Меню

Школа формирования зож это

Школа формирования здорового образа жизни.

ЗОЖ—это система жизненных ценностей направленная на активный образ жизни.

В понятия ЗОЖ входят:

1.оптимальный режим труда и отдыха.

4.отказ от вредных привычек.

7.личная и общественная гигиена.

8.гигиена семьи и брака

9.сексуальное образ и воспитание.

Важными элементами яв:

1.от человека и его образа жизни (50%)

4.от работы учреждений здравоохранения (10%)

Профилактика заболеваний эндокринной системы (сахарный диабет).

Сахарный диабет (СД) — это эндокринное заболевание, связанное с абсолютным или относительным дефицитом инсулина, вызывает нарушение всех видов обмена веществ в организме.

• Контроль веса. Лучше, конечно, не набирать лишнего веса, потому что частые «прыжки» веса – это также фактор риска для здоровья в целом. • Правильное питание. Наиболее вредный в плане влияния на риски развития сахарного диабета рацион питания включает в себя обилие жирных блюд и легкоусвояемых углеводов с высоким содержанием сахара, а также жареного, копченого, соленого, продуктов, повышающих уровень холестерина в вашей крови. Чтобы устранить данный фактор риска, нормализуйте свой рацион: питайтесь в соответствии с энергетическими тратами, употребляйте не более 170 г мяса в день, ограничьте потребление сахара (не больше 6 чайных ложек в день для женщин и не больше 9 чайных ложек в день для мужчин) и соли (не больше 5 г – примерно чайная ложка).Избегайте слишком соленых блюд, откажитесь от жарки на масле, старайтесь есть большое овощей, фруктов, сложных углеводов (каши, зерновой хлеб), нежирных белков (молочные продукты, рыба, птица)

• Отказ от курения. Курение является одним из базовых факторов риска заболевания диабетом второго типа, поэтому, бросив курить, вы в 2-4 раза снизите возможность развития этой страшной болезни.

• Контроль артериального давления

Нормативные документы, регламентирующие концепцию охраны и укрепления здоровья.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Приказы.

— «КОНЦЕПЦИЯ охраны здоровья здоровых в Российской Федерации». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2003 года № 113. (30); — «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241.// Официальные документы в образовании. — № 18. — 2001. С. 66-95. (32); — «Об утверждении программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004- 2010 годы» (по итогам Всероссийской диспансеризации детей 2002 года). Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 октября 2003 года № 506, Российская академия медицинских наук приказ от 24 октября 2003 года № 92. (33);

Билет №10

Профилактика заболеваний нервной системы.

Своевременное лечение заболеваний инфекционной и неинфекционной природы, ведении здорового образа жизни (отказ от употребления алкоголя, наркотических препаратов, рациональное и полноценное питание), применение средств защиты на вредных производствах, особенно при работе с тяжелыми металлами, использовать лекарственные препараты только по назначению и только по инструкции. При возникновении каких-либо симптомов, нужно обратиться к врачу для диагностики и лечения заболевания.

Медико-социальная помощь семье.

Медико-социальная помощь семьям «группы риска» заключается в оказании наркологической, психотерапевтической поддержки родителей и детей, обеспечении детей до 1 года детским льготным питанием, направлении на лечение, реабилитацию, установление инвалидности, медицинском обследовании и лечении, формировании установок на здоровый образ жизни, обеспечении доступа к информации по вопросам здоровья, проведении медико-социальной экспертизы, санаторном оздоровлении, выявлении проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска», социально-педагогической поддержке семьи, в восстановлении гармонизации взаимоотношений между членами семьи, разработке индивидуального плана социально-педагогической поддержки семьи. Правильная организация медико-социальной деятельности способствует восстановлению и гармонизации семейных отношений и создает условия для успешной социализации ребенка.

Медико-социальнаяпомощ ь оказывается:

✓ медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

✓ в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль.Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор врача общей практики (семейного врача), который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией.

