Меню

Эксперименты для детей по зож

Методическая разработка Экспериментирование в старшей группе «Будь здоров!»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Данное занятие направлено на формирование у детей правильного понимания полезного и вредного вокруг них: от воздуха до продуктов.

Скачать:

Вложение Размер
экспериментальнвя деятельность в старшей группе по направлению ЗОЖ 49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №32 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывно-образовательной экспериментальной деятельности в старшей группе «Карамельки»

Конспект экспериментальной в старшей группе

Тема: «Будь здоров!»

Цель: Накопление у детей представлений о здоровом образе жизни.

  • Упражнять детей в узнавании вредных и полезных продуктов и привычек;
  • Способствовать формированию у детей представления о «воздухе», «кислороде», их роли в жизнедеятельности человека;
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • Укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий.

Используемые педагогические технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Проблемно-игровая технология;
  • Технология сотрудничества;
  • Информационно-коммуникативная технология;
  • Здоровьесберегающая технология.

Интеграция образовательных областей:

Коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Материалы и оборудование:

  • Бутылка Кока-колы
  • Сахар
  • Индивидуальные трубочки для коктейля
  • Стаканчики с питьевой водой
  • Полиэтиленовые прозрачные пакеты
  • Конфеты
  • Гель с блестками
  • Индивидуальная маска
  • Влажные салфетки

Экспериментирование с водой, умывание, мытье игрушек, беседы по теме «Здоровый образ жизни».

В группе появляется большая кукла в маске на лице.

— Ребята, к нам сегодня привели девочку. Но с ней что-то приключилось. Она молчит, почему-то. Как выдумаете, почему она в маске? (ЗАБОЛЕЛА)

— Ой! Смотрите! У нее записка, которую, наверное, ей мама положила. Давайте прочитаем. Нет, эта записка от самой девочки.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юля. Я так спешила к вам в сад. Я, к сожалению, не могу с вами пообщаться, так как плохо себя чувствую. У меня болит горлышко, пропал голос, и даже живот заболел, и что бы вас не заразить, я пришла в маске. Но только я ума не приложу, почему я заболела. Мама мне сказала, что ребята в вашей группе точно знают, почему я могла заболеть. Подскажите, пожалуйста, что же я делаю не так?»

— Ну, я думаю, Юля что ребята тебе могут подсказать, что же ты делал неправильно, что заболела. Ну, что ребята? Давайте расскажем, что же Юля делала не так? Может, если он будет знать определенные правила, то больше и не заболеет? Поможем Юле? (Дети отвечают – да)

— Ребята, как вы думаете, почему Юля заболела? (Дети набрасывают варианты, воспитатель выбирает вариант ПРОСТУДИЛАСЬ, ЗАМЕРЗЛА и т.д)

— Конечно! Юля, возможно просто простудилась. Как же это могло произойти? (дети набрасывают варианты – ХОЛОДНО ОДЕВАЛАСЬ, КРИЧАЛА НА УЛИЦЕ и т.д.).

— Да, дети, холодный воздух, который попадает к нам в рот, может застудить горло, и оно заболит. Скажите, а мы видим этот воздух, мы можем его потрогать? (Дети отвечают). Нет, конечно, мы его не видим.

— Поэтому я предлагаю вам один опыт, с помощью которого мы увидим и даже пощупаем воздух, которым мы дышим.

ОПЫТ №1 (Пакет с воздухом)

— Воздух мы не видим, мы не можем его потрогать, даже понюхать мы его не можем. Я предлагаю вам, ребята с помощью обычного пакета поймать какое-то количество воздуха, который находится у нас в группе. Раскрываем пакет, взмахиваем им и зажимаем кулачком. Пакет надулся, и теперь с его помощью мы можем и рассмотреть и даже потрогать воздух. Но если мы пакет раскроем, то он снова станет невидимым и неосязаемым. Скажите, видим ли мы воздух?

— Вот такой коварный воздух, который может быть и холодным и теплым и он обязательно попадает к нам в организм. Верите? Давайте проверим.

ОПЫТ №2 (Соломенка+чашка с водой)

— Как вы считаете, ребята, есть ли внутри нас воздух? (Дети отвечают) А это мы сейчас проверим.

— Перед вами стаканчики с водой и трубочки. Возьмите трубочку и немного отпейте водички. Только не всю. Получилось? Это означает, что мы можем вбирать в себя воду так же, как и воздух. А теперь давайте попробуем дунуть через трубочку в воду. Что вы видите? (Дети отвечают).

— Как вы думаете, что означают эти пузырики? Что это?

Правильно! Это воздух, который был внутри нас.

— Так скажите, есть ли внутри у нас воздух?

Конечно, в каждой клеточке организма.

— Как же воздух туда попадает?

Правильно, через носик, которым мы дышим.

— А как называется орган, в который он попадает? Легкие.

— А где же нам брать свежий воздух? Правильно. Нужно ходить гулять.

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

— Вот так мы с вами показали Юле сразу несколько вариантов, почему она могла заболеть. Что это, ребята? (НУЖНО БЫЛО ТЕПЛО ОДЕВАТЬСЯ, ДЫШАТЬ СВЕЖИМ ВОЗДУХОМ, НО НЕ КРИЧАТЬ НА ХОЛОДЕ)

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

— Ребята, а что нужно Юле есть, чтобы не заболеть? (ФРУКТЫ, ОВОЩИ, ВИТАМИНЫ)

— Юля, а ты ела витамины? Ах, ну да, она же не может говорить. Обратимся к ее записке.

«Я принесла вам свои самые любимые лакомства газировку и конфеты. Угощайтелсь!»

Воспитатель: А! Ну, так теперь понятно, почему у тебя и животик болит. Скажите ребята, конфеты – полезный продукт? ( Дети отвечают). Ну, конечно, не полезный. Но он и не вредный, если есть их в небольшом количестве. Так ведь?

— Что может случиться, если есть много конфет? (ЗАБОЛЯТ ЗУБЫ).

— А чтобы они не заболели, что нужно делать? Чистить зубы. Всему нужно знать меру.

А газировка – полезный продукт? ( Дети отвечают). Ну, конечно, нет!

Воспитатель: Спасибо, конечно, тебе, Юля за угощения. Ну, давай так. Мы возьмем конфеты, а кока-колу мы пить не будем, а лучше покажем тебе, что произойдет, если запивать этим напитком сладкие конфеты. А ты, Юля, посиди, посмотри и послушай, из-за чего у тебя заболел животик.

ОПЫТ №3 (Опыт с Кока-колой и сахаром)

— Ребята, как вы думаете, почему конфеты такие сладкие? Что туда добавляют? (САХАР). Вы, конечно, уже знаете, что сахар в больших количествах вреден для человека. Но вы даже представить не можете, как он может быть опасен, если его еще запивать газировкой!

— Сейчас мы перельем в таз бутылку газировки, которую нам принес Мышонок. Все равно мы пить ее не станем, так ведь? А теперь берите сахар и бросайте его в таз. (НАЧИНАЕТСЯ БУРНАЯ РЕАКЦИЯ).

— Вы только посмотрите, что будет внутри нас, если мы будем конфеты есть вместе с газировкой. Ребята, что будет чувствовать человек, если он так сделает? (ЗАБОЛИТ ЖИВОТ).

— Вот, Юля! Видишь, почему у тебя болит живот? Больше не пей газировку. Сейчас ребята тебе расскажут, что нужно есть и пить, чтобы больше у тебя животик не болел. Ребята, расскажите Юле, какие продукты считаются полезными? (ОВОЩИ, ФРУКТЫ, МОЛОКО и т.д.)

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть еще таблетки

Вкусом, как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Сашули и Полины

Что полезно? (ВИТАМИНЫ)

— Ну, хорошо. Ребята, а скажите, что могло попасть в организм Юли? Отчего она заболел? (ГРЯЗЬ, МИКРОБЫ). А какая часть тела у человека самая грязная (РУКИ). Значит как к Юле могли попасть микробы?

— Юля, у тебя чистые ручки? Давай посмотрим.

— На первый взгляд, чистые. Но если на них нет грязи, значит ли, что они чистые? Это не значит, что на них нет микробов. Ребята, скажите, видим ли мы микробов? (НЕТ). А как они передаются нам? (ЧЕРЕЗ ИГРУШКИ и т.д.)

— Конечно, но самое главное – через прикосновение. Сейчас мы Юле покажем, как передаются микробы.

ОПЫТ №4 (Опыт с блестками-микробами)

— Ребята, представьте на секундочку, что мы вдруг стали видеть всех опасных микробов. И первый, кто собрал их на руки, оказалась я. (ВОСПИТАТЕЛЬ МАЖЕТ ЛАДОНИ КРЕМОМ С БЛЕСТКАМИ).

— А теперь я поздороваюсь с кем-то (ЖМУ РУКУ ОДНОМУ ИЗ ДЕТЕЙ). Видите, у него осталась часть моих микробов. А теперь он пожмет руку своему соседу, и теперь у него осталась часть микробов, и так они передаются дальше. Скорее всего, Юля, ты заболела, так как в твой организм попали именно микробы.

