Текст книги «Здоровый образ жизни»
Автор книги: В. Пискунов
Жанр: Здоровье, Дом и Семья
Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
В. А. Пискунов, М. Р. Максиняева, Л. П. Тупицына, Т. И. Егорова, Э. В. Айриян
Здоровый образ жизни: Учебное пособие
«Педагогическое образование» Дисциплина: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
В. А. Денисенко, заведующий кафедрой физической культуры Академии социального управления, доцент, заслуженный тренер России
В. В. Голубев, кандидат медицинских наук, профессор кафедры медицины и безопасности жизнедеятельности МПГУ, кандидат медицинских наук
Введение
Лица, желающие сохранить, сколько возможно долее умственные силы и совершить по возможности полный цикл жизни, должны вести очень умеренный образ жизни и следовать правилам рациональной гигиены.
Программное развитие здорового человека в соответствии с генетической матрицей родителей немыслимо без оптимальных жизненных условий (среды обитания). При этом биосоциальная природа человека требует удовлетворения целого спектра человеческих потребностей, включая обучение и возможность созидательного труда. Такова диалектика человеческой жизни.
Общеизвестно, что фундаментальная роль для создания надлежащих условий принадлежит общественно экономическому укладу, а с медицинской точки зрения важна, в особенности, способность общественного строя создать жизненные условия, достойные становления здорового человека и всей его жизнедеятельности. В виде жизненного уровня (уровня жизни) необходимые условия предстают в количественном выражении как степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (оплата труда, доход, жилищные условия, уровень образования, культуры и т. д.). При этом непосредственно качественная сторона удовлетворения человеческих потребностей для оптимальной жизни выражается понятием «качество жизни».
Именно на основе единства общественно-экономического уклада, условий жизни и качества жизни определяется образ жизни людей. Образ жизни представляет собой единство объективного и субъективного и, по существу, – реальную жизнедеятельность индивида. Другими словами, образ жизни – это философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни.
1. Социально-биологические аспекты здорового образа жизни
1.1. Здоровый образ жизни человека (населения) – важный фактор формирования здоровья нации
В соблюдении здорового образа жизни (ЗОЖ) важен не только поведенческий компонент как таковой (исполнительность, последовательность и т. п.), но и условия окружающей среды: 1) сферы обитания, 2) обстановки трудовой деятельности, 3) рекреационной среды (отдыха). Именно в данном сочетании факторов открываются возможности реального преодоления сложившихся эколого-гигиенических проблем охраны окружающей среды. В развернутом изложении эти материалы представляют интерес для преподавания экологии человека и гигиены окружающей среды. Медико-экологическая информация может быть использована для активной профилактической деятельности в области создания здоровой среды обитания и оптимизации образа жизни в условиях эколого-физиологического соответствия.
Медико-социологические и гигиенические исследования показывают необходимость оптимизации среды обитания человека в жилых и общественных зданиях, улучшения факторов внутри жилищной среды (микроклимат, жилая площадь, наличие удобств, возможности уединения, аэрации помещений и другое), обеспечения безопасности при влиянии любых внешних факторов. То же самое относится к оптимизации условий труда, учебы.
По И. М. Сеченову (1863 г.), организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Речь идет о здоровой внешней среде. Однако в условиях почти повсеместного развития несбалансированных социально-экономических отношений имеет место неблагоприятное воздействие на человека (население) многих факторов антропогенного ряда: загрязненного воздуха и воды, почвы и растений, продуктов питания и др.
Совокупность последних вызывает снижение неспецифической (общей «фоновой») резистентности организма.
✓ Задачами эколого-гигиенической направленности являются защита биологической среды от попадания любых вредных веществ: бытовых и промышленных отходов, отравляющих веществ, ионизирующего излучения, так как они при «включении» в биологический круговорот могут предопределить гибель человечества;
✓ создание четкой системы санитарно-гигиенического нормирования, которая является компромиссной при объективной невозможности устранения (экономического) процесса производства социально необходимых, значимых продуктов;
✓ формирование условий для создания нового биолого-экологического мышления человека и человечества, которое обеспечит надлежащее перспективное эколого-физиологическое соответствие;
✓ формирование безотходных источников энерговооруженности промышленности (сила ветра, энергия прилива-отлива, термальных источников в природе, солнечного тепла и т. п.).
Эти и подобные широкие социальные действия мирового сообщества позволят при взвешенном проектировании сохранить на планете нормативный диапазон приспособляемости (адаптации) и толерантности (переносимости) в системе «Среда – Человек (Общество)». Сказанное подразумевает активное и результативное международное сотрудничество народонаселения всех континентов – как единой семьи народов – на цивилизованных, юридически прозрачных началах с высокоэффективной и устойчивой координацией.
