Критерии эффективности здорового образа жизни
Критерием эффективности формирования ЗОЖ следует считать реальное увеличение количества и качества здоровья. Здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что люди изначально различны, для достижения одинакового эффекта они должны в течение жизни вести себя по-разному. ЗОЖ в принципе не может и не должен быть идентичным для всех. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата.
Проблема измерения здоровья издавна привлекает внимание ученых. Большинство существующих методов основано на определении функциональных возможностей организма. Однако для всесторонней оценки этого недостаточно. Важно знать не только объем работы, которую может выполнить человек, — уровень работоспособности, но и то, насколько хорошо он себя при этом чувствует, — качество здоровья, а также сколько предстоит ему прожить — количество здоровья.
Наиболее простая технология оценки количества здоровья, в любых условиях, включает следующие показатели: возраст, массу, рост, систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений. Из них по формулам рассчитывается ударный объем сердца, а также пульсовый приток крови в сосуды головы и их тонус, связанные с мозговым кровообращением. К этим показателям можно добавить анкетные данные, анамнез (в методе именно это слово) заболеваний. Затем по специальным алгоритмам высчитывается индекс здоровья. Повторные обследования повышают точность оценки, а проведенные с интервалом в год дают возможность следить за направлением и скоростью изменения количества здоровья.
Оценка качества здоровья проводится методом трех шкал: физической, психической и социальной удовлетворенности. С их помощью может быть достаточно просто измерена удовлетворенность человека своим здоровьем и выражена в стандартных количественных единицах. Проводить оценку качества здоровья можно либо путем опроса, либо путем самозаполнения специальных опросников.
В формировании ЗОЖ необходима проверка эффективности и окончательной коррекции индивидуального образа жизни.
Эффективность может оцениваться по клиническому состоянию, функциональной устойчивости, профессонально-значимым качествам, психофизиологическому статусу.
Путь каждого человека к здоровому образу жизни отмечается своими особенностями как во времени, так и по траектории. Принципиального значения это обстоятельство не имеет, так как важен конечный результат. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, подтянутости, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистичном настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах.
Содержание приведенных критериев может быть расширено и детализировано в зависимости от потребностей личности.
Критерий | Оценка критерия |
Организационный | Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни |
Гигиенический | Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены |
Коммуникативно-деятельностный | Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регуляр-ная оздоровительная деятельность, наличие поисковой активности, творческие способности |
Адаптационно-ролевой | Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуали-зации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся со-циальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность |
Культурно-эстетический | Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, спо-собность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде |
Ценностно-мотивационный | Приоритет духовных ценностей, уважение к человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологи-ческого идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здраво-творчества |
Эмоционально-волевой | Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизнен-ных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «локус контроля», спонтанность, развитая саморегуляция |
Индивидуально-личностный | Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации |
Заключение
На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), а не ходит пешком, кушает с книгой и … А спроси у него: “Что же такое здоровье ?” … Да ничего он вам на это не ответит. Забудет он про этот вопрос. А вспомнит вас (задавшего этот вопрос) только где – нибудь в кардио- или онкодиспансере. Но, скорее всего, будет поздно… И начнет он рассказывать вам то же самое, что было изложено выше… Но вот вопрос: нужны ли ему теперь все его материальные ценности? Наверное нет…
Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления своего здоровья.
Вставать ежедневно в одно и тоже время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды, обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время!
Список литературы
1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.
2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.
3. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. — 2006. – 211 с.
4.Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. — Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.,
5. Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. — М.: Высш. школа, 2005. – 212 с.
6. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.
7. Лещинский А.В. Берегите здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.
8. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. — М.: Медицина, 1988..
9. Шухатович В. Р. Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
Источник
Повышение эффективности работы по формированию ЗОЖ.
консультация на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_zozh.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности работы по формированию ЗОЖ.
Проблемы здоровья детей сегодня как никогда актуальны. На реализацию функций здоровья влияют многие внешние и внутренние факторы, в том числе индивидуальное поведение, индивидуальный потенциал здоровья, склонности и способности, физико-биологическая среда обитания.
Изучив возрастные особенности детей, уровень заболеваний, нервно-психическое здоровье, наличие вредных привычек, формирование здорового образа жизни воспитанников особенно необходимо для детей моей группы.
Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни заключается в следующем:
— оптимальный двигательный режим;
— профилактика заболеваний у детей;
— предупреждение детского травматизма;
В своей работе по теме использую такие формы воспитательной работы:
— игры и упражнения для укрепления здоровья;
— подвижные игры, соревнования
Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил личной гигиены. С этой целью я провожу беседы, практические занятия по темам «Гигиена тела», « Уход за волосами», «Гигиена одежды и обуви», «Почему болят зубы? Как записаться к стоматологу?», «Правила мытья рук», «Ешь правильно, и лекарство не надобно», «Этот суровый режим дня», обсуждение жизненных ситуаций, обучение и повседневное закрепление правил личной гигиены.
С целью профилактики заболеваний у детей провожу беседы на тему « Опасные украшения », «Грипп — это опасно», «Болезнь грязных рук», «Профилактика чесотки», « Стресс и его последствия в организме» .
Предупреждение детского травматизма – это обучение детей правилам поведения во время перемен, при посещении спортивных кружков, на спортивных и игровых площадках, при переходе улиц и дорог, в общественном транспорте, противопожарная безопасность и т.д. Я провожу такие мероприятия: беседа «Какие опасности подстерегают при пожаре», игра «Знай правила движения, как таблицу умножения», беседы « Осторожно, гололед!», « Стой, бешеная собака», « О правилах поведения на спортивных площадках» и т.д.
Провожу разъяснительную работу о вреде курения, алкоголя, наркотиков, о пагубном влиянии их на здоровье детей. Это беседы «Профилактика вредных зависимостей», «Оружием знания -против наркомании», «Психоактивные вещества и последствия их употребления», «Детки в пивной клетке» , «Наркотики — оружие самоистребления»; ставлю перед детьми проблемные вопросы типа: «Что бы ты посоветовал герою, чтобы…»; анкетирование.
Всю работу по этому разделу направляю на воспитание чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья и чувства ценности человеческой жизни.
Такая работа помогает воспитанникам глубже чувствовать вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Все своё время воспитанники находятся в коллективе. От постоянных контактов они устают, не могут справиться со своими эмоциями и управлять своим поведением, а ведь жизнь в положительной эмоциональной атмосфере — это здоровье. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают адекватно воспринимать действительность и реагировать на неё.
Проводимые игры, беседы, занятия (« Зеркало настроений», «Культура здорового образа жизни») учат детей руководить своими эмоциями, помогают обогатить внутренний мир, расширить знания о самом себе и окружающих его людях, происходит развитие эмоциональной сферы.
В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получения ими удовольствия от познания нового, применяю принцип чередования и преемственности тем занятий.
Для того, чтобы определить уровень самосознания здорового образа жизни у обучающихся 8-9 классов, я провела анкетирование. было выявлено, что здоровым образом жизни воспитанники считают занятия спортом и отказ от вредных привычек. на вопрос: какие условия ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни, все дети отметили высокую личностную значимость здоровья ( на первом месте отметили – быть здоровыми, иметь хороших друзей, иметь работу, на последнем месте — иметь много денег)
На вопрос что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня – ежедневно отметили – завтрак, обед, ужин, прогулка , сон не менее 8 часов
, несколько раз в неделю – душ, ванна, занятия спортом , что говорит о неполном соответствие распорядка для учащихся. Источники информации о том как заботиться о здоровье , часто отметили – школа, родители, телевидение, иногда –книги, никогда — от друзей.
Таким образом, основные задачи педагога, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
В качестве рекомендаций коллег по данному вопросу предлагаю организовать работу по ЗОЖ по следующему алгоритму:
- Диагностика (анкетирование, наблюдение, опросники)
- Планирование работы по профилактике и коррекции развития навыка.
- Мониторинг промежуточных и конечных результатов.
- Дальнейшее планирование работы с повышением уровня сложности задания.
Источник
Реферат: Критерии эффективности здорового образа жизни
Название: Критерии эффективности здорового образа жизни Раздел: Рефераты по медицине Тип: реферат Добавлен 18:36:25 12 декабря 2009 Похожие работы Просмотров: 4725 Комментариев: 15 Оценило: 5 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать |