Общее понятие о здоровом образе жизни
Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
Главные составляющие здорового образа жизни.
• умеренное и сбалансированное питание
• достаточная двигательная активность
• отказ от вредных привычек
• режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов
• умение управлять своими эмоциями
• безопасное поведение в быту, на работе, на улице, в школе, обеспечивающее,
предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Умеренное и сбалансированное питание
Один мудрец однажды сказал: «Мы – это то, что мы едим». И с ним трудно не согласиться. В рационе человека должно быть сбалансированное количество белков, жиров и углеводов, а, значит, и продукты, которые вы употребляете, должны быть разнообразными: в вашем рационе должны присутствовать продукты как животного, так и растительного происхождения.
Не следует употреблять много жаренной и пассерованной пищи, так как при таком способе приготовления почти все полезные вещества разрушаются. В рацион человека должно входить много овощей и фруктов, зернобобовых, дающих энергию, силу и бодрость. Очень полезно употреблять молочные продукты.
Пить много жидкости. Выпивать в день требуется не менее 1,5-2 литра воды.. Не стоит пить знаменитые газированные напитки, тем более сладкие.
Калорийность рациона не должна превышать положенной планки. Для расчета калорий берется во внимание наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней. Дробное питание. Не менее 5 раз в день, три основных приема и два перекуса. Необходимо питаться в одно и то же время. Голодать запрещается. Во время еды медленно пережевывать пищу. Никогда не переедите, вовремя примете сигнал о насыщении и насладитесь вкусом блюда. Тщательно пережеванная пища доставит радость желудку. Ежедневно нужно есть первое. Супы способствуют выделению желудочного сока, тогда остальная пища будет лучше перевариваться.
Питаться только свежей пищей. Не стоит лениться и надо готовить каждый раз все свежее, постоявшие блюда теряют свою пользу.
Достаточная двигательная активность и закаливание организма
Для того чтобы обеспечивать организму оптимальную двигательную активность, не обязательно быть спортсменом и изматывать себя тренировками. Иногда утренняя зарядка в течении 10-15 минут может обеспечить вам заряд бодрости на весь день. Для тех, кто работает в офисе и ведет малоподвижный способ жизни, рекомендуется больше ходить пешком, при возможности бегать по утрам. Можно заняться плаванием, йогой или танцами. При занятии такими упражнениями хотя бы 3 раза в неделю, вы сможете держать свое тело в тонусе.
Закаливание способствует увеличению сопротивляемости организма заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды. К самым распространенным способам закаливания можно отнести контрастный душ, растирания холодной водой, купания в холодной воде, солнечные ванны летом.
Отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Лучше, конечно, чтобы они вообще не появлялись, но если уж так случилось, что они имеют место, то нужно от них как можно быстрее избавиться.
Режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов.
Хороший крепкий сон — залог хорошего отдыха и восстановления. Оптимальная продолжительность сна человека должна составлять около 8 часов в сутки. Чрезмерный сон вредит вашему здоровью, а если сон недостаточный, то усталость накапливается, что приводит к истощению внутренних резервов организма. Поэтому оптимальное ежедневное количество часов сна способствует вашей долгой и здоровой жизни.
Пот и жир, который выделяется железами кожи, в совокупности с внешними загрязнениями создает благоприятную среду для размножения болезнетворных микроорганизмов и, в последствии, — развития заболеваний. Поэтому Вы должны поддерживать свою кожу в чистоте.
К другим не менее важным составляющим здорового образа жизни можно отнести:
— психическую и эмоциональную устойчивость;
— безопасное поведение дома и на улице, что позволит избежать травм и других повреждений.
Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.
Источник
Комплекс анализов ЗОЖ
Добавить в корзину
- Цена указана без взятия биоматериала.
- Скидка действует при условии предварительного заказа.
- День сдачи биоматериала не входит в срок выполнения исследований, кроме анализов CITO, экспресс, определенных акций.
