Приложение N 5. Положение о кабинете пропаганды здорового образа жизни отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)
Приложение N 5
к приказу Минздрава СССР
от 30 мая 1986 г. N 770
Положение
о кабинете пропаганды здорового образа жизни отделения профилактики амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений)
1. Кабинет организуется в структуре отделения профилактики.
2. Основой деятельности кабинета является организация и проведение комплекса следующих мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения:
2.1. Групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни среди проходящих профилактические осмотры.
2.2. Разъяснение цели и задач ежегодной диспансеризации всего населения.
2.3. Пропаганда борьбы с возникновением и развитием факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.).
2.4. Пропаганда активного отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом.
2.5. Разъяснение принципов рационального питания.
2.6. Рекомендации по созданию, укреплению и сохранению психологического климата на работе в учебе и в быту.
2.7. Расширение и углубление санитарно-гигиенических знаний среди проходящих профилактические осмотры.
3. Кабинет организует и контролирует данную работу в амбулаторно-поликлиническом учреждении.
4. В целях выполнения указанных задач кабинет обеспечивает:
4.1. Разработку и выполнение планов и графиков работы по амбулаторно-поликлиническому учреждению и кабинету.
4.2. Подборку и распространение методических материалов по различным сторонам формирования здорового образа жизни.
4.3. Организацию различных мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения на территории обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения.
4.4. Привлечение для участия в работе врачей, среднего медицинского персонала своего и других медицинских учреждений, психологов, юристов, педагогов, профсоюзного актива, работников обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.
5. Кабинет оснащается радиоустановкой, проекционной и звукозаписывающей аппаратурой, экранами, плакатами, альбомами, наборами памяток, листовками, научно-популярной литературой.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Пропаганда здорового образа жизни
Здоровый образ жизни — это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных медико-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия, то есть это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья людей.
- укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
физическая культура и закаливание;
гармонические взаимоотношения между людьми;
правильное сексуальное поведение;
личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
негативное отношение к вредным привычкам.
Соблюдение здорового образа жизни касается всех без исключения людей: и практически здоровых, и тех, чье здоровье имеет некоторые функциональные отклонения.
Человек сам может укрепить своё здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.
Величина любых усилий определяется значимостью поставленной цели, вероятностью ее достижения и воспитанием. Поведение человека или образ его жизни зависят от биологических и социальных потребностей, требующих удовлетворения (например, от таких потребностей, как утолить голод и жажду, выполнить производственное задание, отдохнуть, создать семью, воспитать детей и т.д.).
Известно, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.
Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями.
Формирование ЗОЖ представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь. Обратная связь от наступающих в организме в результате следования здоровому образу жизни изменений срабатывает не сразу, положительный эффект перехода на рациональный образ жизни иногда отсрочен на годы.
Здоровый образ жизни предполагает отказ от многих ставших привычными приятных условий жизнедеятельности (переедание, комфорт, алкоголь и др.) и, наоборот, постоянные и регулярные тяжелые для неадаптированного к ним человека нагрузки и строгую регламентацию образа жизни. В первый период перехода к здоровому образу жизни особенно важно поддержать человека в его стремлении, обеспечить его необходимыми консультациями указывать на положительные изменения в состоянии его здоровья, в функциональных показателях и т.п.
положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;
способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;
обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;
является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;
обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе высокий материальный достаток;
позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;
обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.
генетические факторы – 15–20%;
состояние окружающей среды – 20–25%;
медицинское обеспечение – 10–15%;
условия и образ жизни людей – 50–55%.
Действие факторов риска на человека является сугубо индивидуальным, и вероятность развития того или иного заболевания зависит от адаптационных возможностей организма.
Более подробную информацию по данной теме вы можете получить на информационном портале ГБУЗ РЦОЗиМП «Забота о здоровье», пройдя по ссылке
Источник
Работа кабинета здорового образа жизни
Цель процедуры – обучение населения навыкам здорового образа жизни, с целю профилактики заболеваний, выработки навыков регулярного и рационального питания, соблюдение режима труда и отдыха.
