Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через активный отдых
ПРОЕКТ
тема: «Пути формирования здорового образа жизни дошкольников через
активный отдых»
Выполнил:
Борисова М.Н. – воспитатель МБУ д\с №200
СОДЕРЖАНИЕ
Механизм преобразования образовательного процесса
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
Приложение 1. « Картотека игр на природе»
Приложение 2. «День здоровья» Сценарий.
Приложение 3. Анкета для родителей
Приложение 4. Перспективный план
Приложение 5. Диагностика по здоровьесбережению
Введение
Актуальность проблемы
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.
Я считаю, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Поэтому тема моего проекта звучит «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников»
ПРОБЛЕМА
Разрешение данных противоречий, теоретическая и практическая значимость их для современного образовательного процесса в дошкольных учреждениях обозначили проблему: поиск эффективных путей укрепления здоровья ребенка и приобщения его к здоровому образу жизни.
Противоречия
• между потребностью общества, заинтересованного в воспитании здоровой личности, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения, с другой;
• между необходимостью перехода на новые методы оздоровительных мероприятий и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса;
• между недостаточным уровнем валеологических знаний детей и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к своему здоровью.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
• пропаганда здорового образа жизни;
• поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о здоровом образе жизни;
• разработка системы оздоровительных досуговых мероприятий;
• создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья дошкольников, приобщению ребенка к здоровому образу жизни;
• развитие физических качеств: силы, ловкости, гибкости, ориентировки в пространстве, координации движений, быстроты, равновесия, двигательного творчества;
• воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре, как естественной составляющей общечеловеческой культуры; творческое и всестороннее развитие личности ребенка;
• гармонизация детско-родительских отношений;
• повышение интереса родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Я полагаю, что целенаправленная работа по организации досуговой деятельности с вовлечением родителей позволит не только сохранить здоровье дошкольников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.
Источник
Активный отдых с детьми
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Особая роль в организации мероприятий активного отдыха дошкольников в каникулы принадлежит родителям, совместному семейному отдыху, пропагандирующему здоровый образ жизни.
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на детей и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnyy_otdyh_s_detmi.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Особая роль в организации мероприятий активного отдыха дошкольников в каникулы принадлежит родителям, совместному семейному отдыху, пропагандирующему здоровый образ жизни.
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», велосипедные прогулки в лес и т.д. – благотворно действуют на детей и их родителей.
Совместный активный досуг:
1. способствует укреплению семьи;
2. формирует у детей важнейшие нравственные качества;
3. развивает у детей любознательность;
4. приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
5. расширяет кругозор ребенка;
6. формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
7. сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
Проводя совместно досуг, у родителей и детей возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
Совместный семейный отдых имеет целый ряд положительных компонентов:
Дети и родители находятся в движении, они активны. Физкультурная активность (плавание, велосипед, подвижные игры, длительные туристические переходы) в сочетании со свежим воздухом оздоравливает и укрепляет.
Дети и родители, а также дети между собой, постоянно общаются, причем в новых коммуникативных условиях. Происходят знакомства с новыми людьми, укрепляются взаимоотношения со старыми друзьями. Дети и родители узнают друг друга с новой, непривычной для них стороны, в новых условиях.
На детей, как впрочем и на взрослых, усиливается эмоционально-психологическая нагрузка. Дети, под влиянием личных примеров взрослых, оказываются более подготовлены к возможным экстремальным ситуациям, пытаются самостоятельно находить выход из затруднительных житейских ситуаций. У детей воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля.
Дети, находясь под умным, чутким, ненавязчивым руководством взрослых, учатся эстетическому восприятию окружающей природы, памятников старины, исторических достопримечательностей.
Дети знакомятся с новыми для них растениями, животными. Они узнают истоки происхождения своего края, историю своей малой родины.
У дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер под обязательным контролем взрослых, оказать первую помощь).
по проведению совместного семейного отдыха:
1. В зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры.
2. В весеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми.
3. Устраивать совместные семейные чтения о здоровом образе жизни. (Например, стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» вызывет желание малышей умываться и мыть руки с мылом, произведение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала» поможет побороть плохой аппетит, стихотворение С. Михалкова «Про мимозу» расскажет о необходимости закаливания и т.п.)
Каждый вид семейного отдыха принесет ожидаемый результат только в том случае, если будет заранее спланирован, продуман и нацелен на получение оздоровительного эффекта и удовольствия от совместного содержательного времяпрепровождения.
Например, каникулы на даче могут протекать по единому сюжету: «Город мастеров», «В дебрях Амазонки», «Земляне и пришельцы» и т.п. В этом случае каждый член семьи на каникулы получает определенную роль и разыгрывает ее в соответствии с сюжетом. Дети готовят атрибуты, декорации, на изготовление которых могут пойти старые ненужные вещи, природный материал и т.д. В зависимости от сюжета обыгрываются все режимные моменты, включая прием пищи (например, у костра в набедренных повязках или из космической посуды в летающей тарелке), сон (под пальмами и лианами или в сказочном ларце), труд (уборка космического мусора, высаживание рассады цветов мудрости) и т.п.
