Мастер — класс «Здоровый образ жизни»
Мастер – класс «Здоровый образ жизни»
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, убеждённости и потребности в нем – через участие детей в конкретных, разнообразных видах деятельности.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
• актуализировать понятие «здоровье»
• осмыслить составляющие элементы здоровья, здорового образа жизни.
• научить применять полученные знания в игровой форме.
• словесный: выступления ведущего;
• наглядный: использование плакатов, рисунков, слайдов по теме мероприятия
• практический: приёмы актуализации знаний загадки.
Актуальность и новизна методической разработки.
Сохранение здоровья была и остается одной из актуальных тем в образовании. Данная методическая разработка составлена с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Оборудование: фломастеры, ватман, листы А4
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх.
Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко.
Почувствуйте на своих ладонях тепло.
Сделайте глубокий вдох.
Нарисуйте руками солнышко.
Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения.
А теперь нарисуйте сердечко.
Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
— Я рада видеть вас сегодня на моем мастер — классе, тема которого «Формирование здорового образа жизни средствами современных педагогических технологий».
Предлагаю вам отправиться в страну «Здоровья».
— Итак, начнем. Перед вами листы бумаги
В течение нескольких минут вам требуется написать
(Слайд ) факторы укрепляющие здоровье т. е. составить кластер к ЗОЖ
(Слайд 3) солнце-кластер
Зачитайте свои факторы укрепляющие здоровье
— Поговорим об основных составляющих понятиях ЗОЖ, которые вы указали.
(Слайд4 облако) 1Здоровое питание
3.Третье правило – отказ от вредных привычек
4.Активный образ жизни
(Слайд )Правило №1. Здоровое питание
От нашего питания зависит очень многое.
Сейчас я вам буду зачитывать пословицы, а вы постарайтесь их закончить (на экране):
— когда я ем, — я глух и нем;
хочешь быть здоровым – не ешь много;
— умеренность — лучший врач;
— не в меру еда-болезнь и беда.
(Слайд )Правило №2. Отдых и сон
Продолжаем работать с пословицами:
— сон – лучшее Лекарство;
— от хорошего сна – молодеешь;
— выспался – будто на свет народился.
(Слайд )Правило №3. Третье правило – отказ от вредных привычек
Какие вредные привычки вы выделили на листах?
— Послушайте поучительную легенду
Всегда ли мы слушаем людей, которые предостерегают нас от вредных привычек? Я вам расскажу одну легенду, а вы сделайте для себя выводы.
(Слайд ) «Жил некогда великий повелитель.
(Слайд ) И был у него верный друг – птица сокол, которого он всегда брал с собой. Однажды в долгом походе сморила Хана жажда. И вдруг он увидел тонкую струйку воды, пробивающуюся среди камней. Только начал он набирать воду в свой шлем, как сокол выбил его из рук грозного Хана. Рассердился Хан.
Второй раз начал он набирать воду в свой шлем, все больше мучила его жажда. И опять выбил из его рук шлем сокол. И взял тогда хан острый меч и начал в третий раз набирать воду.
Опять выбил сокол шлем из рук Хана, но был убит острым мечом.
Но шлем закатился так далеко, что не смог найти его Хан.
Тогда он с трудом поднялся на гору к озеру и увидел, что в этом озере лежит ядовитая змея, капли яда которой хватит, чтобы убить несколько человек. И понял тогда повелитель, что сокол спас ему жизнь, а он убил его».
Подумайте о том, как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей! (Слайд Цените людей, которые предостерегают Вас от опасности!
(Слайд )Правило №4. Активный образ жизни
— Наконец мы подошли к самому основному правилу — активный образ жизни.
Подвижный, быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
Подвержен всем изъянам.
(Слайд музыка «Танец маленьких утят»
В стране здоровья тоже есть свои тайны
Чтобы их раскрыть – необходимо много сил. А поможет нам в этом физкультура.
( Мы с вами сейчас сделаем не большую зарядку. Она поможет нам размяться
В конце физпаузы все учащиеся громко говорят: «Молодцы” и правой рукой гладят себя по голове
— В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь.
Заботиться о нём надо с первых дней жизни.
До определённого возраста здоровье ребёнка берегут его родители.
Но, подрастая, он должен делать это сам: укреплять его, развивать данные природой возможности и конечно правильно питаться.
Самое ценное у человека – жизнь, а самое ценное в жизни – здоровье.
Нельзя попусту растрачивать своё здоровье.
Следующее задание «Корзина идей» — подумайте и скажите отчего зависит наше здоровье?
(Слайд ) Здоровье зависит:
на 20% — от окружающей среды,
на 20% — от наследственных факторов,
на 10% — от медицинского обслуживания,
на 50% — от образа жизни
(Слайд ) Вывод:Здоровье является важнейшей ценностью для человека. А правильный и здоровый образ жизни помогают нам сохранить это здоровье.
(Слайд ) Педагогический прием, с которым я знакомила вас сегодня, всем Вам известный кластер. Он очень хорошо воспринимается ребятами.
