Будь зубастым
Для многих из нас самый страшный врач — стоматолог. Поэтому стараемся оттянуть встречу с ним до последнего. Ну а потом расплачиваемся — теряем практически здоровые зубы. И так до тех пор, пока все не выпадут и болеть будет нечему. А между тем состояние зубов и просто их наличие во многом определяют качество жизни человека. О том, как сохранить зубы целыми и невредимыми, корреспонденту ЗОЖ Александру Игнатьеву рассказал главный стоматолог Минздрава РФ, президент Стоматологической ассоциации России, академик РАМН, профессор Валерий Константинович Леонтьев.
Если глаза лезут на лоб
Пожалуй, ни одно из заболеваний не имеет такого количества народных рецептов для лечения, как зубы. Но, к сожалению, без профессиональной помощи исцелить, скажем, кариес какими бы то ни было народными средствами невозможно. Они лишь могут стать дополнением к профессиональному лечению. Тем не менее, когда от зубной боли хочется побегать по потолку, а до ближайшего стоматолога — три дня на оленях, временно помогают проверенные веками средства.
Очистите зубчик чеснока, разрежьте его вдоль, половинку приложите срезом к десне в том месте, где болит зуб, на 1-2 минуты. Фитонциды чеснока помимо бактерицидного окажут еще и местное анестезическое воздействие. Жечь будет неимоверно, возможно, даже слезет верхний слой слизистой, но не пугайтесь, она очень быстро восстановится.
Смочите ватку в коньяке, водке и приложите к больному зубу на 5-10 минут.
Можно полоскать больной зуб насыщенным раствором соли, которая подавляет микробы.
Неплохо справятся с зубной болью обезболивающие средства (подойдут баралгин, нурофен).
Грелку прикладывать не надо, тепло способствует ранению воспаления. А уж если распухнет щека, то нужно немедленно ехать к стоматологу, иначе воспаление может перекинуться на другие органы — мозг, шею и так далее. От стоматологических заболеваний в России ежегодно умирает до 300 человек. Прежде всего из-за боязни идти к врачу.
Но даже если боль отпустит, лечить зубы надо обязательно, так как их состояние во многом определяет качество жизни человека.
При заболевании десен и зубов появляется неприятный запах изо рта. Если у человека плохие протезы или недостает зубов, нарушается процесс самоочищения полости рта. Человек очень долго жует, брызжет слюной, изо рта выпадает пища. Более того, трудно выговорить определенные слова и предложения. А это очень важно для людей, которым много приходится общаться, — педагогов, врачей.
В здоровых деснах — здоровые зубы!
Чтобы не было проблем с зубами, одержать победу над кариесом, как утверждает реклама, недостаточно: надо, чтобы не только зубы, но и десны были здоровыми! Пародонтит (воспаление десен) может развиться уже в 20-летнем возрасте, а после 50 лет от него вообще никто не застрахован! По статистике, от этой напасти страдает 90% населения. При этой болезни шейки зубов оголяются, начинают отставать от десен, зубы расшатываются и выпадают. И не только больные, но и совершенно здоровые. Да ко всему прочему еще этот дурной запах изо рта.
Зуб (наверняка вы это замечали) имеет определенную подвижность, потому что связан с костной тканью не намертво, а держится при помощи специальной связки. Именно благодаря этому зуб нормально функционирует и может адаптироваться к изменениям нагрузки при жевании пищи. Но в результате воздействия микробов десны воспаляются, связка разрушается, и зуб выпадает. В принципе, микробы живут во рту у всех людей. Беда не в самих микробах, а в их количестве. Поэтому суть профилактики и лечения зубов сводится к уменьшению колонии микробов во рту.
Да здравствует рот без забот!
Профилактика заболеваний зубов очень проста: не забывайте их чистить два раза в день — утром и вечером, а после еды полощите рот. Этого правила в той или иной мере придерживаются, наверное, все. Но вот хорошо ли вы чистите зубы? Есть специальные недорогие таблетки «Динал», которые попробуйте пожевать после чистки зубов. Если увидите на зубах окрашенные участки, это и будет тот налет, который не вычистили. Значит, процедуру нужно повторить. Пользуйтесь пастами, содержащими фтор, который служит ядом для микробов.