Здоровый образ жизни зачастую помогает избежать появления и развития различных заболеваний, продлить активный период жизни и отодвинуть наступление физической старости. Занятия спортом и здоровое питание — эффективный способ профилактики здоровья. Комплекс «ЗОЖ» — это ряд исследований состояния вашего здоровья, созданный специально для ежегодного профилактического обследования. С его помощью можно отследить малейшие отклонения от нормы и изменения, происходящие в организме.
В состав данного комплекса входят общеклинические исследования и развернутый биохимический анализ крови.
Общеклинические исследования
- Клинический (общий) анализ крови — показатели крови почти мгновенно отражают малейшие физиологические изменения. Причинами этих изменений могут быть как банальные физические нагрузки, стресс, усталость, так и попадание в кровь инфекционных, патологических агентов. Таким образом, общий анализ крови поможет определить краткосрочную тактику лечения, если это необходимо.
- Общий анализ мочи — дает информацию о составе мочи, ее физических свойствах, элементах мочевого осадка. Всё это ценные сведения о процессах, происходящих в организме, обмене веществ. Анализ мочи демонстрирует патологии мочеполовой системы, почек. Что важно — оценка показателей мочи позволяет выявить заболевания, протекающие в скрытой форме, бессимптомно.
- Исследование кала на скрытую кровь — используется для выявления скрытых форм воспалительных и опухолевых заболеваний желудка и кишечника. Болезни такого рода весьма коварны. Они могут длительное время не проявлять себя болевым синдромом. Поэтому такое исследование необходимо, если Вы твердо решили контролировать свое здоровье.
- Биохимический анализ крови — одно из самых распространенных в современной медицине лабораторных исследований, отражающее функциональное состояние органов и систем организма человека в целом (печени, почек, поджелудочной железы). С его помощью специалист сможет оценить состояние обменных процессов (белковый, углеводный, жировой обмен, дисбаланс микроэлементов). Это базовое исследование для определения состояния здоровья. Вместе с результатами общеклинических исследований оно помогает выявить патологию, определить форму или стадию заболевания, назначить и проконтролировать лечение.
Какие ещё анализы входят в комплекс?
Ферменты — белки, ускоряющие протекание реакций обмена веществ. Анализ АЛТ (аланинаминотрансферазы), АСТ (аспартатаминотрансферазы), ГГТ (гамма-глутамилтрансферазы) помогает в ранней диагностике нарушений работы печени, поджелудочной железы, а также выявления инфекционных и воспалительных состояний. Общий белок и продукты его обмена: показатели белка креатинина, мочевины и мочевой кислоты. Анализ этих показателей позволяет на ранних стадиях диагностировать болезни почек, печени, желудочно-кишечного тракта, выявлять инфекционные и онкологические заболевания.
Индекс атерогенности (с определением холестерина общего и холестерина ЛПВП) — является показателем нормы либо патологии липидного (жирового) обмена. Важен для оценки состояния сердечно-сосудистой системы.
Глюкоза крови — основной источник энергии в организме. Оценка ее количества в крови необходима для выявления нарушений углеводного обмена и диагностики сахарного диабета.
Микроэлементы — это химические элементы, присутствующие в организме в очень низких концентрациях (тысячные доли процента и ниже), но играющие при этом важную роль во многих обменных процессах. Микроэлементы входят в состав ряда ферментов, витаминов, гормонов. Недостаток микроэлементов кальция, магния, цинка приводит к различным нарушениям: водно-электролитного обмена, заболеваниям костной ткани, почек, сердечно-сосудистой системы, окислительному стрессу клеток и раннему старению организма. Анализ поможет выявить недостаток или чрезмерную концентрацию того или иного микроэлемента.
Гормоны щитовидной железы — они вырабатываются в железах внутренней секреции и «держат под контролем» многие процессы в организме. В частности, гормоны щитовидной железы регулируют обмен веществ, репродуктивную функцию, развитие нервной системы, защитные функции, процессы терморегуляции и адаптации. Патологии щитовидной железы выявляют при анализе тиреотропного гормона (ТТГ). Заболевания щитовидной железы по распространенности занимают второе место среди эндокринных заболеваний после сахарного диабета. По этой причине ранняя диагностика в этой сфере будет крайне разумным шагом.