— Что же делать, ребята с этими микробами на рука? (ПОМЫТЬ РУКИ С МЫЛОМ).

— А если мы в дороге, и у нас нет возможности вымыть руки? (ПРОТЕРЕТЬ ВЛАЖНЫМИ САФЕТКАМИ)

Дети вытирают руки салфетками.

— Ребята, как вы думаете, мы помогли Юле?

— Расскажите, ребята Юле еще раз, что нужно делать, чтобы не заболеть?

— А что нужно Юле делать сейчас, когда она уже заболела? (ИДТИ К ВРАЧУ)

— Так что, Юля, мы ждем тебя здоровой. Выздоравливай!

— Но как вы понимаете, этот быстрый способ очищения если мы не дома, но микробы все равно остаются на руках.

— Но когда мы приходим домой, что необходимо сделать? (ВЫМЫТЬ РУКИ С МЫЛОМ)

— Чем мы и займемся.

ОПЫТ №6 (Самостоятельный опыт детей)

— И наш последний опыт, который мы проведем – избавимся от микробов с помощью мыла и воды.

Источник

Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение)

Надежда Веселова
Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение)

Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены.

Материал: два яйца, орехи.

Методика проведения: воспитатель спрашивает детей «Ребята, как вы думаете, есть у зубов защитник?». Затем выставляет на мольберт модель зуба, сообщает детям, что зубы покрыты крепкой зубной эмалью – самым твердым веществом организма. Воспитатель рассказывает детям, что яйцо покрыто сверху скорлупой, состоящей из кальция, как эмаль зуба. Предлагает взять это яйцо в руки и попробовать его раздавить. Дети выполняют. После этого предлагает взять яйцо и разбить им орех.Воспитатель подводит детей к выводу: эмаль очень хрупкая, ее необходимо беречь и ухаживать за ней.

«Кто живет у нас во рту?»

Цель: подвести детей к пониманию биологического смысла основных гигиенических мероприятий.

Материалы : зеркало, зубная щетка, прозрачный стакан с чистой водой.

Методика проведения:воспитатель обращается к детям:- А сейчас посмотрим, кто живет у нас во рту. Сначала возьмите в руку стаканчик с водой и рассмотрите ее. Видите, какая она чистая и прозрачная. (Дети выполняют). Потом возьмите зубную щетку, почистите без пасты свои зубы. Хорошо чистите! Захватывайте дальние зубы – жевательные! Водите вверх и вниз, как положено! Промойте щетку в стакане с чистой водой. Как изменилась вода? (Если дети не полоскали рот после завтрака, вода слегка помутнеет, если чистили – останется чистой).Воспитатель помогает детям сделать вывод: если вода помутнела – между зубами имеются остатки пищи, на них размножаются микробы. Если не помутнела, значит, вы молодцы, хорошо ухаживаете за зубами, и ни кто во рту у вас не живет.

«Почему болят зубы?»

Цель: помочь детям понять причины образования трещин в эмали зубов.

Материалы: предмет, покрытый гуашью, яичная скорлупа.

Методика проведения: воспитатель спрашивает детей, отчего могут болеть зубы. Напоминает, что все болезни зубов начинаются с того, что трескается эмаль. Отчего она может треснуть? Предлагается взять яичную скорлупу и ударить обо что – то твердое (появляется трещина). Воспитатель предлагает посмотреть, как разрушается эмаль при ударе. Он ударяет по предмету, покрытому гуашью. Гуашь трескается и осыпается, обнажая основной материал предмета.

Воспитатель помогает детям сделать вывод: эмаль трескается, если сильно удариться зубами; если сразу после горячего есть мороженное или, наоборот, после холодного есть горячее; эмаль могут разрушить микробы.

«Имеет ли вода запах?»

Цель: подвести детей к выводу о том, что вода без примесей не имеет запаха; вода с неизвестным запахом нельзя употреблять, чтобы не повредить здоровью.

Материалы: стакан с минеральной негазированной водой, стакан с водопроводной водой, стакан с водой из аквариума, слабый раствор хлорной извести, пипетка, микроскоп, соломинка.

Методика проведения:Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию и определить:

• В каком из стаканов вода минеральная, а в каком – водопроводная?

• Чем пахнет вода из – под крана?

• Почему она пахнет хлоркой?

