Воспитание чувства ответственности за свое здоровье
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Пропаганда активного образа жизни.
Разработка основных правил здорового образа жизни.
Компьютер, проектор, ватман, цветные карандаши, фломастеры.
На доске вывешены грамоты и медали учащихся, которые они заслужили на различных соревнованиях.
Ход классного часа.
Сегодня мы проводим классный час из цикла «За здоровый образ жизни». Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье» (слайд №1). Важным элементом здорового образа жизни является движение, достаточная физическая нагрузка. Отсутствие двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье человека, приводя к избыточному весу, заболеваниям сердца, снижению иммунитета.
Темой сегодняшнего разговора как раз и будет гиподинамия ( слайд №2) . Мы узнаем, что это за понятие, какое значение придавали двигательной активности в разные исторические эпохи, решим для себя вопрос, сколько мы двигаемся, и является ли это нормой.
Мы проводим свой классный час по группам, каждая из которых выполняла свое домашнее задание, где искала ответ на вопрос: «Что такое гиподинамия?»
В толковом словаре гиподинамией называется недостаточная, пониженная двигательная активность как характерная особенность всего образа жизни.
В последнее время этот вопрос приобретает все большую актуальность, потому что современному человеку приходится затрачивать все меньше физических усилий. Но самой природой в человеке заложена потребность в движении, в мышечном усилии, и подавление этой потребности ведет к тяжелым последствиям для здоровья.
По данным медиков, заболевания сердечно-сосудистой системы, вызванные малоподвижным образом жизни, возросли в 10 раз по сравнению с серединой прошлого столетия. Ученые определили, что при гиподинамии особенно страдают и кровеносные сосуды, и нервная система (слайд №3).
Давайте посмотрим на статистические данные (слайд №4).
Давайте посмотрим, какое значение придавали этому вопросу в разные исторические эпохи.
Действующие лица: Боги – Зевс (в красной накидке), Аид (в черной накидке), Гермес (в желтой накидке, на голове – корона с крылышками), Геркулес, хилый ученик.
Зевс: Продолжаем заседание. Переходим к следующему вопросу. Гиподинамия… слыхали такое слово?
Боги: Гиподинамия…Что это такое?
Зевс: Болезнь 21 века (хлопает в ладоши). Ввести!
Входит Геркулес. Боги глядят с восхищением: «Вот это красавец! Это наша работа!»
Зевс: Но когда это было?
Аид: 3 миллиона 575 тысяч лет назад.
Зевс: А теперь? Что мы имеем в текущий момент? Внести!
Вносят хилого ученика.
Геркулес: Ты откуда такой взялся?
Ученик : Из четвертой школы.
Гермес: Откуда, откуда?
Ученик: Из школы №4 города Людинова.
Геркулес : А ты на физкультуру-то ходишь?
Ученик: Не-а, у меня справка!
Аид: Это, великий Зевс, могучий манускрипт. Стоит его показать учителю, как он сразу отпускает ученика с урока.
Зевс: А что …сии документы есть у всех?
Геркулес: У них еще есть два магических слова: «Форму забыл».
Гермес : Зарядку по утрам делаешь?
Аид: Ну, хоть в школу-то пешком ходишь?
Ученик: Нет, на маршрутке езжу.
Боги: Вот она гиподинамия.
Зевс: Чем же ты занимаешься?
Ученик: Учусь. Завтра у меня сочинение по литературе, пять стихов задолжал, да еще реферат по географии. Сами бы попробовали! Времени не хватает.
Аид: А Пифагор? (слайд №5) Ученый! Великий математик. И был олимпийским чемпионом по бегу.
Гермес: А Платон? Великий философ. Всю жизнь занимался гимнастикой. И до глубокой старости сохранил юношескую силу.
Зевс: Что же нам с ним делать?
Аид: Со скалы его сбросить!
Гермес: В мешок и к Посейдону!
Ученик: Ой, не надо! Я больше не буду.
Зевс : Ну, что, извлек урок?
