50 главных событий в русском рэпе: ЗОЖ-рэп
На протяжении проекта Beats & Vibes сайт The Flow представит свое видение истории русского рэпа и вспомнит альбомы, имена и события, оказавшие на нее наибольшее влияние.
Рэп — прибежище привлекательных негодяев. Это основной его вектор, и сколько бы ни было примеров обратных, на вершине пищевой цепочки жанра всегда были наглецы с вредными привычками. В начале десятых формулой «добро должно быть с кулаками и с полными залами» на несколько лет появился еще один обратный пример.
ЗОЖ-рэп — это глупый, однобокий и неполный термин для обозначения внезапно появившегося поджанра, в котором, на самом деле, было лишь три коллектива: 25/17, Грот и Миша Маваши. Все остальные были гарниром в тему . Как любое новое явление и как это вообще принято в интернете, он был язвительно осмеян, но противопоставить ему было нечего: все эти артисты стали пользоваться огромной популярностью.
Предпосылки для появления ЗОЖ-рэпа были разными. Например, к началу десятых на пик молодежной популярности вышел околофутбол, представители которого были уже поколением привыкшим к рэпу — не хватало лишь рэпа, подходящего им по посылу. Но не только слушатель был готов к такому — появились и авторы, кого не интересовали стандартные приметы рэпа. 25/17, Грот и Маваши составили некий триумвират, роли в котором просто, но точно определил Миша в одном из интервью: «Я ввёл моду на спорт, музыканты ГРОТ ввели моду на патриотизм и трезвый образ жизни, а моду на философию и осознанность этого всего ввели 25/17». При всей одномерности этой трактовки, поначалу она недалеко ушла от истины.
Концерты этих рэперов, которые и не называли себя рэперами (только участники Грота признавались в любви к хип-хопу), представляли собой, скорее, встречи единомышленников. Ситуация, когда бармены клубов откровенно скучали, а уборщицам не оставалось работы, несколько утрирована, но на пике популярности этих групп бывало и такое. «Зожевцы» говорили прямо, не выдумывая сложных аналогий и это находило отклик у публики.
Сначала изрядную часть зрителей составляли «правые», можно было увидеть и зиги, и соответствующую символику на одежде. Это стало главной претензией к самим группам, но, к их чести, они не поддерживали подобное ни словом, ни делом. В своем «Живом журнале» (важном фактологическом документе тех времен) Бледный, говоря о «правильном, идейном рэпе» пишет: «Мой дед поляк, у Антона татарские, у Михаила немецкие корни, а невеста Виталия — мулатка. В чём идея?». Вероятно, поэтому подобная публика схлынула, но осадок остался и у противников, и у властей, которые то там, то сям противились концертам «экстремистской музыки».
Больше всего критики досталось на долю Миши Маваши. В буквальном смысле началась его травля — с помощью мемов, приколов. Да, его песни были наиболее прикладными, четкость посыла превосходила художественную составляющую, но изуверская изобретательность его противников превышала любые нормы приличия. Притом, что объективной претензии не могли предъявить даже в интернете, а вживую никто и не пробовал.
Кто породил (невольно) ЗОЖ-рэп, тот его и убил. Для 25/17 любые рамки были тесными и они семимильными шагами ушли от экстремальной публики к самому широкому кругу слушателей. ГРОТ передумали поджигать ларьки с алкоголем и обсуждать вопросы депортации гостей страны — их последний альбом «Земляне» ни разу не напомнит вам ни о первом, ни о втором. Придуманная не авторами, а слушателями, объединяющая тема «турничков» и прочего растворилась. Миша Маваши создал проект «Цель разгром», но он, что называется, «не пошел». На 2016-й намечен выход его новой сольной пластинки.
Источник
Миша Маваши и другие деятели правого рэпа
В последнее время в России набирает обороты хип-хоп, по содержанию очень странно соотносящийся с исконными традициями жанра, — агрессивные и назидательные песни за здоровый образ жизни, трезвость и русский народ. «Афиша» выяснила у самого известного представителя правого рэпа Миши Маваши, как это так, и вспомнила самых ярких его коллег.
— Я послушал: вы ведь на первом альбоме читали от имени такого собирательного пацана, без особых нравоучений. Что произошло потом, почему вы так резко поменяли свои взгляды?
