Меню

Актуальность проблемы зож у младших школьников

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.
статья по зож на тему

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов.

Скачать:

Вложение Размер
aktualnost_primeneniya_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse.doc 47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в обучении младших школьников.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно»

Академик, хирург Н.М. Амосов.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди — огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река — это образ жизни, и наша задача — научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль?

Прежде всего — семья, родители, затем — школа, учителя.

Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей — систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта.

Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от неё зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье- высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно,что состояние здоровья ребенка-важное условие успешного усвоения школьных программ, а также решающий показатель качества трудовых ресурсов.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается. Лишь 14 % детей практически здоровы,50% имеют функциональные отклонения,35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза патология пищеварения, в 5 раз нарушение осанки.

Это ещё раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от учителя поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Так у меня зародилась идея, которую я условно назвала «не навреди». Я поняла, что необходимо организовать такую учебную деятельность, которая бы помогла ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьсберегающие технологии.

Цель данных технологий обучения-обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Изучив опыт работы других педагогов, я включила в свою практику следующее.

1.Организация обучения в режиме «динамических поз».

Смену рабочей позы стараюсь менять 2-3 раза за урок с учетом сезона и двигательной активности, характером предшествующего урока. По моей команде дети собирают свои учебные вещи и быстро меняются местами. В это время провожу физкультминутку (общую, для пальцев, глаз, исходя из характера урока). В начале учебного года при помощи мед. работника было проверено зрение учащихся и, исходя из физиологических особенностей каждого ребенка ,определено его рабочее место в классе.

Во время урока стараюсь, чтобы наглядность, которую применяю соответствовала нормам «зрительного горизонта».

Любую технологию, разработку применяю в коллективе с эмоциональным благополучием. Стараюсь обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относится и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они были помещены в нижней части доски.

По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. в конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные результаты.

Далеко не всем учащимся дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Не забываю о том, что отдых-это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов учебной деятельности на уроке.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятный материал. Для этого стараюсь развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты в классе дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Несколько минут на уроке уделяю оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики проводится первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную- руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Очень важно развивать воображение учеников. С этой целью выполняю следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина предлагаю ученикам закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес у учёбе. Объём домашнего задания и степень его сложности соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребёнок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому предлагаю детям разноуровневые домашние задания.

Наряду с данной технологией веду работу по профилактике простудных заболеваний. Этому способствуют прогулки и подвижные игры на свежем воздухе в ГПД, экскурсии, беседы о здоровом образе жизни под рубрикой «О чем нам поведал Стобед»,участие детей в Дне Здоровья, вовлечение детей в различные кружки и секции, беседы с родителями, соблюдение режима дня. Так внеурочные мероприятия становились не только познавательными ,но и оздоровительными.

Таким образом, включая в уроки описанные технологии, можно добиться следующих результатов. Уменьшить количество пропусков по болезни, повысить успеваемость по предметам, т.к. использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности, улучшается настроение, в классе дети чувствуют себя комфортно.

В последние годы, в связи с внедрением информационно- коммуникативных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физминутки, цель которых –предупредить и снять умственное и физическое напряжение ученика.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:(Приложение №1)

Вывод: Приложение №2

1сентября мне доверили родители самое дорогое, что есть в их жизни: своих детей. Я искренне надеюсь, что все перечисленные здоровьесберегающие технологии помогут сохранить здоровье доверенных мне детей. Мне часто вспоминается заповедь врача: «Не навреди». Думаю, она не в меньшей мере относится и к нам педагогам.

Источник

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (статья)

специалист в области арт-терапии

Егельская Людмила Михайловна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

школа №40 города Енакиево»

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников. Даны практические рекомендации по формированию здорового образа жизни у учащихся начальных классов.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура.

Цель: показать важность проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников, поделиться опытом работы в области формирования здорового образа жизни младших школьников

Актуальность исследуемой проблемы.

Здоровье, это бесценный дар, который преподносит человеку природа, это одна из главных общечеловеческих ценностей. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением нагрузок на организм школьника. В Законе ДНР «Об образовании» статья 38 посвящена охране здоровья обучающихся. В этой статье сказано: « Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.» Следовательно, ответственность за сохранение и укрепление здоровья обучающихся несёт не только семья, но и школа. Педагогическая общественность всё больше осознаёт, что учитель может сделать для здоровья школьника значительно больше, чем врач. Ведь врач лечит уже существующую у ребёнка болезнь, а учитель может научить ребёнка тому, как не заболеть вообще.

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Гиппократ (IV- V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.). Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержатся в трудах таких учёных, как Амосов Н.М., Пирогов Н.И., Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д. и других.

Полный текст статьи.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даёт такое определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению академика Ю.П. Лисицына, «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести нестеснённую в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

Здоровье — это не однородное понятие, оно включает в себя такие компоненты: здоровье физическое, соматическое, психическое, социальное, нравственное.

В обобщенном и несколько упрощенном виде критериями здоровья являются:

— для соматического и физического здоровья — я могу;

— для психического здоровья — я хочу;

— для нравственного здоровья — я должен.

Здоровье человека зависит от следующих факторов:

— факторы образа жизни (50 % в общей доле влияния);

— факторы внешней среды (20 % в общей доле влияния);

— биологические факторы (20 % в общей доле влияния);

— факторы медицинского обслуживания (10 % в общей доле).[1]

Факторы образа жизни занимают наибольшую долю влияния на здоровье человека. А это именно те факторы, которые человек может контролировать сам. Они зависят только от самого человека, его стремления быть здоровым.

Понятие «здоровье» тесно связано с понятием «образ жизни». Образ жизни – это устойчивый способ жизнедеятельности человека, сложившийся в определённых общественно — экономических условиях. Он проявляется в труде, досуге, нормах общения и поведения, удовлетворении материальных и духовных потребностей. [2]

Образ жизни предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоническое взаимодействие всех органов и систем, что способствует полноценному выполнению человеком социальных функций. Образ жизни –плод культуры человека, результат его свободного выбора. [3]

Здоровый образ жизни – это физическая нагрузка, разумное питание, закаливание, правильный режим.[4]

Формирование здорового образа жизни — одна из главнейших тем воспитания юной личности. Здоровое молодое поколение является залогом здорового общества нашей республики. Это направление воспитания ставит своей целью научить детей ценить собственное здоровье, заботиться о нём и формировать такое мировоззрение, которое сформирует у них потребность ведения здорового образа жизни.

Наличие здоровья у школьника является важнейшим условием успешного усвоения им программного материала. Когда ребёнок поступает в школу, основным видом деятельности для него становится учебная деятельность, которая требует от ребёнка усидчивости, внимательности, физических сил. Нагрузка на детский организм многократно возрастает. Для учителя чрезвычайно важно организовать учебный процесс таким образом, чтобы у детей хватило сил и здоровья для освоения учебного материала.

Я хочу поделиться опытом, как я формирую здоровый образ жизни у учащихся своего класса.

Младшие школьники не оценивают объективно состояние своего здоровья, поэтому часто переутомляются, не доводят до конца начатое дело. Мною был проведен опрос учащихся 1 класса с целью узнать мнение каждого ребёнка о состоянии его здоровья. Оказалось, что 86% детей считали себя абсолютно здоровыми, 14% считали себя не совсем здоровыми. Эти показатели очень расходились с показателями медицинского осмотра. Я разработала и в течение месяца провела курс бесед, раскрывающих понятие «здоровье». Затем я снова провела опрос учащихся с той же целью: определить уровень самооценки учащихся относительно своего здоровья. Результаты опроса не совпадали с предыдущими. Абсолютно здоровыми себя стали считать 57% детей, не совсем здоровыми себя стали считать 43% обучающихся. Выяснилось, что младшие школьники, говоря о здоровье, имели в виду только здоровье физическое и соматическое. Только тогда, когда дети узнали обо всех составляющих здоровья, они более объективно отнеслись к определению состояния своего здоровья. Поэтому я считаю очень важным проведение разъяснительных бесед, раскрывающих такие понятия как «здоровье», «здоровый образ жизни».

На первом месте в формировании здорового образа жизни я ставлю воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков. Начинается такое воспитание в семье, затем к этому процессу подключается школа. Родители всегда являются примером для своих детей. К сожалению, не всегда примером положительным в ведении здорового образа жизни. Многие из родителей в присутствии детей курят, употребляют спиртные напитки, часами просиживают у экрана телевизора или у монитора компьютера, проявляют несдержанность своих отрицательных эмоций, никогда не занимаются физкультурой. Дети зачастую копируют модель поведения своих родителей. Поэтому в повестку дня каждого родительского собрания я ввожу вопросы, касающиеся здорового образа жизни. Например, влияние примера родителей на воспитание детей, вредные привычки, режим дня школьников, закаливание, о важности умения контролировать свои эмоции и т. д. Доброй традицией в нашем классе стало ежегодное проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!» в рамках месячника здорового образа жизни. Весёлое настроение, положительные эмоции, спортивный задор, единение родителей и детей, высокая двигательная активность – вот результат праздника. Нелегко было впервые привлечь родителей первоклассников к участию в празднике, но в последующие годы я организовывала праздник по просьбе родителей.

В течение всего учебного года я также провожу воспитательные мероприятия по формированию здорового образа жизни с детьми.

В последнее время становится все больше детей, хронически испытывающих переутомление. Еще не так давно утомление объясняли накоплением в мышцах вредных веществ, отравляющих организм. Однако теперь доказано, что усталость и утомление обусловлены прежде всего перенапряжением нервной системы. Безрадостный труд всегда y томителен. Зато увлеченность и целеустремлённость мобилизуют резервные силы.[5]

Уроки я стараюсь проводить так, чтобы не вызвать переутомление у детей: часто меняю виды деятельности на урок e , использую сюрпризные и игровые моменты, различные наглядные пособия, использую интерактивные методы обучения, провожу физкультурные минутки (упражнения для снятия общего напряжения, упражнения для кистей рук, релаксационные упражнения, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т. д.).

У младших школьников очень развита потребность в движении. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка возрастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, стремительно наступает переутомление. Сопротивление утомлению осуществляется за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания педагога не помогут. Помогут только упражнения с небольшими силовыми нагрузками. [6] Двигательная активность повышает активность головного мозга, которая в свою очередь влияет на действие всех других органов, способствует совершенствованию механизмов адаптации, является главным фактором физического развития. Еще И. М. Сеченов указывал на качество работающих мышц «заряжать нервозные центры». Поэтому на каждой перемене я организовываю для детей подвижные игры. Игры активизируют внимание, повышают чувствительное состояние, благоприятно влияют на поправление работоспособности.

Для создания положительного эмоционального настроя на уроке часто использую поэзию и музыку. Особенно любят мои ученики рисовать, лепить или делать аппликации под мелодичные звуки классической музыки. Практика показывает, что работы, выполненные под музыку, более креативны, настроение у детей прекрасное, утомление не наступает.

Мощным рычагом в формировании здорового образа жизни являются занятия физической культурой и спортом. Основная функция физической культуры – укрепление здоровья, развитие двигательных способностей человека. Не у каждого ребенка есть возможность заниматься спортом, поэтому особую роль играют уроки физической культуры и внеурочные мероприятия, направленные на развитие физических качеств и охрану здоровья. Благодаря урокам физической культуры у детей развиваются такие физические качества как сила, ловкость, скорость, гибкость, равновесие, выносливость, которые способствуют повышению умственной и физической работоспособности, имеют общевоспитательное, нравственное и эстетическое значение. Учащиеся получают представление о многообразном мире движений, выполняют упражнения на формирование правильной осанки, упражнения, препятствующие развитию плоскостопия, получают знания о правилах гигиены, спортивной одежде и обуви для разных видов спорта, о закаливании, о важности занятий физической культурой и спортом, о правилах безопасного поведения в спортивном зале и на спортивной площадке и т.д. Важно, чтобы на уроке учащиеся старательно выполняли все упражнения. Для этого я мотивирую школьников, объясняя им, какие качества развивают физические упражнения или развитию каких заболеваний они препятствуют. Так как все дети хотят иметь крепкое здоровье, то они начинают выполнять упражнения усердно. Ребята моего класса очень артистичны, поэтому с особым удовольствием на уроках физкультуры они выполняют танцевальные шаги, занимаются аэробикой. Чтобы дети больше двигались, во внеурочное время мы разучиваем танцы, выступаем с танцевальными номерами на школьных и городских мероприятиях.

Здоровье учащихся во многом зависит от учителя. Учителю необходимо постоянно работать над созданием благоприятной для ребенка адаптационной социальной среды, создавать максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития физического, психического, социального, нравственного здоровья. Если мы научим детей беречь и укреплять свое здоровье, будем для них примером в соблюдении здорового образа жизни, то будущее поколение будет более здоровым и физически, и духовно.

Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учебное пособие / Л.В.Капилевич, В.И. Андреев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 102 с.

Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания/ Н.А. Агаджанян. -М: Изд-во РУНД, 1998. -27с.

Культура-человек — философия: к проблеме интеграции и развития//Вопросы философии.-1982.-№2.-С.58-65.

Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990. — 34с.

Долгопятов. Г.Я. Укрепляйте нервы. — М.: Советский спорт,1991. — 40с.

Источник

Читайте также:  Газета зож болезни суставов
Adblock
detector