Элективный курс: «За здоровый образ жизни»
рабочая программа на тему
Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку включает биологические, географические и физико-химические аспекты экологических проблем. Актуальность программы заключается в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_rabochaya.docx | 46.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Перечень нормативно – правовых документов, на основе которых была разработана рабочая программа.
• федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
• примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03- 1263);
• приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный № 26755
• учебный план образовательного учебного плана на 2014- 2015 уч. год.
Элективный курс: «За здоровый образ жизни», разработан для учащихся 9 класса естественнонаучного и общественно – гуманитарного профиля обучения. Элективный курс имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, поскольку включает биологические, географические и физико-химические аспекты экологических проблем. Актуальность программы заключается в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по экологической оценке окружающей среды.
Цель: активизировать внимание школьников к экологическому состоянию ближайшего окружения, обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
1.Формирование личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
2. Способствовать переходу знаний в убеждения.
3. Развивать знания и умения учащихся наблюдать и оценивать состояние окружающей среды, здоровье человека, его наследственность и образ жизни.
4. Формировать обязательный минимум знаний и умений, необходимых для понимания характера взаимодействия природы и человека.
5. Анализ причин, последствий и путей их устранения.
В теоретической части раскрываются экологические проблемы на локальном, региональном и глобальном уровне. Ключевым в содержании курса является фундаментальное понятие экологии человека – понятие здоровья. Оно включает сведения о наследственности, образе жизни, окружающей среде и здравоохранении. Практическая часть предполагает организацию исследовательской деятельности учащихся по изучению антропогенного воздействия на природные объекты и здоровье человека. Данный курс предусматривает как классно — урочную и лекционно-практическую системы, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. Практическая часть предполагает использование типового школьного оборудования кабинета химии и биологии. В результате изучения курса у учащихся развиваются общеучебные, исследовательские и поисковые навыки работы, умения сотрудничать с товарищами, представлять результаты работы в различной форме. Элективный курс может быть использован для расширения и углубления профильного курса биологии, так и в качестве отдельного элективного курса.
Занятие 1. Лекция. Вводный урок(1час).
Цели и задачи курса «За здоровый образ жизни»
Вопросы для обсуждения.
Здоровье человека – общественное и личное достояние. Средняя продолжительность жизни – показатель здоровья человека. Рождаемость — причины ее сокращения. Влияние измененной природной среды на здоровье человека. Обострение проблемы здоровья.
Глава 1. Здоровье человека и окружающая среда (5часов).
Занятие 2. Лекция Отношения «человек – природа» в современных условиях
Цель: познакомить учащихся с современным состоянием природной среды.
Источники информации: видеофильм, кассета №2 «Загрязненная среда»
Место и роль человека в биосфере. Причины обострения противоречий между обществом и природой. Современное состояние биосферы. Экологические катастрофы. Влияние изменения окружающей среды на здоровье человека. Роль государственных и общественных организаций в охране окружающей среды.
Занятие 3. Семинар «Шум и здоровье человека» (1час).
Цель: познакомить учащихся с понятиями «шумовое загрязнение», «уровень шума», «шумовая болезнь».
Вопросы для обсуждения.
Уровень шума. Шумовое загрязнение. Слуховая чувствительность человека.
Влияние положительных и отрицательных звуков на организм человека. Шумовая болезнь.
Источники информации: материалы средств массовой информации
Практическая работа 1. «Влияние шума на здоровье человека».
Занятие 4. Семинар «Продукты и их влияние на здоровье человека» (1час).
Цель: познакомить учащихся с понятием «экологически чистые продукты».
Источники информации: видеоматериалы, телепередача «Здоровье»
Вопросы для обсуждения.
Значение кулинарной обработки. Режим питания. Биологические и химические загрязнители продуктов питания. Количества нитратов в овощах и фруктах. Пищевые отравления, предупреждение и первая помощь
Практическая работа 2. «Обнаружение нитратов дифениламиновым методом»
Занятие 5. Лекция «Ритмы в жизни человека» (1час).
