Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы
статья по зож
выступление о Зож
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_moey_raboty_po_profilaktike_zdorovogo_obraza_zhizni_sredi_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Опыт моей работы по профилактике здорового образа жизни среди учащихся начальной школы»
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
При формировании правильного восприятия здорового образа жизни классному руководителю необходимо научить уч-ся и их родителей воспринимать свою жизнь и здоровье, как величайшую ценность. Поэтому с первого дня поступления ребенка в школу необходимо начинать работу по формированию здорового образа жизни.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.
Передо мной стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.
Моя цель- сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи, которые я ставлю в своей работе на первое место:
– сформировать у учащихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
— сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, интернетом, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки;
Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, прогулки. Игры — хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах и прогулках должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей.
Уроки здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.
Немаловажную роль в формировании потребности к ЗОЖ играют беседы и разговоры о правильном питании, которые не только интересны сами по себе, но и полезны для детей, т.к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания.
Беседы, проводимые по данной теме , преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:
— формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
— освоение детьми практических навыков рационального питания;
— просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.
Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:
— Какие продукты полезны?
— Как правильно есть?
— Как сделать кашу вкусной?
— Что надо есть, если хочешь стать сильным?
— Как вырасти сильным, красивым, здоровым?
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:
▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим дня — мой друг и помощник»,
▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь — всё добудешь», «Мы – ловкие, смелые, умелые».
▪ викторины «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».
▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.
▪ изготовление книжек- малышек по здоровому питанию.
Ребята моего класса посещают спортивные кружки, принимают участие в различных спортивных соревнованиях.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.
С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:
-Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
-Физическое воспитание детей в семье.
-Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
-Основы здорового питания.
-Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
-Профилактика вредных привычек.
-Формирование у детей навыков личной гигиены.
В работе с родителями имеют место совместные классные мероприятия. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Здоровому – всё здорово!», « Отец и сын в одном строю», «Мы с бабушкой своею», «Юные олимпийцы», «К олимпийским вершинам».
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на внеклассных мероприятиях.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.
В заключении, вслед за великим педагогом Ж-Ж Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Источник
Опыт работы по ЗОЖ
статья (старшая группа)
Основная наша идея заключается в том, что проектная деятельность позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия ДОУ и семьи. Родители будут более активно вовлечены в процесс формирования основ здорового образа жизни, а совместные мероприятия не будут казаться им скучными, чрезмерно назидательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_zozh.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство взаимодействия ДОУ и семьи в формировании основ ЗОЖ у детей с ТНР
МБДОУ «Детский сад №1»
В настоящее время в российской системе образования большое внимание уделяется проблемам формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Под основами здорового образа жизни детей дошкольного возраста понимается совокупность ценностного отношения ребенка к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, других и общества в целом; личностно и социально значимых способов (умений и навыков) деятельности направленных на обретение физического, психического и социального благополучия.
Результатом здорового образ жизни ребенка раннего и дошкольного возраста будет элементарная здоровьесозидающая компетентность.
В работах Э.Берна указывается, что семейная информация является для ребенка первичной и наиболее эмоционально значимой. С самого раннего возраста у ребенка под влиянием родителей формируется представление о «правильной» жизни.
Действительно, ребенок большую часть времени проводит в семейном окружении, душевный климат которого особенно важен для стабилизации эмоционального состояния. Основываясь на достижениях физиологии, можно утверждать, что проведение закаливающих процедур, физических упражнений и соблюдения режимных моментов в образовательных учреждениях без реального продолжения в семье малоэффективно. Cемья является наиболее значимым фактором позитивного развития ребенка. Такой подход позволяет дать объективную характеристику семьи как особой стимулирующей среды, в которой формируется здоровье каждого ребенка.
Изменившаяся современная семья заставляет нас педагогов искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Традиционные формы работы с родителями дают малый результат. Нужны новые нетрадиционные формы для сближения детей, родителей, педагогов.
По мнению известного педагога Л.А. Никитиной, «надо сделать так, чтобы детский сад не подменял родителей, не отторгал их от детей, а соединил их друг с другом, давая возможность для их богатого и тонкого общения и взаимодействия».