Область применения:
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ:
· Журнал работы медицинского персонала по пропаганде ЗОЖ, профилактики среди населения форма58 — 001
· Статистическая карта профилактического медицинского осмотра амбулаторного пациента форма 025 – 8/у
· Медицинская карта стационарного больного форма 003/у
Общая информация:
Обучение населения навыкам здорового образа жизни, проведение пропаганды профилактики хр. заболевания у пациентов к целенаправленным действиям по преодолению поведенческих факторов риска развития заболеваний, повышение компетентности в вопросах, от которых зависит их здоровье, и обучение навыкам самостоятельно изменять свою жизнь и окружающие его условия.
Популяризация и формирование среди подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, включающего в себя аспекты достаточного физической активности, занятий спортом, рационального питания, безопасности поведения в быту и на дорогах.
Данная процедура разработана с учетом соответствующих Клинических протоколов и СОПов.
В данной процедуре использованы следующие определения и сокращения:
ЗОЖ – здоровый образ жизни;
ПМСП – первичная медико – санитарная помощь
Алгоритм действий работников кабинета ЗОЖ:
1. Приветствовать пациента.
2. Установить доверительные отношения с пациентом.
3. Провести сбор жалоб.
4. Собрать анамнез.
5. Провести оценку общего состояния, определить самочувствие пациента.
6. Делается запись в медицинской карте амбулаторного больного форма 025/у с рекомендациями.
7. Данные обследования вкладываются в медицинскую карту стационарного больного форма 003/у, в медицинскую карту амбулаторного больного форма 025/у и направляет ее лечащему врачу.
8. Дать профилактические рекомендации пациенту по факторам риска.
Методы формирования здорового образа жизни на уровне ПМСП
Опрос — метод диагностики, который заключается в выявлении привычек, модели поведения, условий формирования поведения с целью определения индивидуальных подходов к работе с пациентом. Длительность беседы — около 3 минут.
Обследование — дополнительные методы диагностики, применяемые для оценки количественных характеристик поведенческих факторов риска.
Лекция — используется в организованных коллективах во время медицинских профилактических осмотров. Важно учитывать, что во время лекции усваивается только 5% информации. Поэтому во время лекции необходимо использовать другие методы (беседа, использование наглядных пособий, видеоматериалов, дискуссий). Продолжительность лекции — 20 минут, оптимальное число слушателей — 20-40 человек.
Профилактическая консультация (индивидуальная и групповая) — взаимное обсуждение медицинского работника и пациента/пациентов имеющихся проблем с выработкой конкретных рекомендаций по оздоровлению. Длительность консультации — 10 минут.
Информационно-образовательные материалы. К этим средствам относятся буклеты, брошюры, памятки и т.д. о здоровом образе жизни и профилактике заболеваний. Эффективность усвоения материала — 20%.
В данном блоке также необходима работа со средствами массовой информации (телевидение, радио, печать) — использование метода пропаганды здорового образа жизни, характеризующегося широким охватом аудитории.
Школы здоровья, школы для лиц с факторами риска и пациентов — организационная форма обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы здоровья для различных целевых групп (больные и члены их семей, лица с факторами риска, и др.) организуются в форме постоянно действующего интерактивного общения, например: «коронарные клубы», «школы больных с сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных артериальной гипертонией» и пр. Школы здоровья предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, наличие соответствующего информационного обеспечения. Частота проведения занятий в школах — 1 раз в неделю по 50-100 минут, продолжительность обучения на цикле — 1-2 месяца. Оптимальное количество обучающихся в группе — 10 человек.
Семинар-тренинг — активная форма усвоения знаний, познания, формирования отдельных умений и навыков. Состоит из нескольких последовательных упражнений с использованием различных методов группового обучения. Рекомендуемая продолжительность тренинга — 20 минут.
