23.03.2021г. Перечень художественных произведений для чтения детям по формированию представлений о ЗОЖ
материал
Рекомендуемая перечень художественных произведений для чтения детям по формированию представлений о здоровом образе жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_detyam_po_zozh.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРЕЧЕНЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
- Барто А. Девочка чумазая.-М.1953.
- Барто А. Я расту, Мы с Тамарой санитары //Любимые страницы.- Смоленск, 1999.
- Волков А. Волшебник Изумрудного города: Сказка (отрывки). — М., 1992.
- Маршак С. О мальчиках и девочках, Робин-Бобин // Плывёт, плывёт кораблик. — М., 1990.
- Михалков С. Прививка, Тридцать шесть и пять, Не спать, Грипп // Я тоже маленьким: Стихи. – М., 1980.
- Мошковская Э. Нос, умойся // Дождик вышел погулять. – М., 1963.
- Носов Н. Приключения Незнайки и его друзей: Роман-сказка ( отрывки ). – М., 1988.
- Стременьова И. Я – человек, ты – человек. – М., 1991.
- Толстой Л. Старый дед и внучек: Басня // Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В.И. Логиновой. – М., 1990.
- Чуковский К. Мойдодыр // Сказки. – М.,1984.
О ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
- Александрова З. В зимнем бассейне, Лыжная прогулка // День начинается с чудес. М., 1975.
- Барто А. Зарядка // Твои стихи. – М., 1976. – Т. 1.
- Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка // Уронили мишку на пол… — М., 1997.
- Берестов В. Как я плавать научился // Что всего милее. – М., 1974.
- Берестов В. Ходули, Мяч // Читалочка: Стихи. – М., 1988.
- Галиев Ш. Заяц на физзарядке // Огурцы в тюбетейках.- М., 1974.
- Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка. – М., 1990.
- Михалков С. Весёлый турист // Собр. соч. в 3-х т. Стихи и сказки.- М., 1970. – Т. 1.
- Слоников А. Я футболист // Маленький сборник добрых стихов. – М., 2002.
- Суслов В. Про Юру и физкультуру // Весёлый звонок. – Л., 1977.
О ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ
- Аким Я. Мыло // Разноцветные дома: Стихи. – М., 1989.
- Благинина Е. Банька // Журавушка: Стихи. – М., 1973.
- Зазнобина Л., Ковенько Л. Моя первая книжка о превращениях в природе. – М., 1996.
- Коростылёв В. Королева Зубная щётка. М., 2000.
- Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо? // Детям: Стихи.- М., 1978.
О РЕЖИМЕ ДНЯ И УМЕНИИ ЦЕНИТЬ ВРЕМЯ
- Барто А. На прогулку // Твои стихи. – М., 1960.
- Дриз О. Тихий час // Моя песенка. – М., 1978.
- Маршак С. Не опоздай! // Дом, который построил Джек. – М., 1967.
- Маршак С. Рано в кровать! // Плывёт, плывёт кораблик! – М., 1973.
- Мошковская Э. Песенка моих часов // Весёлый ветер. М., 1975.
О ТОМ, КАК НАДО ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ;
О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ И ВИТАМИНАХ
- Галиев Ш. Витаминные буквы, Находка с загадкой // Огурцы в тюбетейках. – М., 1974.
- Кончаловская Н. Про овощи // М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева. Разговор о правильном питании. – Л., 2000.
- Михалков С. Про девочку, которая плохо кушала // Настоящие друзья. – М., 1981.
- Тувим Ю. Овощи // С.В. Михалков. Собр. соч. в 3-х т. Стихи и сказки. М., 1970. – Т. 1.
О ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЯХ
- Барто А. Володя болен // Стихи детям. – М., 1976. – Т. 2.
- Коростелёв Н. 50 уроков здоровья: Рассказы. – М., 1991.
- Михалков С. Грипп // Весёлый день. – М., 1979.
- Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница // Дом построили для всех. – М., 1970.
- Берестов В. Доктор Лебедев // Жаворонок. – М., 1978.
- Маршак С. Ледяной остров // Рассказы в стихах. – М., 1978.
- Мошковская Э. Пускай они скучают // Весёлый ветер. – М., 1975.
Источник
Картотека художественной литературы для старших дошкольников на тему :» Здоровый образ жизни.»
Содержимое публикации
Картотека детской художественной литературы по теме: «Здоровый образ жизни» для старших дошкольников.