Поэтому у нас возникла идея подобрать к существующим формам работы с родителями по формированию у детей ЗОЖ такие формы, при которых родители будут более активно вовлечены в этот процесс, которые не казались бы родителям скучными, чрезмерно назидательными. Поэтому мы обратились к проектной деятельности
На наш взгляд, проектная деятельность, позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Проект подразумевает единение детей и взрослых.
Использовать проект с целью повышения компетентности родителей в формировании у детей дошкольного возраста ценностных установок здорового образа жизни.
Сформулировала следующие задачи:
- Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса.
- Расширить и закрепить знания о формировании КГН у детей дошкольного возраста.
- Формировать основы правильного питания.
- Формировать представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями.
- Реализовать системный подход в образовательной работе с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных навыков и способностей детей.
- Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Основная наша идея заключается в том, что проектная деятельность позволит создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия ДОУ и семьи. Родители будут более активно вовлечены в процесс формирования основ здорового образа жизни, а совместные мероприятия не будут казаться им скучными, чрезмерно назидательными.
Для определения основных направлений работы было проведено анкетирование родителей по вопросам осведомленности родителей в области ЗОЖ, личного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей, а так же осознания значимости совместной деятельности с детьми в формировании ЗОЖ
Анализ результатов позволил сделать выводы:
Большинство родителей считают, что в большей степени на состояние здоровья влияют: недостаточный уровень двигательной активности, неправильное питание и вредные привычки что, по их мнению, воспитатели, сотрудники детского сада, заботясь о здоровье и физическом воспитании ребенка должны обратить особое внимание на соблюдение режима, рациональное питание, КГН и закаливающие мероприятия.
Но при этом сами дома не придерживаются режима дня (86%) в будние (вечером) и выходные дни предпочитают просмотр детских телевизионных передач и игр на компьютере и планшете, с целью поддержания здоровья большое значение придают только посещению врачей. На вопрос «Считаете ли вы своего ребенка здоровым?» отвечают, нет или затрудняюсь ответить.
Порадовало то, что у большинства имеется достаточно разнообразный спортивный инвентарь и родители считают, что заниматься спортом это важно. Тем самым покупают детям мячи, клюшки, обручи, шведские стенки, чтоб ребенок самостоятельно дома занимался спортом или водят их в спортивные секции. Т.е. совместно с детьми не организуют спортивную деятельность.
Многие родители считают, что они прививают здоровый образ жизни своим детям, но только с помощью бесед, и малая доля общего числа родителей в совместной деятельности с ребенком и личным примером.
Анализ полученных результатов позволил наметить основные направления работы:
— настрой на здоровый образ жизни;
— выполнение гигиенических требований;
— достаточная двигательная активность;
— четкий режим дня;
Определить основные направления сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни детей следующие: «Самопознание», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Питание и здоровье», «Спортивная жизнь в семье»
Каждое направление дало возможность организовать проектную деятельность.
Проект «Чистота-залог здоровья»,
С детьми второй младшей группы в рамках воспитания КГН был проведен проект «Чистота-залог здоровья». С целью расширения и закрепления знаний о формировании КГН у детей дошкольного возраста с родителями были проведены: консультации «Как привить детям культурно – гигиенические навыки», «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности», информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей. Была оформлена выставка детской художественной литературы, фотоальбом «Я умею умываться», также данная тема была отражена на родительском собрании, где родители охотно делились своим личным опытом.
Родители Алисы Г. изготовили и продемонстрировали плакат «Предметы личной гигиены», а мама рассказала о важности личного примера для ребенка. Мама Кости оформила подборку стихов и потешек по данной теме рассказала о важности их использования. Родительское собрание приобрело характер домашней посиделки и совсем неожиданно для всех прозвучали загадки о предметах личной гигиены, которые приготовил папа Жени.
В рамках проектной деятельности родители ознакомились с дидактическими играми «Уроки Мойдодыра», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом?», «Научим умываться».
Активное участие родители приняли и в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы. Так, родители Юры оформили экран «Последовательность умывания », который мы разместили в умывальной комнате. Родители Миши охотно откликнулись на нашу просьбу и оформили в раздевальной комнате алгоритм «Последовательность одевания». Мама Кости пополнила копилку стихов, потешек, загадок. В группе появился сундучок «Мойдодыра» с предметами личной гигиены. Итоговым мероприятием стало изготовление семейных лэпбуков «Чистота-залог здоровья».
