но и дать советы, куда лучше всего стоит обратиться,порекомендовать узконаправленных врачей, деятельность которых непосредственносвязана с проблемами ребенка.
Не стоит жалеть времени на сдачу всехпредложенных анализов, на уточнение информации по отклонениям, которыезафиксированы врачом. Необходимо вовремя проходить осмотры и выполнятьрекомендации. Информация о возможных рисках, а также способах их избегания небудет лишней.
В любом случае, всеполученные знания, это не повод для паники, а руководство к внимательному итрепетному отношению к здоровью малышей и подростков. Большинство хроническихзаболеваний носят излечимый характер, от них действительно можно будетизбавится. Главное, правильный подход, внимательность со стороны взрослых.
Спорт. Можно или нет?
В случае присвоенияребенку третьей группы здоровья, он так же имеет право на посещение обычнойшколы. Единственное, ограничения предусмотрены при занятии спортом ифизкультурой.
Наиболее травмоопаснымиявляются силовые виды спортивных занятий, детям следует ограничить нагрузки наорганизм, такие как пауэрлифтинг или тяжелая атлетика.
Травмирующие виды спорта также нежелательно включать в программуфизического развития ребенка. К ним относятся гимнастика на спортивныхснарядах, фигурное катание, различные виды борьбы, в том числе бокс,горнолыжные виды спорта и тд.
В подобную категориюстоит отнести занятия, которые требуют длительного нахождения ребят в местах,где влажность воздуха повышена или понижена ввиду расположения. Для проведенияразличных спортивных мероприятий гористая и болотистая местности точно неподойдут.
При желании оздоровить свое чадо, родителям необходима консультация узконаправленного специалиста. Важно соблюдать меры предосторожности, руководствоваться здравым смыслом при выборе того или иного вида спорта, ставя на первое место непопулярность и тенденцию, а принятие реальных возможностей своих детей.
Физкультура в общеобразовательных учреждениях.
Хронические заболевания, даже находящиеся в режиме ремиссии, чаще всего говорят о том, что ребенок не сможет посещать обычные уроки физкультуры. Родители могут задаться вопросом: «Если 3 группа здоровья ребенка что это значит он не сможет посещать физкультуру?»
На самом деле дляподобных деток есть специальные подготовительные группы, куда их как раз иопределяют.
Школьные занятия пофизической подготовке имеют три вида: основной, куда включены дети, не имеющиепроблем со здоровьем, подготовительный, куда относят детей с малозначительнымипроблемами, специальный, включающий в себя существенные нарушения и сопровождающийсяполным запретом на проведение занятий.
Занятия, относящиеся кподготовительной группе, проводятся по специально разработанному плану. Здесьприменимо облегчение нормативов, которые сдаются учащимися с позволения врачей.Учителем же оценивается в основном желание ребенка заниматься и знания теориипо физическому развитию.
В подготовительной группедопускается выполнение легкой разминки, куда входит бег в невысоком темпе,общеукрепляющие комплексные упражнения, самый первый уровень полосы препятствий,занятия с мячом, допускаются подвижные и малоподвижные игры.
Для получения оценочных баллов, кроме всегоперечисленного, школьникам не запрещено читать доклады, создавать презентациина тему спорта, выступать с рефератами и выполнять различные задания, связанныес теорией.
Ограничения, с которыми приходится жить.
Такое заболевание, какгастрит, особенно часто обостряющийся, а также другие проблемы с желудкомтребуют поддержания диеты, которую назначает врач. Сюда же можно отнести детей,с пониженным уровнем гемоглобина, так как им также требуется специальноподобранное питание, богатое железом.
Детям, страдающимаденоидами, часто обостряющимися бронхитом и пиелонефритом строго запрещенодолгое нахождение на холоде. Поэтому в данном случае, стоит сократить таклюбимые многими детишками прогулки зимними днями.
Рекомендации
Зачастую родители несчитают зазорным рассказать ребенку о том, что их беспокоит. Здесь же, прежде,чем начать разговор, необходимо удостовериться, воспримет ли правильно Ваш самыйблизкий человек, то, о чем Вы ему поведаете.
Прежде, чем знакомить с ответом на вопрос «3 группа здоровья у ребенка что это значит» необходимо подобрать правильные термины и слова, которые ни в коем случае не должны обидеть Вашего малыша. Конечно, деткам помладше легче объяснить ситуацию, сопровождая рассказ элементами игры, ласки, ведь в этот период главным примером для него является мама.
Другое дело детиподросткового возраста, которым как никому хочется походить на сверстников иничем от них не отличаться. У ребенка может возникнуть ощущение, что «он нетакой, как все» в связи с проблемами со здоровьем.
Если в нужный моментничего не предпринять, не исключено в дальнейшем развитие закомплексованности,закрытости. Правильно выбранный тон, термины и слова смогут настроить беседу на нужныйлад, сгладить ситуацию пояснения, почему сейчас ребенку то или иное поканельзя. При существующих отклонениях, основная помощь — это поддержка,подбадривание, источником которых должны быть именно Вы.
Нередко случается такое, что одноклассники начинают дразнить сверстника, не понимая, почему, например, вместо волейбола тот занимается оздоровительной гимнастикой. В подобном случае необходимо поговорить с классным руководителем, который в силах донести до детей такое непростое понятие, как 3 группа здоровья у ребенка что это значит.
Необходимо общаться сребенком, интересоваться его успехами, неудачами, спрашивать его мнение, ни вкоем случае не допускать того, чтобы близкий человечек отстранился и закрылся всебе.
Сохранение здоровья ребенка
Не секрет, чтобольшинство заболеваний, входящих в III-ю группу здоровья, носят приобретенный характер.Тот же бронхит в хронической форме можно получить, если ребенок частопереохлаждается, а гастрит, если нет сбалансированного питания. Заикание можетбыть следствием испуга.
Соблюдение всех необходимых правил по воспитанию, развитию и кормлению позволит избежать немалых трудностей со здоровьем. Помните, что не врожденные болезни лечатся на самом раннем этапе развития.
3 группа здоровья у ребенка, что это значит, главное – своевременно направить все силы на их устранение и быть внимательным к своим детям.
Источник