Составила: воспитатель- Шилкина Н.Л. МКДОУ №9
О физкультуре и спорте
А. Бах «Надо спортом заниматься»
А. Барто «Зарядка» Заходер Б. Гимнастика для головастика: Сказка.
Е. Канн «Наша зарядка»
Э. Керра «О пользе спорта и физкультуры»
А. Павлова «Весёлая зарядка»
В. Суслова «Про Юру и физкультуру»
М. Витковская «О том, как мальчуган здоровье
О. Высотская «Волны»
С. Михалков «Про мимозу»
В. Лебедев –Кумач «Закаляйся»
З. Александрова «Большая ложка»
Е. Благина «Про малину»
В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»
А. Кардашова «За ужином»
С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»
Н. Носов «Мишкина каша»
Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском
П. Воронько «Спать пора»
Н. Лоткин «Тихий час»
С. Михалков «Не спать»
С. Маршак «Дремота и зевота»
С. Волков «Руки могут всё достать» «Для чего всем людям уши?» «Зачем нам рот»
М. Ефремов «Тело человека»
И. Ильина «Про всё»
Н. Кнушевицская «Руки» «Ноги» «Глаза» «Охрана зрения» «Нос» «Кожа»
Р. Коренек «Мишка»
Н. «Ребятишкам про глаза»
А .Барто «Девочка чумазая»
Г. Голова «Заморашка»
А. Кузнецова «Кто умеет?»
В. Коростылёв «Королева зубная щётка»
Н. Найдёнова «Наши полотенца»
Ю. Тувим «Письмо к детям по одному важному делу»
К. Чуковский «Мойдодыр» «Федорено горе»
М. Яснов «Я мою руки»
Т. Варламова «Мой день»
С. Олексяк «Распорядок дня»
Э. Успенский «Зарядка»
О болезнях их лечении и профилактике
К . Авдеенко «Дятел-стоматолог»
Р. Кудашева «Петушок»
И. Карнацкий «Постельный режим» А. Крылова «Заболел петух ангиной»
Г. Лебедева «Скороя помощь»
С.Михалков «Прививка», «Как медведь трубку
нашёл», «Грипп», «Ангина», « Тридцать шесть и пять».
Л. Огурцова «Я простужен»
Н. Пинкулева «Баба Ёжка врачу позвонила»
Н. Рубцов «Болеть не интересно»
Е. Упенский «Детский врач»
М. Богданова «Костёр»
Б .Житков «Пожар в море»
А. Иванов «Как не разлучные друзья дорогу переходили»
М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»
С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Шагая
осторожно…», «Как девочка Таня загорала».
С. Маршак «Светафор» «Кошкин дом»
В. Семерин «Запрещается – разрешается»
И. Серяков «Горят огни на перекрёстках»
О.Тарутин «Для чего нам светофор»
В. Тунников «Спички»
Г. Шалаева « Не ешь незнакомые ягоды в лесу», Большая книга правил поведения для воспитанных детей.- М.:»Эскимо»,2005
«Не ходи по льду водоёма»
Т. Шорыгина «Волшебный мяч»
Всероссийская интеллектуальная викторина «МИР НАСЕКОМЫХ »
Всероссийский конкурс эссе, презентаций и исследовательских работ к Дню России «Край родной: известный и неизвестный »
Международный творческий конкурс для педагогов «ЛЕТНЯЯ МАСТЕРСКАЯ — 2021 »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Источник
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.
Ольга Атаманенко
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.
Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей старшего дошкольного возраста:
• «Здоровье и болезь»:
А. Акулин «Людоеды»,
В. Бондаренко «Где здоровье медвежье»,
В. Беспалов «Голубая льдинка»,
С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?»
• «Движение и здоровье»:
стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильина, Л. Мезинова, С. Пркофьевой, Г. Сапгира;
рассказы Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика»,
В. Голявкина «Про Вовкину тренировку»,
С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?»