Обучение практикой действия. Метод включает использование ролевых игр, проигрывание ситуаций, практических занятий, т.е. виды работы, при которых участник испытывает процесс изменения объекта, происходящего в результате какого либо явления.
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 1172 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Основные методы и формы пропаганды здорового образа жизни
Цель пропаганды здорового образа жизни — формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Для реализации этой цели должны быть решены следующие задачи:
— обеспечение необходимой медико-гигиенической информацией о здоровом образе жизни;
— стимулирование деятельности государственных органов и общественных организаций по созданию условий для здорового образа жизни населения;
— вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительную работу и воспитательную деятельность;
— организация всенародного движения за формирование здорового образа жизни, объединение усилий с национальными движениями такого рода в зарубежных странах.
Санитарное просвещение — это раздел здравоохранения, содержанием которого является гигиеническое обучение и воспитание населения.
Повышение уровня санитарной культуры населения, проведение мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, должны основываться на следующих принципах:
— научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);
— правдивость и объективность;
— дифференцированность и целенаправленность;
— систематичность и последовательность;
— комплексность (то есть пропаганда здорового образа жизни должна вестись не только медиками, но и психологами, социологами и т.п.);
— связь с жизнью общества, профильность.
Важнейшими направлениями воспитания санитарно-гигиенических навыков, пропаганды санитарно-гигиенических медицинских знаний, формирования здорового образа жизни можно считать следующие:
1. Пропаганда факторов, способствующих сохранению здоровья: гигиена труда, рациональное питание, гигиена отдыха, оптимальный двигательный режим, физкультура и спорт, гигиена супружеских отношений, закаливание, личная гигиена, медико-социальная активность, психогигиена, гигиена окружающей среды.
2. Пропаганда профилактики факторов, пагубно влияющих на здоровье: злоупотребление спиртными напитками, наркотиками; курение, соблюдение некоторых этнических обрядов и привычек, религиозно-культовые отправления.
Формирование здорового образа жизни, в частности, осуществление первичной профилактики, требует совместных усилий государственных, общественных организаций, медицинских учреждений, самого населения. Именно в таком направлении должна действовать государственная комплексная программа по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, разработанная Центром медицинской профилактики и другими научными учреждениями.
Формирование здорового образа жизни — это основное направление первичной профилактики.
Для каждого медицинского работника пропаганда здорового образа жизни является важным и необходима разделом работы, его профессиональной обязанностью.
С 1.01.89 г. реорганизована служба санитарного просвещения и создана служба формирования здорового образа жизни, а Дома санитарного просвещения преобразованы в Центры здоровья, затем в Центры медицинской профилактики.
Пропаганда медицинских знаний бывает трех типов: 1) массовая, 2) групповая, 3) индивидуальная.
Все врачи, фельдшеры, акушерки, медицинские сестры, кроме повседневной индивидуальной санитарно-просветительной работы с больными и посетителями лечебно-профилактических учреждений, должны уделять ежедневно часть рабочего времени массовой и групповой пропаганде медицинских и гигиенических знаний среди населения.
Общую организацию и руководство пропагандой здорового образа жизни и гигиеническим воспитанием населения осуществляет МЗ России, в котором есть отдел профилактики и сектор здорового образа жизни.
В областях и городах имеются Центры медицинской профилактики. Структурная организация центров соответствует их функциям и включает следующие основные отделы: организационно-методический, организационно-пропагандистский, редакционно-издательский и консультационно-оздоровительный.
В Центре медицинской профилактики организованы кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, релаксации (аутотренинга), а также фитологический кабинет.
В составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, медико-санитарных частей организуется отделение (кабинет) медицинской профилактики.
Организационно-методическое руководство деятельностью отделения осуществляет Центр медицинской профилактики совместно с главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
Отделение возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики (желательно на базе Академии постдипломного образования или на курсах в Центре медицинской профилактики) и обладающий организаторскими способностями.
