» Роль хореографии в здоровом образе жизни»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_horeografii_v_zdorovom_obraze_zhizni.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль хореографии в здоровом образе жизни
В современном обществе одной из ключевых проблем общегосударственного масштаба является повышение уровня здоровья детей. На здоровье детей влияет много причин: плохая экология, медицина, питание, травматизм, вредные привычки и т. д. Более 80% ежегодно травмируемых школьников ведёт малоподвижный образ жизни. Чтобы улучшить здоровье подростков, необходима физическая активность, которая является одной из граней общей культуры и во многом определяет поведение человека на производстве, в учебе, в быту, в общении.
Под влиянием систематических занятий физической культурой, спортом значительно улучшается наше развитие, активируется работа всех органов и систем, повышается работа организма к мобилизации функциональных возможностей.
Одним из важных компонентов рациональной двигательной деятельности являются танцы, которые характеризуются ее объемом — количеством времени, интенсивностью занятий, распределением физкультурно-оздоровительных занятий в календарном цикле; содержанием средств, используемых в занятиях, и способом их применения. Двигательный режим повышает устойчивость организма к воздействиям внешней среды, в том числе различных неблагоприятных и критических факторов, способствует повышению общей и специфической работоспособности.
Хореография— вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Хореография неразрывно связана с музыкой, эмоционально-образное содержание, которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.
Хореография возникла из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного.
Большое влияние на развитие танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока, в Египте, танец в честь Аполлона, Вакха и др. богов. В Древнем Риме происходило освоение эллинистического танца. Физическая культура Древней Индии располагала ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Древней Индии принадлежит создание системы йоги, основанной на наблюдениях за психическими изменениями в организме во время медитаций и танцев шаманов. Примером высокого развития физической культуры Древнего Китая была книга «Кунфу», которая систематизировала распространенные среди народа упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных и боевых танцев. Физическая культура меняла жизнь людей в разные эпохи. Спорт и физические нагрузки помогли развитию человека.
Хореография и танец– это не только развлечение, но и хорошая физическая нагрузка. Танцуя, мы задействуешь все группы мышц, благодаря чему тренируется сердечнососудистая и дыхательная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат, развивается выносливость, улучшается координация движений и развивается чувство ритма. Благотворное влияние танцев на человека признают все.
Различные виды танцев способствуют росту и развитию костной и мышечной ткани, внутренних органов и органов чувств. Они стимулируют обменные процессы в организме ребенка, способствует повышению его защитных свойств. Необходимо заметить, что рост, развитие, здоровье, активность являются, прежде всего, результатам наследования определенных физических данных от родителей. Они обуславливаются в значительной мере также правильным питанием, соблюдением рационального режима жизни и другими социальными факторами.
Регулярные занятия танцами, повышенный двигательный режим у людей разного возраста способствуют повышению функциональных возможностей организма. Особенно это проявляется у лиц, профессиональная деятельность которых имеет малоподвижный характер, не требует физических напряжений, а также у немолодых людей.
Танцы выражают определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного и общественного здоровья. Тем самым они связаны с психологическими, физическими возможностями и способностями. Отсюда понятно их огромное значение.
Танцы хороши тем, что абсолютно безвредны для здоровья. Начинать заниматься танцами можно практически в любом возрасте, а многообразие программ позволяет выбрать именно ту, которая будет подходит нам по темпераменту и уровню физической подготовки. Танцы прекрасно развивают подвижность, координацию и гибкость. Танцоры просто не бывают неуклюжими и неповоротливыми! Человек, занимающийся танцами, никогда не сшибет с ног старушку и не наступит на лапу кошке.
Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки. Присмотрись к людям на улицах – как они ходят? Одни семенят, другие шаркают по тротуару, третьи вертят бедрами, четвертые покачивают плечами. Между тем, правильная красивая походка может придать нам уверенности в себе и выгодно подчеркнуть достоинства фигуры.
Танцы развивают дыхательную систему организма человека. Действительно, только профессиональные танцоры могут носиться на бешеной скорости по паркету, выделывая замысловатые па, и ни на секунду не останавливаясь, обсуждать с партнершей многочисленные недостатки своих соперников, судей и ее, партнерши, ошибки.
Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами. По своему оздоровительному воздействию на организм танцы сравнимы с лыжным спортом и плаванием, но для того чтобы покататься на лыжах, нужен, как минимум, снег, а для плавания – как минимум, бассейн.
Танцевать же можно, не выходя из дома. Доподлинно известно, что танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность и жизнерадостность до последних дней жизни.
В настоящее время танец не только неотъемлемая часть культуры, но и способ быть красивым, счастливым и здоровым.
Посвященному изучению развития двигательной системы с помощью танцев были рассмотрены вопросы о том, как танцы влияют на организм человека; какие танцы самые распространенные; польза танцев для здоровья человека. В связи с этим изучалось соответствующая литература по психологии, культурологи, физиологии, физической культуре.