• «Полезная и вредная пища»:
стихотворения Ю. Тувима, Э. Мошковской, Г. Сапгира, С. Прокофьевой, Л. Мезинова, Ф. Алхазовой и др. ;
рассказы Н. Коростылева, С. Козлова;
рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!»;
А. Иванова «Как Хома зимой купался»;
стихотворения С. Эйдлина, В. Семенова, П. Брешенкова;
стихотворения Э. Мошковской, Я. Акима, М. Газиева, Р. Куликовой, Н. Кондратьева, Е. Благининой, Г. Ладонщикова и др. ;
рассказы Н. Коростелева, Э. Успенского, С. Афонькина;
• «Режим и здоровье»:
стихотворения Г. Ладонщикова, Р. Гейдера, Г. Граубина, С. Маршака, О. Дриза, В. Левина;
• «Спорт и здоровье»:
стихотворения Е. Ильина, Ю. Разумовского, В. Берестова, А. Говорова, З. Александровой;
рассказы В. Голявкина, М. Кривич и О. Ольгина.
Рекомедуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизниу детей младшего и среднего дошкольного возраста:
В. Приходько «Вот когда я взрослым стану…»
Потешка «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком»
И. Демьянов «Замарашка»
А. Кондратьев «Зеркало»
Э. Мошковская «Уши», «Нос умойся»
И. Токмакова «Гном»
Р. Куликова «Мыло»
Э. Фарджен «Мыльные пузыри»
С. Капутикян «Хлюп-хлюп»
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»
С. Погореловский «Про глазки-глазенки, про глаза-глазища»
Я. Бжехва «Муха-чистюха»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Е. Благинина «Аленушка»
Г. Лагздынь «Лапки»
Г. Лагздынь «Куклу кормили?», «Просто объеденье!»
О. Дриз «Ну и каша!»
Э. Мошковская «Маша и каша»
С. Капутикян «Кто скорее допьет?»
Потешка «Ножками потопали», «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Жили были сто ребят», «На столе салфетки», «У нас много ребят», «Пять проворных пальчиков»
А. Прокофьев «Вечером»
И. Токмакова «Ай-да суп!»
Тим Собакин «О пользе овсяной каши»
Р. Сеф «О той, у которой много глаз», «Сахар»
Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде…», «Пирожок»
С. Погореловский «Хлебушко»
Н. Кончаловская «Показал садовод, нам такой огород»
В. Лунин «Кто с чем дружит»
З. Александрова «Вкусная каша»
Потешки «Уж я косу заплету», «Где мой пальчик?», «Мне уже четыре года», «Завяжу потуже шарф», «Наша Маша маленькая», «Дождик, дождик, кап, кап, кап», «Этот пальчик хочет спать», «Вот они сапожки»
В. Бардадым «Вот как Галю одевали»
Г. Лагздынь «Одевали малыша»
С. Капутикян «Пожалейте нас!»
Э. Успенский «Мальчик стричься не желает»
Э. Мошковская «Митя и рубашка»
Е. Благиниа «Как у нашей Ирки»
Х. Беллок «Носорог»
А. Кондратьев «Зеркало»
З. Александрова «Катя в яслях», «Мой мишка»
Н. Павлова «Чьи башмачки?»
•Бережное отношение к вещам и игрушкам:
К. Жанэ «Братишка»
А. Шибаев «Подружки»
И. Муравейка «Я сама!»
М. Александрова «Что взяла – клади на место!»
А. Барто «Лошадка»
Е. Благинина «Приходите, поглядите»
Н. Глазкова «Танечка-хозяйка», Мальчик Петя»
И. Токмакова «Тихо-тихо»
Й. Кайнар «Доброй ночи!»
А. Кондратьев «Доброй ночи!»
П. Воронько «Спать пора»
Е. Серова «Лягушонок»
А. Говоров «Секрет бодрости»
Конкурс среди воспитанников детского сада: «Здоровая семья» Конкурс среди семей воспитанников детского сада «Здоровая семья» Вопросам здоровья подрастающего поколения уделяется особое внимание. Однако.
Работа с родителями по профилактике здорового образа жизни Формы взаимодействия с родителями помогают мне в организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей,.
Источник
Литература для чтения о здоровом образе жизни
книга
Литература для чтения о здоровом образе жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_dlya_chteniya.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература для чтения
Тувим Ю. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», «Овощи»;
Русские народные сказки и былины: «Два Мороза» (в пересказе М.Л.Михайлова); «Никита Кожемяка»; «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; «Добрыня и Змей», «Вершки и корешки».
А.Ремизов «Хлебный голос»;
К.Паустовский «Теплый хлеб»;
Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог».
«Чтобы нам не заболеть»
Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.
Чтобы нам не заболеть,
Можно всё предусмотреть.
Правила всем нужно знать,
И конечно, соблюдать:
Если ты чихаешь часто,
Зря не упирайся,
А платочком носовым
Моем, вовсе не от скуки,
Часто мы лицо и руки.
