Статья «Актуальность проблем формирования здорового образа жизни подростков»
специалист в области арт-терапии
Воспитатель: Фаткуллина Земфира Ягафаровна
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом г. Стерлитамак, Республика Башкортостан.
Актуальность проблем формирования здорового образа жизни подростков
Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стала не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни (хочется привести такую метафору). Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягивая руки и пытаясь их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители (в нашем случае – мы, воспитатели), затем школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причем не формально, но близко на протяжении многих лет, проходя с ним по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идет, конечно же, о классном руководителе. Вероятно, у многих из вас возникает чувство сомнения и даже протеста. Ведь есть же школьные предметы (в начальных классах – валеология – наука о здоровье человека; в старших классах — ОБЖ), в рамках которых ребенок получает базовые знания о здоровом образе жизни, приобретая необходимые навыки.
К сожалению, часто формальное, отстраненное от реальное жизни ребенка обучение мало способствует выбору «правильных» поступков, «здорового поведения. Для того, чтобы знания о здоровье вообще были применимы к себе, стали убеждениями, нужны другие подходы, другие методы. При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей здоровому образу жизни, общим их недостатком является то, что ребенок рассматривается исключительно как объект для обучения, как «пустой сосуд», который нужно наполнить правильными знаниями о здоровье, привить ему полезные навыки. Такой подход, быть может отчасти приемлемый для других областей знания, абсолютно недостаточен в рассматриваемой нами области.
Исследования показывают, что даже у маленьких детей есть свой опыт в данной сфере жизни, своя позиция, свои оценки. Не учитывать этого нельзя если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственных за него и искать такие подходы, которые помогли нам понять, как они видят мир.
Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать цели, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнерском взаимодействии детей, родителей, воспитателей, учителей.
Любой классный руководитель, воспитатель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно, оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними побуждениями, если дети увидят фальшь и неискренность. Недоверие к такому педагогу неизбежно будет распространяться на все правильное и нужное, что он будет стараться передать детям. Вряд ли среди классных руководителей, воспитателей найдутся такие, кто не понимает необходимости помогать здоровью детей, осознанному выбору ими здорового образа жизни. Как помочь тому, чтобы чувство долга перешло в потребность, стало действием?
Наверное, кому-то это кажется слишком сложным, далеким делом, требующим профессиональной компетенции. Но ведь классный руководитель или воспитатель не должен превращаться в популяризатора медицинских знаний. И тем более его работа не должна дублировать школьный курсы биологии, ОБЖ, гуманитарных предметов, быть повторением пройденного. У него другая задача – стать организатором, координатором, совместного творчества детей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому его подопечному осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.
Одним из ключевых моментов в выборе мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Если подростком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности подростка сопоставим с его ожиданиями.
Хотелось бы немного рассказать об опыте работы с подростками в области здорового образа жизни (эффективная работающая методика). Школьникам было предложено написать сочинение на тему «Что такое здоровье». Детские размышления поражали глубиной, мудростью серьезностью. Результаты явились поводом для организации конференции. Конференция состоялась в Москве в 1996 году. Девиз конференции – Мы выбираем здоровье! Девиз подчеркивал свободу выбора действий, поведения. Что бы на ребенка не действовало – окружение, друзья, реклама – последний выбор за ним самим: курить или не курить, смотреть телевизор или поиграть в футбол. Дети на конференции сумели выработать программу действий в защиту здоровья. Было предложено создать клубы нелюбителей алкоголя, наркотиков, клуб «Моды и здоровья», клуб экологов. Также было предложено создать агентство рекламы здоровья: конкурс на лучший антирекламный текст на пачке сигарет, интеллектуальные игры (как появилось зло в России, как боролись с этим злом, какой ущерб государству был нанесен, какая картина сейчас).
Результатом и наградой в проблеме формирования ЗОЖ будет сознание, что ты внес свой вклад в то, чтобы здоровье детей в России стало лучше, а жизнь нравственнее, чтобы сегодняшние подростки стали завтра духовно и физически здоровыми личностями на благо себе и Отечеству.
Источник
Исследовательская работа «Исследование отношения подростков к здоровому образу жизни»
специалист в области арт-терапии
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 13
143000, Московская область, г. Одинцово, ул. Молодежная, д. 3А
Конкурс «Лидер» в рамках Всероссийской акции
«Здоровый образ жизни – путь к успеху»
«СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»
учащаяся 8Г класса
Маланина Елена Алексеевна,
г. Одинцово, 2020 год
Здоровье – это одна из наиболее важных потребностей для человека, а здоровье молодого поколения в любом обществе является актуальнейшей проблемой и предметом одной из первоочередных важностей. Именно здоровое, активное поколение определяет будущее страны. В современных условиях каждый человек обязан заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья. Считаю важным проводить работу по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие. Это целый комплекс независимых факторов, благоприятно отражающихся на нашем здоровье и на качестве нашей жизни в целом. Здоровый образ жизни – это образ жизни, который позволяет нам сохранять физическое и психическое здоровье глубокой старости.
В рамках акции «Здоровый образ жизни – путь к успеху» я провела ряд уроков и мероприятий в очной и дистанционной форме, где вместе с ребятами обсуждали важнейшие составляющие здорового образа жизни. Изучив ряд источников, я задумалась об исследовании отношения своих одноклассников к здоровому образу жизни.
Определение отношения подростков 14-15 лет на отношение и введение здорового образа жизни.
Изучение литературы и теме «Здоровый образ в жизни подростка», в том числе сети интернет.
Разработка социологических опросов по теме «Здоровый образ жизни».
Систематизировать полученную информацию и сделать выводы
Составляющие здорового образа жизни подростка
По данным статистики, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Такое состояние здоровья подрастающего поколения должно вызывать не только беспокойство, но и тревогу.
На состояние здоровья влияют различные факторы:
Окружающая среда и ее состояние
Собственное отношение человека к своему здоровью
Образ жизни человека является главной составляющей среди причин его хорошего или плохого здоровья. Поэтому очень важно изучить отношение подростков к вопросам здоровья. Полученные в результате исследования данные помогут более эффективно планировать и проводить работу по воспитанию отношения подростков по сохранению и укреплению своего здоровья и к здоровому образу жизни.
Компоненты здорового образа жизни:
достаточная двигательная активность;
соблюдение режима дня;
отказ от вредных привычек.
Двигательная активность должна быть оптимального уровня для каждого человека, который стремиться к здоровому образу жизни. В наше современное время благодаря техническому процессу труд человека облегчен, и можно отметить, что двигательная активность человека снизилась. По данным исследований двигательная активность человека за последние 100 лет снизилась в 100 раз. Одной из проблем снижения двигательной активности стала – гиподинамия.
Гиподинамию называют болезнью современного человека. Она приводит не только к снижению физической, но и умственной работоспособности. Современные подростки по сравнению с родителями их возраста менее подвижны, больше проводят время у компьютера, телевизора или просто проводят время в руках с гаджетами. Недостаточная физическая активность может отразиться на сердечнососудистой и дыхательной системе, также снижается сопротивляемость молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям. Гиподинамия на фоне чрезмерного питания может привести к ожирению. Длительные периоды физической неактивности несвойственны школьникам любого возраста и вредны для их здоровья. Специалисты рекомендуют подростам ежедневно заниматься физкультурой от 60 минут в день. Занятия физическими упражнениями помогают укреплять и поддерживать силу и выносливость, способствуют хорошей работе органов пищеварения, активизируют деятельность печени, почек. Регулярная физическая активность способствует психологическому благополучию: снижает стресс, ощущение тревоги, вызывает положительные эмоции, бодрость, создает хорошее настроение. Основные источники оздоровительной физической активности – это езда на велосипеде, физический труд, плавание, работа по дому и на даче, туристические походы, занятие спортом с целью отдыха и танцы. Лучший оздоровительный эффект дадут быстрая ходьба по 30 минут в день, регулярный бег в медленном темпе не менее 20 минут.
С целью достижения оптимальной повседневной физической активности рекомендуется отказаться по возможности от общественного наземного транспорта и от лифта; заниматься утренней гигиенической гимнастикой. Чтобы эффект от занятий физической культурой был стойким, необходимо их сделать своим образом жизни! Физические упражнения нужно начинать с детства и продолжать ежедневно ВСЮ ЖИЗНЬ.
Лучшим дополнением к физическим упражнениям будет закаливание.
Закаливанием могут быть водные процедуры или спортивные занятия на свежем воздухе. Все это будет способствовать укреплению иммунитета. Регулярное закаливание позволит организму быть практически неуязвимым перед простудой и инфекциями.