Таким образом, в общественном сознании прочно утверждается мнение, что танцы для каждого человека представляют собой базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни (ЗОЖ), который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время, когда здоровые дети составляют не более 10 % от общего числа, необходимость двигательного развития детей школьного.
Советы родителям о соблюдении норм гигиены и санитарии. Рассказывается. как заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни.
Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт.
Что такое здоровый образ жизни.
Советы родителям о соблюдении норм гигиены и санитарии. Рассказывается. как заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.
Разработала: воспитатель МДОУ ЦРР «Кристаллик» — детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна.
Источник
Консультация «Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления»
Ирина Фадеева
Консультация «Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления»
Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, дошкольный возраст, здоровьесберегающие технологии, интеграция физической и художественно-эстетической образовательных областей.
К. В.Динейка писал: «Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от жизни и стремиться к самоусовершенствованию, достигая неувядаемой молодости духа и внутренней красоты. Такой человек активен и здоров, надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Руководство нашей страны придает большое значение вопросам охраны жизни издоровья,проблемам материнства и детства, развитию физической культуры и спорта, как основы здоровья нации и процветания России, Однако, несмотря на все возрастающую популярность физической культуры на современном этапе,ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека, а показатели здоровья детей и взрослых неутешительны.Статистика неумолима: только 10% детей рождаются абсолютно здоровыми,а с каждым годом количество дошкольников с хроническим заболеваниями увеличивается, и в школу поступает лишь несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Определенные унаследованные биологические свойства ребенок имеет с первых дней своей жизни. Но они составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка. В связи с этим все большую актуальность обретает проблема поиска эффективныхметодов, форм и средств укрепления здоровья ребенка, способность педагогов дошкольных учреждений, как первого звена непрерывного валеологического образования, комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
В результате творческого поискаи проведенных исследований впрактику работы нашего педагогического коллектива вошлиэффективные интегрированные формы организации оздоровительной деятельности:ряд музыкально игровых комплексов танцевальной гимнастики, комплексов психофизической настройки, релаксации и массажа, а также коммуникативных игр и игр коррекционной направленности.Они систематизированы в авторских методических пособиях: «С добрым утром, малыш», «Наши ладошки умеют лечить», «Будьте здоровы», «Мы играем» и по решению кафедры педагогики, психологии и методики дошкольного образования Г (О)ОУСПО ЛПК были опубликованы и рекомендованы к применениюпедагогам и родителям.
Взаимодействие с Лебедянским педагогическим колледжем, Липецким областным институтом развития образования, Липецким Елецким государственными педагогическими университетами, где рассматривался вопрос применения в ДОУ методов музыкотерапии и опыт работы привели к убеждению, что синтез волшебной силы искусства и современных лечебно-профилактических методик может стать эффективным средством, способным нести высокий эмоциональный, развивающий и оздоровительный потенциал.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников, хотя лечебной силе музыки давали высокую оценку Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции, Китая, Индии, Египта. Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического также имеет свою давнюю историю (исследования В. М. Бехтерева, Н. П. Анохина,Т. Т. Роттерс, Э. И. Михайлова, Ю. И. Иванова и др.)
Следует отметить, что укреплению здоровья содействуют все виды деятельности прямо или косвенно связанные с музыкой, но наиболее интересная и эффективная из них конечно же, музыкальное движение.Движение под музыку способствует: созданию приподнятого настроения; формированию правильного представления о характере движений; концентрации памяти, внимания; способствует психологическому раскрепощению ребенка через овладение своего тела,повышается работоспособность его сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательных систем.
Все эти факторы выступают в пользу целесообразности использования физкультурно-оздоровительного танца, как эффективного средства оздоровления дошкольников и пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди детей и взрослых. В ходе бесед по ознакомлению детей с различными видами спорта, просмотра видеозаписей с выступлениям наших прославленных гимнасток, фигуристов, мы заметили живой интерес детей и обращение их в последующем к этой теме в своих самостоятельных играх. У нас возникла идеянайти возможности применения средств этих видов спорта в детском саду в доступной для дошкольников форме. Таким средством стали занятия физкультурно-оздоровительным танцем.
Что такое физкультурно-оздоровительный танец?
Это гармоничное сочетание физический упражнений, танцевальных движений, музыки, объединенных темой, занимательным сюжетом или песней- физкультурно-танцевальное движение в образной форме.
Для проведения занятийс детьми старшего дошкольного возрастанами была разработана, утверждена и успешно реализовывается в настоящее время дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-оздоровительной направленности «Неваляшки». Ее содержание тесно взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в ДОУ. Методологической основой стали также программа по лечебно-профилактическому танцу «ФИТНЕС-ДАНС, и по танцевально — ритмической гимнастке «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилевой, Г. И. Сайкиной.
Программа предусматривает проведение занятий по двум модулям: «Танцевальная ритмическая гимнастика» и «Оздоровительный танец». В связи с недопустимостью увеличения образовательной нагрузки на детей и для сохранения свежести восприятия, занятия проводятся не ежедневно, а 1 раз в неделю по каждому модулю длительностью соответственно 10 и 20 минут.Структуру занятия традиционно составляют три части: подготовительная, основная и заключительная.