1.2. Проблема оптимизации здорового образа жизни – приоритетная задача социальной политики и развития общества
С медико-педагогической (валеологической) точки зрения обогащенный образ жизни личности должен воплощать в своей содержательной программе оздоровительные мероприятия, которые по циркадному (суточному) режиму (24 часа) проецируются в пространственно-временной континуум, а именно: 8 часов – сон (в домашней обстановке); 8 часов – учебная (трудовая) деятельность (в учреждении); 8 часов – личное необходимое время (в транспорте, учреждениях культуры и досуга, условиях быта и прочее). Таким образом, по рекомендуемому нами для широкой практики оздоровления населения «правилу трех восьмерок» несложно программировать и проводить оздоровительные мероприятия по показаниям.
Так практическое решение вопроса об индивидуальном (оздоровительном) подходе в обеспечении нормального, физиологического сна не встречает препятствий при широкой доступности консультативной помощи компетентных специалистов (невропатолога, психоневролога, валеолога и других).
Далее в учебной или трудовой обстановке врачебно-педагогическое оздоровительное воздействие связано с принципиально новым подходом к самой организационной форме. Последняя предусматривает повсеместное полное использование «технологических окон» в учебном трудовом процессе для индивидуального или группового оздоровления, максимальное приближение средства оздоровления к учебному (рабочему) месту, активную пропаганду «культа здоровья», моральное и материальное стимулирование стабильно здоровых индивидуумов, стимулирование также труда обслуживающего персонала – высшего и среднего звена – по конечному показателю – нарастающему числу здоровых лиц, наблюдаемых в контрольные сроки: в течение полугодового срока, 1 года и многолетнего (3–5 лет и более) периода активного воссоздания устойчивого здоровья у здоровых.
Подобная оздоровительная деятельность в учебной (трудовой) среде должна иметь преемственное продолжение в домашней обстановке по врачебно-педагогическим рекомендациям. Здесь на домашних рубежах массового оздоровления целесообразно создание инфраструктурной части каждодневного медико-педагогического обеспечения при жилищно-эксплуатационных структурах (бассейн, тренажерный и спортивный залы, спортивные площадки, лыжные базы и другие). Сообразным фактическому объему деятельности персонала должно быть врачебно-педагогическое штатное обеспечение муниципальных оздоровительных центров и их филиалов, максимально приближенных к месту жительства (то есть при ЖЭК, РЭУ и т. п.). То же самое относится к средствам лечебно-диагностического обеспечения, крайне необходимым для осуществления надлежащего врачебного контроля и возможного оказания помощи в непредвиденных (экстренных) случаях.
Во внеучебное время особая роль в материализации здорового образа жизни подконтрольного контингента принадлежит социальной рекреационной службе, которая пока функционирует во «фрагментарном представлении» и по «неполной» программе. Хотя значение последней в системном (целостном) понимании и программной деятельности социальной индустрии здоровья неоспоримо, что убедительно подтверждает «один лишь перечень» необходимых объектов (системных элементов): разнопрофильные стадионы, катки и лыжные базы, бассейны, водоемы с лодочными станциями, многопрофильные культурные центры в условиях парков культуры и отдыха, физкультурно-спортивные клубы, променадные, велосипедные и беговые дорожки, клубы семейных встреч, танцевальные залы, библиотечно-информационные центры и др.
Актуальным остается оптимальное оздоровление в период каникул или очередного трудового отпуска. Избранными организационными формами должен быть предусмотрен индивидуализированный образ жизни в условиях благотворного психоэмоционального воздействия санаторно-курортной зоны отдыха с новым ландшафтом и климатическим влиянием.
Предпочтение семейной (коллективной) форме отдыха и оздоровления должно найти отражение в системной (комплексной) организации, учитывающей специфику целеполагания, заключение комиссий санаторно-курортного отбора, транспортное обслуживание, медицинское обеспечение, целесообразное времяпрепровождение, в первую очередь для коллективов со спортивно-экскурсионными запросами.
Таким образом, весь диапазон оздоровительного воздействия на индивидуума должен преломляться через оптимальный образ его жизнедеятельности с учетом многообразных условий обитания и иметь однозначным следствие – устойчивое, надежное здоровье каждого и всех.
Специалисты сходятся во мнении, что наибольшая (по частоте) ущербность здоровью человека находится в непосредственной связи с нарушением его образа жизни (а именно: в половине наблюдаемых случаев). Закономерно возникает вопрос, какие же пути, способы и действия могут благоприятствовать преодолению этой «сложившейся традиции»?