В норме биохимические показатели, уровень гормонов, даже результаты общего анализа крови и мочи у каждого человека индивидуальны и стабильны. Проходите обследование ежегодно, наблюдайте за динамикой результатов. Ведь только так можно выявить тенденцию к развитию того или иного заболевания. В некоторых случаях скорректировать эти изменения можно диетой, физическими нагрузками, различными видами фитнеса. Порой же необходимо посетить врача и пройти дополнительные обследования. Анализ данных, полученных в результате исследований комплекса «ЗОЖ», поможет понять, какие действия необходимо предпринять.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К АНАЛИЗАМ КРОВИ
Кровь берется из вены. Необходимо соблюдать общие рекомендации:
- кровь сдается утром натощак или не ранее, чем через 2–4 часа после приема пищи;
- допускается употребление воды без газа;
- накануне анализа следует отказаться от алкоголя, исключить физическое и эмоциональное перенапряжение;
- отказаться от курения за 30 минут до исследования;
- не стоит сдавать кровь в период приема медикаментов, если врач не назначил иное.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПО СБОРУ ОБРАЗЦОВ КАЛА
Биоматериал для исследования пациент отбирает самостоятельно, из средней части фекальной массы специальной ложечкой, вмонтированной в крышку универсального стерильного пластикового контейнера с ложкой (СКЛ). Количество биоматериала — 1 грамм (примерно с горошину). При заборе фекалий следует избегать попадания в образец мочи и отделяемого половых органов.
Биоматериал для исследования берется до начала антибактериальной терапии и терапии эубиотиками (бифидобактерин, лактобактерин и др.) или не ранее двух-трех недель после ее окончания.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ К ИССЛЕДОВАНИЮ МОЧИ
За 48 часов до исследования исключить бананы, авокадо, сыр, кофе, какао, чай, пиво.
По возможности за 4 дня до исследования исключить антибиотики тетрациклинового ряда, хинидин, резерпин, транквилизаторы, ингибиторы МАО, адреноблокаторы (по согласованию с врачом).
Перед исследованием избегать чрезмерных физических нагрузок, исключить прием алкоголя. Питьевой режим обычный.
Женщинам не рекомендуется сдавать мочу на исследование во время менструации.
Внимание! Нельзя одновременно собирать мочу по Зимницкому, суточную мочу и суточную мочу с консервантом. Это можно делать только в три приема и в течение нескольких дней.
Источник
Проект-исследование «Здоровый образ жизни»
За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни.
Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников.
Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать состояние здоровья ребят;
- Выявить через анкетирование особенности их образа жизни;
- Составить рекомендации по сохранению здоровья;
- Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodicheva_zozh.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровый образ жизни как условие успеха в будущем.
Проектно — исследовательская работа
МБОУ Школа № 1, 5 кл.
учитель физической культуры
Здоровый образ жизни и его элементы. …………………………………………………..…..….4
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. А поскольку именно в детстве, закладывается модель поведения человека, мы считаем, что наше исследование и дальнейшие шаги по реализации проекта очень актуальны сегодня.
Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и тогда вспоминает о медицине.
В процессе изучения материалов по теме мы увидели, что все авторы:
Карачев П. Н., Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. и др. считают, что здоровый образ жизни – системное понятие. Необходимость ведения ЗОЖ связана прежде всего с внутренней мотивацией человека, с внутренней культурой и самосохранительным (или здоровьесберегающим) поведением.
В статье Дружилова С.А. рассматриваются сложившиеся подходы к пониманию здорового образа жизни. Феномен здорового образа жизни представлен как специфическая форма целесообразной активности человека – деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья. Приводятся три составляющие психической модели индивидуальной здоровьесозидающей деятельности: образная, понятийно-логическая и действенная.