Трёпку вирусам устроим
И водой их с мылом смоем.
Если вдруг ты заболел
Держись и не сдавайся.
Вызывай врача скорей
И дома оставайся.
Ешьте овощи и фрукты –
Вот полезные продукты.
Витаминов в них не счесть,
Значит, нужно это есть!
Чаще надо нам гулять,
Свежим воздухом дышать.
И окошки открывать,
Трём мы полки, моем пол,
Чтоб к нам вирус не пришёл.
Вирус соберём в охапку
И его погоним тряпкой.
Если человек болеет,
Ты к нему не подходи.
Не ходи в места, где людно,
Лучше дома посиди.
Знай, движенье – это жизнь.
В руках здоровье ты держи.
Прыгай, бегай, закаляйся,
Е.Кан «Наша зарядка»
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать!
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Нам холод нипочем!
Походим мы немножко
И сон с себя стряхнем.
Но чтоб совсем проснуться,
Нам нужно «потянуться».
Начинай! Не спеши!
Через нос ровней дыши.
Я возьму мяч большой,
Подниму над головой.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Сережа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Все, что делает Сережу,
Повторить попробуй тоже.
А теперь детвора,
Е.Кан «Петушок кота учил»
Петушок кота любил
Петушок кота учил:
Если ты с мячом играл,
Если клеил, рисовал,
Если ты копал песок,
Загрязнить ты лапки мог.
Ты всегда перед едой
Лапки чисто с мылом мой!
Мишка пьёт горячий чай
И сосёт конфету.
Не облейся невзначай,
Не забудь салфетку!
Рано утром волк зубастый
Чистит зубы мятной пастой
Гребешок, вода и мыло
Нам даны, друзья, не зря –
Чтобы были мы красивы
Были чистыми всегда!
С. Михалков «Про мимозу»
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?
Кто, набив пирожным рот,
Говорит: — А где компот?
Дайте то, подайте это,
Это, верно, инвалид говорит?
Кто же это? Почему
Тащат валенки ему,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?
Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?
Это просто мальчик Витя,
Из квартиры номер шесть.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных,
Ничего не хочет есть.
Почему? …А потому,
Что только он глаза откроет,
Ставят градусник ему,
И всегда, в любом часу,
Что попросит — то несут.
Если утром сладок сон —
Целый день в кровати он.
Если в тучах небосклон —
Целый день в галошах он.
Почему. А потому,
Что все прощается ему,
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб лежать за пулеметом,
Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза
В ботаническом саду.
З. Александрова «Большая ложка»
Очень вкусно пахнет щами.
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед,
А у Тани ложки нет.
Разве Таня виновата?
Ложка спряталась куда-то,
Нет ее ни там, ни здесь…
Значит, можно щи не есть!
Брат сказал: – Поешь немножко.
Вот тебе другая ложка,
С тонкой ручкой завитой.
Это ложка больше той…
И добавил он при этом:
– Ложка новая с секретом:
Кто за стол садится с ней,
Для того обед вкусней! —
Таня весело взглянула,
Щи из ложки отхлебнула,
Стала есть, а не шалить,
Ложку новую хвалить.
Брат смеется: – Новой ложкой
За меня поешь немножко,
Чтобы я, твой старший брат,
Был сильнее всех ребят!
Таня брату отвечала:
– Ты налил мне очень мало.
Если хочешь быть сильней,
Ты добавки мне налей!
С.Михалков «Про девочку, которая плахо кушала»
Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
— Съешь яичко, Юлечка!
— Не хочу, мамулечка!
— Съешь с колбаской бутерброд! —
Прикрывает Юля рот.
Стынет Юлечкин обед.
— Что с тобою, Юлечка?
— Сделай, девочка, глоточек,
Проглоти еще кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
— Не могу, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах —
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
Смотрит строго и сердито:
— Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно, не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят — и зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жует овес.
Кость грызет дворовый Пес.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон —
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мед.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Попрощался с Юлей врач —
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
— Накорми меня, мамуля!
Э.Успенский «Дети, которые плахо едят в детском саду»
Вот сестрёнка Ира —
Полный рот кефира.
Вот сестрёнка Света —
Полный рот омлета.
Рядом Петя с Дашей
Мучаются с кашей.
Как же это не красиво!
Эй, ребята, жуйте живо!