Подвижные игры во дворе являются самым доступным и массовым видом физических упражнений для детей. Многие современные виды развивающих игр (компьютерные, электронные) не способствуют укреплению здоровья детей и формированию тех важных нравственных качеств (взаимопомощи, честности, смелости, справедливости и др.), основа которых закладывается только в коллективных подвижных играх во дворе. Родители смогут стать зачинщиками такого досуга, помочь оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, продумать и подготовить призы. Обычно участниками дворовых состязаний становятся папы, старшие братья, дедушки. Но поддержать инициативу девочек в организации игр в классики, прыгалки, резиночку по силам только маме с ее природным даром к высокой координации, ловкости и богатым двигательным опытом по этой части.
А сколько радости приносят ребятам шумные увлекательные игры, в которых принимают участие взрослые и разновозрастные дети всего двора!
Очевидно, что при нынешней занятости родителей такие мероприятия не могут повторяться часто. Но достаточно, чтобы взрослые объединялись с детьми для совместных игр в выходные дни и в дни каникул.
В заключение хочется предложить родителям сформулированные семейные правила или кодекса здоровья , касающиеся режима дня, закаливания, питания и других составляющих здорового образа жизни.
Семейный кодекс здоровья
- Каждый день начинаем с зарядки.
- Просыпаясь, не залеживаемся в постели.
- Берем холодную воду в друзья, она дарит бодрость и закалку.
- В детский сад, в школу, на работу – пешком в быстром темпе.
- Лифт – враг наш.
- Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем!
- При встрече желаем друг другу здоровья (Здравствуй!)
- Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!
- Ничего не жевать сидя у телевизора!
- В отпуск и выходные – только вместе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЙ ОТДЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОСНОВАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Данная презентация раскрывает формы и виды активного отдыха, а также дает рекомендации по его проведению.
Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду.
Наглядное пособие для родителей.
С помощью презентации родители в наглядной форме смогут ознакомиться как интересно провести отдых с детьми.
Активный отдых с детьми.
В материале рассказано о важнейшей роли подвижных игр в физическом развити детей.
Источник
Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников
Кириллова Екатерина
Активный отдых как основа формирования здорового образа жизни дошкольников
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Быть здоровым – естественное стремление человека.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. На фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Главное — помочь детям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умению жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах, праздниках дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни.
Отсюда тема проекта: «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников».
• Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
• На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
• Дошкольный возраст – благоприятный период, когда закладываются основные навыки по формированию здоровья, вырабатываются правильные привычки.
Цель проекта — формирование компетентной, увлеченной и грамотной спортивной личности, предоставление возможностей дошкольникам приобщения к здоровому образу жизни посредством организации активного отдыха в детском саду.
1. Тематические физкультурные занятия;
2. Праздники, досуги, развлечения, туристические мини – походы с привлечением родителей;
3. Специальные игровые задания;
4. Мониторинговые процедуры (анкетирование).
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ д/с № 43 общеразвивающего вида.
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад»;
Этапы и сроки реализации проекта:
I. Подготовительный (август-сентябрь)
II. Основной (конец сентября-начало мая)
III. Заключительный (май)
1. Изучение понятий, касающихся темы проекта
2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность по здоровью сбережению.
3. Организация физкультурно-оздоровительной среды.
4. Мониторинг физической подготовленности детей.
5. Анкетирование родителей.
6. Анализ полученных результатов, выводы.
7. Разработка перспективного плана организации физкультурно-досуговых мероприятий.
8. Подготовка цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента.
Основной этап
1. Проведение цикла тематических физкультурных занятий с включением валеологического компонента.
2. Проведение дней здоровья с участием родителей.
3. Семейные походы.
4. Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд.
5. Организация просветительской и консультативной деятельности с родителями по вопросам формирования у детей привычки здорового образа жизни, организации активного отдыха в семье.
6. Оформление фотовыставок с проведенных мероприятий.
2. Отчет на родительском собрании.
3. Отчет на педагогическом совете.
Результатом реализации проекта стало:
сформированность у детей элементарных представлений о здоровом образе жизни, развился интерес к творческой деятельности;
выросли показатели физической подготовленности детей;
грамотное использование детьми разного спортивного оборудования и физкультурного инвентаря;
осознание ребёнком и родителями необходимости и значимости здорового образа жизни, атакже“видение” и реализация путей совершенствования здоровья ребёнка и членов семьи (активный отдых вместе с детьми, посещение кружков, секций оздоровительной направленности);
повышение активности родителей воспитанников, проявляющееся в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с
детьми, проводимые в ДОУ.
Информационные ресурсы:
http://www.iteach.ru – сайт программы Intel ® «Обучение для будущего»; http://festival.1september . ru/ http://www . doshcolniki. ru./innovations/
1. Н. В. Гуреев Активный отдых Москва «Советский спорт» 1991
2. Бочарова Н. И. «Физическая культура дошкольника в ДОУ» / программно — методическое пособие/ — Центр педагогического образования Москва 2007.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2008.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2005.
5. «Инструктор по физкультуре» научно — практический журнал №1 2009.
6. «Инструктор по физкультуре» научно-практический журнал №2 2008.
7. «Современный детский сад» методика и практика №1 2007.
Источник