статья » Актуальные проблемы формирования правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
статья
В статье раскрыты следующие вопросы:
- Формирование правил здорового образа жизни (ЗОЖ) как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (ДДВ);
- Роль формирования правил ЗОЖ для ДДВ;
- Средства формирования правил ЗОЖ у ДДВ;
- Требования к формированию правил ЗОЖ у ДДВ;
- Проблемы формирования правил ЗОЖ у ДДВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
актуальные проблемы формирования правил ЗОЖ у ДДВ | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы формирования
правил здорового образа жизни
у детей дошкольного возраста
В статье раскрыты следующие вопросы:
- Формирование правил здорового образа жизни (ЗОЖ) как общая основа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (ДДВ);
- Роль формирования правил ЗОЖ для ДДВ;
- Средства формирования правил ЗОЖ у ДДВ;
- Требования к формированию правил ЗОЖ у ДДВ;
- Проблемы формирования правил ЗОЖ у ДДВ
ЗОЖ- это не только способ организации всех сторон жизнедеятельности, направленных на укрепление здоровья и выполнения общепринятых норм и правил ЗОЖ. Данная категория предусматривает выработку у человека ценностей, приоритетной среди которых является здоровье, формирование осознанного отношения к собственному здоровью, и на этой основе — выбор личностью своего поведения в различных сферах деятельности, позволяющих обеспечивать физические, психические и социальные компоненты здоровья. Поэтому понятие «ЗОЖ» в большей мере относится к сфере педагогики, и, следовательно, может выступать как объектом, так и предметом педагогических исследований.
Эффективность функционирования педагогической системы формирования ЗОЖ ДДВ обеспечивается, во-первых, за счет акцентированного внимания педагогов не на ознакомительно-обучающих и воспитательных, и не механическое заучивание и повторение учебного материала, а на образовательно-воспитательных и развивающих задачах, направленных на понимание детьми смысла и качества выполняемых заданий; во-вторых, за счет активного использования метода биоуправления в процессе решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Основу методологии формирования ЗОЖ составляют:
- Системный подход, с т очки зрения которого, здоровье человека можно рассматривать как целостное состояние организма, характеризующееся определенной стабильностью гомеостаза;
- Аксиологический подход, с позиции которого, здоровье понимается как ценность личности и общества;
- Педагогический подход, основываясь на котором, процесс выработки у человека ценностного отношения к собственному здоровью подчиняется закономерностям обучения и воспитания;
- Теория и методика физического воспитания,доказывающая, что целенаправленная двигательная активность человека неразрывно связана с процессом обучения его навыкам ЗОЖ.
Процесс формирования ЗОЖ подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования одному физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию правил ЗОЖ. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование правил здорового образа жизни»
Только с самого раннего детства можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование ЗОЖ всего общества.
Обучение ЗОЖ — целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровье сбережении и учит отличать детей здоровый образ жизни от нездорового, помогает в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Формирование ЗОЖ включает в себя три основных цели:
- Глобальную — обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
- Дидактическую — вооружение детей необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья;
- Методическую – вооружение детей знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены.
Ответственность за достижение этих целей формирования ЗОЖ в ДВ возлагается, главным образом, на образовательную организацию.
Содержание целенаправленной подготовки детей к ЗОЖ в условиях ДОУ составляют интегрированные технологии:
- Знакомство дошкольников с основами строения организма человека; изучение и коррекция мотивации к ЗОЖ;
- Повышение валеологической грамотности родителей;
- Оптимизация двигательной активности и психоэмоционального состояния;
- Обучение основным навыкам ЗОЖ на принципах биоуправления, включая основные двигательные навыки, навыки правильного дыхания, навыки закаливания, основные гигиенические навыки, основы самомассажа;
- Профилактика и коррекция нарушений ОДА;
- Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов ДОУ.
В теории и методике ФВ достаточно давно сформулирован оздоровительный принцип, предполагающий решение задач по формированию здорового образа жизни, но на практике, в виду недостаточно точного определения ключевого знания этого понятия, прикладные исследования оставались на позиции, когда формирование знаний, умений и навыков ЗОЖ составляло основу предполагаемых многочисленных методик.
