«Активные формы обучения как средства формирования здорового образа жизни»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №35»
Выступление на МО классных руководителей по теме:
«Активные формы обучения как средства формирования здорового образа жизни»
В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки, Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «Культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.
Одной из целей воспитательной работы классного руководителя является (с учётом новых стандартов образования) подготовка школьника к самостоятельной жизни, мотивация школьников к здоровому образу жизни, к культивированию в себе общей культуры здоровья.
Сохранение здоровья школьников – это закладка фундамента благополучия следующих поколений. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о ее возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Грамотное решение этой задачи на всех уровнях — от программно-нормативного до проведения отдельного урока — позволит решить задачу по формированию культуры здорового образа школьников.
Формирование ЗОЖ через всесторонне взаимодействие:
Администрации школы (нормативно – правовые акты, распоряжения, планы и программы);
Педагогический коллектив (проведение физкультминуток – кратковременные серии физических упражнений, используемые в основном для активного отдыха и восстановления работоспособности, во время урока, цель: активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала, введение в курс изучения некоторых предметов задач и упражнений, нацеленных на формирование ЗОЖ, например русский язык – тексты, содержащие определённую информацию, решение задач по биологии и химии, география, история и др.)
Социум (работа с общественными и специализированными организациями, СМИ, Интернет и др.)
Сам учитель должен уметь:
Анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления
Владеть основами здорового образа жизни
Прогнозировать развитие своих учеников
Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение учеников
Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления
Личным примером учить учеников заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей.
Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приёмов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе.
Работа классного руководителя по формированию ЗОЖ
С использованием следующих форм и методов:
1. Методы формирования сознания включают следующие формы деятельности:
классные часы, ЦЕЛЬЮ классных часов по этой теме является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Представить детям объективную информацию о вредных привычках; способствовать увеличению знаний учащихся путём обсуждения данной проблемы.
Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению, уметь анализировать свои желания и их последствия.
Научить детей делать правильный выбор и принимать ответственные решения.
беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
ч итательские конференции помогают расширить кругозор обучающихся, и усвоить нормы и принципы нравственности;
мини-лекции используется как самостоятельная форма работы школьников, продолжительность которых не более 10-15 минут; для проведения некоторых лекций целесообразно приглашать специалистов: врачей, сотрудников ГИБДД и милиции, пожарной службы.
МЕТОДЫ и ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм:
педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности;
воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью;
тренинги помогают изменить негативные внутренние установки обучающихся (в том числе и в отношении наркотизации), пополнить их психологические знания, сформировать определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям, к миру в целом;
круглый стол , данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.
Эффективна комбинация традиционных и групповых методов. Методы обучения в группе – это как минимум, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы и т.д.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
Обмениваться информацией друг с другом, выражать личное мнение;
Говорит и слушать;
принимать решение, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для формирования установки ЗОЖ. Объединённые для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать, работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учёбы как таковой.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Элементы кооперативного обучения – а) положительная взаимосвязь, б) личная ответственность за происходящее в группе, в) взаимодействие лицом к лицу, г) развитие навыков работы в группе.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи, или мнения без какой – либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или закончится время, отведённое на штурм.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения.
Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение класса;
повысит интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, телешоу и т.д. В этих видах деятельности дети тренируют социально желательное поведение. Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или, по крайней мере, так как они хотели бы действовать в реальности.
Класс на уроке или группа детей в середине совместной деятельности периодически испытывает снижение энергии. Концентрация внимания затрудняется. Энергизаторы или подвижные игры хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализирует разные способности детей. В результате восстанавливается энергия класса, дети получают удовольствие и снова вовлекаются в работу.
Исследовательские проекты — организация опроса среди своих сверстников для изучения вредных привычек.
Творческие проекты санитарные бюллетени о здоровом образе жизни, стенгазеты, выпуск интернет странички и др.
Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
Поощрение применяются в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, что благоприятно сказывается на здоровье обучающихся.
Внушение. Внушать — это, значит, воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний .
Для проведения мероприятий по формированию ЗОЖ используется комплексный подход, систематичность и поэтапность, при использовании разнообразных форм и методов, учитывается возрастные особенности учащихся,
которые активно влияют на позитивное развитие личности учеников, формируя ценности здорового образа жизни и антинаркотические установки.
1возрастная группа 1-6 классы
Задание: Ответьте на вопрос: «Какие угрозы здоровью вы знаете?» (уровень 1-4 кл)
Задание: Разыграйте театральную сценку (4-6 кл):
— Как противостоять приглашению попробовать закурить?
Сейчас ребята разыгрывают ситуацию, она может пригодиться не только в конкретном случае, но и в любой жизненной ситуации, если человеку предлагают сделать то, чего он не хочет (закурить, выпить, прогулять урок).
Внимательно следите за диалогом и потом выскажите, кто был убедительнее (участники А и Б).
А . Давай закурим!
Б. Меня родители увидят.
А . А мы отойдем за угол.
Б. Мне нельзя, я недавно болел, курить мне вредно.
А . Ну, ты же не умрешь от одной сигареты?!
Б . А я “наши” сигареты не курю.
А. У меня иностранные.
Б . А я от спичек не прикуриваю.
А . А у меня зажигалка.
Б . Нет, меня родители увидят.
А. Мы пойдем в подвал.
Б. В замешательстве и не знает, что ответить.
— Кто победил, кто был убедительнее ? (А)
Что можете сказать про участника (Б)?
(По-моему, ни разу не был использован очень существенный аргумент: “Я НЕ ХОЧУ”, – аргументы Б сумбурны и не существенны.)
Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем .
Давайте посмотрим другой пример. (Участники Е. и Ж.)
Е . А что тогда сюда пришел?
Е . Ну, тогда иди отсюда!
Умение отказаться от какого-либо предложения – необходимо в повседневной жизни.
— А что бы вы сказали, если бы вам предложили закурить?
(Нет, спасибо, я не курю! Нет, спасибо, мне не нравится курить! Нет, спасибо, это не для меня! Нет, спасибо, мне и так хорошо! Нет, курить не модно !)
2 возрастная группа 7-9 классы
Упражнения энергизаторы (игровые формы обучения)
Игра «Брось сигарету!»
5 баллов. При попадании в больших количествах в организм человека этого содержащегося в табаке яда начинаются судороги? (НИКОТИН)
10 баллов. Почему курильщику труднее, чем некурящему, выучить стихотворение? (У курильщиков ухудшается память)
15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
20 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. При курении часть гемоглобина крови соединяется с этим ядовитым газом. Назовите его? (Угарный газ)
25 баллов. Что такое “пассивное курение”? (Пребывание в накуренном помещении не менее вредно, чем само курение).
5 баллов. Эти вредные привычки негативно сказываются на работе сердца? (Курение и употребление алкоголя).
10 баллов. Какую пользу для сердца приносят физические упражнения? (Укрепляется сердечнососудистая мышца).
15 баллов. Сектор “ Кот в мешке”. После какого действия наблюдается сужение кровеносных сосудов на 30 минут? (После каждой выкуренной сигареты).
20 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
25 баллов. Как курение влияет на работу сердца? (1 – замедляет его работу; 2 – заставляет учащенно биться; 3 – не влияет на его работу).
5 баллов. Сколько веществ содержится в табачном дыме? (1 – 20-30; 2 – 200-300; 3 – свыше 300).
10 баллов. Сектор “Кот в мешке”. Что происходит с зубами человека под воздействием клейких смол, образующихся при курении? (Зубы желтеют)
15 баллов. Сектор “Счастливый случай”.
20 баллов. Составь пословицу о вреде курения.
Источник
Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
методическая разработка на тему
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника . Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированны е. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни ; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеобразовательных и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображение этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражении их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностях человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяют активизировать выбор детьми решений, способствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявление негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничении времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям новые книги.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.)
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».
Педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
— Системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
— применение разнообразных форм и методов работы;
— использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
— последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
— открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно -образовательной работы : занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Свой доклад я бы хотела закончить словами В. Сухомлинского:
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Источник