— Я просто стал больше внимания уделять определенным вещам. На первом альбоме я делал хулиганские треки, потому что у меня была жизнь тогда такая хулиганская. Но при этом я постоянно занимался спортом, и у меня и тогда была позиция антинаркотическая, потому что друзья многие стравились героином, стали наркотами. Потом произошли события на Манежке, когда я увидел, что ситуация конкретно набирает обороты. И задумался по поводу общего здоровья нации в целом, и по поводу того, что творится в головах у тех же самых подростков, и по поводу тех же кавказцев. Знаешь, мы сейчас находимся в Днепропетровске, здесь речь вообще не может о таком идти, здесь будто Советский Союз, я как в детство попал. А в Москве, например, другая ситуация. А все потому, что мы сами это допустили, молодежь растеряла свое здоровье. Тому, кто свою культуру не чтит, навязывают другую. Я понял, что если меня слушают, то я должен делать вещи полезные, чтобы человек подумал и немного изменил свою жизнь в лучшую сторону. Причем люди бывают разные: кому-то нужно сказать, что ты можешь, ты сильный, у тебя получится, подкрепить его, и от этого он начинает меняться и что-то делать. А кого-то нужно, как говорится, схавать — взять и сказать: «Что ты как мешок с говном, ты что творишь?» Ну и плюс ко всему, как ни крути, ведь сегодня День Победы, да? Родину защищали на войне. А что будет сейчас, если вдруг, не дай бог, будет военное положение? У нас же очень много людей просто не приспособлены абсолютно ни к чему. Поэтому я усилил внимание именно во втором альбоме не только к спорту, но и к моральной составляющей, к полному саморазвитию. То есть, ребята, развивайтесь духовно, получайте образование, занимайтесь спортом!
— Но ведь вы на первом альбоме даже про легализацию марихуаны читали.
— На тот момент я и сигареты курил, и выпивал, мог планчик покурить с пацанами. Так что фраза эта — хулиганская фигня. В какой-то момент я понял, что мне это не надо. Получил достаточно информации по поводу того, как оно попадает к нам в страну, откуда оно берется.
«Правильный трек» Маваши 2009-го года (артист вообще очень любит слово «правильный»), в котором звучит компрометирующая строчка «легализуйте ганжубас и планчик лучше»
— Вы переехали из Казахстана в Челябинск. Почему именно туда?
— Мы сейчас вообще на распутье стоим. Челябинск — промышленный город, грязный очень, серый. В Москве мне нужно находиться на самом деле, но переезжать туда я не хочу, мне не нравится: слишком большой город, эти пробки, да и тоже город серый. А уральская школа хип-хопа вообще не вкатывает, я их не слушаю, эти вот понты, движухи. Я и не являюсь рэпером-то. Я рэпом пользуюсь как инструментом, я поэт — пишу стихи и накладываю их на музыку. Я занимаюсь донесением информации.
— Но при этом вы выбрали рэп, который, в общем-то, изначально в значительной степени про употребление запрещенных веществ. Вас это не смущает?
— Знаешь, я как-то не углубляюсь в корни данной музыки. Да, мне часто говорят: как ты, такой патриот, берешь музыку черных и так далее. Это можно долго ковыряться на самом деле. Я всегда по жизни был таким человеком, который со всеми лбами тыкался. У меня всегда было свое мнение, и я за него пер — без разницы, где и как. Я вообще, если честно, очень четко разделяю черный рэп олдскульный — и то, что происходит в русском рэпе. Наш очень схож с французским. Я вот разговаривал с ребятами, которые врубаются, они говорят, что французский рэп тоже такой — социальный, с красивыми словами, направленный на донесение информации.
«Мне часто говорят: как ты, такой патриот, берешь музыку черных и так далее. Это можно долго ковыряться на самом деле»
— Вас не смущает, что вас грязью поливают практически везде? Разве что над Гуфом больше смеются.
— Вообще не смущает, потому что я знаю, что это все откровенный маркетинг и на этом зарабатываются денежки. Все это порождается маркетологами, а молодежь просто эту фигню хавает и прется, как стадо.
— Не понял, кто-то платит за негативные отзывы о вас?