Заведующий отделением непосредственно подчинен главному врачу лечебно-профилактического учреждения.
Основные задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики
1. Обеспечение взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с территориальным Центром медицинской профилактики.
2. Организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганда медицинских и гигиенических знаний и здорового образа жизни.
3. Осуществление информационного обеспечения специалистов и различных групп населения по вопросам охраны здоровья, в том числе и через средства массовой информации.
4. Изучение и оценка знаний вопросов профилактики и здорового образа жизни у прикрепленного населения в соответствий с характером и особенностями работы различных отделений и кабинетов лечебно-профилактического учреждения.
5. Внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинских проблем формирования здоровья, гигиеническому обучению и воспитанию населения с учетом показателей заболеваемости прикрепленного контингента.
6. Координация и обеспечение консультативно-оздоровительной деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья прикрепленного населения.
7. Организация, контроль и анализ деятельности медицинских работников лечебно-профилактического учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья, снижения преждевременной смертности и выхода на инвалидность, по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний.
В соответствии с основными задачами отделение (кабинет) медицинской профилактики:
Осуществляет взаимодействие с Центром медицинской профилактики по вопросам:
— подготовки сотрудников ЛПУ по разделу здорового образа жизни и гигиенического обучения и воспитания, а также усовершенствования знаний и внедрения новых методов профилактики заболеваний;
— приобретения и распространения инструктивно-методических документов по сохранению и укреплению здоровья, наглядных пособий санитарно-просветительного характера (включая видеофильмы) среди работников и населения (организованного и неорганизованного);
— организации и проведения акций профилактической направленности среди прикрепленного населения;
— создания банка санпросветлитературы, лекций, бесед, статей медицинского профиля из периодической печати и т.д. для использования в работе;
— внедрения новых методов профилактической направленности в деятельность ЛПУ при работе о населением;
— организации лекториев, школ, семинаров для различных групп населения по вопросам охраны здоровья;
— рецензирования текстов лекций, бесед, викторин и др. материалов, подготовленных работниками ЛПУ. Проводит работу с сотрудниками ЛПУ:
— обобщает индивидуальные планы работы по вопросам, входящим в задачи отделения (кабинета) медицинской профилактики;
— оказывает организационно-методическую и консультативную помощь при подготовке радиопередач, лекций, бесед и т.д.;
— контролирует и анализирует деятельность медицинских работников с населением по разделу гигиенического обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья;
— принимает отчеты о проделанной работе, составляет сводный статистический отчет по ЛПУ, результаты доводит до сведения главного врача;
— сдает годовой отчет в Центр медицинской профилактики в установленные сроки.
Проводит работу с пациентами лечебно-профилактического учреждения:
— инструментальные исследования (антропометрия, измерение артериального давления, взвешивание и пр.);
— сбор анамнестических данных для выявления факторов риска, а также тестирование;
— выдачу рекомендаций по коррекции здорового образа жизни;
— организует учет профилактических осмотров, а также осуществляет учет и контроль за проведением профилактических прививок;
— разъясняет целесообразность проведения прививочной кампании;
— организует лектории, школы, семинары для различных групп населения по вопросам охраны, сохранения и укрепления здоровья, обеспечивает их проведение как в организационно-методическом плане, так и санитарно-просветительной литературе.
В центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора санитарно-просветительную работу по вопросам гигиены и эпидемиологии проводит каждый медицинский работник. Ответственный за этот раздел работы (врач или средний медицинский работник) осуществляет организующую, координирующую и контролирующую функции в области пропаганды здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания населения.
Медицинские работники должны квалифицированно использовать все доступные и необходимые методы и средства гигиенического обучения и воспитания. Под словом «методы» в данном случае понимают три основных способа ведения пропаганды: устный, печатный, изобразительный (наглядный) и их комбинации, и соответственно обозначают: метод устной пропаганды, метод печатной пропаганды и т.д.