Ученик: Извлек, убедили. Буду каждый день делать зарядку, запишусь в спортивную секцию. Не пропущу ни одного урока физкультуры.
Вы посмотрели сценку, а теперь задание группам – придумайте 2 упражнения зарядки для главного героя.
Группы показывают упражнения.
Мы продолжаем наше путешествие. Впереди нас ждут Средние века, эпоха рыцарей.
1 рыцарь: Почтеннейшие господа!
Примите наш поклон от сердца.
Вы не напрасно шли сюда.
Мы предлагаем выбрать средства
Для выраженья лучших черт,
Какими рыцарство богато,
И чем проходит больше лет,
Тем качества все боле святы:
То благородство, ум, кураж,
Здесь дамам не жалеют сердца.
И слово острое, и глаз,
Владенье телом – все в наследство!
2 рыцарь. Нас с детства приучают к мысли –
Коль юноша пришел в сей мир,
Он обретает опыт жизни
И знания волшебный пир
И рыцарство с глубин веков
Мы возрождаем в этом зале.
И сколько б ни было оков,
Помогут силы всех богов
И…фортуна с честными глазами!
Рыцарь должен быть не только физически сильным, ловким, выносливым, уметь фехтовать и защищать честь Прекрасной Дамы, но и обладать высоким интеллектом, сочинять стихотворные произведения. Поэтому вам следующее задание – используя конечные слова рифм, напишите хвалебную оду движению, здоровью, спорту (слайд №6).
Вы успешно справились и с этим заданием. Наше путешествие подходит к концу, и нам остается только заглянуть в настоящее время. Заранее мы провели анкетирование, где узнали, знакомо ли чувство гиподинамии и недостатка движения вам. Давайте посмотрим на график, который у нас получился (слайд №7 ).
Давайте проверим, является ли ваше увлечение спортом серьезным, и проведем небольшую викторину. Вам предлагается 5 вопросов, связанных со спортом и здоровым образом жизни.
Как называется оздоровительная гимнастика, выполняемая под музыку?
Вид зимнего двоеборья, включающий лыжную гонку и стрельбу из винтовки.
Российский город, претендующий на место проведения зимней олимпиады в 2014 году?
Европейская команда, ставшая чемпионом мира по футболу в 2006 году?
Известный хоккеист, являющийся в настоящее время министром по развитию спорта?
В течение 40 минут мы путешествовали по разным эпохам, где каждый выбирал свою дорогу: заниматься спортом, активно двигаться или приобщаться к гиподинамии.
Последнее задание – изобразите, какой вы выбираете путь.
(Учащиеся на ватманах отражают свои мыли).
А теперь давайте посмотрим, как мы в школе боремся с гиподинамией
(слайд №8 – Мы выбираем движение).
Сегодня мы старались стать ближе на пути здоровья и движения, каждый из вас хорошо работал, серьезно думал, и, надеюсь, для себя пришел к выводу: Жизнь или гиподинамия?
Источник
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
статья на тему
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка
Выступление на МО
Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье
Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории
Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.
Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.
Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:
• сформировать у обучающихся представление о:
-позитивных факторах, влияющих на здоровье;
— правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
— рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной
• дать представление о:
— негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
— влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
— составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
— делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
— выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;
— представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
— потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.
Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
Следует осуществлять простые и очень важные действия:
- Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
- Во время учебного дня проводить подвижные игры.
- Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
- Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
- Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
- Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
- Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
- Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
- Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
- В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
- Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
Организация работы спортивных секций, кружков;
Проведение дополнительных уроков физической культуры.
Организация спортивных перемен.
Физкультминутки для учащихся.
Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
Урочная и внеурочная работа.
Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.
Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:
● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;
● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;
● создана медико-психологическая служба;
● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.
Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:
● здоровье и здоровый образ жизни;
● соблюдение режима дня;
● соблюдение правил личной гигиены;
● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);
● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;
● различные формы физического воспитания:
● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;
● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.
Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.
В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.
Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:
● активного участия в этом процессе самих обучающихся;
● создание здоровьесберегающей среды;
● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
● планомерной работы с родителями;
● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.
Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .
Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.
сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.
Источник