Разумеется, вначале необходимо вскрыть сущностные признаки образа жизни человека и здорового образа жизнедеятельности в особенности. Образ жизни вбирает в себя различные стороны конкретной повседневной жизни человека (группы, коллектива) в целостности. При естественной активности сознания субъекта его образ жизни в развернутом толковании имеет деятельностную основу в духе коллективизма (человеческого общения) и необходимого удовлетворения самых насущных и других потребностей. То есть, человек принимает решения с учетом конкретных условий жизни и сообразно жизненным целям и задачам в бесконечном потоке индивидуальных поступков, соизмеряя в активной деятельности себя (индивидуальное) с общественным (коллектив, общество, культура, цивилизация, право и т. д.).
Здесь мы вплотную подходим к наиболее перспективным врачебным воздействиям на принятие решений подконтрольными субъектами в духе самооздоровления, равно как оптимизации условий для жизнедеятельности. Именно такая стратегия и тактика в медико-социальной сфере – активного непосредственного оздоровительного воздействия на контингент здоровых – создает предпосылки к его устойчивому здоровью и предотвращению формирования потока больных.
В русле многоаспектных социальных перемен оздоровительной направленности становится понятной высокая роль организации, воспитания и пропаганды духовно-физического здоровья общественных субъектов как носителей этого бесценного национального богатства. А сам адресат оздоровления, благодаря осознанию высокой (высочайшей) градации своего здоровья приближается, таким образом, к «глубинному залеганию» его во внутренней структуре личности к устойчивому принятию правильных поведенческих решений.
В методическом плане очень важным является воспитание устоявшейся ориентации личности «на здоровье!», что предусматривает формирование в образе жизни соответствующего стереотипа потребностей и обеспечивает ее устойчивость (верность, надежность принципам, идеалу и ценности здоровья), преемственность целенаправленного поведения и деятельности с учетом оздоровительных потребностей и интересов. Таким образом, стройная целостность оздоровительного поведения личности, по нашему мнению, является материализованной функцией Единой Государственной системы активной пропаганды научных медицинских знаний о здоровье человека и апробированных способах его укрепления.
Практическое осуществление оптимального образа жизни, благоприятствующего формированию гармоничного развития личности – с нравственной чистотой, духовным богатством и физическим совершенством – возможно и необходимо на пути создания сети специализированных оздоровительных учреждений (центров) и их филиалов, приближенных к месту жительства и работы (учебы). В методическом аспекте достижение массового духовно-физического оздоровления – благодаря оптимизации здорового образа жизни общественных субъектов – возможно и необходимо в условиях достаточного и систематического выпуска учебных пособий, учебных, телевизионных и радиопрограмм, книг, брошюр, журналов, газет, пластинок, компакт-дисков, дискет, аудио– и видеокассет и других изданий по здоровому образу жизни человека.
Говоря об арсенале оздоровительного воздействия, следует указать на его большое разнообразие по средствам и видам: подвижные игры, легкая атлетика, тяжелая атлетика, плавание, гребля, спортивная ходьба, лыжная прогулка, катание на коньках, гимнастика в бассейне, кросс, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика, спортивная или художественная гимнастика и другое.
Что касается организационно-контрольного и профессионального обеспечения оздоровительного процесса, то наряду с врачом-валеологом, врачом спортивной медицины в него должны быть включены (для организованных коллективов) профессионалы врачебно-педагогических специальностей (должностей) оздоровительного плана, которые в широкой социальной практике могут стать ведущими и в комплексном изучении закономерностей развития, совершенствования и оптимизации здоровья здорового человека (личности) путем динамической оценки и контроля резервов здоровья, подконтрольного увеличения резервов с помощью различных видов психофизического оздоровительного воздействия.
2. Психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни
2.1. Аддиктивное поведение подростков. Основные направления превентивных мероприятий
В последнее десятилетие особенно остро встала проблема аддиктивного поведения у подростков. В связи с этим возникла необходимость большего внимания к подросткам, которые еще только начинают усваивать аддиктивные способы реагирования на жизненные трудности, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддикций.
Аддиктивное поведение (от английского addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности.
Основным мотивом подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от реальности. Чаще других встречаются внутренние причины, такие как: переживание неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность. От этого «реального» хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в лучшую сторону.
Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям среды. Подросток своим поведением сигнализирует о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
Психологи выделяют следующие формы аддиктивного (зависимого) поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушения пищевого поведения (переедание,
голодание, отказ от еды); гэмблинг-игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции (трансвестизм, эксбиционизм, садомазохизм и др.); религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Для обеспечения нормального развития ребенка и преодоления аддикций большое значение имеет их профилактика.
Профилактика (от греческого prophulaktikos – предохранительный) – это совокупность мероприятий, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.
