Необычная профессия: health-инструктор — учитель здоровья
Здоровый образ жизни — это не только часы в спортзале, но и целый список сопутствующих мероприятий, от сбалансированного питания до массажа и регулярного прохождения осмотра. Далеко не у каждого есть достаточно времени и сил, чтобы уделять здоровью столько внимания. Рассказываем о health-инструкторе — персональном тренере, диетологе, враче и мотиваторе.
Кто такой health-инструктор
С профессией персонального тренера мы знакомы — при регулярном посещении спортзала рано или поздно приходишь к мысли о необходимости индивидуальных тренировок. Так начинается работа с личным тренером. Однако такой специалист скорее ориентирован на спортивные достижения, чем на комплексное оздоровление организма.
У health-инструктора же задача иная — не вылепить идеальное тело с проработанными мышцами, а изменить образ жизни человека. Функции health-инструктора разнообразны:
— Помочь выбрать вид спортивных тренировок — это могут быть и силовые тренажеры, и йога, и степ-аэробика, и пилатес.
— Найти идеальный режим дня — кто-то с удовольствием будет заниматься с утра, а кто-то способен расшевелить себя лишь к вечеру.
— Изменить систему питания — от состава, качества и времени приема пищи зависит не только вес, но и самочувствие.
— При необходимости направить человека к массажисту на курс спортивного, расслабляющего, оздоровительного массажа.
— По косвенным признакам — жалобы на быструю утомляемость, боли и прочее — определить необходимость визита к врачу.
Все это и многое другое опытный health-инструктор собирает в индивидуальную программу. Его цель — не просто донести до вас информацию, но мотивировать на ее выполнение.
Руслан Панов, эксперт направления групповых программ сети фитнес-клубов X-Fit: «Профессия health-инструктора представляет собой полное, комплексное ведение клиента не только в области тренировочного процесса, но и в вопросах правильного питания, мотивации, отказа от вредных привычек. Иначе говоря, такой специалист становится для человека своего рода „совестью“ и стимулирует к занятиям, движению к цели, а также, что самое важное, формирует у клиента привычку к здоровому образу жизни. Чтобы предлагать клиентам услуги health-инструктажа, в идеале необходимо обладать медицинским образованием, включая знания по таким направлениям, как спортивное питание и диетология, а также иметь множество компетенций в фитнесе. Информационный багаж и опыт у такого человека должны быть самыми богатыми и обширными, и они требуют постоянного обновления: чтобы работа была эффективной, нужно отслеживать новинки ЗОЖ, апробировать самые последние технологии и методики и быть прекрасным психологом».
Профессия health-инструктора пока редка в нашей стране. Причин этому много. Во-первых, индивидуальные занятия стоят дорого. Во-вторых, у большинства из нас сложилось твердое мнение — для здоровья достаточно периодически посещать спортзал, а все остальное само приложится. Но когда не прикладывается, мы начинаем усиливать тренировки или, наоборот, бросаем их. Редко кому удается самостоятельно прийти к мысли, что в вопросе здоровья необходим комплексный подход. И еще реже мы может определить, чего именно не хватает организму, самостоятельно. Тут и требуется health-инструктора.
Есть два варианта работы такого специалиста: при спортивных клубах/фитнесс-залах/спортивных площадках, индивидуальные занятия либо интернет-консультации. Многие health-инструкторы совмещают все формы работы.
Таланты и умения
Что требуется от специалиста по здоровью?
— Хорошая форма. Необязательно иметь накачанные мышцы. Главное — своим примером демонстрировать, чего можно достичь при любом телосложении, будь это астеник или наоборот, очень тучный занятости.
— Педагогические таланты. Не достаточно показать, как делать то или иное упражнение. Необходимо научить человека делать правильно, заботиться о качестве продуктов, которые он потребляет, вставать в оговоренное время и идти к тренажерам или на пробежку. Вовремя нужно поддержать, а иногда и настоять на своем.
Чтобы статье специалистом в индустрии wellness можно окончить двухмесячные курсы. Например, в московской FPA (Ассоциации Профессионального Фитнеса) представлены три специальности:
— инструктор тренажерного зала;
— персональный тренер по бодибилдингу и фитнесу;
— инструктор групповых программ.
Средняя стоимость таких курсов — 40–45 тыс. руб. Обучаясь, вы познакомитесь с основами анатомии, физиологии, биомеханики, теории и методики фитнес-тренировок, а также основными методиками работы с клиентами.
Получить специальность фитнес-инструктора можно и в спортивных центрах и образовательных учреждениях (Fitness House, Школа фитнеса и бодибилдинга Павла Ершова, Fitness Pro, Педагогический Колледж Фитнеса). Срок обучения от 48 дней, а стоимость 15 тыс. руб.
Чтобы помогать клиентам решать серьезные проблемы со здоровьем, одних курсов недостаточно. Чтобы стать спортивным врачом, учиться нужно как минимум 5 лет. Чтобы грамотно составить клиенту программу здорового питания, нужно иметь квалификацию врача-диетолога: сначала изучить область терапии или гастроэнтерологии, а затем получить послевузовскую подготовку по специальности «диетология».
Необходимую квалификацию возможно получить в медицинских вузах России, выбрав подходящее учебное учреждение, специальность и форму обучения.
Никита Скрипник, тренер клуба «Fitness Family»: «По поводу обучения все не так однозначно. Сертификат тренера по фитнесу можно получить в течение одного-двух месяцев, а вот диплом спортивного врача — результат многолетнего обучения. Достаточно часто подопечные имеют „на борту“ заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и другие, которые необходимо учитывать при сотрудничестве с ним. Нюансов множество».
Определить уровень доходов health-инструктора не так уж просто. Заработная плата специалиста, работающего при спортивном клубе, складывается из количества проведенных занятий, надбавок за продажу специального питания, количества привлеченных клиентов и так далее. По данным информационного портала «Job.ru», зарплата инструктора стартует от 30 000 руб.
Руслан Панов: «Health — инструктор — дорогостоящая услуга, престижная, модная, востребованная. В среднем разработка одной качественной диеты на 3 месяца стоит порядка 60 тыс. руб.; плюс тренировки 3–4 раза в неделю с хорошим инструктором — 40–50 тыс. руб. в месяц. Дальше — траты на качественные продукты, соответствующие принципам сбалансированного питания. Так что даже приблизительно получается, что ежемесячные расходы на такого специалиста будут составлять не менее 100 тыс. руб.».
Health-инструктор, работающий «на себя», оперирует уже иными цифрами. Здесь доход складывается из базовой ставки за составление индивидуальной программы плюс регулярные встречи с клиентом — ежедневные, еженедельные или просто отчетные. Кто-то предпочитает заключать контракт с одним-двумя клиентами, распределяя собственное время между ними и посвящая себя работе целиком. Кому-то удобнее работать с группой. В сфере индивидуальных занятий доходы уже выше — средняя цифра, по данным «StatRu», колеблется в пределах 135–140 000 руб., но и усилий такая работа требует намного больше.
Консультант по здоровому образу жизни — профессия социальной направленности. Приходится ежедневно часами общаться с разными людьми, доказывая им необходимость ведения здорового образа жизни.
Никита Скрипник: «Самой большой проблемой является неготовность российского общества к ведению здорового образа жизни. Люди больше стремятся к красивому телу, чем к здоровому, им приходится объяснять разницу. Один из самых популярных интернет-запросов у девушек — „8 кубиков на животе“, потому что так у кого-то в Инстаграме. Но норма жира тела у девушек — 18–26%. При таком содержании кубики себя не покажут. В случае, когда все восемь будут заявлять о себе, имеем риск нарушений со стороны эндокринной, пищеварительной, нервной и других систем человека. Или другой пример: в попытках похудеть большинство предпочитает просто не есть. Естественно, весы через время покажут меньшую цифру, но общий вид станет хуже, и состояние здоровья будет иметь ряд определенных рисков».
Health-инструктор — профессия важная и нужная. Обращаясь за консультацией к профессионалу, мы экономим, в первую очередь, время — главный человеческий ресурс, а приобретаем энергию и силы для новых свершений.