Основная цель обучения пациентов в Школе:

 повышение информированности пациентов с АГ о заболевании и факторах риска

его развития, обострений и осложнений

 повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья

Читайте также:  Сообщение как ты понимаешь что такое зож

 формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотива-

ции к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача

 формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья,

анализу причин и факторов, влияющих на индивидуальное здоровье

 обучение пациентов выбору цели, составлению плана индивидуальных действий по оздо-

ровлению и контролю за их исполнением

 формирование у пациентов практических навыков по оказанию первой доврачебной по-

мощи в случаях обострений и кризов

 формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния

на здоровье поведенческих (рациональное питание, двигательная активность, управ-

ление стрессом, отказ от вредных привычек).

Активная часть занятий направлена на развитие у пациентов умений и навыков, кото-

рые необходимы в повседневной жизни для наиболее эффективного контролирования арте-

риального давления (АД) и сохранения здоровья.

Содержание занятий

Полный цикл состоит из 8 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важ-

ным проблемам контроля АГ, которые требуют активного участия самого пациента.

Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?

Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гиперто-

Занятие 3. Ожирение и артериальная гипертония

Занятие 4. Физическая активность и здоровье

Занятие 5. Курение и здоровье

Занятие б. Стресс и здоровье

Занятие 7. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как повысить привержен-

Источник

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся — RSS

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся

Для здоровья и благополучия будущих поколений нашей страны необходимо мотивировать и прививать здоровый образ жизни, в первую очередь, молодежи.

Мотивация здорового образа жизни – это комплекс мер, направленных на появление у человека стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни.

Основы здорового образа жизни закладываются в самом раннем детстве, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в молодом возрасте. Формирование мотивации здоровья и здорового образа жизни – дело весьма сложное, требующее решения многих задач, существенно отличающихся для людей разного возраста. Вместе с тем, никакие пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – получение удовольствия, в подростковом возрасте – возможность самосовершенствования и способность к маневрам.

Для молодых людей иногда теряется значение такой мотивации, как самосохранение. Здоровье и сила нередко лишают их необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение. Именно поэтому у них можно чаще наблюдать примеры рискованного и саморазрушающего поведения – в возрасте от 12 до 30 лет совершаются опасные для здоровья и жизни действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные интимные контакты, ведущие к венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. Все это закладывает фундамент для хронических неинфекционных заболеваний, ведущих к ранней инвалидности и смерти (цирроз печени, гастрит, легочные заболевания, заболевания почек, нарушение обмена веществ и пр.).

В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Воспитание у молодежи навыков здорового образа жизни может позволить достигнуть главной цели, каковой является охрана здоровья здоровых.

Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни идет через знания. При этом формирование знаний, убеждений, привычек должно базироваться не только на информации, а на личном примере педагогов и родителей, на пребывании в здоровьесберегающей среде семьи и учебного заведения. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций, а сами учителя редко придерживаются декларируемых правил.

Задачу формирования у школьников ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школы.

В программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, входят такие направления, как рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность, закаливание, рациональное питание, психическая саморегуляция, учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды, пропаганда против вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение основам предупреждения травматизма и правилам личной гигиены.

В ходе обучения школьников основам здорового образа жизни необходимо проводить специальные собрания и классные часы, конференции, на которых ребята должны сами готовить доклады о важности всех компонентов здорового образа жизни.

На подростков большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, журналы, Интернет. Для мотивации здорового образа жизни нужно привлекать внимание учеников к передачам, статьям и публикациям, пропагандирующим этот стиль жизни.

Педагог, как и любой родитель, обязан ежедневным примером и учением (не путать с нравоучениями) прививать с детства любовь к здоровому образу жизни, беречь и сохранять не только свое здоровье, но и здоровье близких и родных.

Источник

Формирование здорового образа жизни учащихся

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.

Читайте также:  Зож это пиз шь футболка с ежом

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Именно такая организация обучения способствует формированию представлений о здоровьесбережении и научит детей отличать здоровый образ жизни от нездорового, поможет в дальнейшем беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

  • глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
  • дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
  • методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

Ответственность за достижение этих целей формирования здорового образа жизни возлагается, главным образом, на школу.