Цель: дать характеристику природной среды своей местности
Источники информации: диск 1С «Репетитор» (биология)
Вопросы для обсуждения.
Космические факторы здоровья. Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.
Занятие 6. Семинар «Экология населенного пункта»(1 час).
Цель: объяснить, значение природной среды как неотъемлемого условия жизни человека.
Источники информации: материалы средств массовой информации
Вопросы для обсуждения.
Среда обитания человека. Особенность населенного пункта сельского типа. Экологические проблемы современного населенного пункта. Защита от загрязнения воды, воздуха, почвы.
Переработка отходов. Проблема автомобилей. Озеленение поселка.
Практическая работа 3. «Анализ суммарной запыленности воздуха за зимний период»
Занятие 7. Семинар «Среда жилого помещения»(1 час).
Цель: дать характеристику среды жилого помещения.
Вопросы для обсуждения.
Школьное помещение. Планировка, эмоциональная оценка. Тепловой режим, влажность, вентиляционный режим. Освещенность. Аллергены, «синдром нездорового помещения»
Практическая работа 4. «Гигиеническая оценка микроклимата помещения».
Глава 2.Экология и цивилизация, (5 часов).
Занятие 8. Семинар «Загрязнение атмосферы» (1час).
Цель: познакомить учащихся с изменениями в атмосфере, воздействием атмосферных загрязнений на здоровье человека.
Источники информации: видеофильм, кассета №1 «Атмосфера»
Источники загрязнения воздушного бассейна. Качественные и количественные изменения атмосферы в процессе жизнедеятельности человека. Глобальные последствия загрязнения атмосферы: «парниковый эффект»; разрушение озонового слоя; увеличение кислотности биосферы. Воздействие атмосферных загрязнений на здоровье человека. Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК).
Практическая работа 5. « Определение загрязненности воздуха с помощью лишайников»
Занятие 9. Семинар « Загрязнение почвы» (1час).
Цель: познакомить учащихся с понятием «круговорот веществ в почве», взаимосвязи хозяйственной деятельности человека и загрязнением почвенной среды и ее влияние на здоровье человека.
Источники информации: видеофильм, кассета № 2 «Загрязненная среда»
Значение почв в биосфере и жизнедеятельности человека. Причины загрязнения почв: рост урбанизации, развитие промышленности, открытый способ добычи полезных ископаемых, транспортная коммуникация, мощная техника, увеличение объемов удобрений и ядохимикатов. Влияние измененного почвенного покрова на природу отдельных территорий и планеты в целом. Циркуляция загрязнений в почвенной среде и пути их поступления в организм человека. Рациональное использование и сохранение почвенных ресурсов.
Практическая работа 6. «Определение кислотности почвы».
Занятие 10 .Семинар «Загрязнение водной среды»(1 час).
Цель: познакомить учащихся с основными источниками загрязнения водной среды, их воздействием на здоровье человека.
Источники информации: видеофильм, кассета № 2 «Загрязненная среда»
Источники загрязнения природных вод. Хозяйственная деятельность человека – основной источник загрязнения. Состояние поверхностных вод в черте поселка. Загрязнение подземных и грунтовых вод Аргаяшского района. Влияние снегосвалок на водные объекты.
Воздействие загрязненных водных ресурсов на здоровье человека. Обсуждение мер по охране природных вод от загрязнения.
Практическая работа 7. «Очистка воды из природных источников»
Занятие 11 .Лекция «Охрана здоровья и экология» (1 час).
Цель: познакомить учащихся с наиболее важными экологическими проблемами; показать примеры вредного влияния загрязнения биосферы на организм человека.
Источники информации: материалы средств массовой информации
Экологический фактор в ухудшении общего состояния здоровья человечества. Появление новых болезней, связанных с загрязнением окружающей среды. Экологическая обусловленность мутаций в биосфере. Производство лекарственных препаратов и экология. Понятие о здоровом образе жизни человека.
Занятие 12. Лекция «Экология и научно- технический прогресс (НТП)»(1 час).
Цель: объяснить важность постоянного контроля за состоянием окружающей среды и проведения мероприятий по улучшению экологических условий обитания человека.
Источники информации: материалы средств массовой информации
Совместимы ли экология и НТП? Экологический бумеранг. Экономические барьеры на пути решения экологических проблем. Принципы рационального природопользования: комплексность, региональность предельно допустимой нагрузки; экологический мониторинг, профилактика и прогноз.
Занятие № 13 .Лекция «СПИД – чума ХХ века»(1час)
Цель: показать тесную связь таких качеств, как образ жизни, нравственность и здоровье человека.
Источники информации: таблица «Модель вируса СПИДа»; компьютер; диск 1С «Репетитор» (биология); А.В.Яблокова «Биология и современность»
Вопросы для обсуждения
СПИД — что это такое? История открытия и изучения болезни. Строение и жизненный цикл вируса иммунодефицита. Симптомы СПИДа. Передача вируса СПИДа. Профилактика заболевания. Возможности разработки вакцины.
Занятие №14 . Семинар «Вред курения»
Цель: заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки; профилактика курения среди некурящих.
Источники информации: В.И.Коростелов. «Человек и его здоровье»,- М.:Медицина, 1986.Д.Колесов «Предупреждение вредных привычек у школьников».- М.:Педагогика, 1984.А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М.:Просвещение, 1983.
Вопросы для обсуждения.
Курение — вредная привычка. Вредные вещества табачного дыма. Влияние курения на работоспособность человека. Осложнения курения.
Практическая работа №8. «Влияние никотина на ферменты слюны»
Занятие №15 Лекция «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании.
Цель: развитие у подростков осознанного неприятия наркотических как способов воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности.
Источники информации: материалы средств массовой информации.
Вопросы для обсуждения
Наркомания – это болезнь. Наркотики, их действие на организм. Биологический механизм формирования зависимости. Наркотики и здоровье будущих поколений. Наркоманы и закон.
Занятие № 16 . Семинар «Поговорим об алкоголе»
Цель: выработать у подростков негативное отношение к спиртным напиткам
Источники информации: видеоматериалы, телепередача « Здоровье»
Вопросы для обсуждения.
Наркотические вещества, их вред. Развитие алкоголизма. Алкоголь – путь в никуда. Влияние алкоголя на потомство.
Занятие № 17 . Семинар « Культура питания. Культура движения »(1 час).
Цель: подтвердить фактами, примерами значимость для здоровья рационального питания, мышечной активности, сформировать у учащихся на этой основе понятие физического воспитания.
Источники информации: слайды, фотографии спортсменов, рентгеновские снимки нарушений опорно-двигательного аппарата; видеокассета «Анатомия, физиология, гигиена»
Вопросы для обсуждения.
Образ жизни – фактор здоровья. Болезни сытости. Здоровая диета. Творческая активность, здоровье и долголетие Долгожители. Биобилдинг и пропорции тела.
Практическая работа № 9. «Определение гибкости позвоночника»
Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать: основные экологические понятия, законы функционирования и развития природных систем;
— задачи экологии, принципы рационального природопользования;
— экологические проблемы своего региона, местности;
— об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
— простые приемы оказания доврачебной помощи при отравлении;
— правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
— факторы, разрушающие здоровье человека;
— правила поведения в природной и социальной среде;
— о «зеленом» движении и Международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды от загрязнения.
Уметь: объяснять характер возникновения экологических проблем, причины их обострения на современном этапе развития;
— характеризовать взаимосвязи человека с окружающей средой и раскрывать их характер;
— раскрывать сущность глобальных экологических проблем, причины их породившие;
— прогнозировать возможные отрицательные последствия для всего человечества в случае их неразрешенности, пути выхода из кризиса;
— анализировать разнообразные экологические ситуации;
— прогнозировать функционирование природных систем в условиях антропогенного влияния ;
Источник