Какой сделаем вывод
— И закончить свой мастер-класс я хочу рефлексией.
. Рядом лежат кружочки двух цветов:
— если, настроение на высоте, занятие принесло вам пользу, поднимите красные кружочки
— если настроение хорошее, но занятие не произвело на вас впечатления, то желтого цвета;
Источник
Творческая мастерская «Строим дом своего здоровья»
Цель мероприятия: формирование ценностного отношения школьников к своему здоровью.
Задачи:
- актуализировать понятие «здоровья»;
- сформировать позитивное отношение к своему здоровью;
- моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью;
- создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;
- создать условия для развития навыков использования Интернет — ресурсов.
Форма занятия:
- Индивидуальная работа
- Групповая работа
- Ролевая игра
Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный.
Категория учащихся: 7-9 класс
Этап подготовки:
- изучение информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья;
- диагностика учащихся класса: «Тест для самооценки учащимися факторов риска ухудшения здоровья», «Методика самооценки школьных ситуаций Кондаша»
- составление презентации.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, схемы на доску, листы бумаги на столы учащихся, жетоны.
Место проведения: компьютерный класс
Демонстрация презентации по теме классного часа.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Существует несколько трактовок понимания здоровья:
- здоровье – это отсутствие заболеваний;
- здоровье — умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их.
А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?
Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что «… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов». Итак, мы начинаем наш диалог.
Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то наше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из детей. Каким он будет – кривым, покосившимся или, на зависть окружающим, крепким и долговечным?
Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начнем с подготовки места под строительство.
3. Основное содержание мероприятия.
Этап 1. Стоит ли строить?
Класс разделен на две группы. Одна группа принимает на себя роль противников такого строительства. Они придерживаются мнения: «Не мешай природе, а там уж как повезет». Другая группа считает, что надо прилагать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым.
Ребята не пришли к единому мнению…
Если человек родился болезненным, то тут уж ничего не поделаешь.
А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему после работы над собой стать сильным и уважаемым полководцем.
Из-за плохой экологии многие изначально нездоровы.
Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других.
У меня соседскому мальчику 2 года, а он уже в очках. Когда же он успел растерять зрение?
Многие болезни заложены в генах. Кроме того, не все мамы, ждущие ребенка, понимают, что хорошо для него, а что плохо.
Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди живут бедно и едят то, что есть.
Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!
Все вокруг твердят. Что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков!
У нас в школе много спортсменов. И они – не самые худшие ученики. Можно найти время, если поставить цель.
Этап 2. Заложим фундамент.
Слово учителя. Итак, мы подготовили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить, какой материал будет составлять его, давайте перечислим, что же влияет на здоровье человека?
- Наследственность
- Образ жизни
- Окружающая среда
- Качество медицинских услуг
Что же из перечисленного составляет фундамент здоровья?
Учащиеся сходятся во мнении, что это – наследственность.
Сообщения творческой группы учащихся «Корни» о влиянии наследственности на здоровье человека.
1 учащийся. Статистика свидетельствует, что долголетие дедушки и бабушки (не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.
2 учащийся. Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего поколения, т.к. предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая, что склонность к злоупотреблению спиртными может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность — понятия разные. Реализация генетической программы зависит от целого комплекса условий. В рассматриваемом случае она корректируется соответствующим образом жизни.
На доске закладываем этот «камень» в фундамент дома нашего здоровья (продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).
Этап 3. Продолжим строительство.
— Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? (Образ жизни)
— Что в вашем понимании есть здоровый образ жизни?
Высказываются версии (здоровый образ жизни, здоровое питание, двигательная активность, режим труда и отдыха, регуляция эмоционального состояния),формируется схема.
Сообщения учащихся. Рубрика «Это интересно».
1-ый ученик. Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых особенностей образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличие от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
2-ый ученик. Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8-часовым сном, что объясняется снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. На продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков, алкоголя, положительно влияет образование: среднее удлиняет ее на год, высшее – на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые влияют на всю организацию жизни человека.
Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку и самим оценить результат.
Анализ тестирования учащихся для самооценки факторов риска ухудшения здоровья.
Было опрошено 25 учащихся. (Представление результатов)
— Очень больно по здоровью «бьют» стрессы, связанные со страхами, неуверенностью, обидами, грубостью окружающих. И первая ступень к стрессу – состояние тревожности. Я предлагаю вам провести самооценку уровня вашей тревожности (слайд 17)
Учитель: Правильное питание – первый шаг к здоровью.
Сейчас вам предлагается побывать в роли диетологов. В последние годы эта профессия становится модной и высокооплачиваемой. И как знать, может кто-то из вас выберет эту профессию в будущем и прославится, как знаменитый диетолог.