Вопросу правильного, рационального питания в настоящее время уделяется очень большое внимание . Все знают крылатое выражение: «Ты то, что ты ешь». Но мало кто знает, что стоит за ним и что оно означает. Эта фраза принадлежит великому врачу древности Гиппократу. И расшифровывается она согласно его мнению так: болезнь является, в том числе и результатом нарушения питания.
Пища необходима человеку, так как она обеспечивает организм человека энергией, необходимой для жизнедеятельности. Человеку необходимо знать, что ежедневный рацион должен содержать оптимальное количество витаминов и минеральных веществ.
В период обучения в школе, в подростковом возрасте происходит перестройка обмена веществ, деятельности головного мозга, эндокринной системы, продолжаются процессы роста и развития. В 12 — 17 лет подросткам требуется значительно больше энергии, чем в любом другом возрасте. Первостепенное значение имеет белок — питание необходимое для роста, формирования иммунной системы, развития мускулатуры, увеличения силы мышц.
Необходимо правильно сочетать количество животных и растительных жиров в пище. Потребность в углеводах у детей подросткового возраста выше, чем в другие возрастные периоды. Углеводы являются важными энергетическими компонентами пищи, но перегрузка организма избыточным количеством сахара, конфет, тортов, сладких напитков, варенья, повидла, джема, мёда и других очень сладких продуктов недопустима, так как чревата опасностью возникновения кариеса, сахарного диабета, ожирения, аллергических и других заболеваний.
Каждый подросток должен знать о пользе здоровой пищи и уметь отличать полезные продукты, которые необходимы ему каждый день. В сутки подросток употребляет около двух литров воды. Необходимо помнить о режиме питания. Не все подростки строго соблюдают режим питания. Иногда увлёкшись занятиями или игрой, они часто пропускают время приёма пищи. Это нарушает работу желудочно-кишечного тракта, препятствует выработке и упрочению условных рефлексов, что ухудшает переваривание, и усвоение съеденной пищи. Пища должна быть разнообразной, полезной и вкусной. Главное – не переедать! Иначе появится одна из самых обсуждаемой проблем — борьба с лишним весом. Избыточная масса тела является одним из факторов риска для развития таких заболеваний, как сахарный диабет, гипертонической болезни, заболевания вен, болезней сердца, суставов, хронических заболеваний почек.
Режим дня в жизни человека и тем более подростка играет немаловажную роль в сохранении здоровья. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды.
Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организует время. Наше здоровье зависит от хорошего сна. Подростки большое внимание уделяют учебе и увлечениям, при этом мало заботятся о сне. Средняя продолжительность ночного сна у подростков колеблется от 7 до 8 часов. Хотя потребность организма во сне в подростковом возрасте составляет от 9 до 10 часов. Очень важно: спать ложиться нужно до 22 часов, поскольку до 24 часов отдыхает именно мозг. Если из месяца в месяц, из года в год нарушать это правило, то постепенно произойдет снижение концентрации внимания, снижение памяти. Дальнейшие последствия – хроническая психическая усталость и напряженность. Дефицит сна также может способствовать ожирению.
Поддержание тела, одежды и помещения в чистоте и порядке также является одним из главных принципов здорового образа жизни. Личная гигиена — комплекс мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью.
Ежегодно в современных условиях человек сталкивается с различными ситуациями. Реакция человека на ситуации разнообразна. Мир эмоциональных переживаний – это отношения с окружающими людьми, деятельность, общение и познание. Говоря о переживаниях человека, как правило, применяют термины— «чувства» и «эмоции». Состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий, получило название «стресс». Стрессовые ситуации надо по возможности избегать.
Не огорчайтесь и не «взрывайтесь» по пустякам, постарайтесь относиться к проблемам «по-философски» и быть доброжелательными к окружающим. Ваше позитивное отношение к жизни в сочетании со всеми факторами здорового образа жизни подарит великолепное физическое самочувствие.
Все составляющие здорового образа жизни блекнут, если отношение к собственному здоровью легкомысленно. Выполняя важнейшие составляющие здорового образа жизни необходимо помнить о своевременном профилактическом обращении к врачу и соблюдению медицинских осмотром и выполнению необходимых вакцинаций.
Отказ от вредных привычек
Специалисты рассматривают подростковый возраст сложным периодом жизни человека с эмоциональной и психологической точки зрения. Каждый человек имеет различные повседневные привычки, которые играют важную роль. Они влияют на самочувствие, здоровье и настроение. Учащимся был задан вопрос, какие привычки они считают вредными? Все учащиеся класса назвали: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Курение — самая распространенная вредная привычка человека, которая приводит к никотиновой зависимости, что пагубно воздействует на весь организм и приводит к возникновению и развитию многих болезней: хронического бронхита, инфаркта миокарда, инсульта, рака легких и других заболеваний.
Употребление алкоголя уже само по себе губительно действует на организм не только подростка, но и взрослого. При его употреблении нарушаются обменные процессы в тканях сердца и мозга, развиваются гепатит и цирроз печени.
Сейчас во всем мире наблюдается рост числа подростков, употребляющих наркотики. Изначально на прием наркотика толкает любопытство. Уже с первого употребления наркотиков может сформироваться зависимость. У подростков существует ошибочное мнение: даже если я попробую наркотик, я смогу бросить употреблять его в любой момент. Это страшный обман.
Дети подросткового возраста особенно восприимчивы к негативному влиянию. Сигареты, алкоголь и, уж тем более, наркотики не имеют ничего общего с понятием «здоровый образ жизни». Важным является отказ от всех вредных привычек сейчас, в любой обстановке и в любых жизненных ситуациях умейте сказать: «Нет».
Результаты социологических опросов
В социологическом исследовании прияли участие мои одноклассники – учащиеся 8Г класса. Состав класса: 34 человека, их них 16 девушек и 18 юношей. Возрастной состав класса: 14 лет – 15 учащихся, 15 лет – 19 учащихся. Учащимся на разных этапах общения было предложено пройти 6 социологических опросов, которые затрагивают важнейшие составляющие здорового образа жизни.
Опрос 1 «Отношение учащихся к формированию здорового образа жизни»
Что такое на твой взгляд, здоровый образ жизни?
а) это образ жизни, направленный на сохранение здоровья; б) это соблюдение режима дня и правильного питания; в) это занятия спортом и закаливание; г) не знаю.
Для чего бы ты стал вести здоровый образ жизни?
а) чтобы не беспокоили болезни; б) чтобы жить долго; в) чтобы выглядеть красиво; г) чтобы всего добиться в жизни.
Ваше личное отношение к здоровому образу жизни
а) это здорово; б) можно обойтись и без него; в) иногда следует соблюдать; г) не могу ответить;
Является ли твой образ жизни здоровым?
а) да; б) нет; в) частично; г) не знаю.
Насколько успех в жизни человека зависит от его образа жизни?
а) на 80-100% б) на 50-70% в) на 10-40% г) не зависит.
Как вы считаете, способствует ли здоровый образ жизни успеху в других сферах человеческой деятельности: учеба, работа, общение и т.д.
а) да в) затрудняюсь ответить б) нет
Часто ли вы задумываетесь о правильности своего образа жизни?
а) часто в) вообще об этом не думаю б) очень редко
Как вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) скорее хорошее в) удовлетворительное г) плохое д) затрудняюсь ответить
Опрос 2 «Оценка уровня двигательной активности учащихся»
Как часто вы делаете утреннюю зарядку?
а) каждый день в) часто, но не каждый день б) редко г) не выполняю
Когда вы в последний раз занимались серьезной физической нагрузкой?
а) вчера в) месяц назад б) неделю назад г) не помню
Посещаете ли вы спортивную секцию.
а) да, регулярно посещаю б) да, но не регулярно в) нет, т.к. нет времени г) нет, нет желания
Участвовали ли вы в сдаче нормативов ГТО?
Как вы проводите свое свободное время?
а) сижу, дома смотрю телевизор или играю в компьютерные игры б) иду гулять с друзьями в) занимаюсь спортом; г) у меня нет свободного времени.
Выполняете ли вы физическую работу по дому?
а) да, ежедневно; б) да, не всегда в) нет, меня не просят родители; г) нет желания
Как часто вы поднимаетесь по лестнице, отказываясь от лифта?
а) всегда б) часто в) иногда г) никогда
Достаточно ли тебе двигательной активности на уроках физкультуры?
а) да, в самый раз б) Иногда ее даже слишком много в) Нет
Как часто ты пропускаешь уроки физкультуры?
а) не пропускаю совсем б) пропускаю несколько уроков в год в) пропускаю несколько уроков в триместр г) пропускаю большую часть уроков
Опрос 3. «Отношение к закаливанию»
Ваше отношение к закаливанию?
а) за б) против в) затрудняюсь ответить
Часто ли вы болеете простудными заболеваниями?
а) да; б) редко; в) нет
Какие мероприятия, по вашему мнению, несут закаливающий характер?
а) регулирование температуры помещения; б) проветривание комнаты; в) ежедневное пребывание на открытом воздухе; г) солнечные ванны; д) водные процедуры; е) баня
Какие процедуры закаливания вы могли применить к себе?
а) воздушные ванны; б) контрастный душ; в) босохождение; г) моржевание;
д) закаливание холодной водой; е) закаливание солнцем.
Опрос 4 «Правильно ли вы питаетесь?»
Сколько раз в день вы едите?
а) 4-5 раз; б) 1-3 раза; в) сколько захочу.
Завтракаете ли вы?
а) каждое утро; б) один-два раза в неделю; в) очень редко, почти никогда.
Часто ли вы в течение дня перекусываете?
а) никогда; б) один-два раза; в) три раза и больше
Часто ли вы едите свежие фрукты, овощи?
а) ежедневно; б) три-четыре раза в неделю; в) один раз в неделю.
Как часто вы едите торты, шоколад, сладкую выпечку?
а) раз в неделю; б) от 1 до 4-х раз в неделю; в) почти каждый день.
Как часто вы едите хлеб и хлебобулочные изделия?
а) раз в день; б) два раза в день; в) три раза и более.
Сколько чашек чая или кофе вы выпиваете в течение одного дня?
а) одну-две; б) от трех до пяти; в) шесть и больше.
Как часто вы употребляете в пищу фастфуд?
а) крайне редко; б) практически каждый день; в) несколько раз в месяц; г) не ем фастфуд вообще.
Как часто вы употребляете газированные напитки?
а) часто б) редко в) как получится г) не употребляю
Вы соблюдаете ежедневный режим питания?
а) да в) как получается б) нет
Опрос 5 «Личная гигиена»
Всегда ли вы моете руки: перед едой, после занятий спортом, прогулки на улице, туалета, после игры с животными?
а) да; б) иногда в) нет
Всегда ли при мытье рук вы пользуетесь мылом.
а) да; б) иногда в) нет
Моете ли фрукты и овощи перед тем как съесть их?
а) да; б) иногда в) нет
Можете ли вы выпить напиток из чужого стакана?
а) да; б) иногда в) нет
Как часто вы принимаете душ/ванную?
а) ежедневно; б) 1-2 раза в неделю в) 1 раз в неделю
Опрос 6. «Мое отношение к вредным привычкам»
Как вы относитесь к курению?
а) пробовал; б) курю и сейчас; в) категорически против; г) я не курю, но не против, если курят другие
Как вы относитесь к спиртному?
а) пробовал; б) положительно, могу выпить с друзьями и дома в) против употребления
Как вы относитесь к наркотикам и токсическим веществам?
а) никогда не пробовал и не буду; б) считаю, что все надо в жизни попробовать; в) их употребление нормально в наше время.
Как вы считаете, почему молодежь начинает курить, пить и
употреблять наркотические вещества?
а) любопытство; б) стремятся так доказать свою взрослость; в) не хотят выделяться; г) уходят от решения проблем; д) способ расслабиться
Необходимо ли проводить для подростков мероприятия по разъяснению о вредном воздействии курения, алкоголя и наркотических веществ?
С помощью, каких мероприятий можно защитить подростков от табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков?
а) беседы с учителями в школе; б) разработка и демонстрация наглядных материалов; в) обращение к специалистам; г) демонстрация познавательных, научно-популярных и художественных фильмов.
Формирование здорового образа жизни среди подростков – это сложный процесс, он охватывает различные компоненты образа жизни современного человека и включает основные направления жизнедеятельности. Работа по развитию самоопределения школьников, является одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.
Исследование показало, что учащиеся класса ведут здоровый образ жизни. Большинство соблюдают режим дня, правильное питание; заботятся о личной гигиене и отрицательно относятся к вредным привычкам.
Мои одноклассники – это мотивированные к учебе ребята. В нашем классе по итогам учебного года – два отличника 28 хорошистов. Все ребята доброжелательные, активные и осознают, что важным для человека является – здоровье.
Источник