Теперь в результате сформулированного понятии «ЗОЖ» и объяснения его сущностных характеристик ситуация изменилась коренным образом. Это позволило традиционно существующую педагогическую систему построить таким образом, чтобы все его компоненты были подчинены достижению определенных целевых ориентиров:
- Далекая, конечная цель системы — это ребенок, владеющий навыками ЗОЖ;
- Средняя или промежуточная цель – формирование у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью;
- Близкая, первоочередная – выработка у него нравственных ценностей, Одной из этих ценностей является здоровье.
Вполне логично из поставленных целей вытекают конкретные педагогические задачи: выработать у ребенка нравственные ценности, первой среди которых является здоровье. В отличие от животных, человеку свойственно искать опору для своего поведения не в «естественных» инстинктах, а в нравственном (духовном) слое своего сознания. Человек постоянно находится в ситуации выбора таких опор.
Именно в этом и помогает ребенку педагог, правильно, а самое главное, вовремя сориентировав его выбор на «здоровье». Здоровым быть гораздо лучше, чем нездоровым. Понять ребенку это не сложно, но вот для того, чтобы ценности стали личным достоянием его сознания, они должны пройти через процесс придания ему смысла. Это и составляет вторую, вполне решаемую задачу системы формирования ЗОЖ ДДВ. Учитывая, что ведущей деятельность ДВ является игра, поиск смысла ценности «здоровья» лучше и эффективнее всего осуществляется в процессе различных ролевых игр, когда практически сразу можно оценить реальный смысл того или иного компонента здоровья и увидеть результат такой деятельности. Эти две задачи являются подготовительными в процессе формирования ЗОЖ, т.к. реальная польза от их решения для здоровья ребенка будет только в том случае, если сформировано деятельностное отношение к своему здоровью, которое выражается в применении навыков здорового образа жизни в различных сферах деятельности: учебе, игре, личной и общественной гигиене, отношении с детьми и взрослыми, и т.д. Здесь на помощь педагогу приходят разнообразные физические упражнения, игры, дыхательные и психорегулирующие упражнения, танцы, массаж, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы.
Имея в наличии конкретные целевые ориентиры и направления для их достижения, выбор средств, методов и форм организации для педагога не представляет особого труда. Однако, в любом случае необходимо соблюдать основные принципы дидактики, воспитания, а также методические принципы физического воспитания. Немаловажно, что в процессе формирования ЗОЖ ДДВ внимание педагогов должно быть акцентировано не на ознакомительно-обучающие и воспитательные задачи, а на образовательно-воспитательные и развивающие , где понимание смысла и качества выполняемых заданий является определяющим.
Целесообразность начала формирования у ребенка мотивации на здоровье и ориентирование его на ЗОЖ в ДВ доказали исследования Л.В. Абдульмановой, Ю.Ф. Змановского, Л.Г. Татарниковой и др.ученых. Именно в данный период у детей проявляется пытливое отношение к оеружающему миру, формируется наблюдательность, повышается активность (А.В.Запрожец). Т.А. Тарасова отмечает, что в условиях ухудшения экологической обстановки, увеличения числа больных людей, начиная с рождения , важно уже с дошкольного возраста начинать учить ребенка управлять своим здоровьем.
Формирование основ ЗОЖ у ДДВ осуществляется в процессе игровой и творческой деятельности, в основном через подражание, практические действия и самоанализ. Таким образом на основе ориентира на здоровье у дошкольников осуществляется воспитание мотивационных оснований гигиенического, полового и нравственного поведения, а также безопасности жизнедеятельности.
Так, в разработанном Г.К. Зайцевым пособии « Уроки Мойдодыра» в доступной для детей форме изложены основные правила гигиенического поведения, рассмотрены приемы, помогающие родителям привить детям нужную привычку следить за своим здоровьем и внешним видом.
Кроме того, ДВ является сенситивным периодом формирования ценностного отношения к своему здоровью. Об этом свидетельствуют исследования по изучению особенностей психического здоровья дошкольников, проведенные А.Н Леонтьевым, В.В. Давыдовым, И.Ю. Кулагиной( изучение соподчинения мотивов), А.А Люблинской, А.В. Запрожцем, Д.Б.Элькониным( изучение формирования произвольного поведения), Г.А Урунтаевой (изучение развития самосознания).
Поэтому воспитание у детей положительной мотивации на здоровье, ориентация их жизненных интересов на здоровый образ жизни — это в первую очередь , педагогическая проблема. С помощью педагога дошкольник получает элементарные представления о строении собственного тела, функции и назначении внутренних органов, узнает способы защиты от микробов, овладевает приемами оказания первой медицинской помощи. Через систему специальной игровой и двигательной деятельности дети знакомятся с признаками здоровья.