Вайнер Э. Н. Рассматривает факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.
Зароднюк Г.В Ларионова М.Н. рассматривают составляющие ЗОЖ, приводятся рекомендации для самостоятельных занятий физической культурой и способы создания условий оптимальной работоспособности.
Цель нашей проектно-исследовательской работы – изучить состояние здоровья семиклассников и создать условия для его сохранения.
За основание своей работы мы взяли гипотезу о том, что у наших одноклассников имеются проблемы со здоровьем и связаны они с неправильным образом жизни.
Объектом нашего исследования является: состояние здоровья семиклассников.
Предметом исследования являются: связь состояния здоровья с образом жизни.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать состояние здоровья ребят;
- Выявить через анкетирование особенности их образа жизни;
- Составить рекомендации по сохранению здоровья;
- Создать в классе условия для реализации этих рекомендаций.
- анализ литературы;
- анкетирование;
- теоретический анализ;
- обобщение.
1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни.
3. Формирование здоровьесберегающей среды в классе.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Далее мы обратились к изучению литературы о здоровом образе жизни и выяснили, что означает данный термин.
Наиболее общим определением является образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление или сохранение здоровья.
В научной литературе просматриваются следующие подходы феномену и характеризующему его понятию «здоровый образ жизни»:
1) Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия. Можно выделить следующие два основных направления раскрытия содержания комплексного понятие «здоровый образ жизни»: а) как характеристика активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; б) как характеристика ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.
2) Здоровый образ жизни как форма бытия, важнейшим фактором которого является проявление активности человека. Внутри этой градации можно выделить два вида проявления активности:
а) Здоровый образ жизни как деятельность (система целесообразных действий) человека, создающая условия хорошего состояния его здоровья.
б) феномен «здоровый образ жизни» как поведение человека (англ. health behaviors – «поведение здоровья») человека, которое базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактики заболеваний. При этом предполагается, что такое здоровьеохранительное поведение реализуется человеком вне работы.
3) Здоровый образ (стиль) жизни как форма (способ) организации всей жизнедеятельности человека; при таком понимании индивидуализированный здоровый образ жизни в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты, способствующие сохранению и укреплению здоровья. Конкретные исследования показали продуктивность такого подхода при изучении влияния эмоциональной, познавательной, поведенческой и практической (действенной) составляющих мотивации работников на здоровый стиль жизни.
Так или иначе, но ЗОЖ базируется на взаимодействии между условиями и моделями целесообразной активности человека (деятельности, поведения). Формирование у человека адекватной модели активности способствует снижению риска возникновения заболевания и сохранению здоровья . [1]
В разных источниках приводятся разные составляющие здорового образа жизни. Мы приводим достаточно широкий список элементов ЗОЖ:
- Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
- Окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
- Отказ от курения , наркотиков и употребления алкоголя .
- Здоровое питание : количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
- Движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес ), с учётом возрастных и физиологических особенностей.
- Личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
- На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни .
- эмоциональное самочувствие: психогигиена , умение справляться с собственными эмоциями, проблемами.
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление .
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм .
Таким образом, мы видим, что здоровый образ жизни – многоплановое понятие.
Формирование здорового образа жизни идет на трех уровнях: социальном, инфраструктурном, и личностном. Пока будем работать на первом уровне, ведя информационно — просветительскую работу, занимаясь пропагандой ЗОЖ и одновременно создавать условия для его формирования.
В работе мы хотим остановиться на двух элементах здорового образа жизни: на правильном питании и необходимой для поддержания здоровья двигательной активности, т.к., на наш взгляд, эти два направления в первую очередь необходимы человеку. Состояние окружающей среды неподвластны семиклассникам, вредными привычками, такими, как курение и пр. наши одноклассники пока не обзавелись.
Питаться правильно, прежде всего, подразумевает под собой употребление только полезных продуктов питания. Они обеспечивают пополнение организма разными веществами, помогающими ему расти и функционировать. Правильно питание должно быть исключительно сбалансированным.
Одним из принципов здорового образа является рациональное питание. Питание — процесс потребления и утилизации пищи для роста, восстановления и жизнедеятельности организма. Человеческий организм нуждается более чем в 40 незаменимых питательных элементах, которыми он сам себя обеспечить не в состоянии и поэтому должен получать их извне. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, и должно быть четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Сейчас стали очень модны различные диеты: это и раздельное питание, и белковая диета и сыроедение, и голодание. Однако врачи-диетологи говорят о вреде этих модных течений. Даже при лечении ожирения используется только правильное, т.е. сбалансированное питание!
Сегодняшняя жизнь полна соблазнами, время «сжалось» и события чередуются очень быстро. Люди постоянно находятся в стрессовом состоянии, т.к. необходимо очень много успеть за ограниченный промежуток времени. Поэтому очень часто вместо сбалансированного завтрака или обеда люди питаются фастфудом или вообще обходятся без приема пищи. При необходимости принимают лекарства с моментальным эффектом, но рано или поздно здоровье даст сбой.
«Правильное питание — это, прежде всего разнообразное питание с учетом генетических особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Оно позволяет организму максимально реализовать его генетический потенциал, однако превзойти этот потенциал организм не в состоянии, как бы хорошо не было организовано питание.
Необходимо отметить, что нет таких пищевых продуктов, которые сами по себе были бы хорошими или плохими. Питательной ценностью в той или иной степени обладают все пищевые продукты, но не существует и некой идеальной пищи. Важно не только то, что мы едим, а, сколько едим, когда едим и в каких сочетаниях съедаем те или иные продукты.» — отмечают Г.В. Зароднюк и М.Н Лариононва. [2]
Человеку, особенно с проблемой лишнего веса, стоит придерживаться нескольких принципов правильного питания:
- Еда должна быть разнообразной. Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
- Калорийность рациона не должна превышать суточную норму. У каждого она своя. При расчете нормы калорий учитываются многие аспекты образа жизни. Например, наличие физических нагрузок, лишнего веса, болезней и т.д.
- Не менее 5 приемов пищи в сутки. Они включают три основных и два перекуса. Голодать нельзя – это аксиома. Чтобы всегда чувствовать себя хорошо, научитесь кушать 5 раз в день в одно и то же время;
- Кушайте медленно. Таким образом, вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
- Хорошо пережевывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
- Ешьте жидкое. Обязательно ежедневно употреблять супы. Они способствуют выделению желудочного сока. Этим супы упрощают процесс переваривания других блюд;
- Кушаем богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
- Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
- Употребляем кисломолочные продукты. Лучше всего низкой жирности, но не обезжиренные. Они содержат полезный белок и способствуют скорейшему пищеварению;
- Не ленитесь, ешьте только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.
Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.
Нами разработана памятка о здоровом питании. (Приложение 2.) Она содержит правила питания, рекомендации по потреблению различных продуктов и топ-10 вредных продуктов. Мы планируем распространить памятку пока среди 7-классников и очень надеемся, что ребята воспользуются нашими советами.
Второй составляющей здорового образа жизни является двигательная активность.
Дозированная мышечная нагрузка способствует разрядке отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение и усталость, повышает жизненный тонус и работоспособность.
Гиподинамия (мышечное голодание) не менее опасна, чем кислородное голодание, чем недостаток пищи и витаминов. Разница лишь в том, что недостаток кислорода или пищи быстро ощущается и чутко улавливается организмом, вызывая целый ряд тягостных ощущений и симптомов. Двигательная же недостаточность до определенного времени развивается незаметно. Нередко она сопровождается даже приятными ощущениями.
Установлено, что скелетные мышцы, если их не тренировать, дряхлеют уже у 30-летнего человека. Таким образом, недостаточная двигательная активность является серьезной угрозой здоровью и долголетию человека.