В вопросах предотвращения аддиктивного поведения подростков профилактика рассматривается как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост ВИЧ-инфекций, гепатита В и С, заболеваний, передающихся половым путем, а также туберкулеза, педикулеза и чесотки). Однако без решения экономических и финансовых вопросов реализация названных направлений профилактики является проблематичной.
Профилактическая деятельность строится на комплексной основе и ее эффективность обеспечивается совместными усилиями педагогов, психологов, медиков, сотрудников правоохранительных органов. В настоящее время, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Фактически вся работа с подростками «группы риска» носит лечебно-реабилитационный характер и касается явных, уже запущенных случаев токсикомании, наркомании и алкоголизма.
Эффективная профилактика должна быть нацелена на здоровых детей и отвечать ряду условий:
1. Универсальность. Единством факторов риска всех видов аддиктивного поведения обусловлен комплекс мер, направленных на предупреждение не только наркомании, но и внутреннего напряжения подростка, которое проявляется уже не в виде наркомании, а, к примеру, в виде агрессии или суицида. То есть профилактика аддиктивного поведения должна предупреждать девиантное поведение в целом.
2. Конструктивность. Профилактика изначально строит установки рационального поведения. Конструктивная профилактика служит предупреждению аддиктивного поведения и способствует формированию стабильно здоровой личности.
3. Опережающий характер воздействия. Создание стойких положительных установок на рациональное поведение.
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где есть возможность систематической целенаправленной превентивной работы на протяжении нескольких лет.
В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.
Приведем несколько основных методов по организации профессиональной профилактики аддиктивного поведения:
• Организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.
• Модель воспитания, в рамках которой формируется стойкое неприятие аддиктивного образа жизни. У детей уже в младших классах накапливаются умения противостоять ситуациям, провоцирующим употребление ПАВ.
Данный метод реализуется в форме психологических групповых тренингов. В психотерапии тренинг – совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.
Базовыми методами проведения тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.
В работе с подростками данная модель представляется наиболее перспективной.
• Предоставление информации. Этот метод основан на информировании подростков о конкретных ситуациях, представляющих опасность, и проводится в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видеофильмов. Предоставление информации заключается в попытке воздействия на мыслительные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию более конструктивных решений.
Такие беседы по предупреждению аддиктиного поведения могут проводиться уже в начальной школе. Они не должны содержать подробного описания ПАВ и эффектов, ими производимых. Эти беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий аддиктивного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
Просвещение в вопросах наркомании, табакокурения и алкоголизма не должно сосредотачиваться только лишь на статистических и фактических сведениях, которые могут давить на психику подростка. Необходим сбалансированный подход, который позволял бы уделять больше внимания социальным и культурным факторам.
В соответствии со спецификой аддиктивного поведения можно выделить следующие принципы профилактической работы:
✓ Комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
✓ Адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
✓ Массовость (приоритет групповых форм работы);
✓ Минимизация негативных последствий;
✓ Личная заинтересованность и ответственность участников;
✓ Максимальная активность личности;
✓ Устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиаций поведения).
В настоящее время специалисты по разработке программ по профилактике злоупотребления ПАВ и других аддикций учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, осуществляться в форме постановки и решения конкретных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, конкурсов, акций и т. п.).
Программы по профилактике для подростков должны быть разнообразны и интересны, основаны не столько на дидактических методах, сколько на интерактивных приемах: диалогах, дискуссиях, тренингах. Например:
1. Формирование жизненных навыков осуществляется психологами в группах на специальных тренингах.
2. Формирование социальных навыков как основы здорового жизненного стиля. Реализуется на тренингах как самостоятельных дисциплинах психологами или педагогами, прошедшими специальную подготовку. Участие принимают все учащиеся в таких программах, как «Здоровье», «Я и другие», «Смотри по жизни вперед».
3. Информирование об опасности аддикций для здоровья. Задача педагогов-предметников заключается в интеграции знаний о здоровье, вредных привычках в общеобразовательные дисциплины. Большие возможности для этого представляются на уроках ОБЖ, физической культуры, биологии, литературы и обществознания.
4. Просветительская работа с родителями, педагогами. Осуществляется на лекциях, семинарах и тренингах психологами, социальными педагогами.
Хорошо зарекомендовали себя в системе образования районные психолого-педагогические медико-социальные центры (ППМСЦ). Специалисты-превентологи данных учреждений организуют психологическое сопровождение учебного процесса, то есть занимаются решением проблем поведенческого характера, проводят консультационную работу и циклы занятий, направленные на социально-психологическое развитие детей и подростков. Эта работа непосредственно связана с профилактикой аддиктивного поведения.
Таким образом, правильное направление развития личности, избежание аддикций и воспитание здорового поколения является приоритетной задачей современности.
Источник