Быть голодным очень глупо:
Вы уже большая группа.
А.Кузнецова «Кто умеет?»
Кто умеет утром сам
Просыпаться по часам?
— Я умею по часам
Просыпаться утром сам!
— Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана!
Я сама теперь умею
Вымыть уши, вымыть шею.
— Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Н.Найденова «Наши полотенца»
Мы картинки разные
Их над полотенцами
Саша не возьмет:
С птичкой он не спутает
Знает свой кораблик
У Сережи — яблоко,
У Володи — груша,
А картинку с вишнями
Бабочка — у Игоря,
Мы совсем не путаем
М.Яснов «Я мою руки»
Отчего же всегда
И.Беляков «На санках»
В теплых шубах и ушанках
Снежной зимнею порой
Детвора на быстрых санках
Вихрем мчит с горы крутой.
На ветру ребячьи лица
Пусть колючий снег пылится,
Пусть мороз сердитый злится —
Все ребятам нипочем!
О. Будрур «Ледяная вода»
Я стою у края ванны
Утром, как на берегу.
И подумать даже странно:
Неужели вновь смогу?
Окатил себя водою
От макушки и до ног,
Так доволен я собою,
Что не струсил, снова смог!
Нет ни дрожи, ни мурашек –
Полотенцем их сводил.
Ничего теперь не страшно,
Если утром победил!
А. Сметанин «Маскарад»
Какой-то странный маскарад:
Все в масках, но никто не рад.
Где конкурсы для детворы?
Не слышно музыки и песен,
Нет танцев, клоунов и смеха.
«Апчхи!» и «Кхе!» разносит эхо.
Похоже, каждый крепко влип,
Ведь маскарад устроил . ГРИПП.
«ГДЕ ЗДОРОВЬЕ МЕДВЕЖЬЕ»
Бондаренко Владимир Никифорович
Услышал медвежонок Афоня, что здоровье в жизни всего дороже, и стал беречь его. Придут, бывало, к нему товарищи, зовут в рощу по деревьям лазать, в вороньи гнёзда заглядывать. Уговаривают:
А он отмахивается от них, отнекивается:
— Нет, не пойду. Ещё сорвёшься, сломаешь шею. Здоровье беречь надо. Его потерять легко, а поправить ух тяжело как.
Совсем как старичок рассуждал медвежонок.
Послушают его, бывало, товарищи, покачают головами и идут без него по деревьям шарить. Глядит он на них издали и ворчит:
— Не бережётесь, спохватитесь потом, да поздно будет.
А медвежата налазаются по деревьям досыта, животы перецарапают, а веселы. Бороться на поляну придут и Афоню зовут с собой:
— Идём, Афоня, поборемся, покувыркаемся в траве, пока не высохла она и не стала жёсткой.
— Зачем мне это? У меня сила не чужая, чтобы я её так вот просто на кувыркание тратил. Сила — это то же здоровье. Не убережёшь её — потом раскаешься. Понадобится она тебе в нужный час, а ты её уже истратил, нет у тебя её. Как тогда будешь?
Послушают его, бывало, товарищи, покачают головами и идут без него на поляну. Наборются, накувыркаются. Пар от них валит. Зовут Афоню:
— Идём, Афоня, купаться на речку.
Разбегутся — и бултых в воду. Стоит медвежонок на берегу, топчется, разными страхами пугает их:
— Вот схватите насморк, или хуже того — лихорадку болотную. Пуще мачехи оттреплет.
А медвежата барахтаются в воде, фыркают, брызгаются. И росли они здоровыми, толстощёкими. А Афоня хилым рос. И хлипким вырос. Ходит по лесу тень-тенью. Чуть обдует какой залётный ветерок — и уже чихает, за тощенькую грудь хватается:
— Нету здоровья, не уберёг.
А медведи, товарищи его, говорят:
— Не здоровье ты не уберёг, а от здоровья уберёгся. Шло оно к тебе, да ты взять его не захотел. Здоровье твоё на деревьях осталось, на которые не залез ты. Осталось оно на полянах, по которым не побегал ты. Здоровье твоё в речке осталось, в которой ты не искупался ни разу.
И качает он им в ответ головой:
— И-их, вы всё шутите. Конечно, вы здоровые, вам чего не шутить, а я чуть хожу. Мне даже разговаривать с вами и то тяжело.
И идёт к себе в берлогу — хилый, кожа да кости. Совсем на медведя не похожий.
Источник