Проект «Здоровое питание – залог здоровья»,
Многие родители из – за отсутствия теоретических знаний не могут обеспечить своим детям правильное питание. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Мы пришли к выводу: из – за этого дети не привыкшие к здоровой пище отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
Поэтому с целью формирования правильного питания у детей, как одном из важных компонентов ЗОЖ, были проведены проекты «Щи да каша пища наша», «Где живут витамины?» (с детьми средней группы)
Вовлечение родителей в проектную деятельность мы начали с того, что предложили родителям поделиться любимыми семейными рецептами, в результате чего, появилась подборка рецептов, которую мы позднее оформили в виде фото готовых блюд для сюжетно-ролевой игры.
При проведении круглого стола «Все о правильном питании» учитывали потребность родителей в знаниях, а чтобы они не являлись пассивными слушателями, организовали различные обсуждения, такие как «питание моего ребенка-это…» , «мой ребенок счастлив, когда…», давали небольшие групповые задания- например: составьте схему питания вашего ребенка дома.
Провели консультацию: «Полезные продукты питания», оформили папку-передвижку «Что такое витамины и где они живут».
Так же в рамках проекта предложили родителям принять участие в оформлении уголка: «Кафе Гномики», провели мастер-класс «Русская кухня» , где составили меню полезных блюд и изготовили карточки продуктов.
Предложили родителям принять участие в фотоконкурсе «Искусство на тарелке». Итогом работы стал мини-квест «Где живет здоровье», дети совместно с родителями применяли полученные знания о правильном питании в игре, получая яркие эмоции и впечатления от совместной деятельности.
Проект «Спорт и здоровье».
На данный момент нами разработан и реализовывается познавательный проект «Спорт и здоровье».
Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов.
Работу по реализации проекта начали с опроса родителей, какие секции, кружки посещают дети. Выяснилось, что не так уж и много детей посещают спортивные секции. Мы предложили родителям Лизы К провести презентацию семьи в форме семейной фотогазеты «Мы за здоровый образ жизни», это подтолкнуло родителей на оформление фотовыставки «Активный отдых детей».
Выполняя рекомендации учителя-логопеда «Пальчиковая гимнастика», показывая, те или иные движения навело нас на мысль приобщения родителей к совместным подвижным играм. Заинтересовавшись данной идеей, папа Макара познакомил детей с современной игрой «Боулинг», так у нас появилась традиция, во время вечерней прогулки мы играем вместе с родителями в подвижные игры, где родители выступают не просто участниками, а знакомят детей с играми своего детства.
Родители Кати оформили альбом для детей «Такой разный спорт», а мама Димы –чемпионка России по служебному двоеборью подготовила презентацию о своих спортивных достижениях и познакомила с известными спортсменами города.
Провели консультацию для родителей: «Приобщение ребенка к физкультуре и спорту». Родители Ильи, Максима оказали помощь в подборе стихов, загадок, пословиц, картинок по теме проекта.
В рамках проекта родители познакомились с закаливающими процедурами, посмотрели гимнастику пробуждения.
Планируется провести совместную с родителями физкультурно-досуговую деятельность — викторину загадок о спорте.
Изготовление фотоколлажа «Поговорим о важном», «Спорт дарит нам здоровье».
Родители, принимавшие участие в мероприятиях детского сада, отметили важность систематических занятий спортом и закаливания, формирования у детей знаний о механизмах и способах укрепления здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что в результате проведенной работы у родителей наметилась позитивная перестройка в понимании проблемы укрепления здоровья детей: от пассивного принятия ситуации — к реальным действиям.
Подобранная система мероприятий по повышению компетентности родителей в формировании у детей дошкольного возраста ценностных установок здорового образа жизни через проектную деятельность с детьми является эффективной.
Родители стали проявлять искренний интерес к воспитательно-образовательному процессу по формированию ЗОЖ, научились взаимодействовать с детьми по физическому воспитанию, эмоционально поддерживать своего ребенка во всех областях его деятельности: стали более активно посещать совместные мероприятия, делиться опытом семейного воспитания (например, как провести с ребенком выходной день с пользой для здоровья). Участвовать в изготовлении игр, совместно с детьми. Традицией группы стали совместные субботники на участке, изготовление построек.
Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни .
Источник