Школа – это не только образовательное учреждение, это особый мир детства, в котором ребенок проводит значительную часть своей жизни. Отсюда необходимость посмотреть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства. И здесь велика роль таких учебных предметов, как естествознание, биология, генетика, анатомия и физиология человека, валеология, основы безопасности жизнедеятельности. Но нередко знания, получаемые школьниками на уроках по этим предметам, – далекая от жизни теория.

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, здорового образа жизни учащихся. Как правило, в школах не сложно организуются отдельные оздоровительные мероприятия, которые, в конечном счете, не всегда дают положительный эффект. Для этого необходимо, чтобы работа по здоровьетворчеству носила системный характер.

С целью расширения представлений школьников об окружающем мире, формирования у них навыков здорового образа жизни преподаватели кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности Армавирского Государственного Педагогического Университета организовали работу клуба “Школа здоровья” на базе Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии школы-интерната III-IV вида г. Армавира Краснодарского края.

Мы стали участниками реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями, имеющими социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Мы – твоя семья” при поддержке Фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки – Детского благотворительного фонда “Виктория” (г. Москва).

Цели и задачи образовательной программы по валеологии, разработанной в рамках проекта “Мы – твоя семья”:

  • содействовать сохранению здоровья учащихся школы-интерната;
  • вырабатывать убеждения в негативном воздействии на организм таких вредных веществ, как табачный дым, алкоголь, наркотики и токсины;
  • формировать безопасное поведение детей с ограниченными возможностями.

Наша программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Дети практически применяют эти правила через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время. Мы обсуждаем с детьми вопросы о том, что такое “здоровье” и что такое “болезнь”, подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

Практическим вкладом в реализацию программы “Мы – твоя семья” стал Сборник методических материалов “Тематические уроки здоровья” в 2-х частях. Автор данной статьи – составитель Сборника адресует его педагогам, воспитателям, социальным работникам и всем тем, кому небезразлично здоровье наших детей.

Страницы Сборника повествуют о том, что здоровье – это не подарок, полученный один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого из нас. Книга призвана убедить в том, что наш организм заслуживает особого внимания, что познание себя – одна из главных задач homo sapiens (человека разумного).

Под руководством преподавателей кафедры студенты старших курсов социально-педагогического факультета, факультета технологий и предпринимательства, филологического факультета проводят “Уроки здоровья” в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. В процессе игры улучшается физическое развитие детей и совершенствуются психические процессы.

Студенты-волонтеры ведут с детьми разговор о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

В работе с детьми мы исходим из того, что детство – особый уникальный период в жизни человека, это не подготовка к жизни, а сама жизнь с определенным, присущим только ей кругом потребностей и возможностей. Поэтому в работе с детьми с ограниченными возможностями, мы руководствуемся принципом гуманизма и педагогического оптимизма, что предполагает веру в ребенка, в его потенциальные возможности реализовать себя как личность.

Читайте также:  Зож рецепты для мультиварки

Настоящее театрализованное представление с помощью мягких игрушек организовали студенты социально-педагогического факультета – будущие социальные педагоги. А будущие учителя начальных классов провели “Урок Айболита” о культуре питания. Живой интерес у детей вызвали стихи и загадки о полезных ягодах, овощах и фруктах. Они активно их отгадывали, за что в награду получали апельсины, мандарины и бананы.

Студенты филологического факультета провели урок здоровья в необычной форме: “Суд над СПИДом”, о чем писала городская газета “Армавирский собеседник”. Перед студентами стояла непростая задача: силой голоса, особой интонацией передать трагедию поломанных судеб, загубленных надежд. “Жертвы СПИДа” призывали ребят не рисковать своими мечтами, прекрасным миром, который ждет их впереди, ради сиюминутного удовольствия.

Проведению уроков здоровья мы готовим студентов перед выходом на педагогическую практику в школы города и края. При кафедре биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности АГПУ для них читаются спецкурсы: “Гигиенические основы образования учащихся”, “Охрана репродуктивного здоровья”, “Основы здорового образа жизни”, “Профилактика употребления психоактивных веществ” и др. Несколько лет при кафедре работает “Школа здоровья”, в рамках которой студенты-волонтеры проходят соответствующую подготовку по разным направлениям: экологическому, патриотическому, антинаркотическому и валеологическому воспитанию школьников.

Валеологическое образование будущих педагогов мы начинаем с самого главного – с формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. И никакие новации, никакая инициатива и творчество не должны идти впереди заботы о здоровье детей.

С целью изучения представлений о здоровом образе жизни нами начато исследование, в котором принимают участие студенты очного и заочного отделений. Составлен опросник, в котором испытуемые должны проранжировать 15 заданных характеристик здорового образа жизни. При ранжировании студенты в первую очередь отмечают отсутствие вредных привычек, занятие спортом, рациональное питание. Причем в большинстве ответов такие не менее важные компоненты здорового образа жизни, как самосовершенствование, доброжелательное отношение к другим людям, осмысленная жизнь находятся на последнем месте. Студенты заочного отделения отдают предпочтение таким характеристикам, как гармоничные отношения в семье, “не вести беспорядочную половую жизнь” и др. Надо отметить, что сама процедура ранжирования предложенных составляющих здорового образа жизни расширила представление испытуемых о нем. Такого типа исследования выступают еще и фактором формирования более полных представлений о здоровом образе жизни.

Большинство участников исследования (97%) указывают на необходимость ведения здорового образа жизни. В качестве основных аргументов они называют следующие: “быть здоровым”, “быть сильным”, “быть красивым”. Видимо это связано с возрастом испытуемых (в исследовании принимали участие, в основном, студенты первых курсов), их стремлением нравиться противоположному полу. В ответах студентов-заочников сравнительно больше таких аргументов, как “быть успешным в делах”, “быть всегда в форме”, “иметь здоровых детей”. Вот некоторые выдержки из размышлений студентов: “Здоровый образ жизни вести необходимо, так как это краткий путеводитель по дороге к личному счастью и благополучию”, “Здоровый образ жизни – это билет в будущее, будущее без детей – инвалидов”, “Если мы не будем вести здоровый образ жизни, то последующие поколения столкнутся с еще большими проблемами”, “Образ жизни задает ритм самой жизни”, “Благодаря здоровому образу жизни я легко адаптировалась к студенческой жизни вдали от дома”. Вот так далеко могут простираться толкования о здоровье, здоровом образе жизни, если дать возможность молодым людям подумать.

Итак, необходимость соблюдения принципов здорового образа жизни осознается почти всеми участниками исследования. Но за этим пониманием не всегда стоят реальные действия по их выполнению, что, скорее всего, объясняется нежеланием менять выработавшиеся привычки, стереотипы поведения. К сожалению, лишь в экстремальных ситуациях (тяжелая болезнь, жизненный кризис) человек вынужденно изменяет свой образ жизни, начинает ответственно относиться к своему здоровью и здоровью близких для него людей.

Начатое исследование представлений о здоровом образе жизни показывает актуальность данного направления работы в профессиональной подготовке будущих учителей. Ведь реализация задач, стоящих перед школой в области формирования здоровья молодого поколения, требует подготовленных кадров.

К сожалению, вопросы гигиенического воспитания учащейся молодежи не выделяются в специальную дисциплину, а вопросы формирования здорового образа жизни рассматриваются лишь в некоторых дисциплинах кафедры биологии, медподготовки и безопасности жизнедеятельности и в основном на первых курсах. Хотя, как известно, процесс валеологического образования должен быть непрерывным.

На практических занятиях по дисциплинам, изучающим организм человека, студенты осваивают методики, которые формируют социальную потребность быть здоровым. Знания, полученные на занятиях, будущие учителя закрепляют во время педагогической практики в школе, на детских площадках, а также в условиях оздоровительных летних пионерских лагерей.

Вопросы валеологического образования мы постоянно включаем в тематику научно-исследовательской работы студентов. Под нашим руководством будущие педагоги участвуют в проведении профилактических дней в школах города, выступают среди учащихся по проблемам укрепления здоровья. Стало уже традицией проведение городской экологической конференции накануне Всемирного дня здоровья (7 апреля).

В последнее время мы много говорим о возрождении России. Вложить свой посильный вклад в сохранение её генофонда – благороднейшая задача тех, кто трудится в народном образовании. И это надо делать сегодня, завтра будет поздно.

Источник

Adblock
detector