Наличие игрового момента способствует поддержанию у ребенка устойчивого интереса к выполнению конечной задачи. При этом педагог стимулирует волевые усилия дошкольников, демонстрирует зависимость общего результата от выполнения определенных действий каждым ребенком.
Опираясь на теоретико-методологические исследования указанной проблемы конкретизируем определение «основы здорового образа жизни дошкольников- синтез основных правил поведения ребенка ДВ, базирующихся на знаниях о составляющих компонентах ЗОЖ( оптимальном двигательном режиме, рациональном питании, закаливании, оптимальном режиме труда и отдыха, оптимизации психоэмоционального состояния, соблюдении правил личной гигиены), ценностном отношении к данным составляющим и активном использовании данных знаний в повседневной деятельности»
Таким образом, формирование основ ЗОЖ ДДВ есть целенаправленный процесс по обогащению знаний и представлений дошкольников о составляющих компонентах ЗОЖ, развитию ценностного отношения к здоровью с опорой на активную деятельность по сохранению и укреплению здоровья.
Новые задачи формирования российского образования открывают не только возможность , но и необходимость организации учебно-воспитательного процесса на основе формирования принципов ЗОЖ, закрепленные в Национальной доктрине образования в Российской Федерации. На современном этапе развития и модернизации российского образования психолого-педагогические исследования выдвигают вопрос о необходимости поставить на первый план задачу оздоровления детей, снижения их заболеваемости через формирование мотивации на здоровый образ жизни, создание в ОУ условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Источник
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Пантюхина Елена Александровна
Актуальность формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Здоро вье – основное и истинное достояние человека.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта. Проблема сохранения здоровья детей в настоящее время не теряет своей актуальности, и более того имеет тенденцию к нарастанию.
К сожалению, в иерархии человеческих потребностей, здоровый образ жизни находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно он должен стать первейшей потребностью. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Опыт нашей работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь сегодняшняя жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
В начале года в ДОУ мы провели опрос детей старшего дошкольного возраста «Отношение к здоровому образу жизни», а также анкетирование родителей по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту.
Анкетирование показало, что все родители согласны с тем, что необходимо знакомить детей с правилами безопасности. 35,5,% выразили мнение, что готовить детей к возможной встрече с опасностью должны и родители и воспитатели, 22,2% родителей берут эту ответственность на себя, а 22,3 % считают, что помимо воспитателей и родителей необходимо привлекать и медицинских работников. 95,5% высказали необходимость в помощи со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения детей в виде консультаций, подборки книг, бесед, игр, даже фотографий, а также проведении занятий с детьми в детском саду.
Исходя из всего сказанного перед собой поставили следующие зад ачи:
• сформировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
• воспитать бережное отношение к своему здоровью;
• скоординировать деятельность детского сада и родителей по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью.
За основу своей работы мы взяли программу «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной, которая состоит из 6 разделов. На предстоящий учебный год, поставили задачи более подробно изучить 2 раздела:
— Эмоциональное благополучие ребёнка.
Здоровый образ жизни – категория общего понятия “образ жизни”, включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
Здоровье – согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (Устав ВОЗ, 1948). ВОЗ провозглашен принцип, что “обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека”.
Здоровье психическое — состояние, характеризующееся динамическим процессом психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности самоконтролировать поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде.
Здоровье физическое – состояние, характеризующееся уровнем физического развития, физических возможностей и адаптационных способностей отдельных индивидуумов, групп людей и общества в целом, обеспечивающее достижение качества жизни, благополучия общества и обеспечивающее сохранение и укрепление общественного здоровья.
Мотивация к формированию потребности в здоровье– побуждение индивидуумов к действиям, направленным на укрепление, сохранение и восстановление здоровья, профилактику заболеваний и других нарушений здоровья.
Профилактика заболеваний[/b]– система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Укрепление здоровья – это процесс, позволяющий людям повысить контроль за своим здоровьем, а также улучшить его. Лежит в основе разработки и формирования политики и стратегии государства и общества, направленной на улучшение состояния здоровья населения и повышение качества жизни.
Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Мир вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (войны, природные катаклизмы,.
Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.
Актуальность здорового образа жизни Актуальность здорового образа жизни, особенно в последние годы, вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно.
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста От состояния психического и физического здоровья населения зависит благополучие нации и государства в целом. Проблема формирования у подрастающего.
Консультация «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?.
Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Источник