Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути и способы формирования мотивации у подростка к здоровому образу жизни.
Здоровье – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к счастью человека. Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли. Что такое здоровый образ жизни для каждого из вас? Что значит для современного человека здоровый образ жизни?
Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. В центре внимания педагогов-исследователей, учителей практиков (Э.Я. Егорова, Е.Л. Мицан, А.Я. Найн,) на протяжении всего периода становления физической культуры и науки в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования у учащихся знаний, умений и навыков в области здорового образа жизни. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья современных детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Данное понятие « Здоровый образ жизни» рассматривается в нескольких смысловых значениях:
— формировать физическую культуру посредством овладения знаниями о здоровом образе.
— соотнести полученные знания к своему здоровью и к способам его укрепления.
— отношение людей к сохранению и укреплению здоровья.
Одни, любят жизнь, ведут здоровый образ жизни;
Другие , имея идеальные стартовые возможности, предаются лени, вредным привычкам, а то и вовсе совершают противоречащие здравой логике поступки;
Третьи , имея врожденные заболевания или увечья, прилагают огромные усилия, чтобы оставаться полезными членами семьи и общества и достигают в этом успеха;
Четвертые, живут, как бы влекомые течением жизни. И имея хорошие возможности для достижения успеха, уповают на всевозможные чудеса, так и не дождавшись которых, всю оставшуюся жизнь пеняют на свою судьбу.
В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми.
Развитие учения о здоровье человека показало тесную связь и содержательную близость понятий здоровье и образ жизни. Под образом жизни понимается устойчивый, сложившийся в определённых общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья и которая требует физического и духовного развития человека.
Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, созидал нацеленных на то, чтобы человек:
- созидал и творил, совершенствовал и преобразовывал мир;
- умел высокоэффективно и экономично учиться, трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
В настоящее время проблема популяризации здорового образа жизни, массовых занятий физической культурой и спортом является чрезвычайно актуальной. Обращаясь к категории здоровья человека, можно сказать, что это уникальное для каждой личности состояние.
Слово «здоровье» первоначально означало «целостность».
- По определению :“Здоровье это — состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или немощи”.
- Существует здоровье физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное, духовное и энергетическое.
Из чего складывается здоровый образ жизни:
* достаточная двигательная активность;
- закаливание;
- умеренное рациональное питание, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ;
- соблюдение режима дня – труда, отдыха;
- личная гигиена;
- грамотное экологическое поведение;
- умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
- сексуальное воспитание: профилактика заболеваний,
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- безопасное поведение;
- отношение к окружающим людям.
Мотивация здоровья и здорового образа жизни должна занимать центральное место в процессе обучения и воспитания подростков. Обращаясь к научным источникам, исследованиям В. И. Загвязинского, Б.П. Беспалько, Ю.М. Орлова и других учёных, мы обнаруживаем, что развитие мотивации к здоровому образу жизни актуализирует потребность обеспечивающую направленность личности на ведение здорового образа жизни. Под мотивацией здорового образа жизни подростков мы понимаем процесс, результатом которого является :
— осознание гармоничного сочетания физического и психического, духовного и телесного, — осознание необходимости соблюдения норм, правил поведения, необходимых для здорового образа жизни.
Это требует обеспечения определёнными условиями процесса развития мотивации к здоровому образу жизни подростка. В качестве таковых условий мы выделяем:
— первое условие — мониторинг положительного изменения функционального состояния здоровья в результате занятий физической культурой и вследствие этого развитие мотивации подростков к здоровому образу жизни — медицинские обследования (специальные исследования сердечно – сосудистых изменений, дыхательных функций );
— второе условие – дифференцированный и индивидуальный подход в организации занятий физической культурой, что подразумевает:
а) учет половых и возрастных особенностей;
б) учет уровня состояния здоровья подростков;
в) введение различных методов актуализации мотивации к здоровому образу жизни подростков;
— третье условие – создание среды, раскрывающей ценности здоровья и здорового образа жизни, в которой предусматривается формирование необходимой базы знаний о здоровом образе жизни, о ценностях здоровья.
Основными средствами обеспечения процесса развития мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания подростка я выделяю:
— на примере выдающихся спортсменов, которых можно проследить волевые проявления личности в сохранении здоровья и ведения здорового образа жизни;
— просвещение подростков в области здорового образа жизни;
— введение нетрадиционных методов в структуру урока физической культуры ;
— природа и природные объекты, которые обусловливают не только целевое влияние на организм человека, но и формирование «хотений» быть здоровым самому и способствовать здоровью всего живого.
Этому принципу гласят русские народные пословицы:
- Здоровье – всему голова.
- Здоровая душа в здоровом теле.
- Здоровье не купишь — его разум дарит.
- Наше здоровье в наших руках.
- Здоровью цены нет.
- Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
- Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
- Здоровому все здорово.
- Здоров буду — и денег добуду.
Форма организации процесса развития мотивации подростков к здоровому образу жизни средствами физической культуры сопрягаются с традиционными и включают: лекции о здоровье, беседы о спорте, диспуты и дискуссии, занятия на природе, туристические походы, маршруты по тропе здоровья, упражнения, динамические часы, уроки – конференции, тематические вечера.
Организуя деятельность по развитию мотивации к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания средствами физической культуры я учитывал то, что здоровье подростка следует понимать и определять как один из важнейших ресурсов для достижения благосостояния и удовлетворения потребностей. Поэтому неизбежным становится выбор путей и средств обеспечения данного процесса конкретными оздоровительными мероприятиями. Поэтому, в школе, где я работаю более 33 лет, стало традицией проводить спортивно – массовые мероприятия среди учащихся и педагогов, спортивные праздники: неделя спорта, «А ну-ка, девушки», «А ну-ка, парни», «Папа, мама и я — спортивная семья», весёлые старты, смотр строя и песни, туристический слёт, волейбольные встречи и многое др. Занятия на свежем воздухе сочетаются с созданием эмоционально – положительного фона, благотворно влияющего на эмоционально – психическую сферу, динамические часы, обеспечивающие двигательную активность между уроками, гимнастика до уроков и прочее.
Результаты наблюдений, исследований и обработки диагностических процедур показали, что в ходе организации нашей работы уменьшилось число подростков с низким уровнем мотивации к здоровому образу жизни на 40% ,на 43,9% увеличилось количество подростков, имеющих средний уровень мотивации к здоровому образу жизни.
Таким образом, развитие физической культуры и спорта является одним из наиболее важных факторов формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни. Кроме того, спорт является важным фактором преодоления противоположных тенденций, т.е. склонностей подростков и молодежи к наркомании, алкоголизму и другим проявлениям нездорового образа жизни. И это вселяет определенный оптимизм и надежду на то, что здоровье современных детей и следующих поколений станет более устойчивым.
Источник
Опыт работы «Создание положительной мотивации для формирования ЗОЖ детей»
Виктория Гарян
Опыт работы «Создание положительной мотивации для формирования ЗОЖ детей»
Раменский муниципальный район
МДОУ Детский сад комбинированного вида №58
Доклад к педсовету на тему:
«Создание положительной мотивации для ЗОЖ детей»
Воспитатель Гарян В. О.
2017-2018 уч. год
О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Здоровый образ жизни — один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на ЗОЖ.
Мы понимаем под мотивами здорового образа жизни целостную систему осознанных побуждений, и направляющих проявления личности (нравственные, духовные, физические) в различных сферах жизнедеятельности с позиций ценностей своего здоровья. Понимание, сущность мотивации здорового образа жизни требует осмысления такой базисной категории, как «здоровый образ жизни».
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.
Чтобы активно влиять на позицию ребёнка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальны) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье-состояние организма человека, индивидуального развития.
2. Физическое здоровье-уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое развитие – состояние психической сферы.
4. Нравственное здоровье- установка мотивов поведения человека.
Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу. Поэтому в работе с детьми важно помнить и соблюдать заповеди, сформулированные гениальным русским режиссером К. С.Станиславским: «трудное надо сделать привычным, а привычное — легким и приятным».
Старший дошкольный возраст – подготовка к этапу осознания и эмоционально-оценочного отношения к своему здоровью, время формирования представлений о факторах, влияющих на здоровье человека; формирования установки на здоровый образ жизни.
Целью нашей работы по формированиюздорового образа жизни было:
Создание положительной мотивации для формирования здорового образа жизни.
-Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
— формирование у воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
— Воспитание культурно- гигиенических навыков;
-Способствовать накоплению знаний о факторах, влияющих на здоровье человека.
— Способствовать формированию представлений о душевной красоте и душевном здоровье человека;
С целью оздоровления и укрепления здоровья воспитанников в группе проводится оздоровительная работав соответствии с программами:
Комплексная «Радуга» Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под рук Т. Н. Дороновой
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, «Здоровье» В. Г. Алямовская
Воспитательная работапо ЗОЖ осуществляется в следующих разделах познавательного развития:
1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.
2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие, здоровья ребенка.
3. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
4. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.
5. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
Т. Б. Филичева, Г. Б. Чиркина
Осуществляется многоплановая работа по проведению профилактических мероприятий, способствующих снижению заболеваемости детей:
-Закаливающее мероприятие «Контрастные ножные ванны»
— специальные корригирующие упражнения
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на:
— На возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
— Вариативности методов и форм обучения;
— Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
— Использование наглядности и различных форм представления информации;
— Создание эмоционально благополучной атмосферы.
Реализуется индивидуальный подход на основе диагностики физического развития и журнала здоровья, который включает основные показатели состояния здоровья ребенка.
В группе сложился системный подход к организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми.