— Нет, наоборот, люди с этого получают бюджет. Как делаются деньги в интернете? Чем больше посещаемость, тем больше рекламы, тем больше денег. Элементарно берется список, кто там у нас среди попсы самый обсуждаемый. Я был на взрыве, мою харю до сих пор знают очень много людей. Они могут не слушать мою музыку, но они меня в лицо знают. А что у нас любят люди? Интриги, скандалы, расследования. Но моя аудитория и без этого ко мне прислушивается. У Бледного (эмси группы «25/17». — Прим. ред.) прикольная фраза есть в одном из треков: «Нас покажут на «Дожде», про нас напишет «Афиша», но наши люди нас и так нормально слышат». (Предыдущие строки цитируемой песни — «Долой Путина!» — кричать в экстазе на Болотной,/Долбиться в десна с терпилами айподными». — Прим. ред.)
В клипе «Помнить должен» Маваши много читает на фоне церковных куполов
— А вы вообще можете на себя со стороны посмотреть? В ваших песнях иронии не найдешь.
— Могу, конечно. Мы сейчас собираемся снимать видео с утрированными приколами по поводу турников, брусьев и проч. Барабанщика заставляют таскать гирю, что-то такое. У нас всегда идут шутки в духе «ЗОЖ-кутеж», потому что из самой аббревиатуры сделали непонятно что. Я понимаю юмор, у меня с этим все в порядке, учитывая, что сейчас я занимаюсь микс-файтом и на турниках не подтягиваюсь. Хотя у всех ряд такой: Миша–турник–брусья — все. А на самом деле у меня про спорт два трека. Последний альбом вообще целиком социальный вышел. Я пишу о том, что происходит в стране, о моральной составляющей, о подмене понятий. Я говорю очень о многом.
— Есть популярное видео с девочкой, которую вы прогоняете со своего выступления…
— Да она была в хлам синяя, синюшная просто. У меня бывают взрослые мужики на концертах, которые взяли по кружке пива — и ничего, нормально сидят, слушают музыку. А эта напилась, подошла к сцене и орала: «Мишенька, красавчик!» — в то время как я читал трек про то, что, ребята, давайте задумываться. Меня это задело. Но я ее не выгнал — вернул деньги за концерт и попросил уйти.
— У вас в треках часто проскальзывает недовольство тем, что происходит в стране. А перспективы есть какие-то, по-вашему?
— Знаешь, если говорить честно, у нас в России, кроме гражданской войны, ничего не помогает. Всех убили — поставили других. Но я, естественно, понимаю и говорю везде, что гражданская война не должна быть кровопролитной, она должна происходить в головах. Если у нас люди будут воспитываться иначе, то потом уже к власти придут люди с другим воспитанием и ценностями. Поэтому мы сейчас должны стараться предоставлять молодому поколению как можно больше информации и давать как можно больше правильных советов. Я не хочу сделать кого-то другого слабым, я хочу нас сделать сильными. Нельзя сделать любовь из ненависти, понимаешь? Нельзя сделать свою нацию лучше, если ты будешь это делать через ненависть к другой нации. Поэтому я не желаю, чтобы те же самые американцы вяли или дохли, ни в коем случае.
«Среди высоток и аллей» наглядно объясняет, почему, по мнению Маваши, занятия в спортзале являются оптимальным времяпрепровождением для молодежи
— Ну а вас не смущает, что все эти силовые тренировки и единоборства, которые вы пропагандируете, зачастую провоцируют потом насилие? Не чувствуете ответственности за то, что кто-то потом избивает приезжих?
— Так об этом я и говорю! У меня даже фраза есть в одном треке: «Спорт не нужен для того, чтобы отрывать всем бошки, нужно просто быть в порядке, а не в подворотнях вошкать». Занимайтесь спортом, чтобы быть защитником своей семьи, защитником себя, если придется — защитником Родины. Не надо при этом ходить, махать кулаками и лупить всем щи за и против. Я всегда ребятам так говорю.
Еще 5 видных представителей правого рэпа
Данила Градов
Он же Квас, он же Напиток. Пример ортодоксального правого рэпера — ницшеанские тексты, кажущиеся пересказом родноверческих форумов и книг о еврейских кознях, положенные на нехитрые минуса; все это еще и с лютой агрессией. Ранее записывался под именем Ка Че и водил дружбу с Луперкалем (вместе они сотворили жутчайшую песню «Кинул зигулю», своего рода компендиум общих мест правого рэпа, а также записывали первый альбом «Проекта Увечье»). В какой-то момент, испугавшись преследований со стороны ФСБ (имели ли они место — доподлинно неизвестно, но волна опасений здорово всколыхнула правый хип-хоп на рубеже десятилетий), «убил» альтер-эго и стал сочинять уже как Данила Градов — без каких-либо драматических перемен в содержании.