Цель таких занятий — укрепление психического, физического и нравственного здоровья средствами музыки, слова, движения, мышечной гимнастики; развитие ребёнка через особые формы двигательной активности, воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
Исходя из цели,занятий предусматривается решение следующих задач:
— укрепление здоровья детей;
— формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни
— ознакомление с различными видами спорта;
— совершенствование практический навыков здорового образа жизни; психомоторных способностей дошкольников;
— развитие творческих и созидательных способностей;
— воспитание бережного и заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
-полученные ребенком знания и представления о себе самом, о здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
— приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни занятия физкультурой и спортом.
Педагогический процесс строится в соответствии с ФГСи принципом интеграции.Такой подход предполагает не только высокой компетентности и профессионализма педагогов: инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателя, но и их тесного взаимодействия. Обязательным является следование рекомендациям педиатра, врачей узкой специализации, специалистов по физической культуре и спорту. Работа осуществляется под контролем старшей медицинской сестры ДОУ за правильной организацией воспитательно-образовательного процесса и соблюдением САН-пина).
Содержание занятий составляют комплексы упражнений, танцевальных композиций общеразвивающего и специального воздействия. В зависимости от цели конкретного занятия в него могут быть включены игровые упражнения дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игровой массаж, музыкально-подвижные игры, психогимнастика и релаксация. Эффективно включение элементов импровизации – свободного творческого движения, что хорошо стимулирует самоактивность, индивидуальное воображение каждого ребенка, кроме того включаем разнообразные развлекательные упражнения (движения, как без предметов, так и с ними (с мячом, кольцом, палкой, обручем, скакалкой). Все эти предметы используются в качестве вспомогательных средств, для развития и совершенствования двигательных навыков детей.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психофизических особенностей ребенка.
В методике физкультурно-оздоровительного танца ведущее место занимает дозировка физической нагрузки. Она должна быть достаточной и постепенной.
Вся работа построена на игровом методе проведения занятий, как наиболее отвечающем особенностям детей дошкольного возраста, что позволяет придать учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчить процесс запоминания и формирования двигательных навыков.
Накопленный на занятиях музыкально-двигательный опыт успешно используется на других занятиях и в повседневной жизни. в виде физкультминуток, динамических пауз, показательных выступлений на праздниках (такие композиции как «Трус не играет в хоккей», «Салют Олимпиада», «Лед и пламя», «Физкуяьт-ура!» и др).,
Мониторинг показал, что в результате занятий физкультурно – оздоровительными танцами, наряду с положительной динамикой музыкального и физического развития детей прослеживается значительное снижение заболеваемости. С 1434 д/дн. 2014г он снизился до737д/дн. в 1016г.
Результаты позволяют сделать вывод:
Актуально, возможно и должно использовать физкультурно – оздоровитеный танец как средство оздоровления дошкольников и пропаганды здорового образа жизни, физкультуры и спорта среди детей старшего дошкольного возраста в силу его эффективности, доступности и эмоциональности.
— Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»Волгоград: Учитель, 2013. -204 с.
— Фирилева Ж. Е. ,Г. И. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно методическое пособие. Санк-Петербург. «ДЕТСТВОПРЕСС» 2002
— Фирилева Ж. Е., Г. И. Сайкина и «ФИТНЕС-ДАНС»Учебное пособие. Санк-Петербург. «Детство-пресс» 2007. З84с.
«Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников». Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» 2017 Консультация для родителей. Музыкальный руководитель: Гусева М. А.
«Подвижные игры детей как важнейшее средство оздоровления» (из опыта работы) По сути вся наша работа — игра. Игра, в которой мы открываем детям новое, интересное, познавательное. Ведь в школе они еще успеют посидеть.
Двигательная активность детей 2-го — 3-го года жизни, как средство оздоровления детей Двигательная деятельность детей 2-3-го года жизни, как средство оздоровления детей Основной целью воспитания ребенка является всестороннее.
Физкультурно-оздоровительный климат в семье Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно.
Физкультурно-оздоровительный семейный клуб «Как здорово быть здоровым» «Здоровье и счастье наших детей во многом зависит от постановки физической культуры в детском саду и семье…» Н. М. Амосов Цель: формирование.
Консультация для родителей «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду и дома» Консультация для родителей Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду и дома. Неблагоприятные демографические.
Консультация для родителей: «Кинезиология как средство оздоровления дошкольников.» «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» Ж. Тассо. Движение для детей – это лекарство, которое помогает.
Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Консультация для родителей «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников» Муз. рук. Жегалина Л, И. Работая в детском саду,.
Танец как мощное средство развития речи и творческих способностей через движение Говоря о танцах, первое, что хочется отметить — это их пользу, как в младшем возрасте, так в старшем и даже в очень старшем (взрослом).
Консультация для педагогов «Самомассаж как одна из форм оздоровления дошкольников» Консультация для педагогов «Самомассаж -как одна из форм оздоровления дошкольников» Здоровье — это не только жизнь без болезней, но и высокая.
Источник