Актуальность формирования здорового образа жизни детей в современных условиях
В настоящее время отмечается рост заболевания детей во всех возрастных периодах,что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений Учитывая, что от 60 до 90% детей 5-7 летнего возраста посещают ДОУ и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных экологических условиях.Причем родители предпочитают воспитывать своего ребёнка добрым, интелегентным. отзывчивым. бережливым ко всему живому, а вопросы связанные со здоровьем, отступают на второй план.
Просмотр содержимого документа
«Актуальность формирования здорового образа жизни детей в современных условиях»
Актуальность формирования здорового образа жизни детей в современных условиях
В настоящее время отмечается рост заболеваний детей во всех возрастных периодах, что вызывает необходимость разработки профилактических и оздоровительных мероприятий для детских учреждений. Учитывая, что от 60 до 90 % детей 5-7 летнего возраста посещают ДОУ и естественно актуальным становится внимание к качеству их здоровья и комплексной оценке в различных социальных и экологических условиях. Причем родители предпочитают воспитывать своего ребенка добрым , интеллигентным, отзывчивым, бережливым ко всему живому, а вопросы, связанные со здоровьем, отступают на второй план. А между тем с каждым днём дети становятся все слабее.
Поступление ребёнка в детский сад является новым макросоциальным условием, что для многих детей является стрессом и в результате приводит к изменению защитных механизмов и обменных процессов. В результате этого в организме происходит снижение устойчивости и повышение вероятности заболевания. Уровень заболеваемости детей, посещающих детский сад высокий, что заставляет разрабатывать мероприятия по укреплению здоровья как в условиях д\с, так и в семье.
В условиях, когда ребёнку предъявляются большие требования со стороны общества, он должен быть здоровым физически и психически. В этом случае здоровье, здоровый образ жизни должны быть на первом месте.
Тема предпринятого исследования актуальна и привлекла внимание и врачей, и психологов, и педагогов. Проблема здоровья детей освещена в ряде публикаций известных ученых и ведущих специалистов.
Проблема здоровья и ЗОЖ являются актуальными для педагогики, здравоохранения и социологии. Здоровые дети- это будущее нашей нации и государства.
Как известно, здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами , причем как свидетельствует большинство научных исследований , в формировании здоровья ребёнка факторы внешней среды имеют преимущественное значение. Поэтому так необходимо создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в ДОУ, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усвоить всё то, чему его учат, справляться с предъявленными требованиями, быть активным работоспособным, нормально развиваться.
Это обязывает ДОУ в своей работе считать приоритетным воспитание , связанное с укреплением здоровья детей и предупреждением возможных отклонений в их развитии.
Современная медицина располагает достаточно большим арсеналом средств, использование которых направлено на оздоровление детей. Но забота об укреплении здоровья ребёнка-дошкольника — проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ во многом обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребёнка на самых ранних стадиях.
Важно помнить. однако, что ребёнок воспитывается не только в условиях ДОУ, но и главным образом в семье. А семья играет главную роль в воспитании полноценного, здорового и всесторонне развитого ребёнка. А что же считают сами родители? По каким правилам и критериям они воспитывают ребёнка в семье ?
В настоящее время в семье считается приоритетным воспитание , направленное на развитие в ребенке отзывчивости , бережного отношения к природе, чувства прекрасного. А в первый год жизни родителям более или менее осуществлять воспитание, направленное на физическое развитие. С малышом проводят массаж, плавают в бассейне , ежедневно до 6 -ти месяцев купают каждый день, а до года- через день. Но важно помнить, что организм каждого человека уникален, неповторим, а поэтому детям необходимо внушать чувство ответственности за собственное здоровье. Поэтому не случайно в настоящее время интенсивно развивается валеология — наука о здоровье и здоровом образе жизни и в основу педагогики закладываются валеологические принципы.
Организм человека находится в динамическом равновесии с окружающей средой , адаптируется к происходящим изменениям. детский растущий организм оказывается в сложных условиях среды, поэтому испытывает
многочисленные многофакторные нагрузки , что приводит к стрессам и заболеваниям. И важным разделом воспитания становится создание условий для формирования устойчивости детского организма через социально-педагогический процесс. А дети- дошкольники болеют в 5 раз чаще, чем взрослые. причем подавляющее большинство болезней ребёнка создаются самими взрослыми-. в силу житейских предрассудков.
Абсолютного здоровья в природе нет. Но это не повод к пессимизму. Ведб не существует абсолютного здоровья, а вопрос что понимать под нормой здоровья не прост. Ещё замечательный узбекский врач древности Авиценна писал, что бывает тело, здоровое до предела; тело здоровое но не до предела ; тело не здоровое, но не больное; тело не здоровое, но не больное; тело в хорошем состоянии быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; наконец , тело, больное до придела.
Источник
Актуальность здорового образа жизни
Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом. Здоровье человека на 60 % и более зависит от образа жизни(еда, режим питания, физическая активность, уровень стресса, вредные привычки и разрушительное поведение).
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В современном обществе всё больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни предстает как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.
На протяжении последних десятилетий мы, к сожалению, вынуждены констатировать тот факт, что постоянно растёт так называемая неинфекционная заболеваемость и смертность от неё взрослого населения (в первую очередь, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, хронические бронхолёгочные заболевания, онкологические), уменьшается количество здоровых детей. Абсолютно здоровые дети в нашей республике в разные годы составляют от 10% до 20% от общей численности детского населения. А ведь именно в детском возрасте закладывается фундамент здоровья взрослого человека и, что немало важно, стиль его будущей жизни.
Взрослое население, как правило, более половины имеют какое-либо хроническое заболевание. В процессе роста и взросления человека достаточно серьёзно повышается количество патологии. Логично встаёт вопрос о путях решения проблемы.
По опыту многих стран мира, достигших 2–3-кратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40 % до 70 %. Очень важно, что имеются убедительные научные доказательства, что популяционные профилактические программы сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:5–6 в течение 5–10 лет, а программы профилактики на рабочем месте уже в течение 3–5 лет сопровождаются возвратом инвестиций в соотношении 1:3–6. В связи с этим, основным стратегическим направлением обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья нации, должно быть усиление профилактической направленности здравоохранных действий всех ветвей власти, организаций и структур общества, с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни, во всех сферах его деятельности, при постоянном совершенствовании в качестве основы жизнедеятельности института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
Здоровый образ жизни – это комплекс общегигиенических, морально-этических и оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.
Комплекс норм поведения, предусмотренный здоровым образом жизни:
- регулярное, сбалансированное, рациональное питание;
- соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей;
- отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем;
- соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики;
- здоровое сексуальное поведение;
- полноценный отдых;
- комфортные условия труда и быта;
- здоровое сотрудничество, умение творчески работать, здоровая атмосфера в коллективе, объединенном единой целью;
- духовное здоровье. Наличие цели, смысла жизни, надежды человека, его желание жить, его убеждения;
- личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья;
- повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.
Здоровье является естественным состоянием человека. В природе есть все необходимое для его поддержания, но для этого человеку необходимо жить по ее законам, так как природа не навязывает нам болезни. Она обеспечила человека внутренними защитными силами и механизмами, которые у многих людей находятся в заторможенном состоянии, причиной чему является неестественный образ жизни.
Для поддержания здоровья, защиты от болезней человеку необходимо побуждение и активизация механизмов саморегуляции организма, развитие и подключение его резервных сил, т.е. естественный метод самооздоровления. Болезнь – способ информирования человека о нарушении равновесия в его организме.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Здоровье – бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом.
Источник