Термин «средства» (или формы) объединяет всю совокупность конкретных приемов ведения работы, инструментарий (публикации в печати, кинодемонстрации, плакаты и пр.), используемый в процессе массового, группового и индивидуального воздействия на население. Они входят в состав каждого из методов, отражая главную его характерную особенность.
К средствам метода устной пропаганды относятся: популярная лекция (эпизодическая, цикловая), агитационно-информационное выступление, беседа (групповая, индивидуальная), вечер (час) вопросов и ответов, дискуссия, викторина, конференция, занятие (курсовое, кружковое), инструктаж вводный. Таким образом, к средствам устной пропаганды относятся средства, при использовании которых имеется непосредственный контакт с аудиторией (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, диспут, агитационные или информационное выступления) и средства, при использовании которых непосредственный контакт с аудиторией отсутствует (радио выступление, выступления по телевидению, запись выступлений, лекций на пленке, пластинке).
Лекция — наиболее распространенное средство устной пропаганды, освещающее какую-либо одну тему, один вопрос в определенный отрезок времени, имеющее форму монолога. Лекция состоит из трех частей: введения, изложения основного материала и заключения.
Беседа — эффективное средство устной пропаганды. Позволяет установить тесный контакт с аудиторией за счет небольшого числа участников (до 25—30 человек). В процессе беседы в обсуждение темы вовлекается возможно большее число слушателей.
Вечер вопросов и ответов — это та же беседа, но здесь задает вопросы аудитория, а ведущий отвечает. Успешное проведение вечера зависит от степени подготовленности ведущего. Вопросы либо собираются заранее, либо задаются на самом вечере.
Дискуссия — активная проработка темы в достаточно подготовленной группе. Может быть проведена кружковая подготовка с аудиторией, интересующейся отдельными вопросами. Она предполагает углубленное изучение материала на определенную тему.
Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляются также по средством программ на центральном и местном радиовещании и телевидении (это лекции, беседы, выступления, час «вопросов и ответов» и т.д.). Такие передачи, как правило, проходят в определенные дни и часы.
Метод устной пропаганды является одним из ведущих и наиболее эффективным методом пропаганды здорового образа жизни. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод.
Метод печатной пропаганды включает средства: брошюра, буклет, бюллетень, журнал, календарь, статья, книга, листовка, лозунг, памятка, стенная газета.
Метод печатной пропаганды предоставляет большие возможности для пропаганды санитарно-гигиенических знаний, методов индивидуальной и групповой профилактики заболеваний, оздоровления окружающей среды и т.д. среди широких слоев населения. Данный метод делится на две основные группы:
а) средства печатной пропаганды, создаваемые силами собственного коллектива медицинских работников (рукописные лозунги, доски вопросов и ответов, санитарные стенные газеты, санитарные бюллетени, статьи и заметки в периодических изданиях);
б) печатная продукция (печатный лозунг, брошюра, памятка, листовка, газетные и журнальные публикации).
Среди многих ценных качеств средств метода печатной пропаганды наиболее важными являются: а) большой тираж печатных изданий; б) охват широких слоев населения; в) возможность неоднократного прочитывания, способствующего лучшему усвоению; г) точность изложения.
Наиболее простое средство печатной информации — лозунг. Это призыв выполнять те или иные советы с ярким и лаконичным текстом, выразительно освещающим самую суть проблемы.
Листовка — рассчитана на широкий круг читателей, имеет ярко выраженный агитационный характер.
Памятка — научно популярная книжка, к ней предъявляются те же требования, что и к лекции. На промышленных предприятиях большим успехом пользуются передвижные цеховые библиотечки, составленные из брошюр на медицинские темы.
Доска вопросов и ответов — состоит из вопросов читателей н ответов врачей-специалистов. При доске должен быть специальный ящик для вопросов. Ответы даются краткие, научно подготовленные.
Санитарная стенная газета — выпускается в лечебно-профилактических учреждениях, в медсанчастях промышленных предприятий, школах и др. учебных заведениях.