Затем воспитатель предлагает подойти к микроскопу и рассмотреть, что происходит с грязной водой, если в нее добавить раствор хлорной извести. С этой целью берется капля воды из аквариума и рассматривается детьми под микроскопом. Затем в эту каплю добавляется капля раствора хлорной извести. С этой целью берется капля воды из аквариума и рассматривается детьми под микроскопом. Затем в эту каплю добавляется капля раствора хлорной извести. Дети, наблюдая за происходящими изменениями, приходят к выводу, что хлорка убивает микробов, тем самым очищает воду. Педагог

сообщает, что в больших дозах хлор очень ядовит, поэтому специалисты следят за тем, чтобы

водопроводные трубы попадал раствор хлорной извести, безопасный для людей. После этого задает

детям вопрос: «Можно ли употреблять воду, Жидкость, имеющую резкий, незнакомый запах?»

Воспитатель подводит малышей к выводу: нельзя употреблять неочищенную воду, и имеющую резкий запах, а также пробовать на вкус незнакомые напитки.

Цель: выявить представление детей о вредном влиянии газированных напитков и сладостей на эмаль зубов.

Материал: яйцо, сваренное вкрутую, чашка солодовым уксусом.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям яйцо (предварительно сваренное вкрутую) положить в чашку с содовым уксусом и оставить его. На следующий день дети рассматривают яйцо и видят, как сильно уксус изъел скорлупу.Воспитатель помогает малышам сделать вывод: так же губительно влияют на эмаль зубов газированные напитки и сладости.

Цель: доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая, а так же от последовательности приема пищи разного вкуса.

Материал: горячий и теплый чай, соленая вода, кусочки сахара, нарезанный лимон.

Методика проведения: ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащего одинаковые количества сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному кусочку сахара в каждую чашку и, размешав, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий. После глотка соленой воды детям предлагается попробовать простую воду. Она кажется им соленой. После чашки сладкого чая лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

Цель: познакомить детей с процессами очистки воды разными способами.

Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Методика проведения: воспитатель предлагает детям «замутить» воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

«Вредное влияние кока-колы на организм человека»

Цель: показать детям вред «Кока-колы» для нашего здоровья.

Материалы для проведения экспериментов: Бутылки с кока-колой или пепси-колой, прозрачные стаканчики, ржавые предметы, чашка со следами от чая, кусочек колбасы, конфеты «Ментос» (лучше не глазированные, молочный зуб.

Опыт 1Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда кока-колу и опустили зуб. На второй день тот почернел, из чего дети сделали вывод, что в кока-коле содержится красителей, которые проникают даже в твердый зуб. На третий день на зубе появилась трещина, а на четвертый день зуб распался на две половинки.Вывод: Вещества, содержащиеся в Кока-коле, наносят вред нашему организму, разрушают зубы.

Опыт 2. Для опыта разрезали кусочек колбасы на две половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в колу. На второй день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в коле превратилась в кашицеобразное пюре.Вывод:Кола обладает разрушающими свойствами для мяса.

Опыт 3. Взяли два ржавых болтика. Один поместили в стакан с водой, другой – с колой. На второй день болтик в воде покрылся еще одним слоем ржавчины, а болтик в коле, наоборот, даже очистился от нее.Вывод: Кока-кола разъедает даже ржавчину.

Опыт 4. Была взята белая чашка со следами от чая. Обычной водой следы не отмывались. Дети налили в чашку колу и вышли на прогулку. После прогулки чашку прополоскали. Следы от чая пропали.Вывод: Кока-кола содержит вещества, разрушающие стойкие пятна.

Опыт 5На прогулку взяли бутылку колы, открыли ее и положили под крышку три драже «Ментос». Затем резко открутили крышку. Кола высоким пенным фонтаном брызнул в разные стороны.Вывод: Нельзя запивать конфеты, содержащие мяту, колой!

Опыт 6. В стакан налили кока-колу и оставили его на неделю. Через неделю вода из колы испарилась, а в стакане остался тягучий сироп.Вывод:В кока-коле очень много сахара.

Вывод: Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что кока-кола разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В кока-коле есть такие вещества, которые разъедают ржавчину и налет от чая ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в кока-коле очень много сахара, который вредит нашему организму. Кока-кола наносит сильный вред нашему организму, она небезопасна для нашего здоровья.

Картотека опытов и экспериментов Картотека эта ещё совсем маленькая, но в будущем она обязательно будет пополнена. ВОДА «Выжми губку»Цель: научить собирать и переливать воду.

Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Песок, глина 1 Сыпучесть Оборудование: Два стаканчика с песком.

Источник

Читайте также:  Эскизы плакатов за зож
Adblock
detector