На столе у каждой группы имеется конверт, в котором представлены изображения разных продуктов (мясо, рыба, яйца, творог, грибы, мёд, шоколад, сдоба, молоко, сыр, ягоды, яблоки, бананы, апельсины, лимоны и другие)
Попытайтесь распределить их по следующим принципам, обосновывая свой выбор. Каждая группа должна распределить продукты на три части:
- те, которые необходимо включать в рацион с осторожностью,
- те, которые давать ребёнку не рекомендуется
- те, присутствие которых должно быть обязательным.
- Группа делает отбор для ребенка 3-5 лет
- Группа — для школьника среднего и старшего звена.
- Группа – пожилого человека.
Время выполнение задания: 5-7минут.
Ученики одной из групп после выполнения задания высказывают своё мнение и обосновывают сделанный выбор. Другие группы дополняют ответ.
Медик подводит итог: Действительно, рацион питания человека в разном возрасте различен.
Детям дошкольного возраста не рекомендуется резко вводить в рацион такие продукты как грибы, мёд, ягоды, фрукты и овощи красной окраски, так как она могут вызвать аллергию у ребёнка.
Обязательно в рационе должны присутствовать молочные продукты, нежирные сорта мяса, рыба, овощи и фрукты, натуральные соки.
До трёх лет лучше совсем не давать ребёнку шоколад и шоколадные конфеты.
Детям школьного возраста нельзя острое, жирное, газированные лимонады, чипсы, гамбургеры. С осторожностью нужно употреблять какао. В рационе должно быть достаточно овощей и фруктов, натуральных соков.
У взрослых в зависимости от вида деятельности суточная потребность в калорийности продуктов разная. Она зависит от того, физически или умственно работает человек, имеются ли у него хронические заболевания.
При отсутствии аллергии и противопоказаний все продукты в умеренном количестве можно и нужно употреблять.
Пожилым людям для укрепления костей необходим кальций, источником которого являются молочные продукты, рыбу, мясо. Лучше ограничивать приём сладкого. Кушать больше овощей и фруктов, натуральные соков.
Таким образом, пищевой рацион должен соответствовать энергетической потребности организма в том или ином возрасте, содержать достаточное количество пищевых веществ с определенным — сбалансированным — соотношением между ними.
Учитель:А как вы думаете, имеет ли значение цвет продуктов для сохранения и укрепления нашего здоровья?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Цвет продуктов может не только создать хорошее настроение, но и сохранить здоровье.
Следующий этап нашей с вами работы связан с сайтом «Сам себе помоги» http://rodn-I-k.narod.ru/
Выходим на главную страницу сайта.
Далее переходим по ссылке «Здоровье без лекарств». На этой странице выберите строчку «Цвет продуктов лечит» и найдите информацию о том, как влияет цвет продуктов на состояние организма человека.
Учитель: Я предлагаю вам обменяться полученной информацией.
Ученики делятся друг с другом новой информацией.
Учитель: А какие продукты полезны для поддержания творческого состояния организма, для укрепления памяти, для концентрации внимания, для повышения работоспособности и хорошего настроения?
Учащиеся продолжают искать информацию на сайте «Помоги себе сам» и делятся ею.
Учитель: На мой взгляд, прозвучали интересные и малоизвестные факты.
Таким образом, учащиеся прикрепляют к «фундаменту» четыре «блока» с надписью на каждом «Образ жизни», которые составят «стены» нашего дома здоровья.
Этап 4. Мы почти у цели.
А теперь поговорим о влиянии на здоровье окружающей среды.
(Сообщения учащихся об экологии дома.)
- Не менее опасно электромагнитное излучение. В помещении электромагнитные волны излучают телевизоры, компьютеры, СВЧ – печи, сотовые телефоны. При покупке предпочтение отдавайте приборам с низкой мощностью и жидкокристаллическими дисплеями. Факторами риска являются и громкие звуки, разрушающие нервную систему, могущие привести к нарушению сна.
Экология дома — это и правильный подбор растений, и дизайн, и отношения, которые складываются между людьми, это и мысли и душевное состояние каждого человека.
Сообщение ученицы о правильном подборе растений в доме.
-А теперь выйдем за пределы вашего дома. С какими факторами риска может столкнуться здесь человек?
- Загрязнение воздуха, водоемов
- Замусоренность территории
- Загрязнение почвы
- Уменьшение площадей зеленых насаждений
- Стихийные автостоянки
- Шум
- Радионуклиды
Краткие сообщения учащихся.
Слово учителя.
Таким образом, крышей нашего «дома» будет окружающая среда,
что символизирует защищенность человека в случае разумного отношения к ней. Не в нашей с вами компетенции обсуждать сегодня качество медицинских услуг как компонент здоровья. Сейчас мы ничего не можем изменить, хотя в этой сфере далеко не всё в порядке. В нашем символическом доме хорошее медицинское обслуживание мы обозначим окнами, потому что они открывают человеку возможность увидеть новые подходы к лечению болезней и поддержанию организма в нормальном состоянии на долгие годы.
4. Подведение итогов.
Итак, мы завершили наш диалог, построили наш «дом здоровья». Пусть он будет крепким, надежным и долговечным. Залог того – тот опыт, который вы сегодня получили.
Источник