Источник
Тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни» (Семинар №1 цикла семинаров «Здоровьесберегающие технологии в образовании»)
специалист в области арт-терапии
Тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни»
Цель: Дать участникам тренинга информацию о здоровье, здоровом образе жизни и факторах, влияющих на формирование здоровья.
Время: 2 часа 5 минут.
Понятия: здоровье, здоровый образ жизни, факторы, влияющие на здоровье; наркотические вещества как фактор риска; табак, алкоголь, наркотики.
1.1. Приветствие, знакомство. Упражнение «Знакомство»(продолжительность 5 мин.) Примечание: мягкая игрушка «Здоровчик» .
1.2. Правила работы группы (продолжительность 10 мин.) Примечание: Плакат » Правила работы в группе».
1.3. Сообщение: «Что будет происходить на тренинге?» (10 мин.) Примечание: Плакат «Структура модуля».
1.4. Обозначение ожиданий участников группы. Упражнение «Ожидание» (10 мин.) Примечания: Разноцветные кораблики, плакат «Берега».
1.5. Мозговой штурм (10 мин.) Примечание: доска, маркеры.
1.6. Упражнение «Модель здоровья» (35 мин.) Примечание: цветная бумага, ножницы, маркеры, фломастеры, клей, скотч.
1.7. Упражнение » Что формирует здоровье.» (15 мин.) Примечание: доска, плакат, «Факторы, влияющие на формирование здоровья».
1.8. Упражнение «Пути здорового образа жизни» (продолжительность 20 мин.) Примечание: цветная бумага, бумага в рулоне, скотч, клей, ножницы.
1.9. Подведение итогов (5 мин.).
1.10. Игра- разминка: «Мы идем охотиться на льва» (продолжительность 5 мин.)
1.1. Упражнение «Знакомство» (5 мин).
Цель: Подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, хорошее настроение, благоприятствовать сплочению группы.
Ход упражнения: участники садятся в круг. Тренер знакомит их с символическим участником группы, ее талисманом «Здоровчиком». Каждый участник передает «Здоровчик» по кругу, называет свое имя и приветствует группу.
1.2. Правила работы группы (10 мин).
Тренер обращает внимание на то, что для проведения тренинга нужно принимать правила. Правила обговариваются.
1.3. «Что произойдет на тренинге?»
Ход беседы: Тренер кратко говорит о содержании каждой темы тренинга, акцентирует внимание на то, почему сегодня необходимо говорить о негативном влиянии наркотических веществ, дает объяснение понятия «здоровый образ жизни».
(Во время беседы следует использовать плакат «Структура модуля «Твоя жизнь — твой выбор» и прокомментировать его.)
1.4 Упражнение «Ожидания»(10 мин).
Цель: определить ожидания от тренинга.
Ход: Участники, на цветных бумагах, в виде корабликов, записывают свои ожидания от тренинга. Потом, огласив свои ожидания, прикрепляют их на плакате «Берега», где с двух сторон моря изображены берега — «Берег надежд» и «Берег реализованных ожиданий». Между берегами — море. Участники прикрепляют свои кораблики ближе к «Берегу надежд», к «Берегу реализации ожиданий.»
1.5. Мозговой штурм. «Что такое здоровье» (10 мин).
Цель: Ввести участников тренинга в тему, актуализировать их способность понять того, что такое здоровье, дать объяснение термина «здоровье».
Ход: Когда мы говорим приветствия друг другу, то тем самым желаем здоровья, как чего-то очень важного в своей жизни. Что такое здоровье? На доске записываются все варианты слова «здоровье», с чем оно ассоциируется? Предлагает обозначить понятия здоровье «Всемирной организации Охраны здоровья».
1.6. Упражнение «Модель здоровья».
Цель: Актуализировать понятие важности здоровья, разумное его сложение и оберегание, необходимость внимательно и ответственно относиться к своему здоровью; направить работу на осмысление участниками роли наркотических веществ, как фактора вредного влияния на здоровье человека.
Ход: Тренер объединяет участников в три группы, каждая из которых получает задание разработать свою модель здоровья, исходя из собственного видения этой проблемы. Дополнительными могут быть вопросы: «Что, на ваш взгляд, является составными частями здоровья?», «Из чего складывается здоровье человека?». В каждой команде выбирается участник, который следит за временем — «Хронометрист», тот, кто фиксирует все идеи — «Секретарь», и тот, который презентует группу — » Спикер». После презентации тренер предлагает всем выявить те факторы, которые попутно влияют на здоровье человека. Задание участников — во время презентации фиксировать факторы, которые формируют здоровье, и факторы, которые вредят здоровью.
Тренер обязательно предлагает участникам рассказать, что они почувствовали, когда создавали модель здоровья; и что почувствовали — когда разрушали. Важен вопрос: » Возможно ли восстановить того, что разрушали?», «Будет ли это иметь такой же вид?», «Что легче — разрушать или восстанавливать?»
Разрушать легче, чем создавать. Очень важно беречь то, что имеем. От нас зависит, что мы выбираем — путь к здоровью или путь от здоровья.
1.7. Упражнение «Что формирует здоровье»(15 мин).
Цель: Обозначить, что собственное поведение и образ жизни являются важнейшими факторами, которые влияют на здоровье человека.
Ход: Опираясь на идеи, высказанные участниками во время предыдущего упражнения, на доске записываются факторы, что влияют на здоровье человека. Потом эти факторы следует объединить в 4 группы:
2. Окружающая среда.
3. Уровень медицинского обслуживания.
4. Образ жизни людей.
Каждый ученик получает 4 разноцветных листка: синий -1, красный -2, зеленый -3 желтый — 4. Теперь каждый имеет возможность обозначать какой фактор больше всего влияет на здоровье человека, а какой меньше. Участники заклеивают свои бумаги с цифрой на которой записаны факторы, влияющие на здоровье человека. После этого идеи обговариваются.
Полученные результаты обговариваются в группах, где каждый может высказать свое собственное мнение.
В конце упражнения предлагается рассказать результаты научных исследований о влиянии тех или иных факторов на здоровье человека.
Поведение и образ жизни человека являются наиважнейшими факторами в сохранении здоровья.
1.8. Упражнение «Путь здорового образа жизни» (20 мин).
Цель: Помочь ребятам увидеть то, что такое здоровый образ жизни, в каких действия и поведениях он выявляется.
Ход: Участники объединяются в 3 группы, каждая из которых получает задание- на бумажке изобразить путь здорового образа жизни. Для этого из цветной бумаги нужно «вырезать следы», на которых надо написать действия и примеры поведения, которые, на ваш взгляд, влияют на здоровый образ жизни, и прикрепить их на бумажки. Каждая группа презентует свой «путь», а потом все они объединяются в один.
Возможен вариант проведения, когда следы прикрепляются прямо на стене или участникам предлагается составить «путь» из «следов», которые символически является действия варианта поведения (дорожные знаки, цветы, лестница). Таким образом «Путь здорового образа» жизни имеет разнообразный вид.
1.9. Подведение итогов (5 мин).
Участники отвечают на вопросы:
1. Какие вы знания получили?
2. Какие знания вы используете в жизни?
3. Какая цель этой темы?
1.10. Игра — разминка «Идем охотиться на льва».
Цель: Создать хорошее настроение, снять усталость.
Ход: Участники встают в круг друг за другом.
Тренер произносит слова, которые сопровождаются соответствующими движениями, а все участники повторяют за ним:
— Мы идем охотиться на львов (Хождение по кругу).
— Не боимся ничего (Размахивают руками).
-Ой, а это что такое? Это море. Буль! Буль (Руками имитируют плавание).
— Ой, а что это? Это болото. Чов! Чов! Чов! (Осторожное хождение, высоко поднимают колени).
-Ой, а что это? Это поле! Туп! Туп! (Топот).
-Ой, а кто это (показ рукой) такой пушистый? (Поглаживают).
-Ой, так это лев (Испугались). Дальше движения повторяются.
-Побежали домой! Через поле. Туп! Туп! Туп!
-Через море! Буль! Буль!
— Через болото! Чов! Чов!
-Прибежали домой! Дверь закрыли! Какие мы молодцы, храбрые. Похвалили себя. (Поглаживание головы).
Источник