Санитарный бюллетень — выпускается в любых учреждениях медицинскими работниками и санитарной общественностью. Он должен быть хорошо оформлен, к нему предъявляются следующие требования: красочность, привлекательность, броскость, конкретность темы, интересное содержание.
Метод изобразительной (наглядной) пропаганды включает в себя:
1) плоскостные средства: плакат, рисунок, схема, чертеж, план, диаграмма, картограмма, фотография, фотолитовыставка, слайд крупномасштабный, слайд-серия, диапозитив (серия для секции), диафильм, кинофильм, видеофильм;
2) объемные средства: муляж, макет, модель, фантом, диарама, скульптура, чучело;
3) натуральные объекты (используемые как наглядные пособия и как экспонаты для выставок): макропрепарат, микропрепарат, образец (растительного, животного мира, изделия, продукты и др.);
4) комбинированные средства: вагон-выставка, праздник здоровья, театр, кукольный театр, агитбригады;
5) технические средства пропаганды: фильмоскоп, киноаппарат, эпидиаскоп, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, озвученные диапозитивы.
Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств.
Натуральные объекты — наиболее действенное средство в силу его достоверности, К таким объектам относятся: микроскопические препараты, макроскопические и натуральные объекты, предметы ухода за ребенком, наборы витаминных препаратов, средства для оказания первой помощи и др.
Если нет возможности демонстрировать натуральные объекты, используют их воспроизведения — объемные и плоскостные. К объемным воспроизведениям относятся: муляж (отличается большей точностью воспроизведения); модель (воспроизводит объект в измененном, уменьшенном или увеличенном виде); макет (приближенное воспроизведение натуры); скульптура, барельеф, горельеф (используются для музейного оформления).
К плоскостным изобразительным средствам относятся плакаты (средства агитации с ярким рисунком и кратким текстом). Основными требованиями к содержанию плаката являются: актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Различают три основных типа сюжета: положительный, отрицательный, двойной.
Требования к тексту плаката: 1) доходчивость (краткость, удачная лексико-синтаксическая структура, смысловая точность, смысловая связь изображения и текста); 2) выразительность (применение изобразительно-выразительных средств языка).
В гигиеническом обучении и воспитании может быть использован также комбинированный метод массовой информация, когда происходят одновременное воздействие слухового и сильного зрительного раздражения для хорошего восприятия аудиторией. Используются театральные постановки (например, кукольный театр), кинофильмы (санитарно-просветительные фильмы), эстрада, телевидение и т.п.
Глава 27 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Профессиональные союзы (профсоюзы)
Среди различных общественных организаций, задействованных в охране здоровья населения, особое место занимают профессиональные союзы (профсоюзы).
Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Выделяют разные типы профессиональных союзов:
— первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
— общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
— территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Необходимо отметить, что профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.
Основные права профсоюзных организаций в России регламентируется специальным Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ФЗ № 10 от 12 января 1996 года в ред. от 24.01.2002 №3-П).
Ниже представлены основные права и задачи профсоюзов.
1. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
1.1. Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).
Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.
1.2. Системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями) по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях.
1.3. Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
2. Право профсоюзов на содействие занятости.
Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять профсоюзный контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости.
3. Право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.
Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами исполнительной власти и органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения, первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения (ассоциации) профсоюзов и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок разногласия рассматриваются в соответствии с федеральным законом.
4. Право профсоюзов на участие в урегулировании коллективных трудовых споров.
Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников.
5. Право профсоюзов на информацию.
5.1. Для осуществления своей деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
5.2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
6. Право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.
Профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
7. Право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также подругам социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
8. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.
В случаях выявления нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, профсоюзные органы в организации, профсоюзные инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию труда для принятия неотложных мер.
9. Другие права профсоюзов.
9.1. Профсоюзы вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
9.2. Профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
9.3. Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования Российской Федерации по представлению соответствующих профсоюзов.
9.4. Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник