Формирование здорового образа жизни младших школьников
материал по теме
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_2011.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
по курсам повышения квалификации
по вариативному учебному блоку
«Индивидуализация учебного процесса в начальной школе»
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
Новикова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ Ленинской СОШ.
Цель и задачи педагогического проекта
Программа реализации проекта
- Направления деятельности
- Формы деятельности
- Виды деятельности
- Принципы
Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье — основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей — основа счастливой жизни. Сохранение здоровья — фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Недостаточно формируется личный опыт молодого поколения по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.
Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к
- здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формированию и навыков культуры здоровья,
- оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования.
5. Реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся,
охране психического здоровья.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные направления деятельности МОУ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.
4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы МОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОУ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.
В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить физическое здоровье наших детей мы стараемся
— через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение) ;
— через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: к аждый день начинается с утренней гимнастики; для снижения зрительного утомления учащихся регулярно используется офтальмотренажер В.Ф.Базарного, на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;
— внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;
— работу спортивного и тренажерного залов;
— вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время .
Предусмотрены следующие виды деятельности:
Проектная деятельность «Дорога из школы домой»;
Создание и организация деятельности клубов «Береги здоровье с молоду», «Физорг»:
конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных
Выпуск тематических газет, книжек-малышек.
Принципы работы в проекте:
- Толерантность
- Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
- Индивидуальность
- Демократия
- Равенство
- Доверие и компетентное действие
- Взаимодействие
- Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
- Развитие ценностных отношений школьника к родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОУДОД «ЦДТ»: для детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Теннис»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают высоких результатов. И как результат, по итогам учебного года – 3 место в районной спартакиаде.
Один раз в две недели школа организовывает поездки учащихся на занятия в плавательный бассейн.
За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил 96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают качественное и калорийное питание. В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей.
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и в учебное время. В прошедшем учебном году 45 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 27 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.
В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился 81 ребенок.
Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в профильные смены. В это лето наши дети побывали в профильной смене: в районе Молодецкого кургана (с. Жигули). Там заняли 1 командное место по краеведческой программе. Ребята не только познавали новое, расширяли кругозор, занимались исследованиями, но и наслаждались свежим воздухом, живописнейшими видами красавицы Волги, купались, что благотворно влияло на их здоровье.
Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает профилактической. Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.
Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.
Источник
Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников
Дата публикации: 19.12.2016 2016-12-19
Статья просмотрена: 6178 раз
Библиографическое описание:
Колягина, А. В. Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников / А. В. Колягина, М. Л. Мальчевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 900-903. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36807/ (дата обращения: 08.06.2021).
В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник
Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций. Ее значимость подчеркивается в таких правительственных документах как Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» [5], Законе РФ «Об образовании» [8, с.51], а также ряде других. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации обращает внимание на вопрос сохранения здоровья как на один из главных вопросов, требующих немедленного рассмотрения. Все это говорит о том, что задача сохранения здоровья — это задача государственного уровня. Однако ее решение должно ложиться на каждого из нас, а если речь идет о подрастающем поколении, то ее решением должны заниматься, прежде всего родители и учителя. Ведь общеизвестно, что здоровье человека на 50 % связано с его образом жизни.
Отправляя детей в школу, любой из родителей хочет, чтобы его ребенок хорошо учился, становился самостоятельным, при этом забывая о сохранении здоровья ребенка, а ведь именно в раннем возрасте и закладываются основы здоровья и потребность в здоровом образе жизни.
Проблема сохранения здоровья и взращивания потребности в здоровом образе жизни у детей всегда привлекала многих ученых из различных областей. Так вопросом формирования и воспитания потребности в здоровом образе жизни у детей занимались такие крупные исследователи как Попов С. В., Амосов Н. М., Кукушин В. С., Зайцев Г. К., Усачев А. У., Виленский М. Я., Татарникова Л. Г., Трещева О. Л., Осик В. И., Брехман И. И., Комков А. Г., Соловьев Г. М. Еще Сухомлинский В. А. утверждал, что «Забота о здоровье ребенка — это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил. не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [6, с.54].
Понятие «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Согласно этому определению «здоровье — это не просто отсутствие болезней, а состояние полной физической, психической и социальной обеспеченности. Гармоническое сочетание социальных, эмоциональных, физических, интеллектуальных и духовных граней жизни» [2]. Кроме того, данная организация дает определение и другому понятию, которое напрямую связано с понятием здоровья — это понятие здорового образа жизни и которое подразумевает «поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление здоровья и основанное на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены. Оно включает все положительные стороны деятельности людей: активная жизненная позиция, удовлетворенность трудом, отсутствие вредных привычек, социальная удовлетворенность, высокая физическая активность, устроенность быта и т. д» [2].
Осик В. И. в своих работах выделяет три аспекта «качества» здоровья: физический, психический и социальный [3, с. 47]. Именно они в совокупности и обеспечивают высокую социальную дееспособность человека. В связи с этим, современные исследователи говорят не только о проблеме сохранения физического здоровья ребенка, но и о его психическом благополучии, которое в силу разных причин вызывает все большее беспокойство у специалистов. К таким причинам относят вредные привычки (курение, алкоголь), зависимость современного человека от электронных гаджетов (телевизор, мобильные телефоны, компьютер и т. п.), пристрастие молодого поколения к фастфуду, сладким газированным напиткам и т. д. Все эти и другие факторы приводят к нарушению не только психического состояния ребенка, но также откладывают отпечаток и на его физическое здоровье, выражающееся в ожирении, ослаблении иммунитета, обострении сердечно-сосудистых заболеваний). Кроме того, эти вредные привычки отражаются и на способности ребенка к обучению, т. к. пристрастие к компьютерным играм и другим электронным гаджетам приводит к утрате способности концентрировать внимание и вызывает проблемы с памятью.
Все это говорит о необходимости проведения работы по формированию у ребенка привычки заботиться о своем здоровье и придерживаться здорового образа жизни. Однако, как считает Попов С. В., «сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни» [4, с. 34]. Именно поэтому нами и была выбрана тема исследования, связанная с формированием здорового образа жизни у младших школьников.
В рамках нашей темы было проведено исследование, направленное на выявление уровня сформированности основ здорового образа жизни. В исследовании приняли участие 48 детей второго класса МБОУ «Туимской средней общеобразовательной школы № 3» Республики Хакасия.
С целью изучения уровня сформированности основ здорового образа жизни у обучающихся нами были использованы тест-анкета «Расти здоровым» Кукшина В. С. и анкета для учащихся на выявление уровня знаний о здоровом образе жизни Науменко Ю. В. [7]. Кроме этого были изучены медицинские карты обучающихся с целью выявления проблем со здоровьем у обучающихся данных классов. Их анализ показал, что почти у половины младших школьников есть проблемы со здоровьем. Так 13 % второклассников имеют диагноз «ожирение», у 8 % есть аллергия, у 4 % выявлены заболевания органов дыхания и у 13 % другие соматические заболевания.
Проанализировав результаты анкетирования, можно констатировать — основной проблемой у учащихся вторых классов являются хроническая усталость и несформированный режим дня (ненормированное пребывание перед телевизором, компьютером; отсутствие режима дня). Это отражается на здоровье детей: 72 % опрошенных второклассников постоянно жалуются на головные боли.
В результате анкетирования было выявлено и то, что основополагающие аспекты здорового образа жизни и правила личной гигиены (поддержание рук в чистоте, уход за зубами и т. д.) знают и выполняют лишь 39 % обучающихся, что, как свидетельствует анализ медицинских карт детей, приводит к частым инфекционным и простудным заболеваниям. Также было выявлено и то, что 78 % процентов респондентов не знают правил здорового питания и не придерживаются их.
Однако наше исследование показало и то, что младшие школьники проявляют интерес к активному здоровому образу жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что более 88 % тестируемых проявили желание заниматься каким-либо видом спортом.
С целью получения более полных данных для исследования изучаемой проблемы нами было проведено анкетирование родителей детей «Какое место занимает физкультура в вашей семье?» [7]. Целью данного анкетирования стало выявление отношения опрашиваемых к проблеме формирования здорового образа жизни.
Анализ ответов родителей показал, что лишь 19 % опрошеных занимаются каким-либо видом спорта сами и только 9 % детей из этих семей посещают спортивные секции. Также результаты показали и то, что утренней гимнастикой в семье занимаются только 31 % анкетируемых, при этом нерегулярно.
У большинства родителей отсутсвуют знания основных принципов и методов закаливания, а закаливающими мероприятиями в семьях занимаются лишь 1 % опрошенных.
Основными видами деятельности детей по приходу из школы, по результатам опроса родителей, на первом месте (50 %) стоит просмотр телевизора. Следует отметить, что 33 % родителей говорят, что их дети в свободное время посвещают чтению или настольным играм. Спорту и подвижным играм, по ответам взрослых, посвещают свободное время лишь 17 % детей. Единоглассно родители указали на участие ребенка в работе по дому.
На знание основных принципов здорового питания указало 85 % родителй, но ни один респондент не смог их перечислить, что говорит об отсутствии необходимой информации у опрошенных. Причинами, препятствующими правильному питанию, по мнению родителей, является отсутствие денег — 3 %, нехватка времени — 4 %, при этом 93 % опрошенных не ответили на вопрос, связанный с правильным питанием.
Свое свободное время родители посвящают даче, отдыху на природе и водоемах (55 %), что обусловлено территориальным месторасположением. При этом все они привлекают к этому и своих детей. 18 % опрошенных указали на такое времяпрепровождение, как спортивные прогулки и походы, а 27 % опрошенных родителей посвящают свободное время походам в магазин или отдыху в домашней обстановке.
Таким образом, анализ результатов нашего исследования показывает, что проблема сохранения здоровья у младших школьников актуальна. Ее решение возможно лишь при формировании у обучающихся привычек здорового образа жизни. В связи с этим школа должна приложить максимум усилий, чтобы привить подрастающему поколению заинтересованность к здоровому образу жизни, обеспечить его необходимым багажом знаний и умений. При этом важно привлекать к этой работе родителей, т. к. эффективность работы, направленной на формирование здорового образа жизни младших школьников, в значительной мере зависит от правильного взаимодействия педагогов с семьей ребенка, от их сотрудничества в этом вопросе. Активное участие семьи и школы в физическом воспитании детей младшего школьного возраста способствует формированию здорового образа жизни, укреплению их здоровья и повышению физической и умственной работоспособности.
Источник