Одни из самых непримиримых русских (с большой буквы Р) рэперов — читают нахраписто, наезжают жестко, а в случае неперевоспитуемости слушателя без проблем готовы, кажется, променять бит на биту. Пропагандой трезвого образа жизни близки к Мише Маваши (см. «Алкотестер») — с другой стороны, демонстративно отвергли христианство в угоду корневому язычеству. Сибирское происхождение накладывает отпечаток: дуэт с большим рвением читает про родные края, да и окраины Омска тоже можно воспринимать как стимул для антинаркотической пропаганды. На последних записях подрастеряли былой запал и грозный звук, скатившись в назидательное кликушество за Русь.
«Бухенвальд Флава»
Самые веселые правые рэперы — читают озорно, небрежно и в тоже время залихватски.«БФ» покрывают примерно тот же спектр тем, что и другие фигуранты списка, но копают все же глубже многих соратников: уважают легендарный антифашистский (и такое бывает) ансамбль Ted Kaczynski и в то же время цитируют тирольских казаков, вставляют семплы из кинофильма «Зеленый слоник», пишут кавера на «Соломенных енотов» и «Гражданскую оборону», с азартом рассказывают об наркотических похождениях и околофутбольной изнанке. «БФ» разбили стереотип о правом рэпе как об ощерившейся националистической агитке, собственно, во многом благодаря им люди, одетые по схеме кепка-поло-скам-штаны, перешли с отечественного ска на нездоровый хип-хоп — еще десять лет назад такое бы показалось фантастикой, сегодня сложно встретить человека в фанатском секторе, который ни разу бы не слышал «Мой друг Гитлер».
Источник
рэп про здоровый образ жизни. какие реперы поют про зож? наподобие мишы маваши
Вот что тебе надо:
Сколько же можно вторить историю
Лишь только возьмётся кто-то
Сеять разумное, доброе, вечное,
Слышит в ответ хамоватое что-то
Мол, сами всё знаем
Мол, сами с усами,
Не учите нас жить,
Ты же не доктор: не надо лечить!
Лечить не буду, чувак, не бойся
Лучше на разговор настройся,
За жизнь пойдёт сейчас разговор
Слушай, не то познаешь позор!
За пивом тебя послали друзья
Денег дали, терять нельзя,
Ларёчник тебя на сдачу развёл
Конечно же гад он, конечно КОЗЁЛ!
Ты же сдачу посчитать не смог
И в глазах друзей — ты полный лох!
В лузеры ты потому угодил
Что математику не учил
Ты на стадион явился с другом
Ты север и йух по незнанью попутал
Кубок, аншлаг, футбольный матч
Беснуется рьяно дикий спартач
А ты завалился к спартаковским фанам
Ты сам ощутил себя полным профаном
Каждый спартач был ужасно рад
Увидеть твой красно-синий наряд.
Чтоб синяков не получить
Чтоб зубы потом семь дней не лечить
Не нужно вешать на себя бремя,
А географии уделять время
Решил провести ты с подругой вечер
В известном месте назначила встречу
Прождал ты напрасно её пять часов
Не смог в оправданье найти ты слов
Не различил, не узрел ты разницу
Спутав площадь Маркса и Энгельса улицу
И вот подруга тебя не никак хочет знать
А ты что хотел? Историю — нужно повторять.
Как праздновал праздник, не помнит твой ум
И вот во рту с утра Кара-кум
Такого никто не смог отмочить
Пиво и уксус не различить
Долго смеялся над тобой народ:
Да у тебя мозгов недород
Чтобы тебе не стало кисло
Химию запускать — нет смысла.
Твой друг у доски, он помощь просит
Нужно скорее шпаргалку бросить
Шпаргалку ты быстро ему приготовил
Да бросить, как надо, не соизволил
В учителя прямо попала бумажка
Вот незадача, вышла промашка
У друга теперь — полный провал
А физику ты, вообще изучал?
Ты по углам сигареты курил
Зрение ты себе посадил
Теперь у соседа ответ не списать
Шпаргалку свою — не прочитать
На экзамене пришлось тебе туго
Не вызвонить тут «помощь друга»
Ты завалил не только экзамен
Ты завалил свою жизнь
Так вот, школяр — не петушись
Смелей за науки свои берись
А скажет «сенсей» тебе наставленье
То встань, поклонись, скажи о-с-с! И заткнись!
Источник