Установлено, что люди, ведущие физически активный образ жизни, дольше живут, реже болеют атеросклерозом, гипертонией и ишемической болезнью сердца.
Главным нашим инструментом является наше тело. Только с его помощью мы можем выполнять различные функции. Очень важно, чтобы тело было в порядке! Если у вас много свободного времени, то можно посещать различные кружки и секции, где используется двигательная активность. Но если вы – занятой человек, или идет урок, и вы выполняете напряженную работу? В этом случае может выручить маленькая зарядка для глаз или физминутка сидя.
Мы нашли несколько физминуток для старшеклассников (и для глаз, и для позвоночника). Попробуем проводить их в классе. (Приложение 3)
Двигательная активность разнообразна. В зависимости от склонностей человека можно выбрать конкретные физические упражнения. Но при выборе двигательной активности необходимо руководствоваться ее оздоровительной направленностью. Основные требования к физическим упражнениям:
- всестороннее воздействие на организм
- доступность
- безопасность
- постепенное повышение нагрузки
- положительное эмоциональное состояние
В интернете можно найти огромное количество информации про упражнения и техники утренней зарядки. Отлично влияет на организм человека бег. Утренняя или вечерняя пробежка поднимает настроение. Выбрав для бега живописные места, вы сможете очистить мозг от лишних мыслей и расслабиться. Неважно, какой вид физических нагрузок вы выберете. Важно, чтобы они доставляли вам удовольствие.
Информирование, пропаганда да даже устрашение малоэффективные способы вразумления нерадиво относящихся к своему здоровью людей, наиболее действенная тактика — осознание ими ценности жизни через собственный опыт болезней, проблем. В юности, молодости гораздо меньше людей, жаждущих беречь свое здоровье, чем в зрелом, пожилом возрасте. Бывает, «первые звоночки» заставляют некоторых спохватиться, пожалеть о бездумно проведенном прошлом, но может быть и так, что практически ничего не влияет на исправление человека, поэтому, например, у нас в стране столь невысокая продолжительность жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека: для достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности.
- Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781
- Зароднюк Г.В , Ларионова М.Н. Основы здорового образа жизни студента.-Санкт-Петербург:Издательство Политехнического университета, 2016. Стр 10
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
- Физическая культура : учебное пособие / В.В. Бобровский, Н.А. Светличная, А.И. Бобровская. — М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. — 60 c.
- Трещева О. Л., Карпеев А.Г.,Крижевецкая О.В. , Терещенко А.А. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода. «Омский научный вестник» № 1 (125) 2014, стр.154
- Карачев П.Н. Формирование здорового образа жизни студентов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samgk.ru/files/sttk/officialdocs/konkursi/karachaev.pdf
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.academia-media.kz/ftp_share/_books/fragments/fragment_22724.pdf
Физкультминутки для старшеклассников
(по системе Мирзакарима Норбекова)
Автор:Ковалев Геннадий Алексеевич,учитель физической культуры Ростовская область
Аутомануальный комплекс (массаж)
Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
- Точка на лбу между бровями.
- По краям крыльев носа.
- В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
- В височной ямке (парные).
- В области козелка (парные).
- Чуть выше роста волос под основанием черепа.
Массаж ушных раковин
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
- Потягивание ушных раковин сверху вниз.
- Потягивание ушных раковин снизу вверх.
- Потягивание ушных раковин назад.
- Потягивание ушных раковин вперёд.
- Потягивание ушных раковин в стороны.
- Круговые движения по часовой стрелке.
- Круговые движения против часовой стрелке.
Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой.
Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
- Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
- Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
- Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
- Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
- Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
- Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
- Упражнение на аккомодацию.
- Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.
Упражнения для шейного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
- Скольжение подбородком по грудине вниз.
- «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
- Наклоны головы вправо-влево.
- «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
- «Сова»: поворот головы вправо-влево.
- «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.
Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника
Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
- «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
- «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
- Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
- Круговые движения плечами вперёд и назад.
- «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
- Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево
Источник