Не стоит без причины приобретать пасты, в состав которых входят дезинфицирующие вещества: гексометазон или триклозан (такие пасты — лечебные; назначать их должен врач), так как при долгом применении они вызывают дисбактериоз полости рта.
Если ротовая полость в порядке, годятся, в принципе, любые пасты (кроме вышеперечисленных). Но если появляются хоть малейшие признаки воспаления десен, переходите на специальные пасты («Пародонтол», «Пародонтакс», «Лесной бальзам»).
Очень важный момент: сладкое блюдо не должно быть последним во время приема пищи, особенно перед сном. Съели кусок торта — почистите зубы. Если нарушили это правило, что бывает совершенно естественно, прополощите рот или съешьте что-то твердое, например, яблоко.
Очистительный поток слюны тоже важен для здоровья десен и зубов. Если возникает сухость во рту, пейте в течение дня воду, зеленый чай. Полезно жевать семена петрушки или укропа, которые благотворно действуют на слюноотделение.
При некоторых формах пародонтита по согласованию с врачом советую делать массаж десен. Немного зубной пасты или оливкового масла нанесите на подушечку указательного пальца и промассируйте всю поверхность десен.
Некоторые упражнения для лицевых мускулов усилят циркуляцию крови в мышцах лица. Например, надуйте щеки и сделайте 10-20 глубоких вдохов и выдохов через нос. Широко раскройте рот и высуньте язык насколько можете. Сделайте так 5-10 раз. Подергайте пальцами нос вперед-назад.
К сожалению, из рациона современного человека стали исчезать такие полезные для десен овощи, как брюква и репа, даже морковь в сыром, не тертом, виде употребляется нынче редко. Смело бросьте вызов этой нездоровой тенденции — при каждом удобном случае жуйте грубую и твердую растительную пищу, с аппетитом грызите яблоки, лучше всего — антоновку.
Под визг и скрежет бормашины.
Мы уже сейчас имеем такую стоматологию, которая позволяет лечить зубы без боли. А всего-то нужно сделать укол в десну (ампула стоит около 30 рублей). Стоматолог просто обязан лечить пациентов без страданий.
Кстати, собираясь нанести визит зубному врачу, постарайтесь придерживаться нескольких правил:
• В день посещения стоматолога не ешьте пряностей и копченостей.
• За несколько часов до часа «икс» встречи почистите зубы обычной пастой (например «Невская косметика») без ароматических добавок.
• Если вы курите, воздержитесь от сигарет хотя бы за 2 часа до осмотра.
• Перед тем как зайти в кабинет, не жуйте жевательную резинку. Опытный стоматолог уже по запаху изо рта сможет оценить состояние ротовой полости и зубов.
• Дамам не стоит пользоваться косметикой (особенно губной помадой).
Граждане, будьте великодушны, уважайте труд стоматологов. К 45 годам большинство из них теряют свое здоровье, и в первую очередь зрение, затем страдает дыхательная система, так как каждый день врач общается примерно с 20 пациентами, и у каждого своя микрофлора рта. От неудобной позы у стоматолога появляются болезни позвоночника.
А в народе до сих пор бытует шутка: «Это как же надо не любить людей, чтобы пойти в стоматологи!».
Рецепты от наших читателей
Наш читатель из Хабаровского края А. Реверз в своём письме «Как я спас зубы» в ЗОЖ (№17 за 2004 год) рассказал, как ему удается сохранять оставшиеся зубы.
С 1970 года — мне было тогда 44 года — у меня начали болеть десны. Кровоточили. Начал лечить их у зубных врачей. Времени тратил много, а улучшения — никакого. Постепенно зубы расшатывались, и их приходилось выдергивать один за другим.
К 1995 году осталось у меня всего 4 зуба — 2 сверху и 2 снизу, а между зубами — мосты. Мне сделали протезы, и эти 4 зуба держали протезы. Но вот наконец заболели и эти 4 зуба. Нижние — еще можно было терпеть, а верхние так сильно, что просто невмоготу. Надо идти к зубному, снять мосты и выдернуть зубы. Но дальше-то что?! Ужас!
И решил я попробовать. Взял мелкую соль «Экстра», хорошо натер зубной щеткой с солью все десны, чистыми руками сделал массаж десен — верхние десны сверху вниз, а нижние — снизу вверх, как бы отдаивал, так, чтобы вышла сукровица из десен. Хорошо помассировал. Затем развел 2 таблетки гидроперита (Н2О2 между прочим. — Ред.) на полстакана воды и полоскал рот минут 40.