Здоровьесберегающие технологии обучения основаны на:
— На возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
— Вариативности методов и форм обучения;
— Оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
— Использование наглядности и различных форм представления информации;
— Создание эмоционально благополучной атмосферы.
В своей работе используем пособие Шарыгиной Т. А. «Беседы о здоровье», где учили детей заботиться о своем здоровье, воспитываем у детей стремление быть здоровыми. В работе, с детьми мы стараемся формировать навыки личной гигиены, тщательно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после прогулки, знать и называть части тела. Для усвоения гигиенических навыков использовала дидактические игры как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Большое внимание в работе с детьми уделяли формированию навыков самообслуживания. Рассматривая одежду, объясняем, для чего надеваем носки, колготки, шарф, шапку, варежки. Все эти беседы помогают обогатить знания детей, словарь, развивают знание беречь свое тело.
1) «Откуда берутся болезни» — целью этой беседы было сформировать представления о здоровье, болезнях, микробах, сообщала элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней, научить заботиться о своем здоровье.
2) «Чтобы кожа была здоровой», следить за ее чистотой, где знакомила со строением кожи, закрепляли правила ухода за кожей. Даём детям элементарные сведения о своём организме, формируем у детей навыки личной гигиены (ухаживать за волосами, зубами, кожей). Учим видеть красоту и пользу в чистоте и опрятности,через беседы: «Личная гигиена», «Чистота и здоровье», «Чтобы быть здоровым» и др.
3) «Для чего нужна зарядка» — где приобщали детей к регулярным занятиям физкультурой. Так же в своей работешироко используем обучающие презентации: «Я и моё тело», «Мы разные люди», «Глаза», «Правила личной гигиены», «Удивительные превращения пищи» и др.
Беседуя с детьми, обращала внимание на то, как важно беречь свое здоровье, заботиться о нем, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
Также учили быть осторожными при контакте с незнакомыми людьми, с бездомными животными, обучали основным правилам безопасного поведения на улицах.
Читали сказки «Заюшкина избушка», «Кот, петух, лиса». Эти сказки использовали, чтобы помочь детям понять, как нужно вести себя дома, общаться с чужими людьми, сохранить свою безопасность. Прочитав сказку «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и анализируя содержание сказки с детьми старались помочь понять, почему же так случилось с мышонком, что он попал в беду?. Большое внимание уделяем закаливанию детей «Контрастные ножные ванны».Провела занятие: «Мое тело», «Чудо — вода», «Где прячется здоровье?».
Выясняли какие продукты полезные, т. к. полезные продукты помогают организму расти, питают его витаминами.Провела игры: «Что мы едим на завтрак, обед, ужин?», «Кто что любит». Через игры, беседы даю знания о полезной пище, «Экскурсия в продовольственный магазин», создания панно вместе с детьми. Большое внимание уделяем индивидуальной работе с детьми на прогулке. Отдаём предпочтение подвижным играм, которые способствуют тренировке носового дыхания, улучшению дыхания в целом. В этих целях мы используем такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Ваньки –встаньки», «Лети пёрышко», «Ушки», «Кошка», «Обними плечи», повороты.
Все усилия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, не имеют ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей. Совместную работу с семьёй строим на следующих принципах: единство, систематичность, индивидуальный подход, взаимное доверие. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, проводили работу с родителями: беседы групповые и индивидуальные. Совместно с родителями провели родительское собрание на котором был поднят вопрос по ЗОЖ. Выставлялись для родителей папки – передвижки по теме «Здоровье».
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки ЗОЖ. У детей появляется стойкая мотивация на здоровый образ жизни, происходит осознание ими ответственности за своё здоровье, даёт результаты по снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.
Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.
Опыт работы «Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы» Фролова Татьяна Борисовна старший воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Светлячок» г. Семёнов ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.
Опыт работы «Создание детского объединения дошкольников» Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.
Опыт работы по формированию ЗОЖ Идея создания волонтерского движения возникла не случайно. По моему мнению, волонтерское движение является одним из эффективных и перспективных.
Опыт работы «Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей» Опыт работы по теме «Игра на детских музыкальных инструментах как средство формирования основ музыкальной культуры детей подготовительной.
Презентация психолого-педагогической технологии развития положительной мотивации к обучению в школе у старших дошкольников Вопросом изучения мотивации к обучению в школе у старших дошкольников занимались многие педагоги и психологи. Но все они в разное время.
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов» Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.
Создание в ДОУ условий для формирования основ физического воспитания и ЗОЖ у детей дошкольного возраста Педагогический совет Создание условий в ДОУ,направленных на формирование основ физического воспитания и здорового образа жизни у детей дошкольного.
Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.
Занятие «Игры для формирования мотивации к здоровому образу жизни у младших дошкольников» Разработала и провела воспитатель I квалификационной категории Пинчук С. В. ЦЕЛЬ:Создание педагогических условий на формирование З. О. Ж. ЗАДАЧИ:.
Источник