На другой день зубы еще болели, но уже меньше. Я повторил процедуры. И на третий день все было уже отлично! Если бы я этот способ знал раньше, хотя бы в 1970-м! Но зато теперь — как только немного начинают болеть зубы, я сразу же проделываю эти три процедуры:
1. Чищу десны мелкой солью или крепким соленым раствором;
2. Делаю массаж десен, чтобы вышла сукровица; 3. Делаю (заранее) раствор: 2 таблетки гидроперита на 1/2 стакана воды и полощу рот не менее 20 минут.
Антонина Толстенко поделилась в ЗОЖ (№2 за 1997 год) своим опытом применения рецепта Бориса Болотова, как бороться с зубной болью.
Нужно полоскать рот смесью двух водочных настоек: корней аира и прополиса. Для их приготовления на 0,5 л водки нужно 0,5 стакана корней аира. Настойку прополиса готовить так: в четверть стакана водки бросьте 10 г прополиса в виде мелких стружек. Все тщательно перемешайте. Обе настойки хранятся отдельно и смешиваются только при употреблении: 1 ст. ложку настойки аира и 10-20 капель настойки прополиса смешайте и полощите рот 1-3 минуты, а потом выплюньте.
Юлия Исаева рассказала в ЗОЖ (№24 за 2002 год), что у ее сослуживца опухали и кровоточили десны. Его мать посоветовала ему жевать подорожник, когда захочется, но не менее трех раз в день. Жвачку нужно было не глотать, а выплевывать. Дня через три у сослуживца перестали шататься зубы, а десны кровоточить. Он был так рад, что все рассказал о своем исцелении.
Читательница Р.Ф. Болтовская сообщила в ЗОЖ (№2 за 1999 год), что у нее «смолоду все зубы целы, потому что всю жизнь ест прокрученный на мясорубке хрен с помидорами и делает аппликации на зубы из этой кашицы».
Источник
Конспект занятия по ЗОЖ «Как мы содержим зубы в чистоте»
Светлана Исмаилова
Конспект занятия по ЗОЖ «Как мы содержим зубы в чистоте»
Как мы содержим зубы в чистоте.
(ознакомление с окружающим миром – занятие с детьми 3-4 лет.)
-научить детей правильно ухаживать за зубами. Объяснить, почему необходимо беречь зубы с детства.
-формировать умение отвечать на вопросы.
-закреплять правильное произношение звука «О».
Материал: игрушки – кукла Катя с перевязанной платком щекой, кукла Маша, кукла Айболит, телефон, зубная щетка, зубная паста,мыло, полотенце, тазик с водой,стакан.
Ход занятия.
Малыши сидят на коврике.Воспитатель приносить с собой куклу Машу и обращается к детям:
-Ребята к нам в гости сегодня захотели прийти две подружки – Маша и Катя. Маша уже здесь, а кукла Катя что- то задерживается. Интересно, что же произошло? Может быть, она заболела? (обращается к кукле Маше.)
Маша. Не знаю, мы были вчера в гостях. Катя было совсем здоровым, даже съела три банки варенья да банку меда, много конфет да ещё пакет орехов.
Воспитатель (удивленно.) Так много сладкого? И все это она одно съела? И, конечно же, орехи она разгрызла зубами?
Тут появляется Катя с перевязанной щекой.
Воспитатель (обращается к детям.) Как вы думайте, что же произошло с Катей?
Выслушав предположения детей,воспитатель обращается к кукле Кате с вопросом:
— Что с тобой случилось? Почему у тебя перевязана щека?
Кукла Катя рассказывает, что она было в гостях и там съела очень много сладкого, а потом стала зубами разгрызать орехи и сломала себе зуб и распухла щека.
Воспитатель. Ребята, как вы считайте, можно есть так много конфет, и грызть зубами орехи? (ответы детей.)
Воспитатель (Кате.) А ты на ночь зубы почистила?
Катя. Вот ещё, стану я свою зубки мучить и какой-то колючей щеткой в рот лазить, она же невкусная.
Воспитатель с удивлением обращается к малышам:
-Так она, оказывается, думает, что щетку надо есть.
Ребята, а вы знайте, зачем нужна зубная щетка (ответы детей.)
Воспитатель. Да ребята, зубы надо беречь с детства, их нужна утром и вечером чистить зубной щеткой и пастой, а после еды полоскать рот теплой водой, и ни в коем случае нельзя есть много конфет и разгрызать орехи зубами. Для наших зубов очень полезно есть морковку, капусту и яблоки.
Вот посмотрите, какие красивые белые зубки у Маши! Маша бережет свои зубки и поэтому они у него такие здоровые.
(Маша «берет» зубную щетку и «чистит зубы».)
Воспитатель предлагает двум-трем ребятам почистить зубы вместе с Машей.
Катя (плачет).О-O-O-O, я больше не буду так делать, буду чистить зубу, но сейчас-то что мне делать? Помогите!
Воспитатель. Ребята, нам надо помочь Кате. Давайте позовем доктора Айболита, он полечить Кате зубы.
Катя (испуганно). Ой-ой-ой, не надо, боюсь!
Дети и воспитательница уговаривают Катю, убеждают, что это не очень больно, что надо потерпеть. Катя соглашается. Воспитатель звонить по телефону и вызывает доктора Айболита.
Появляется доктор Айболит.Он спрашивает: «Что случилось? Кто меня вызвал? Где больной?»
Воспитатель предлагает кому – то из детей рассказать доктору, что случилось с Катей.
Следует инсценировка: доктор Айболит лечить Кате зубы,предварительно вымыв руки. Все благодарят доктора.
Воспитатель. Вот и вылечил Айболит зубы нашей Кате.
Катя. Спасибо вам, ребята, спасибо, доктор Айболит, теперь я буду беречь свои зубы, чистить их и полоскать рот. До свидания, ребята, нам пора домой.
(Дети прощаются с куклами.)
Воспитатель. Как плакала Катя, когда у нее болели зубки? (О-о-о)
— А кто помог ей? (Доктор Айболит)
-Что мы научили Катю делать? (Чистить зубы.)
-А почему у Маши зубы красивые и белые? (Она их бережет и чистит.)
-Вы хотите иметь такие же красивые и белые зубки, как у Маши?
Воспитатель. Тогда надо ухаживать за ними, как это делает Маша.
Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Как сохранить зубы здоровыми». Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе «Как сохранить зубы здоровыми». Выполнила Михеева Татьяна Константиновна.
Конспект занятия «Наши зубы» Цель: Продолжить знакомить с правилами личной гигиены; Формировать у детей биологический смысл гигиенических мероприятий по уходу за зубами.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Здоровые зубы» Цели: Развивать навыки звукового анализа слова, литературно-художественный вкус, способность понимать жанровую принадлежность произведения,.
Конспект занятия по валеологии «Крепкие, крепкие зубы» (в средней группе) Программное содержание: дать детям знания о том,какую роль играют зубы в жизни человека; рассказать детям об особенностях строения зуба.
Конспект занятия по ЗОЖ «Витаминный кисель» Задачи: • Формировать у детей представления о киселе, как о полезном продукте приносящим пользу организму. • Развивать познавательный.
Конспект занятия в средней группе «Чтобы зубы не болели, не болели никогда» воспитатель Москвитина Светлана Аатольевна Конспект занятия в средней группе «Чтобы зубы не болели – не болели ни когда» Задачи: Образовательные:.
Консультация для родителей по ЗОЖ «Детские зубы — взрослые проблемы» «Детские зубы – взрослые проблемы» (Консультация для родителей по ЗОЖ) Цель: повысить уровень педагогической компетенции родителей по.
Методическая разработка образовательной деятельности Зубы белые нужны, зубы крепкие важны Возраст детей Дети 5-6 лет старшая группа Форма проведения ОД Игра – путешествие Приоритетные образовательные области «Познавательное развитие»,.
Экологическая сказка «Сохраним море в чистоте» — фотоотчет В детском саду №3 «Ручеек» состоялось районное методическое объединение на котором коллегам была показана музыкальная сказка на экологическую.
Занятие-беседа по ЗОЖ «Береги зубы» Занятие – беседа: «Береги зубы зубы». Беседа по теме. Загадка: «Полон хлевец белых овец». (Зубы.) — Как зубы помогают переваривать пищу?.
Источник